Построена 1657-1682 г.г. Храм отреставрирован в советское время. В 1992 г. храм передан Русской Православной Церкви.
По преданиям, первую церковь во имя Михаила Архангела (покровителя воинов) построил «в большом граде, у врат, брусяную» ростовский кн. Константин Всеволодович в 1216 г. и простояла она 79 лет. А затем княгиня Анна (жена кн. Федора Ростиславовича) создала на этом месте новый деревянный храм. Он стоял на пригорке близ р. Которосли, на западной границе посада. Каменный храм строился на средства прихожан с сер. XVII в. двадцать пять лет, что наложило отпечаток на ее внешний облик, соединивший в себе черты двух периодов развития ярославского зодчества XVII в.
Четырехстолпный пятиглавый храм на подклете был первоначально окружен с трех сторон галереями или папертями. Сохранилась лишь западная, с домообразным крыльцом на ползучих арках, в северной устроен придел (Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев) в виде башни, с тяжелой квадратной колокольней, а с южной — теплая церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Все это сближает храм с ранними ярославскими церквями (церковь Николы Надеина и др.). Очень высокий подклет церкви служил складом для товаров, что объясняется месторасположением ее на берегу Которосли близ Торговой площади. Черты, свойственные более позднему периоду: крупные главы и барабаны, высокие окна, четырехскатное покрытие над декоративными закомарами, изразцовая отделка крыльца. Интерьер расписан в 1731 г. ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым в декоративно-повествовательном стиле.
Архангельский собор в Ярославле был основан напротив Спасского монастыря ок. 1300 года татарской царевной Анной Ногаевной в память о своем деде, императоре Михаиле VIII Палеологе. До 1918 года в храме сохранялись такие древние реликвии, как подаренный Анной Ногаевной образ Михаила Архангела византийского письма (ныне в Государственной Третьяковской галерее). Постройка нового храма была начата иждивением стрельцов в 1657 году и затянулась ровно на четверть века. Первоначальный проект отдавал дань ярославской архитектурной моде 1650-х годов: очень высокий подклет предназначался для хранения товаров с близлежащей торговой площади, к северо-западному углу была пристроена тяжелая квадратная колокольня в виде башни, домообразное крыльцо возвышалось на ползучих арках. Однако верхняя часть храма была исполнена в духе более позднего периода ярославского зодчества: отсюда — крупные главы и барабаны, высокие окна, четырехскатное покрытие над ложными закомарами. Фресками храм был расписан только в 1731 году. Использовался как гарнизонный храм. В советское время превращен в склад. Ныне передан Русской пПравославной Церкви. Завершаются ремонтные работы.
Церковь Михаила Архангела была построена в 1658-1682 годах. По преданию, первый храм на этом месте поставил ярославский князь Константин в 1216 году, и посвятил его покровителю воинов Архангелу Михаилу. Спустя 79 лет ярославская княгиня Анна Ногаевна, из татарского княжеского рода, жена князя Федора Ростиславича, построила на этом месте новую деревянную церковь и передала туда ценные дары, которые сохранялись в храме до 1918 года. Княгиня Анна поставила храм не просто так, а в память о своем деде, императоре Михаиле VIII Палеологе.
Строительство нового каменного храма на средства прихожан, посадских людей, длилось долго, и поэтому в его архитектуре отразились черты двух эпох ярославского зодчества. Основа храма, его общая композиция относится к ярославской архитектуре первой половины XVII века: крупный четверик на высоком подклете (подклет использовался для хранения товаров) опоясан галереями, в северо-западном углу которых поставлена шатровая колокольня. Но пока длилось строительство, вкусы в храмовой архитектуре Ярославля переменились: от зодчих стали требовать более выразительного силуэта, более заметного издалека. Кроме того, исчезло красивое, но непрактичное позакомарное покрытие, поэтому верхняя часть храма уже относится к направлению второй половины XVII века. Это пять плотно стоящих высоких глав на мощных световых барабанах, поставленных на четырехскатную кровлю, под которой проведен ряд ложных закомар. Фасады храма получили большие окна с красивыми наличниками, а высокие крыльца украшены изразцами. Храм со временем был перестроен, но не сильно: разобрали северное крыльцо, ведшее на галерею, в самой северной части галереи устроили придел Зосимы и Савватия. Расписан храм был не сразу, а только в 1731 году артелью ярославских мастеров, руководимой известным местным изографом Федором Федоровым. Эти росписи сохранились до наших дней.
