Ярославль. Церковь Николая Чудотворца на Меленках.

Церковь Николы на Меленках в Ярославле. Построена в 1672 г. Летняя, четырехстолпная, пятиглавая. Внутренняя роспись — 1707 г., выполнена ярославскими мастерами во главе с Ф. Федоровым. Отдельно стоявшая колокольня разобрана в 1920-х гг.

На месте, где сейчас располагается церковь когда-то была деревня Меленки, получившая свое название от бывших тут ветряных мельниц. До возведения храма здесь существовал мужской Николо-Сковородский монастырь в Глинищах, который был упразднен в 1660-х годах. Первые упоминания о деревянном храме на этом месте относятся к 1627г. Каменную церковь начали строить в 1668г. на средства ярославского купца Мартиниана Дурандина. Храм во имя Николая Чудотворца с приделом Прокопия Устюжского в паперти освятили в 1627г. Храм представляет собой кубический объем, окруженный с трех сторон закрытой галереей с окнами, и увенчанный пятью чашуйчатыми главами на высоких барабанах. С западной и южной стороны расположены крыльца под двускатной крышей, с северной – придел. Фасады декорированы простыми пилястрами, аркатурно-колончатым поясом на барабанах, простыми прямоугольными наличниками на галерее. В северо-западном углу ранее находилась шатровая колокольня, которую разобрали в 1939г. Росписи стен выполнены в 1705-1707 годах ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым. В 1822 году стенопись частично поновил Е.С. Камещиков. Храм закрыли в 1931 году. В 1995г. вернули православной церкви. 
Информация: Архитектурные шедевры Святой Руси. Ярославль. – Самара: Издательский дом «Агни», 2007

Главный каменный холодный храм Николы в Меленках, с приделом в северной галерее в память блаженного Прокопия Устюжского чудотворца, был заложен по благословению митрополита Ростовского Ионы Сысоевича в 1668 г. и освящен в 1672 г. Тогда же возвели и шатровую колокольню. Строительство велось на средства ярославского купца Мартимиана Дурандина, скончавшегося в монашестве с именем схимонах Макарий.
Церковь Николы в Меленках представляет четырехстолпный, пятиглавый, первоначально с позакомарным покрытием храм, окруженный с трех сторон низкими одноэтажными закрытыми галереями. Никольский храм увенчан мощным пятиглавием на высоких барабанах, украшенных аркатурно-колончатым поясом. С западной и южной стороны расположены крыльца под двускатной крышей, с северной – придел. Фасады декорированы простыми пилястрами, окна на галерее имеют простые прямоугольные наличники. Росписи стен выполнены в 1705-1707 гг. ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым. В 1822 г. стенопись частично поновил Е.С. Камещиков.
Колокольня церкви Николы в Меленках имела очень необычный силуэт с резким переходом от арок звона к шатру. Создавалось впечатление, что этот переход намечал второй ярус шатра. Нижний ярус колокольни был решен в виде аркады. Глухие вытянутые арки придавали колокольне неповторимую легкость и нарядность. В 1939 г. по решению городских властей она была снесена.
Храм закрыли в 1931 г. В 1995 г. вернули православной церкви. Церковь Николы в Меленках была освящена в 1997 г. с приделом во имя вмч. Варвары.
http://www.moi-jaroslavl.ru/zerkvi-v-slobodax/nikolo-melenskii.html?start=1

Николо-Мельницкая церковь находится там, где когда-то располагалось село Меленки, получившее свое название от «бывших тут ветряных мукомольных мельниц». Владел этим селом с деревнями Творогово, Зверинец, Титовская, Ильцино, Полянки «Спасского монастыря архимандрит с братиею по грамоте Ивана Васильевича 1555 году». До построения приходской церкви Николы в Меленках на этом месте существовал мужской монастырь, именовавшийся Николо-Сковородским, что на Глинищах. По местной традиции, название его произошло от чугунного била (сковороды), которым созывали монахов на службу, и от глинистой почвы, на которой стояла обитель.
