Леонтьевская — кладбищенская каменная, одноглавая, бесприходная, зимняя, прочная. О трех престолах: во имя Святого Леонтия, Ростовского Чудотворца, Святых девяти Мучеников Кизических, и Святого великомученика Феодора Стратилата. Построена в 1791 году иждивением ярославского городского общества. На отведенном ярославскою городскою управою в полутораверстном расстоянии от церкви участок земли под холерное и больничное кладбище, имеется деревянная часовня; построена в 1901 году.
Земли под кладбищем 17 дес, 1495 кв. саж. Церковных домов пять: два двухэтажных каменных, один двухэтажный деревянный и два одноэтажных деревянных. Из них первые три для жительства причта, четвертый для жительства помощника церковного старосты и церковных сторожей и пятый для жительства рабочих по кладбищу. Церковного капитала в % бум. 16213 руб. Прихожан при церкви не имеется, кроме проживающих временно. На расстоянии 80-ти сажен от церкви, в общественной Леонтьевской богадельне ярославских мещан в колич. 60 д. муж. п. и 155 ж. При церкви церковно-приходская школа с ученическою при ней библиотекою и вышеозначенная Леонтьевская общественная богадельня. Школа с библиотекою содержится на средства церкви, богадельня же — на средства ярославской городской управы. По штату положено быть трем священникам, диакону и трем псаломщикам. Причтового капитала (в процентных бумагах) 43448 руб. (по данным на 1908 г.).
Леонтьевская церковь находится на территории Леонтьевского кладбища. Первоначально Леонтьевский приход в Ярославле располагался в Земляном городе, недалеко от Кирилло-Афанасьевского монастыря. В 1635 г. на месте старого деревянного храма сооружается новый каменный во имя святителя Леонтия, епископа и чудотворца Ростовского, с приделом Девяти Мучеников Кизических и колокольней над входом. Крупным вкладчиком нового храма был ростовский купец Василий Федотов Мальгин. В 1688 г. прихожане строят на месте сгоревшей деревянной вторую каменную церковь — пятиглавую церковь Рождества Христова, а также каменное здание богадельни. Среди храмоздателей выделяется имя прихожанина Леонтьевской церкви, известного своей благотворительностью ярославского купца Ивана Ивановича Мякушкина. В начале XVIII в. приход состоял из 61 двора, а число прихожан вместе с проживающими в богадельне составило около 200 человек.
В 1778 г. императрицей Екатериной II утверждается генеральный план новой регулярной застройки Ярославля, в значительной мере разрушающий старую, хаотичную и неправильную, стихийно складывавшуюся планировку центральной части города. В соответствии с новым регулярным планом участок, занимаемый храмами Леонтьевского прихода, отводился под строительство новых казенных каменных зданий, поэтому в 1783 г. Леонтьевский приход в Земляном городе решено было упразднить, а церковные здания разобрать и построить вновь на только что учрежденном городском кладбище по дороге на Углич. Здание состояло из теплой трапезной с двумя боковыми помещениями для приделов, главного храма, алтаря и колокольни высотой 8 сажен. Освящение новопостроенного храма состоялось 23 мая 1791 г., в день обретения мощей святителя Леонтия Ростовского. Храм был бесприходным.
Стенная живопись выполнена, как гласила храмовая надпись, в 1806-1809 г.г. «подрядчиком Семеном Степановым Завязошниковым и при нем бывшими подмастерьями Харлампием Петровым Дряниным и Василием Петровым». Система росписи состояла из 107 сюжетов в трапезе, алтаре и приделах. В 1834 и 1888 г.г. фрески поновлялись. Иконостас выполнен в 30-х г.г. XIX в. резчиком посада Большие Соли (ныне пос. Некрасовское) Владимиром Трубниковым.
В 1894 г. при Леонтьевской церкви была открыта школа грамоты для детей из ближайших к кладбищу деревень и тогдашних западных окраин города. Кроме того, при церкви существовала общественная богадельня, двухэтажное здание которой было построено на добровольные пожертвования в 1846-47 г.г. и сохранилось до наших дней.