В советское время храм был закрыт в 1924 году и передан под склад. Находился в ведении Ярославского музея-заповедника, реставрировался. С 1992 года снова передан Церкви, заново отремонтирован и открыт для служб.
http://www.yaroslavlru.ru
Ярославль. Храм Михаила Архангела (гарнизонный)
Основание церкви Михаила Архангела относится ко времени начала Ярославского княжества. Первое, полулегендарное, упоминание о храме содержится в житии ярославских князей Василия и Константина, составленном иноком Пахомием около 1530 года: «Князь Великий Константин Всеволодович в меньшем своём граде Ярославле, на своём дворе, церковь построи каменную Успения Пресвятые Богородицы, в лето 6723 (1215), и того ж де лета заложи церковь иную в большом граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила, и соверши её того ж де лета». В Архангельском храме хранилась рукопись конца 18 столетия, в которой сообщались сходные сведения: «Церковь святого Архистратига Михаила первоначально сооружена была на сем месте брусчатая близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими, великим князем Константином Всеволодовичем (Мудрым), в бытность его княжения в Ярославле, в лето от Р.Х. 1213 и освящена в 1216 году, и стояла та церковь 79 лет». Если придерживаться этой версии, то деревянный Архангельский храм был воздвигнут ешё до сооружения первого каменного Успенского собора в Рубленом городе.
В 1295 году, по той же рукописи, на месте первого храма «святого благоверного, великого князя Феодора Ростиславича вторая его супруга, дочь ордынского царя Ногая, княгиня Анна, созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим… наименовав оную церковь Соборною». По преданию, церковь являлась дворцовой ярославских князей второй династии, и княгиня отстроила её в память о Михаиле- умершем сыне князя Феодора от первого брака. (Общепринято, что вторая жена князя Феодора Чёрного была дочерью хана Менгу-Тимура, а не Ногая).
Деревянная церковь Михаила Архангела упоминается в Переписной книге Ярославля 1646 года. Ныне существующий каменный храм во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных с приделом Зосимы и Савватия Соловецких в северном крыле галереи был заложен в 1657 году на средства прихожан, строительство его продолжалось более дведцати лет, поскольку освятили церковь после 1680 года.
Тёплый храм прихода во имя Благовещения Богоматери устроили в южном крыле галереи после 1781 года. Церковь Михаила Архангела была расписана в 1731 году артелью местных мастеров, имена которых сообщает надпись на южной стене: «Трудившиеся о Бозе ярославские иконописцы Фёдор Фёдоров, Семён Иванов, Ива да Иван же дети Никитины, Алексей Сергеев, Алексей Иванов, Андрей Емельянов… с сыном Афанасьем, Иван Сергеев, Матфей Сергеев, Ларион Иванов, Иван Стефанов, Иван Афанасьев, Матфей Никитин».
В Архангельском храме находилось несколько чтимых икон, поставленных, по преданию, княгиней Анной: над царскими вратами помещался образ Богоматери Владимирской в серебряной ризе, на полях которой были отчеканены святые «греческой церкви» (иконографической особенностью «осмивершковой» иконы являлись изображения в её углах пророческих видений), а так же храмовая икона Архангела Михаила, которая хранится в настоящее время в Третьяковской галерее. О последней ярославский уерковный историк С.А.Серебренников в 1851 году писал: «… храмовый образ Св. Архистратига Михаила замечательный по глубокой древности и отличному от подобных икон стилю письма и самой одежды Архистратига: риза на нём серебряная, устроена в 1808 году, но венец и цата старые, серебряные, вызолочены и украшены каменьями и жемчугом». Кроме того, в церкви Михаила Архангела стояла икона Смоленской Богоматери, привезённая, по версии И.А.Тихомирова, князем Федором Чёрным из Смоленска «около 1283 года, во время его недолгого пребывания тамошним князем». Прихожане с особым благоговением относились к иконе Антония Великого из тёплой Благовещенской церкви, которая, по преданию, была прежде храмовой. Это может служить косвенным указанием на то, что в зимнем храме прихода некогда имелся престол во имя святого Антония. Празднество этой иконе ежегодно совершалось вплоть до закрытия церкви.