О времени основания монастыря сведений не сохранилось, впервые обитель упоминается в связи с разорением ее поляками в 1609 году. Подробности бедствия содержались в записях Самуила Миславского: «Леата 117 (1609) мая 3, на страсть св. Тимофея и Мавры, в соборной церкви св. Николы чудотворца монастырской на глинищах затворился игумен Варсонуфей с братиею и людие мирские; но супостатная литва коего изрубиша мечами, коих побиша, церковь св. Николы пограбиша, монастырь запалиша, но г, церкви токмя паперть обгоре, остался невредно и чюдотворный образ святителя Николы мирликийского. В заутрие плакаша людие мнози плачем великим и погребоша телеса убиенных на погости монастыря у колокол; образ великого Николы чудотворца изнесоша в церковь Рождества Христа Бога нашего… иже на Волге реце. И не бысть в монастыре св. Николы чудотворца никое время ни пения, ни звонения, никого же людей ходяще».
Позднее ростовский митрополит Кирилл предпринимал попытки возобновить Никольский монастырь. Он послал в Москву «за подаянием на обитель» инока Варлаама, который на обратном пути был ограблен. Вот что Варлаам пишет в своем донесении митрополиту: «он грешный мних и вощик его Захар ограблены разбойниками Баловня так, что остались при одних рубахах, а какой был скарб зерна, холста, яиц, масла и другого, все забрано, да и лошадь увели. Да у него, Варлаама, была мошна с двадцатью семи рублевиками, и ту стягнули с тельника; да у Захара взяли рублевик и два алтына и оставили их голышами. Одна тележенка с дужкой остались в кустах». Некоторое время после разорения Никольская обитель еще существовала, о чем есть упоминания в «Повести…» Николо-Пенской (Федоровской церкви). Окончательно монастырь упразднили в 1660-х годах, точная дата не известна.
В 1650-х годах в обители жил блаженный юродивый Илья, народная молва сохранила о нем такой рассказ: «Днем он бегал по Ярославлю едва не нагой и переносил самые жестокие морозы, а на ночь уходил в клеть Николо-Сковородского монастыря, в которой, после краткого отдыха проводил время в молитве. Много ему доставалось вытерпеть побоев, насмешек, брани от людей, не понимавших ни себя ни его, но он все переносил благодушно. Знакомства не было у него ни с кем, кроме некоего благочестивого мужа, по прозванию Баженова, да Сергия, инока Никольского монастыря; их иногда посещал блаженный. Со скорбью смотрел Илья на грехи людские. Любя людей, он плакал за них и слезами своими призывал их к покаянию. Так, в 1658 году июня 9-го, говорит предание, Илья приде к церкви Рождества Спаса нашего Христа, иже на Волге, ста пред папертью церкви поя и умильно зря на образ Господа Вседержителя, умно молитву перед ним творя и плакаше неутешно. Кончивши же молитву, громко возопи: «Жарко! Жарко!» Людие же видяще и слышаще сия, дивляхуса. В следующий день в Ярославле был сильный пожар, начавшийся со стороны Волги, вблизи сего храма. В пожар этот город почти весь выгорел».
Первые упоминания о деревянном Никольском храме относятся к 1627 году и содержатся в исторических актах Спасского монастыря: «село Меленки на реке Которосли на Глинищах, и в селе церковь во имя Николы Чудотворца, древяна, а в церкви образы и книги и все церковное строение мирское». Более точные сведения о деревянных храмах сообщает грамота царя Алексея Михайловича 1647 года о приписке слобод Спасского монастыря к посаду: «Мельничной слободы приходская церковь, храм дровяной, верх холодный, на реке Которосли на берегу во имя Святителя Николая Чудотворца, в том же храме престол во имя святого Прокопия Устюжского да храм теплый Успения Пресвятой Богородицы».
Каменная Никольская церковь была заложена в 1668 году по данной на ее строительство грамоте: «Благословение Божие Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, в Ярославль, поволгской, Мельницкой слободы Никольским попам Елеазару да Филиппу. Били вы нам челом да приходские люди: Мартьян Тимофеев (Дурандин), Макаров сын Гурьев, Абрам сын Сенельский, Федор Юрьев сын Жыхарев и все приходские люди, чтоб нам вас пожаловати благословить новую каменную церковь великого чудотворца Николы, что на глинищах, да в тое же церкве приделати придел св. праведного Прокопия, устюжского чудотворца – и о том дать нашу благословенную грамоту на освящение святые антиминсы. И как сия наша грамота придет, и вы б по нашему благословению и нашей грамоте вели на тое церковь камень и кирпич, известь и всякое мелкие запасы готовить… Писана в Ростове, в лето 7176 (1668) февуария в 9 день».
