Одноглавая бесстолпная церковь Никиты Мученика была возведена в 1641 г., разрушена в 1929 г. В настоящее время службы ведутся в зимнем храме, выстроенном в псевдорусском стиле в 1902 г. От старого храма сохранилась лишь ярусная колокольня, датируемая последними годами 17 в. Нижняя часть колокольни — глухой «восьмерик на четверике», над ним надстроены ярус звонов и три яруса постепенно уменьшающихся открытых аркад, которые увенчаны нарочито малой главкой. Столь сложное построение колокольни призвано зрительно увеличивать ее высоту.
Никитский приход в одноимённой слободе на западной окраине средневекового Ярославля возник не позднее XV века. Слобода с таким названием впервые упоминается в грамоте Василия III от 1511 года. В приходе было два не особо вместительных храма с приделами, посвящёнными Никите Мученику (единственный случай такого двойного посвящения в городе).
На территории храма со II половины XVII века существовал храмовый комплекс из двух храмов. Летний был освящен в честь праздника Сретения Господня и имел боковой придел в честь святого великомученика Никиты. Зимний храм был освящен в честь Архистратига Божьего Михаила с боковым приделом в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. С конца XVII века имеется отдельно стоящая колокольня.
В 1900-1903 г.г. летний храм был перестроен, значительно расширен и освящен в честь св. великомученика Никиты. После закрытия храмов в 1930-х гг. храм в честь Архангела Михаила был разрушен. Храм св. великомученика Никиты был перестроен, сделано несколько пристроек к северной, восточной и южной стенам храма. До возвращения храма Ярославской епархии в нем находился ремонтный завод организации «Хлебопродукт». В 1998 г. храм был передан верующим.
http://nikita.cerkov.ru
Бесстолпная одноглавая церковь Никиты Мученика была сооружена в 1641 году. Слобода с одноимённым названием впервые упоминается в 1511 году в грамоте Василия III. В приходе имелось два небольших храма с приделами, посвящёнными Никите мученику. Летний был в честь праздника Сретения Господня, имел придел в честь святого великомученика Никиты. Зимний храм был освящен в честь Архистратига Божьего Михаила, с боковым приделом в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. С конца XVII века построена отдельно стоящая колокольня. В 1900-1903 гг. летний храм был значительно расширен, перестроен и освящен в честь святого великомученика Никиты. После закрытия храмов в 1930-х годах церковь в честь архангела Михаила была уничтожена, церковь Никиты мученика была переделана, сделаны пристройки к северной, южной и восточной стенам. До передачи храма Ярославской епархии в нем располагалась организация «Хлебопродукт».
В 1998 г. храм был возвращён верующим. Здание было сильно перестроено и частью разрушено, до настоящего времени здесь ведутся ремонтные работы. От старинного храма осталась лишь колокольня, датируемая 17 в. Нижняя часть колокольни — глухой «восьмерик на четверике», сверху доделаны ярус звонов и три яруса постепенно уменьшающихся открытых аркад, которые закончены нарочито малой главкой. У колокольни сложное строение сделано для того, чтобы зрительно увеличивать ее высоту.Церковь Никиты Мученика является памятником архитектуры. В настоящее время богослужения проходят в зимнем храме, возведённом в псевдорусском стиле в 1902 году.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/
Никитский храм был устроен не позднее рубежа XV-XVI в.в. В грамоте великого князя Василия Ивановича от 9 августа 1511 г. о пожаловании архимандрита Спасского монастыря Ионы с братией пустым местом на можжевельнике подле Киселёвой слободы впервые упоминается и Никитская слобода. Это служит основанием для утверждения, что церковь, давшая название послению, к этому времени существовала достаточно давно, и топоним мог использоваться в документах уже без каких-либо оговорок.
Каменная церковь Никитского прихода была построена в 1640-х г.г. иждивением подьячего Афанасия Холмова, в 1647 г. ее главный престол освятили во имя Михаила Архангела, придел – во имя великомученика Никиты. В книге «Церкви Ярославля в 1781 году» указывается, что Никитский храм не был расписан. В 1920-х г.г. ярославские реставраторы, обследовавшие церковь после ее закрытия, отметили особенность живописного иконостаса холодной церкви: он был написан на гладкой алтарной стене «во всем его целом, без всяких архитектурных дополнений». В 1836 г. иконостас поновляли клеевыми красками «итальянской живописью», позднее к нему приставили новый, вырезанный из дерева.
В Никитской церкви местночтимыми являлись иконы Богоматери Черниговской (Ильинской) и Тихвинской. В её ризнице хранился напрестольный крест со святыми мощами ростовских чудотворцев Леонтия, Исайи, Игнатия, Авраамия, а так же ярославских святых князей Феодора, Давида и Константина.