В 1931 г. Леонтьевская церковь была передана в пользование религиозной общине обновленческой ориентации. Однако ввиду ее немногочисленности (около 30 человек) община обновленцев была не в состоянии нести все необходимые расходы по содержанию церковного здания, и 7 декабря 1940 г. исполком Ярославского Горсовета упразднил Леонтьевскую религиозную общину. В советское время интерьер Леонтьевской церкви был искажен (устроен второй этаж), практически утрачена фресковая живопись, за исключением небольших фрагментов в алтарной части.
В 1991 г. Леонтьевский кладбищенский храм возвращен Русской Православной Церкви, в нем произведен ремонт, возобновились захоронения на Леонтьевском кладбище.
Жельвис В.И. Прогулки по Ярославлю. – Ярославль: Верхняя Волга, 2001; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Ярославский некрополь: Леонтьевское кладбище / под ред. А.В. Азова; вст. ст. Н.В. Дутова. – Ярославль: ВООПИиК, Ремдер, 2005.
Приход Леонтьевский внутри большого земляного города, зовомый по теплой церкви. Церкви каменные две:
Первая холодная во именование Рождества Христова без придела. Построена каменным строением тщанием и собственным иждивением Ярославского купца Ивана Ивановича Мякушкина в 1688 году; освящена Ярославского Успенского собора протоиереем Иоанникием. Внутри стенным письмом не росписана, а только выбелена, пол в церкви белого камня, покрыта дранью, а пять глав железом.
Вторая церковь теплая во имя святого Леонтия епископа Ростовского чудотворца, без приделов. Построена каменным строением тщанием, радением и собственным иждивением Ярославского купца Василья Федотова Мальгина в 1635 году, а кем освящена, неизвестно; внутри стенным письмом не росписана, а только выбелена; пол в церкви кирпичный, покрыта дранью, а глава черепицей.
Колокольня каменная при теплой церкви над всходом, вышиною в 15 сажен; на ней колоколов шесть: первый в 55, второй 12, третий 7, четвертый 4, пятый 2 и шестой 1 пуд.
Довольствуется оная церковь подаянием приходских людей; в церковь доходу на церковные потребы бывает до тридцати и более рублей в год, да издревле с церковной лавки, состоящей в рукавишном ряду собирается по семи рублей в год, из числа коих половина, т. е. три рубля пятьдесят копеек отдается священноцерковнослужителям, которые к довольствию своему, кроме добровольного подаяния от прихожан, другого дохода более не имеют.
Приходских дворов 43; в них жителей мужеска пола 82, женска – 119, обоего пола 201 душа.
В. Лествицын. Церкви города Ярославля в 1781 году. ЯЕВ № 43 от 23 октября 1874 г. Ч. неофиц.
Церковь во имя Св. Леонтия Ростовского, при городском кладбище, каменная, с двумя приделами в теплой трапезе: с южной стороны, во имя Св. девяти Мучеников, и с северной, Св. Феодора Стратилата, — построена от кочта граждан Ярославских в 1791 году, вместо церкви того же наименования, бывшей в Земляном городе.
Очерк церквей города Ярославля. За бывшим городским валом в предместьях Ярославля. ЯГВ № 16 от 22 апреля 1849 г. Ч. неофиц.
Ярославская Леонтьевская кладбищенская церковь находится на западной стороне города Ярославля, близ Углицкой дороги, в 300 саженях от крайних городских домов. Она была устроена в 1789-1791 г.г. 1) тщанием и коштом Ярославского городского общества и, частию, из материалов упраздненных двух каменных церквей Леонтиевского прихода. Равно и вся церковная утварь, колокола и имущество сих церквей – поступили в настоящую Леонтиевскую церковь.
http://elib.shpl.ru/…/page/17/zoom/6
До 1772 года в Ярославле (и др. городах) кладбища, для погребения умерших, были устрояемы на «монастырях» приходских церквей. Правда Петром Великим, еще в 1720 г., указывалось хоронить умерших за чертой города, но это указание исполнялось неохотно: русские мало верили, что от умерших мог быть какой-либо вред (в смысле заражения) живым, но, долгое время не прекращавшаяся в 1771 г. моровая язва воочию их убедила в противном… И Правительствующий Сенат, рассуждая, по представлению прокурора князя А.А. Вяземского, «о вящшей предосторожности от заразительных болезней», положительно указал (17 ноября 1771 г.) «при церквах по городам не хоронить никого, а отвесть для сего особые кладбища на выгонных землях – за городом – где способнее, и, построя при оных на первый случай хотя небольшие деревянные церкви, ограждать кладбища забором или плетнем».