Средства на постройку каменного храма дал ярославский купец Мартиниан Дурандин, но ему было не суждено увидеть завершение сооружения храма: 10 декабря 1668 года он скончался, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. Церковь Николая Чудотворца с приделом в паперти во имя Прокопия Устюжсюго освятили 15 октября 1672 года.
Стенные росписи храма были начаты 11 июня 1705 года и завершены 29 август 1707 года артелью ярославских изографов, в которую входили: Федор Федоров, Стефан Митрофанов, Василий Никитин, Тихон Иоаннов, Иоанн Григорьев, Иоанн Никитин, Иоанн Сергеев, Моисей Семенов, Федор Иоаннов, Димитрий Андреев, Семен Гавриилов, Василий Игнатьев, Гавриило Семенов, Петр Дмитриев, Сергей Волод [имиров], Василий Петров, Михайло Игнатьев, Стефан Стефанов. По окончании работ церковь Николая Чудотворца была вновь освящена Димитрием Ростовским. В храме хранился атласный антиминс, данный святителем. В 1822 году стенопись частично поновлена Елисеем Степановичем Годуновым (Каменщиковым). Этот известный ярославский мастер на протяжении 45 лет (с 1812 по 1857 гг.) осуществлял многочисленные работы в храмах прихода по «поправлению икон старых» и стенного письма.
Храмовая икона Николая Чудотворца в летней церкви была «наследие Николо-Глинищенского монастыря, сожженного поляками в 1609 году, уцелевшая почти невредимою от пожара, только краска заметно опаленною. Эта икона местночтимая, многими почитается чудотворною. Она очень древняя — новгородского, по определению археологов, письма. Святая икона обложена серебряною, позолоченною ризою, устроенною ярославским купцом Иваном Петровичем Железновым. Образ этот поставлен в особую икону, которая служит ему полями, на коих изображено житие святителя. В центральном храме, около северной стены, стояла чтимая икона Богоматери Всех скорбящих Радость с надписью «Истинное изображение и мера с чудотворного образа Пресвятой Владычицы Богородицы Всех Скорбящих Радость, которая имеется в царствующем граде Москве, в церкви преподобного Варлаама Хутынского, за Москвою рекой в Ордынской улице». В 1866 году на средства ярославской купеческой вдовы Елизаветы Петровны Масленниковой (урожденной Кучумовой) для иконы была сделана серебряная риза, украшенная жемчугом и «разными камнями».
У северной стены находилась также икона Богоматери редкой иконографии, названная в церковной описи Блаженное Чрево. Священник Димитрий Предтечевский оставил описание образа: «Богоматерь представлена в ризе червленого цвета, застегнутой запонкой, на голове и персях ее в четырех кругах изображены Господь Иисус и неизвестные лики святых. Предвечный младенец представлен лежащим и подающим Богоматери одной рукой продолговатый хлеб, а другой — держащим голубя, возле которого начертаны слова: «се лежит сей на падение и восстание сущих во Израили». Под Пречистой Девой, с двух сторон, представлены две лествицы огненного цвета, по которым нисходят и восходят ангелы. На углах образа помещены евангелисты, а вверху изображена Богоматерь с безлетным сыном». Надпись на иконе сообщала: «1643 (года) сей образ древнего образа Пресвятой Богородицы иже на Костроме Воздвиженском женском монастыре». Эта обитель располагалась в Костромском кремле, неподалеку от Успенского собора. В большой пожар 1773 года ее деревянные храмы и постройки были «совершенно уничтожены» и больше не восстанавливались.
В церкви Николая Чудотворца находилась также икона преподобного Мартиниана, соименная жертвователю храма и поставленная, как полагают исследователи, ко времени окончания его строительства. В ризнице холодной церкви в особых киотах хранились четыре серебряных креста-мощевика, в одном из них — частицы мощей князей Василия и Константина; в другом 33 частицы мощей разных святых; еще два креста, в которых заключались: в первом — частицы мощей Константина и Федора Муромских, во втором — части Древа Креста Господня, ризы Богоматери и частицы мощей тридцати святых, были пожертвованы в 1867 году И.И. Карзинкиным.