Татьяна Львовна Васильева проследила судьбу образа Богоматери Черниговской до 1935 г. Икона после закрытия Никитского храма в 1929 г. оказалась в Ярославском отделении Центральных государственных реставрационных мастерских, где ее признали имеющей музейное значение и передали, скорее всего, в художественный музей. В любом случае, единственная имеющаяся в фондах икона под таким названием, схожими размерами, в 1935 г. была определена на списание сотрудником Государственной Третьяковской галереи Н.Е. Силиной и дальнейшая ее судьба не известна. По замечанию Т.Л. Васильевой, икона Богоматери Черниговской датирована 1711 годом (возможно, попала в Ярославль после опустошительного пожара) и ей особо поклонялись горожане при закладке нового дома.
Отдельно стоявшая теплая церковь Сретения Господня с алтарным приделом Успения Богоматери была освящена в 1670 г., в 1806-м — расписана ярославским мастером Дмитрием Ивановым Сарафанниковым.
К концу XIX столетия теплый храм сильно обветшал и стал мал для растущего прихода. «Ярославские епархиальные ведомости» писали о состоянии церкви: «известно, что богомольцев в приходских храмах летом бывает менее, чем зимой, а потому летний Никитский храм при незначительной вместимости был достаточен для прихода, но нельзя сказать того же о зимнем храме». Зимой богомольцев, «преимущественно бедняков», в храме собиралось множество, и при таком «многолюдстве, особенно в праздники свечи не могли гореть при недостатке воздуха, со стен и потолка текло и капало всюду». Автор с горечью отмечал, что в таких условиях трудно было ожидать от прихожан молитвенного настроения.
Сначала прихожане решили расширить летнюю церковь, превратив ее в теплую, но члены Ярославской археологической комиссии не разрешили эту перестройку «по причине архитектурной ценности» памятника. К обновлению же зимнего храма местные специалисты препятствий не увидели, поскольку от его прежнего вида мало что осталось: «Живопись новая, стены выкрашены масляной краской, иконостас позднейший». Протоиерей Николай Крылов и церковный староста К.А. Белозеров задались целью соорудить новый храм, не причиняя неудобств прихожанам. По совету архитекторов было задумано поставить просторную церковь поверх старой теплой, временно не ломая ее. Строительство требовало не малых средств, а в церковной кассе имелось всего тысяча рублей, но уже на закладке храма 9 июня 1900 г. прихожане выразили желание участвовать в богоугодном деле посильными жертвами. Этот пример свидетельствует о том, что ярославская традиция сооружения приходской церкви «всем миром» к началу XX в. не пресеклась. Так, сохранились сведения об одной бедной вдове, которая из своего небольшого содержания подала «на доброе дело» 25 руб. Сам К.А. Белозеров, увлекшись работой, не жалел на строительство ни своего времени, ни личных средств.
Возведение храма пошло быстро, старая церковь уже помещалась в новой, как в футляре, но отправление служб в ней не прекращалось. Наконец в мае 1902 года стали разбирать старые стены и своды; алтарь и иконостас остались прежними. Строительство церкви обошлось более чем в 50 000 руб., и «храм вышел величественный». Церковь освятили 20 октября 1902 г., но работы по ее устройству продолжались: к 1905 г. теплую церковь украсили живописью, а 16 октября ее освятили вновь. Посвящение престолов в зимнем храме, как свидетельствуют церковные ведомости за 1904-1906 г.г., стало другим: главный освятили во имя великомученика Никиты, придельный — в честь праздника Сретения Господня. Это единственный случай в Ярославле, когда в приходе два престола (в летнем и зимнем храмах) имели одинаковые наименование. Память о прежнем посвящении придела в теплой церкви – во имя Успения Богоматери сохранилась в совершении престольного праздника 15 августа.
В Никитской церкви происходило отпевание митрополита Агафангела: 3/16 октября 1928 г. двенадцать ударов тридцати ярославских храмов возвестили о кончине святителя. Трагическое известие всколыхнуло весь православный Ярославль. Очевидец событий протоиерей Сергий Лилеев рассказал, как горожане прощались с владыкой: «В воскресенье по всему городу литургии были совершены раньше обычного, ввиду предстявшего в восемь часов утра богослужения у гроба митрополита. После литургии были произнесены во всех храмах поучения о почившем владыке и совершены панихиды. Благовест к литургии в Никитской церкви начался в восемь часов. В половине девятого прибыли архиепископы Варлаам (Ряшенцев) и Павел (Борисовский) и началась литургия».
Храм святого великомученика Никиты вмещает до четырех тысяч народа (протоиерей ошибся, церковное здание было меньшей вместимости. – Т.Р.), но он и пятой части пришедших на отпевание не мог вместить. В сослужении двух архиепископов было восемнадцать священников, а на отпевание вышло пятьдесят священников, больше двадцати диаконов. По прочтении Евангелия архиепископ Павел произнес слово о величии личности почившего. По запричастном стихе слово произнес пресвитер московского Успенского собора, исправляющий обязанности священника ярославской Иоанно-Златоустовской церкви о. Владимир Градусов (будущий архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий. – Т.Р.). По окончании литургии слово о личности почившего произнес архиепископ Варлаам (Ряшенцев). Началось отпевание. Чувствовалось какое-то особенное настроение, похожее на светлое, пасхальное.