С некоторыми пояснениями этот указ 29 ноября был получен из Синода Ростовской Духовной Консисторией, именно – в нем добавлялось (с согласия Сената), «чтобы отводом мест под кладбища и устроением на них церквей озабочивались и губернаторы, сносясь при этом с духовными командами, и если последние могут указать места удобные для кладбища, при которых находились бы и готовые церкви, считать бы те места кладбищами, что отдельного причта на кладбище быть не положено, а погребение и поминовение упосших совершали бы приходские священники».
На этих основаниях и по соглашению Московского губернатора И.И. Юшкова с администрацией гор. Ярославля, вне города и при готовых церквах, были отведены (воеводским товарищем и правящим в гор. Ярославле полициею асессором Толбугиным) в 1772 г. 25 мая, следующие кладбища: 1) Владимирское – при Владимирской, что на убогих домах, церкви; 2) Туговское, при Пятницкой, что на Туговой горе, церкви и 3) Тверицкое – за Волгой. Афанасию, епископу Ростовскому и Ярославскому осталось только подтвердить это распоряжение светской власти, о чем он и писал вскоре в Ярославское Духовное Правление. При выполнении же плана 1778 г. многие из горожан поселились около Владимирской церкви и образовали собой целую улицу, связавшую Владимирское кладбище с городом, что уже противоречило указам о кладбищах (дабы кладбище от жилья было по крайней мере на 100 саженей) и что, с 1779 г. заставило искать места для нового градского кладбища.
Поэтому Ярославское Наместническое Правление, 9 июня того же года предписало Кудрявцеву, коменданту города Ярославля отыскать для кладбища «новое способное место».
Чрез десять дней Кудрявцев ответил правлению, что «им усмотрено удобное место по Углицкой дороге в левую сторону в 80 саженях, а от Владимирского кладбища 300, окроме же оного, иного способного, нигде нет». Ярославское Наместническое Правление 29 ноября 1782 г. постановило «уведомить Ростовскую Духовную Консисторию и просить обратить ее особенное внимание на то, нет ли где-нибудь какой ветхой церкви для перенесения ее на кладбище?» 16 декабря Ростовская Духовная Консистория, по сказанному постановлению, представила архиепископу Самуилу такое мнение: «в городе Ярославле нет ни одной ветхой, к сносу способной, церкви, в прочих же городах епархии – Угличе, Мологе и Пошехонье, кладбищенские церкви построены на кошт обывателей. – Посему надлежит уведомить Ярославское Духовное Правление, чтобы оно, осмотрев пригодность нового кладбища, просило Наместническое Правление построить тут хотя бы небольшую деревянную церковь». Равно известило бы Консисторию – какой градской церкви священнослужителям удобно будет исполнять при кладбищенской церкви служение».
Мнение это, с резолюцией Самуила «учинить посему и, притом, Ярославскому Духовному Правлению выправиться – нет ли в уезде Ярославля ненужной и к переносу, коштом обывателей, способной церкви» было послано в Ярославское Духовное Правление 22 декабря. Правление еще «выправлялось ко учинению изъясненного» как (в мае 1783 г.) Наместническое Правление сделало следующее представление Яр. Дух. Правлению от имени А.П. Мельгунова: 1) «по высочайше конфирмованному плану о строении в г. Ярославле положено перенесть на кладбище какую-либо церковь, по рассмотрению Преосвященного… 2) из числа же градских церквей около Леонтьевской, состоящей в Земляном городе, по плану должно быть произведено казенное строение, а при оном и той церкви оставаться неудобно и бесполезно как по стеснению места, так и по неимению обывательских домов, кои могли бы составлять приход и содержать церковь, … то не благоугодно ли будет духовной команде Леонтиевской церкви приказать разобрав перенесть на кладбищенское место?».