В 1683 году на средства прихожан построили на месте деревянной теплую каменную одноглавую церковь в честь праздника Успения Богоматери, дата ее росписи «в виде отдельных клейм, сделанных по маслу», неизвестна. В 1864 году крестьянин села Заозерье Угличского уезда Федор Андреев Бычков изготовил в зимний храм новый резной иконостас. Придел во имя иконы Богоматери Всех скорбящих Радость в нем был устроен в 1885 году в честь почитаемой в приходе святыни на средства ярославского купца Максима Григорьевича Кузнецова, кроме того жертвователь возобновил росписи храма. В иконостасе Успенской церкви, в местном ярусе, стояла икона Благовещения Богоматери, которая «весьма уважалась даже старообрядцами». В церкви также хранился водосвятный серебряный крест с мощами святых. В XVIII веке ярославский купец Козьма Иванов Зеленцов «кроме многих построенных в церкви украшений дал вечно с пяти лавок собираемый оброк в приращение к церковным доходам».
Около Николо-Мельницкого храма находилась принадлежавшая Ярославской Большой мануфактуре писче-бумажная фабрика, она сгорела в 1845 году. Через 12 лет мануфактура была куплена у прежних владельцев Яковлевых московским купцом Иваном Андреевичем Карзинкиным, который основал «Товарищество Ярославской Большой Мануфактуры» и начал строительство близ церкви Николы в Меленках бумагопрядильной фабрики. Рабочие, а их число росло с расширением производства, являлись прихожанами Никольского храма, который к концу XIX века уже не мог «в должной мере удовлетворять религиозным потребностям служащих и рабочих фабрики». В 1890-х годах правление Товарищества ЯБМ вознамерилось возвести новую церковь по проекту академика архитектуры Соловьева на месте холодного Никольского храма, но в виду его «археологического значения» строительство не осуществилось. В 1903 году другим академиком, Александром Васильевичем Ивановым, был выполнен новый проект церкви на другом месте. Закладка храма состоялась 27 июля 1904 года, а сооружение его завершили в 1908 году к 50-летнему юбилею фабрики в знак «выражения благодарения Господу Богу» за ее благополучное существование. Торжественное освящение храма состоялось 12 октября 1908 года, его престолы – главный во имя Иоанна постника, придельные – во имя Андрея Критского (справа) и Архангела Гавриила (слева) – посвятили святым, соименным учредителям Товарищества, на чьи средства сооружалась церковь – Ивану Андреевичу и Андрею Александровичу Карзинкиным и Гавриилу Матвеевичу Игумнову.
Архиепископ Тихон, освящая церковь, привел слова святителя Феофана Затворника: «Из всех благодеяний, какими благодетельствует человек человеку [училище, больница, приют], храмоздание есть самое большое и многообъятное… храм один совмещает в себе все, что имеет каждое из тех учреждений: он есть и училище веры и благочестия, и питомник и врачебница наших сил духовных и телесных, и странноприимница духовная».
Жертвователи потратили на новую церковь более четырехсот тысяч рублей. Построенный ими храм поражал «обширностью размеров здания, вмещающего до трех тысяч лиц, обилием света, симметричностью частей, стройностью и простотой в целом. Новый храм имеет большой запас ценной утвари и ризницы». Интерьер основного объема был украшен росписями, «на сводах восемь художественных картин и на западной стене храма две», среди каноничных сюжетов на сводах вызывали интерес композиции «Преподобный Сергий благословляет князя Димитрия Донского на битву с татарами» и «Крещение Руси». Трехъярусный иконостас «работы ученого рисовальщика И.М. Дикарева» был украшен искусной резьбой.
На новую колокольню перевесили с прежней восемь колоколов: благовестник весом в 209 пудов, который, вместо разбитого, был отлит в 1816 году на заводе мастера Ивана Чарышникова; его же работы второй, полиелейный колокол 1824 года весом в 103 пуда; третий, вседневный, отлит 3 октября 1746 года Андреем Маляровым на тульском заводе Акинфия Никитича Демидова; четвертый, в 36 пудов, и пятый, в 15 пудов — работы завода Порфирия Ивановича Оловянишникова; три зазвонных колокола, по свидетельству о. Дмитрия Предтечевского, «по цвету меди, по рисунку орнамента» одинаковы с третьим, вседневным.
В приходе было три школы: церковно-приходская на 120 учеников, одно классная при мануфактуре на 450 и школа грамоты на 240 человек. На Никольский приход распространялась деятельность Предтечевского общества трезвости, большие собрания которого проходили иногда в театральном помещении ЯБМ.
К Никольскому храму была приписана часовня на ул. Широкой (архитектор Н.И. Поздеев), устроенная рабочими ЯБМ в память избавления фабричного населения от холерной эпидемии в 1892 году и освященная 6 октября 1896 года.