Был уже четвертый час вечера, а народ все прибывал и прибывал. Около четырех часов гроб с телом вынесли из храма, хоругвеносцы окружили его и двинулась торжественная похоронная процессия – крестный ход вокруг храма, далее на леонтьевское кладбище. По всему городу, по всем церквам начался торжественный красный звон. Народу было так много, что по улицам трудно было проехать. На пути к кладбищу останавливались не менее десяти раз для совершения заупокойных литий».
В 1929 г. по решению городских властей Никитский приход ликвидировали, а холодную церковь предназначили к сносу. Сотрудники Ярославской реставрационной мастерской провели перед разборкой частичную фиксацию памятника: была составлена иконография стенописей, зарисовано «расположение клейм иконостаса», сняты живописные композиции общей площадью около 10 кв. м. Летнюю церковь Михаила Архангела разобрали в 1929 г., а теплый храм лишился главы.
Достопримечательностью Никитского ансамбля являлась колокольня XVII в., ярусы которой были украшены угловыми главками из белого камня (их сняли в конце XIX столетия). Высокая колокольня считалась началом координат для геодезических съемок в Ярославле, находилась под «строжайшей охраной» и поэтому сносу не подлежала.
Зимний храм эксплуатировали нещадно, его использовали под производственные цели. Арендаторы, руководствуясь только своими нуждами, изуродовали церковное здание до неузнаваемости. Достаточно сказать, что в пристройке за алтарной частью храма долгое время работал кузнечный молот.
В 1997 г. теплая Сретенская церковь и колокольня Никитского прихода были возвращены Русской Православной Церкви. Оба здания, зажатые со всех сторон хозяйственными строениями, находились в тяжелом состоянии, тем не менее 28 сентября состоялась первая служба.
Нынешний настоятель храма (с 2003 г.) протоиерей Игорь Анатольевич Клоков подчеркивает, что наиболее тяжелые работы по возрождению здания выпали на долю его предшественника, иерея Андрея Игоревича Мальцева: восстановление алтаря, закладка проломов в северной и южной стенах четверика, разборка внутренних капитальных перегородок в трапезной части. Большую помощь в восстановлении храма тогда оказывал начальник СУ-2 «Ярнефтехимстроя» Виктор Николаевич Чарушкин, но главная поддержка, как и сто лет назад, шла от прихожан. Только к престольному празднику в 2006 г. стало возможно разобрать стену между четвериком и трапезной частью — храм обрел свой первоначальный объем, а после восстановления фронтонов, крыши и барабана и прежний внешний облик. В 2008 г. в Великую Среду архиепископ Кирилл освятил крест на новой главе.
Восстановительный работы продолжаются: в 2005 г. Никитскому храму передали пристройку к южной стене (кстати, владелец размещавшегося в ней столярного производства Олег Смирнов помогал в благоустройстве церкви). В 2011 г. сделан пол.
Т.А. Рутман. «Храмы и святыни Ярославля». — Ярославль, 2005.
Жуткая путаница с датами построек и посвящениями храмов. Вместе с тем, наиболее аутентичный документ — обзор «Церкви города Ярославля в 1781 году», опубликованный в Ярославских епархиальных ведомостях №№38-51 за 1874 г. приводит совсем иные сведения:
XXVI. Приход Никитский.
В предместии городском, зовомый по приделу и по улице.
Церкви каменные две:
Первая настоящая, холодная во имя св. Архангела Михаила, с одним приделом по правую сторону в св. алтаре во имя св. великомученика Никиты. Построена каменным строением тщанием и собственным иждивением подьячим Афанасьем Холмовым в 1684 году, а кем освящена, известия нет; внутри стенным письмом не росписана, а только выбелена; пол кирпичный; покрыта по железной решетке листовым железом под краской, а глава опаяна жестью.
Вторая церковь теплая во именование Сретения Господня с одним приделом по правую сторону во святом алтаре во именование Успения Пресвятыя Богородицы. Когда каменным строением построена и кем освящена, известия не отыскано; внутри не росписана, а только выбелена; пол кирпичный, покрыта и с главою тесом.
Колокольня каменная особо стоящая вышиною в 15 сажен; на ней колоколов пять: первый 67, вторый 25, третий 3, четвертый и пятый по 1 пуду.
Крестных ходов нет, а храмовый праздник бывает 15 сентября.
Довольствуется оная церковь подаяниемъ от прихожан; на церковные потребы бывает доходу от сорока до пятидесяти руб. в год; священноцерковнослужители довольствуются от прихожан добровольным подаянием, а особливой руги и других доходов, а также лавок и земель, нет.
Приходских дворов 121; в них жителей мужеска пола 286, женска — 320 душ, обоего пола 606.
Таким образом, холодная церковь — большая, «главная», снесённая в 1929 году (дата точно известна), построена согласно источнику в 1684 году на средства Михаила Холмова и имеет посвящение Михаилу Архангелу (учитывая имя заказчика можно сделать кое-какие предположения относительно посвящения), с приделом Никиты мученика. Вторая же церковь, тёплая, с двускатной крышей, снесённая в конце XIX века, на месте которой стоит нынешняя, построена «неизвестно когда и кем», а посвящена Сретению, с приделом Успения.