В Архангельской церкви находились и другие святыни: серебряный крест с частью Древа Креста Господня и 32 частицами мощей разных святых; напрестольный крест с частями мощей святых князей Федора, Давида и Константина; напрестольный крест с частицами мощей ярославского князя Василия, Романа Угличского и «преподобных отцов в обители Святого Саввы избиенных»; а также три небольших серебряных креста с частицами мощей.
В 18 веке ежегодно в храмовый праздник, 8 ноября, из Успенского собора в церковь Михаила Архангела совершался крестный ход со всеми священниками города, позднее он был отменён.
Некоторые подробности истории церкви Михаила Архангела сообщает священник этого храма Симеон Егоров, который с 1761 по 1825 год вёл церковную летопись, названную им «Келейная запись». Так, черепичные главы храма, пострадавшие в пожар 1738 года, были в 1745 году заменены новыми. В 1810 году вместо расколотого большого колокола весом в 62 пуда, отлитого в 1760 году Иваном Кореневым, установлен новый, в 75 пудов, мастера Христофора Крепышева.
Благодаря записям священника нам становится известен чин поднятия креста на новую главу храма, состоявшегося в 1816 году: «июля 2 числа в воскресный ясный день, после литургии последовал, с позволения и благословения архипастырского, позыв во все колокола для поднятия креста,обитого белым луженым железом на среднюю большую главу. В сее самое время, при множестве сошедшегося народа, отправляемо было вне церкви молебствие с водоосвящением честному кресту, который положен был, обвитый тонким холстом, на одр погребальный. По совершении же молебствия крест окроплён был святою водою, также и весь народ, из числа коего многие с благоговением тогда прикладывались к честному кресту. Потом, при обыкновенном колокольном звоне, началось поднятие воротом вверх на главу креста Господня, который как поровнялся с кровлей церковной, тогда происходил редкий звон, как бы во время погребения, и продолжался до конечного поднятия. Наконец, когда святой крест поставлен был на главу совершенно, тогда обыкновенный во все колокола звон заключил всю сию церемонию».
Приход Архангельского храма, весьма значительный в 1781 году для этой части города (234 человека), в начале 20 века сократился до 82.
Церковь Михаила Архангела была закрыта в январе 1924 года, на следующий год с неё сняли на переплавку колокола. Судьба храма в советское время была схожа со многими храмами Ярославля . После закрытия храм был передан под склад. Позднее находился под «опекой» Ярославского музея-заповедника и реставрировался. В 1992 году — передана Русской Православной Церкви. На Пасху 1994 года настоятелем храма священником Анатолием Михайловичем Перегудовым была проведена в нём первая литургия.
Архангел Михаил почитается как покровитель воинства, поэтому храм во имя Архистратига по прошению архиепископа Ярославского и РостовскогоМихея и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II получил 25 мая 1995 года статус гарнизонного. Уже более десяти лет в современной церковной истории Ярославля он является центром активного сотрудничества епархии и войсковых подразделений в городе и области. Во время Чеченской войны настоятель храма не только напутствовал отправлявшиеся на Кавказ подразделения, но и не раз окормлял воинов в их боевом ресположении. Знаменательным событием в жизни церкви стало её посещение в 1997 году Патриархом Алексием: Святейший тогда освящал часовню, устроенную близ Святых ворот Спасо-Преображенского монастыря в память о народном ополчении 1612 года. Силами прихожан и благотворителей при протоиерее Анатолии были выполнены работы по благоустройству южного Благовещенского придела, в котором ныне и совершаются богослужения.