В 1931 году церковь Николы в Меленках была закрыта, в 1939 году снесена колокольня XVII века, теплый храм в 1940-х годах перестроен. В церкви Андрея Критского до настоящего времени находился Городской дом физкультуры. В 1995 году холодная церковь передана Русской Православной Церкви, в 1996 году придел Прокопия Устюжского переосвящен архиепископом Михеем во имя Великомученицы Варвары.
Церковное строение долгие годы использовалось под цех механической артели, где было установлено кузнечное и прессовое оборудование, и как складское помещение. Такая эксплуатация нанесла значительный урон зданию храма, особенно его интерьерам: фрески находились в катастрофическом состоянии, с многочисленными утратами, не сохранился иконостас. Новый центральный иконостас резал Аркадий Мискин, золотили монахини Толгского монастыря, иконы для него писали тульские мастера.
Огромный интерес представляет иконостас Варваринского придела — четырехъярусный, кирпичный, с написанными на алтарной стене иконами и оштукатуренными колонками, которые были «сверху донизу украшены резьбою в виде виноградных гроздей». По своему художественному воплощению он перекликается с иконостасом снесенной церкви Параскевы Пятницы на Всполье, привлекавшим внимание ярославских краеведов. Редкостный памятник восстановлен во всей красоте благодаря усилиям художников-реставраторов — Евгения и Анны Чижовых, Константина Грибанова, Александра Пичугина, Ильи Ястребова. В 2008 году этот придел был украшен живописью, работы вела артель ярославских художников «Стена», имена которых указаны в храмозданной надписи: Александр Николаевич Сериков (руководитель), Микаэль Мушегович Антонян, Геннадий Юрьевич Горшков, Михаил Анатольевич Кирильчев, Алексей Васильевич Смирнов.
О характере первоначальной росписи придела, ее содержании, дате и мастерах сведений не имеется, известно лишь, что в 1868 году «усердием ярослав [ского] мещанина Алексея Гавриил [овича] Семенова и Дмитрия Алексесв[ича] Микерина возобновлены иконы и живопись в Прокопьевском приделе, а иконостас оного (каменный) покрыт новым колером». Прежние стенописи не сохранились даже фрагментами, а сам придел был переосвящен, в таком случае современные мастера пишут композиции в соответствии с новой иконографической программой.
Поскольку колокольня Николо-Мельницкого прихода была снесена, клиру пришлось выходить из положения не совсем традиционным образом: звонница была устроена в притворе храма. Колокола для нее были отлиты на тутаевском заводе Николая Шувалова. Благовестник имеет надпись: «По благословению архиепископа Кирилла, усердием настоятеля протоиерея Павла, при попечительстве благодетелей Игоря и Ярослава, радением прихожан». Прихожане ратуют о восстановлении храм Андрея Критского с приделами Иоанна Постника и Архангела Гавриила.
http://nikolamelenki.ru/21/history.html

Название церкви произошло от названия закоторосльной Мельницкой слободы, известной с середины XVII в. своими мукомольными ветряными, а затем водяными мельницами. По крайней мере до 1659 г. здесь существовал мужской Николосковородский, что на глинищах монастырь. В мае 1609 г. польские интервенты разорили монастырь, перебив множество народа и монастырскую братию с игуменом Варсонофием. Монастырь был сожжен, но «в церкви святого Николы токмо паперть обгоре, остался невредно и чудотворный образ святителя Николы Мирликийского». Каменная пятиглавая холодная церковь во имя святителя и чудотворца Николая с приделом на северной стороне паперти в память Прокопия Устюжского была заложена 28 марта 1668 г. на средства ярославского купца Мартиниана Дурандина, которому не суждено было увидеть окончания начатого им строительства. Он скончался под именем схимонаха Макария 10 декабря 1668 г. Освящение храма состоялось 15 октября 1672 г.
Украшением Никольского храма был пятиярусный деревянный резной золоченый иконостас, «обставленный колоннами и украшенный резьбою в виде виноградных ветвей с листьями и гроздьями». Храмовой иконой была обложенная серебряной ризой икона Николая Чудотворца, чудесно уцелевшая после пожара в Николосковородском монастыре в 1609 г. В зимнее время икону помещали в теплом храме, в специально для этого устроенном месте в иконостасе.