Духовное Правление, принимая во внимание это представление о отвечая на запрос Консистории (еще от 22 декабря 1782 г.) выяснило, что: 1) «так как место для кладбища и построение тут церкви оказалось удобным, только бы сделать около него законную изгородь, (2 арш. – дабы никакая скотина не заходила), да на ручье, находящемся недалеко от кладбища, мост – понеже ручей сей в водяное время может препятствовать сообщению; 2) а в уезде Ярославском свободной церкви не оказалось, то, — 3) принимая во внимание предложение г. наместника и заявление причта Леонтьевской церкви – письменное, что за расстройством прихода они не только себя, но и церковь содержать не могут, можно на этот предмет Леонтиевский приход вовсе упразднить, и состоящие в нем две церкви, разобрав, построить коштом обывателей на означенном кладбище» …
На этом представлении архиепископ Самуил постановил с своей стороны: «учинить посему в самой скорости, точию Духов. Правлению иметь всемерное попечение к перенесению из Леонтиевских дву церквей иконостаса и всей церковной утвари и прочего имения в другое благоприятное место по своему рассмотрению и 2) о сохранении всего того в целости до построения и освящения оной кладбищенской церкви в прежнее наименование употребить все надлежащие меры». Постановление это «к исполнению» было переслано в Ярославское Наместническое Правление 13 июля 1783 года – конечного в существовании Леонтиевского прихода и его двух церквей. Считая вопрос об упразднении Леонтиевского прихода оконченным, Ярославское Духовное Правление, вместе с «Светскою командою», 31 декабря 1785 года «определило приступить и к разборке церквей прихода.
Когда церкви Леонтиевского прихода были разобраны, Ярославское Духовное Правление, в том же месяце (декабре) сделало наместнику Мельгунову представление – «О своевременном начатии постройкою новой церкви на отведенном, для кладбища новом месте» — такого содержания: «С аппробации бывшего в Ростове, архиепископа Самуила (что ныне митрополит Киевский), по сообщению ему Ярославского Наместнического Правления, назначены к перенесению на вновь отведенное, для погребения в гор. Ярославле, умерших, кладбище – две церкви Леонтиевск. Прихода, кои и разобраны. Но к строению на том месте церкви, от Ярославских граждан не видно расположения, и приготовления, хотя почти во всех городах Ростовской епархии по указу 1771 г., кладбищенские церкви сооружены уже коштом граждан. Принимая это во внимание, а также, что умершие в гор. Ярославле, по 1-й и 2-й части, уже погребаются на вновь отведенном кладбище, Духовное Правление почитает за нужное просить Ваше Преосвященство – сделать – кому следует из граждан – распоряжение о немедленном начатии постройки каменной церкви, а равно и о приеме для этой цели от кого следует, наличного материала из разобранных церквей и всей их утвари.».
Мельгунов не замедлил, с своей стороны, сделать о том предложение Ярославской Городской Думе, в лице головы Барсова, но дело постройки церкви церкви почему-то затянулось до 1787 года. Тогда Мельгунов (в ноябре мес.) вторично писал Думе, в следующих, довольно категорических выражениях: «К строению церкви на кладбищенском месте, яко необходимо нужной и по высочайше конфирмованному плану положенной притупить! К чему в строители и избрать из граждан способных и достойных людей, коим, как материалы разобранных и к тому упраздненных церквей, сколько ево найдетца, так и утварь – принять, и кто к ему выбран будет ко мне отрапортовать. Почему о заложении той церкви и к Преосвященному здешнему от меня сообщено будет, и, потом об успехах того дела до окончания строением церкви рапортовать ко мне чрез каждые два месяца».
http://elib.shpl.ru/…/page/73/zoom/4; http://elib.shpl.ru/…/page/17/zoom/6