В сентябре 2007 года байкерский крестный ход, который был организован настоятелем Благовещенской церкви в Яковлевской слободе протоиереем Георгием Сергеевичем Лапшиным, доставил из воинской Знаменской церкви города Одинцово Московской области икону Ильи Муромца с частицей мощей преподобного, заказанную Русским Афонским обществом. Ещё одной чтимой святыней Архангельского храма стала частица святых мощей апостола Андрея Превозванного, которая хранится в ковчеге.
Т.А. Рутман: Храмы и святыни Ярославля, история и современность. Издательство А.Рутман, 2008.
По преданию, появление первой деревянной церкви на этом месте относится к 1213-1215 г.г., ко временам существования удельного Ярославского княжества. Основателем храма считается кн. Константин Всеволодович (Мудрый). Около 1300 г. вторая супруга князя Федора Ростиславича(Черного) княгиня Анна построила на этом месте новую церковь. По преданию, она передала в основанный ею храм знаменитую икону Архистратига Михаила, известную также как «Михаил Лоратный» (с 1920-х г.г. находится в собрании ГТГ). По некоторым сведениям, ц. Михаила Архангела в средние века была соборной. На протяжении веков храм неоднократно подвергался пожарным бедствиям, после которых вновь отстраивался.
Ныне существующий каменный пятиглавый храм был заложен в 1657 г. «от усердия и кочта прихожан» и освящен 26 июня 1680 г. Храм пятиглавый, двухэтажный, двухстолпный, на высоком подклете. Главная холодная церковь во имя Архистратига Михаила находилась на втором этаже. Церковь окружена с северной и западной стороны папертями. Над северо-западным углом галереи возвышается восьмигранная шатровая колокольня. На ней находилось 7 колоколов общим весом 138 пудов. С северной стороны паперти был устроен холодный придел во имя соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия с четырехъярусным золоченым иконостасом. В 1848 г. стены придела были частично расписаны. На первом этаже с южной стороны располагался теплый придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
Как сообщает храмовая надпись на южной стене, росписи холодного храма выполнены в период с 17 мая по 21 сентября 1730 г. артелью ярославских мастеров во главе с Федором Федоровым. В ее состав входили Семен Иванов Горин, Иван Никитин Горин со своим младшим братом Иваном, Алексей Иванов Сопляков, Андрей Емельянов Шустов и его сын Афанасий, Иван Степанов Сарафанников, Иван Афанасьев и Матвей Никитин. Большинство членов артели составляли сравнительно молодые художники. Работа над Архангельской росписью стала для них школой профессионального мастерства под руководством опытного знаменщика Федора Федорова, для которого, вероятно, фрески Михаила Архангела были заключительным этапом его творческой биографии. Значительные размеры храма позволили Ф. Федорову включить в программу росписи почти все традиционные для Ярославля иконографические циклы (490 сюжетных клейм). В нее включены и сюжеты, обычно помещавшиеся на папертях ярославских церквей, например, сцены из Ветхого Завета. Сами паперти не были расписаны, за исключением входного западного портала.
В центральном куполе главного храма написано «Отечество», в простенках между окнами барабана — архангелы, в нижней его части — праотцы. На парусах свода изображены евангелисты, на лобовых частях паруса «Спас на убрусе» (в.), «Благое молчание» (з.) и ангелы с зерцалами (с. и ю.). На западной подкупольной арке «Сошествие Святого Духа», на восточной, вместо традиционной Троицы Ветхозаветной — первый член «Символа веры». В куполе юго-западной главы «Христос Архиерей», в барабане пророки, на лобовых частях паруса «О тебе радуется» (в.), «Богоявление» (з.), «Преполовение» (ю.) и «Деисус с предстоящими» (с.). В северо-западном куполе «Богоматерь Знамение», между окнами пророки, на лобовых частях паруса «Достойно есть» (в.) и еще три композиции, ныне утраченные. Своды украшены изображениями Благовещения и Вознесения (ю.), Рождества и Воскресения (с.), а также композиции «София созда себе дом» (з.). Подпружные арки и западные столпы, разбитые на 6 ярусов, с исчерпывающей полнотой в 62 сценах иллюстрируют сюжеты деяний и мученических кончин св. апостолов. В нижнем ярусе столпов, на сторонах, обращенных к алтарю, приведены тронные изображения Богоматери и Вседержителя. В люнетах западной стены и в восточных люнетах боковых стен иллюстрирован «Символ веры» (начало этого цикла на восточной подкупольной арке), в западных люнетах северной и южной стен написаны богородичные праздники. Ниже следуют сюжетные фризы, фрагменты которых размещены также на оконных арках, откосах и подоконниках.