Расписан Никольский храм с 11 июня 1705 г. по 29 августа 1707 г. Работали здесь ярославские мастера Федор Федоров, Степан Митрофанов, Василий Никитин, Тихон Иванов, Иван Григорьев, Иван Никитин, Иван Сергеев, Моисей Семенов, Федор Иванов, Дмитрий Андреев, Семен Гаврилов, Василий Игнатьев, Гаврило Семенов, Петр Дмитриев, Сергей Владимиров, Василий Петров, Михайло Игнатьев, Степан Степанов. Стенопись трижды поновлялась в течение XIX в. Роспись церкви Николы в Меленках принадлежит в числу наиболее самобытных ансамблей ярославской школы монументальной живописи, в котором со всей полнотой и яркостью раскрылся декоративно-повествовательный метод знаменщика Федора Федорова, впервые выступившего здесь во главе артели художников.
В куполе центрального барабана написано «Отечество», в барабане архангелы с зерцалами и праотцы, на парусах евангелисты, на восточной подкупольной арке «Ветхозаветная Троица», на западной — «Сошествие Святого Духа». В куполе юго-западного барабана помещена композиция «Христос Архиерей», между окнами в два ряда ветхозаветные праведники, среди них царь Константин и князь Владимир, ярославские князья и ростовские святители. На лобовых частях паруса «Благое молчание» и «Преполовение». В северо-западном куполе «Богоматерь Знамение», в двух ярусах барабана ветхозаветные пророки, на лобовых частях паруса сюжеты «Проповедь нового индикта» и «Деисус с Прокопием и Иоанном Устюжскими». Подпружные арки обоих барабанов заняты евангельскими сценами. На сводах важнейшие праздники — на северо-восточном «Благовещение» и «Рождество Богородицы» с апокрифическими сценами, на юго-восточном «Рождество Христово» и «Сретение», на западном «София Ярославская». Подпружные арки и западные столбы, разбитые разгранками на три яруса, заняты 54 сценами из жизни апостолов. В нижней части столпов, на сторонах, обращенных к алтарю, необычные для традиционной ярославской схемы «Спас на убрусе» и «Богоматерь Знамение».
Стены храма разделены разгранками на 6 горизонтальных ярусов. В пяти верхних (шириной 1,5 м) располагаются непрерывные сюжетные фризы, заходящие на оконные откосы. Шестой ярус на западной стене также сюжетный (1,2 м), а на боковых стенах он занят изящным и тонким по рисунку травным орнаментом. Тематика меленковской росписи группируется в несколько циклов. В верхнем ярусе, размещенном в люнетах, продолжается праздничный цикл, начатый на сводах. Обращает на себя внимание сложная многофигурная композиция «Богоматерь всех скорбящих радость», расположенная в центральном люнете западной стены. Во втором сверху ярусе иллюстрирована земная жизнь Христа и евангельские притчи. Последние, особенно «О самарянине», «О мудрых и юродивых девах», «О блудном сыне», отличаются совершенно необычными для Ярославля иконографическими изводами. Каждая из них изображается в 3−4 клеймах, очень живо и темпераментно, с обилием оригинальных жанровых мотивов. Третий ярус посвящен Страстям Христовым и явлениям Христа по воскресении, четвертый — земной жизни и чудесам Богородицы, пятый (а на западной стороне и шестой) — житию Николая Чудотворца (всего 32 клейма).
Пространство невысокого алтаря почти не связано с интерьером основного храма. В центральной конхе помещена торжественная Богородичная композиция «О тебе радуется», в апсиде роспись располагается двумя регистрами: вверху литургия в 10 картинах, а внизу русские и вселенские святители. На алтарной преграде «София Премудрость Божия». В конхе жертвенника «Христос в потире», в своде «Семь таинств», в апсиде архидьяконы, на алтарной преграде «Похвала Богородице». В конхе диаконника, как бы в параллель «Семи таинствам», написана сюита из семи сцен на тему Воскресения, в апсиде русские князья и преподобные, на западной стене сцены из жизни отрока Онуфрия. Весьма разнообразная по сюжетам стенопись паперти в настоящее время скрыта под побелкой и просматривается лишь частично. Над западным порталом написано «Отечество», по сторонам его ангелы, записывающие имена входящих, слева и справа апокрифические сцены детства Христа, на своде западной паперти «Песнь Песней», а на восточной стене южной паперти изображен «Страшный Суд».
Цветовая гамма росписи построена на открытом контрасте легких и чистых тонов: голубых и разбеленных изумрудных, оливковых, белых, золотисто-охристых и киноварных. Горизонтальные коричневато-красные междуярусные разгранки имеют важное значение в организации внутреннего пространства храма. Они разделяют не только стены и столпы, но также и световые барабаны. Большую роль в организации внутреннего ритма играют архитектурные кулисы. В «чудесах Николы» они носят условный, декоративно-узорчатый характер, напоминания сказочные дворцы в стиле Ренессанса, и в притчах и «Чудесах Богородицы» приобретают чисто русские формы. Нередко в росписи используются мотивы русской деревянной архитектуры. Мягко моделированные лики написанные зеленоватой охрой с сильными высветлениями. Во многих сценах лики трактованы индивидуально, почти портретно (композиция «Тайная вечеря» в арке центрального алтаря). В одеждах персонажей художники почти полностью отказались от красочной лепки, уделив основное внимание орнаменту.
Большую историко-художественную и литературную ценность представляет собой Богородичный цикл росписи (в 4-м ярусе), навеянный чудесами из книги И. Галятовского «Небо Новое». Большинство из них иллюстрируют различные апокрифы, связанные с повествованием о земной жизни Богоматери и ее Успением (главный престол в теплом храме меленковского прихода был посвящен Успению). Оригинально трактованы сцены из русской истории: «Защита Печерского монастыря от поляков» и «Спасение Руси от Темир-Аксака». В последней на фоне пейзажей белокаменной Москвы и Владимира изображена пышная процессия крестного хода с иконой Владимирской Богоматери.
Теплая одноглавая церковь во имя Успения Богоматери была построена в 1683 г. к северу от теплого храма на средства прихожан. В 1885 г. на средства ярославского купца Максима Григорьевича Кузнецова в ней был устроен придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Церковь была расписана, но время росписи не установлено. С 1777 г. при Николо-Мельницком храме существовало приходское кладбище.
К началу XX в. с бурным развитием производства на Ярославской Большой мануфактуре встал вопрос о строительстве нового, более вместительного церковного здания, так как старые храмы не отвечали возросшему количеству прихожан. По инициативе и на средства Правления Товарищества Ярославской Большой мануфактуры, возглавляемого московскими купцами Иваном Андреевичем и Андреем Александровичем Карзинкиными и Гавриилом Матвеевичем Игумновым, 27 июля 1904 г. была заложена трехглавая трехпрестольная церковь по проекту академика архитектуры Александра Васильевича Иванова. Церковь посвящена трем святым, соименным упомянутым храмоздателям — преп. Иоанну постнику, архангелу Гавриилу и Андрею Критскому. Над трапезной возвышается колокольня высотой около 42 м с восемью колоколами, помещенными на нее со старой колокольни, стоявшей на берегу Которосли. Храм обогревался посредством системы парового отопления, сконструированной в подвальном помещении. Новый храм вмещал до 3000 молящихся. Сооружение его было приурочено к пятидесятилетию основания Ярославской Большой мануфактуры.
Освящение нового храма было совершено 5 октября 1908 г. архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном, будущим Патриархом, и епископом Угличским Евгением. Внутри храма был устроен трехъярусный резной иконостас работы художника И. М. Дикарева. Закрыта церковь в 1931 г. В августе 1939 г. была снесена колокольня. В советское время в помещении церкви был устроен спортзал. В 2010 г. церковь возвращена верующим. После больших реставрационных работ в ней возобновлены богослужения. Время сноса теплой церкви Успения не установлено.
http://www.yaroslavskiy-kray.com/72/cerkov-nikoly-v-melenkakh.html

Колокольня церкви Николая Чудотворца на Меленках (утрачена)
Начало ХХ столетия было одной из трагичных страниц в истории Ярославля. За несколько десятилетий город лишился многих красивейших храмов и колоколен. Первая веха этих потерь — июль 1918 года, когда в Ярославле произошло одно из первых вооруженных выступлений против советской власти. Его подготовил подпольный «Союз защиты родины и свободы», состоящий из офицеров бывшей российской армии. Результатом этого выступления стала гибель сотен людей, множество уникальных памятников архитектуры было разрушено или получило серьезные повреждения в ходе артиллерийского обстрела. Особенно пострадала западная часть города. Однако тогда, благодаря усилиям Петра Дмитриевича Барановского, многие из разрушенных памятников удалось восстановить. Уже 23 августа 1918 г. в городе начинает работать созданная им Ярославская реставрационная комиссия. За короткий срок были выполнены самые необходимые действия по спасению Святых врат Спасо-Преображенского монастыря, построек храмового комплекса Николы Мокрого, церквей Михаила Архангела и Николы Рубленного. Однако, всего через двадцать лет целый ряд спасенных церквей и церковных построек был варварски уничтожен. Шло наступление на церковь. В 1929 г. в городе вышел запрет на колокольный звон. Под натиском «Союза воинствующих безбожников» погибла значительная часть колоколен, создававших неповторимый, почти орнаментальный облик города. Среди них — уникальная колокольня храма свт. Николая в Меленках.