Стены храма делятся интенсивными киноварными разгранками на 10 изобразительных ярусов, высота каждого из которых не превышает 1 — 1,2 м. Восемь из них (а на западной стене девять) — сюжетные. Девятый — орнаментальный фриз из крупных зеленых и красных побегов на охряном фоне. Десятый, самый нижний ярус, представляет собой традиционный подзор из полотенец. Во втором и третьем ярусе стен иллюстрирована земная жизнь Христа по тексту Евангелия от Луки, в четвертом — страсти Христовы и явления Христа по Воскресении, в пятом, начиная с южной стены, — молитва «Отче наш», «Заповеди блаженств» и притчи. Шестой ярус посвящен Акафисту Богородицы (30 сцен), седьмой — истории ветхозаветных пророков: Моисея, Илии, Елисея, Иезекииля, Манассии, Иеремии, Даниила, Ионы и Ездры (30 сцен). Восьмой ярус (а на западной стене и девятый) также посвящен ветхозаветной тематике — «Истории Троицы» и «Чудесам Архистратига Михаила» (26 сцен). В арке западного портала помещен сюжет «Недреманое око», в арке северного портала — «Не рыдай мене, мати».
Для росписи алтаря характерна исключительная полнота литургического цикла и замена отдельных фигур святителей сценами из их житий. В конхе центральной апсиды находится изображение сюжета «О тебе радуется», на западной стене и своде — «София Премудрость Божия». В верхнем регистре апсиды помещены 10 сцен из литургии, а в нижнем, вместо традиционных святителей в рост — сцены из житий Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Иоанна Предтечи. В арке окна — «Христос Архиерей». Жертвенник украшен изображениями сюжетов «Агнец Божий (Христос в потире)», «Похвала Богоматери», а также сцен из литургии Григория Богослова. В арке двери, ведущей из жертвенника в главный алтарь, иллюстрирована«Повесть о трех друзех». В диаконнике в конхе и на западной стене — «Древо Иессеево», на других стенах — сцены из житий Алексия Человека Божия, Петра Митрополита, Николая Чудотворца и Иоанна Богослова, в окне — «Богоматерь Толгская».
Основной особенностью архангельской росписи является ее упрощенная, несколько лубочная декоративность. Старый метод оформления храмового пространства по законам архитектоники полностью уступил место ритмическому чередованию горизонтальных сюжетных фризов, которые приобрели здесь характер узорчатого нарядного ковра. Миниатюрные кулисы перестали выполнять роль «нутряных палат» и превратились в узорчатый стаффаж. Традиционные декоративные горки с лещадками почти полностью уступили место пологим холмам, которые довольно слабо выявляют глубину пространства. Одежды персонажей исполнены схематично, со множеством мелких вертикальных складок. Они лишены былой изысканности и роскошного орнамента.
Во время восстания 1918 при артиллерийском обстреле города войсками красных церкви были нанесены значительные повреждения. С мая 1930 г. церковь закрыта и передана в ведение Ярославского отделения Центральных Государственных Реставрационных Мастерских. В 1992 г. храм передан Русской Православной Церкви. В 1995 г. получил статус гарнизонного.
Серебреников С. Церковь Св. Архистратига Михаила в Ярославле // ЯГВ. Ч.н. 1851. №14; Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981; Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. – Л., 1973; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1983; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. – М.: Искусство, 1983; Ярославль. Памятники архитектуры и искусства / Сост. В.П. Выголов. – М., 1985; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.