На набережной реки Которосль, на месте древнего Николо-Сковородского, что в Глинищах монастыря, в XVII в. располагался храмовый комплекс Николо-Мельницкого прихода. Издревле все предместья Ярославля с юго-западной стороны города, что на правом берегу Которосли, назывались «Меленками» от бывших тут ветряных мельниц. Еще в XV в. рядом с монастырем существовало село Меленки, давшее название приходу. В комплекс входили два храма. Главный — Никольский — был заложен по благословению митрополита Ростовского Ионы Сысоевича в 1668 г. и освящен в 1672 г. В этом же году возвели и шатровую колокольню. Строительство храма и колокольни велось на средства ярославского купца Мартимиана Дурандина. Спустя десять лет комплекс получил завершение в виде теплой Успенской церкви.
Колокольня храма свт. Николая в Меленках имела очень необычный силуэт. Переход от арок звона к шатру был очень резок. Создавалось впечатление, что этот переход намечал второй ярус шатра. В этом отношении можно провести единую линию развития от колокольни храма в Меленках к колокольне Петропавловского храма и ярусным колокольням. На этом не исчерпывались необычные черты архитектуры этой колокольни. Ее нижний ярус был решен в виде аркады и напоминает храм-колокольню во имя Распятия Господня (свт. Алексея митрополита Московского) в Александровой слободе (1570-е г.г.). Глухие вытянутые арки были чисто декоративным приемом, но они придавали колокольне неповторимую легкость и нарядность. Ощущение нарядности усиливалось благодаря пестрой раскраске и ярким изразцам, украшавшим колокольню.
Колокольный подбор храма свт. Николая в Меленках состоял из девяти колоколов XVIII-XIX в.в., самый большой из которых, 1819 г. литья, весил 209 пудов. В записках Николо-Мельницкой церкви было сказано, что первоначально большой (праздничный) колокол отлили в 1739 г. на сумму приходских людей с некоторой прибавкой церковных денег: «1740 года февраля на сырной неделе взят колокол у господина Демидова, прикащика ево Матвея Пальцова; весом колокол 190 пуд 26 ф., а цена пуду 8 рублей — заплачено 1525 р. 20 к., да в тот же колокол приделан язык 8 пуд, а каждый пуд стоит рубль, итого 8 рублей. Всего же заплачено 1533 р. 20 к.» К этой записи сделана приписка: «1816 года в Святую Пасху, в первый день (9 апреля), разбили большой колокол в 198 пуд 26 фунтов, из коего вылит новый с прибавкой меди. Всего в колоколе с языком весу 209 пуд. Вкладчики в колокол — доброхотные даятели. Колокол отлит накануне Вознесения, т.е. 17 мая».
Вседневный колокол (третий по весу) был украшен любопытной надписью: «Лил сей колокол мастер Андрей Маляров в Туле на заводе Акиндея Никитича Демидова 1746 года октября 3 дня». Еще четыре колокола без надписи были украшены сходным рисунком. Можно предположить, что их тоже отлили на демидовском заводе в Туле для колокольни Николо-Мельницкого храма. Для этого времени подобное явление было редкостью, так как колокола в Ярославль чаще всего привозили из Голландии или заказывали московским мастерам. Возможно, представители семьи Демидовых, имевшие обширные владения на берегу Волги, таким образом принимали участие в церковной и культурной жизни города. Еще четыре колокола для колокольни Николо-Мельницкого храма были отлиты на ярославских заводах — Чарышникова и Оловянишникова.
К сожалению, уже к началу ХХ столетия старая колокольня стала очень ветхой и опасной для звона, поэтому ее колокольный подбор целиком перенесли на новую колокольню, выстроенную поблизости в 1908 г. Ветхая колокольня пережила мятеж 1918 года, но в 1930-е г.г. городские власти принимают решение о её сносе. Из всего комплекса в сильно поврежденном состоянии сохранился только Никольский храм.
http://www.zvon.ru/zvon5.view4.page7.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?