Ярославль. Церковь Космы и Дамиана в Земляном Городе.

Церковь св. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана воздвигнута в 1686 году и имеет три престола: Казанской Божией Матери, бессребреников Космы и Дамиана и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
Прихожан при ней 101 душа муж. пола и 110 жен. пола.
А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль. В типографии Германа Фалька, 1861 г.

Церковь Космы и Дамиана находилась на Плац-Парадной площади напротив Кирилло-Афанасиевского монастыря. Не сохранилась. В ранней истории Космодамианского храма есть несколько загадок. Церковь с таким наименованием указана в Перечневой описи города 1630 года (ей принадлежала лавка в рукавичном ряду) и переписных книгах XVII в., но подробные ярославские церковные описания XVIII — начала XIX столетия свидетельствуют, что престола с таким посвящением в приходе не существовало. Архиепископ Самуил Миславский указывал, описывая Космодамианский приход в 1781 г.: «Церковь каменная, настоящая холодная во именование образа Пресвятой Богородицы Казанской, с приделом теплым в трапезе, по левую сторону, во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого». А свое название, уточнял владыка, приход получил «по отправляемому торжеству св. чудотворцам Косме и Дамиану».
Содержатся противоречия и в дате построения каменной церкви на месте прежней, деревянной. В описании ярославских храмов архиепископа Самуила значится: «когда построена каменным строением и кем освящена, известия в часто бываемые пожары утратились». А.П. Крылов, ссылаясь на храмозданную летопись, сохранившуюся к середине XIX в. на западной стене холодного храма, называл 1686 г. Составитель же «Кратких сведений» в 1908 г., опираясь на надпись у престола, утверждал, что храм был освящен 5 апреля 1671 г.
Космодамианская церковь в конце XVIII в. предстает более чем скромной по внутреннему и внешнему убранству: «Внутри стенным писанием не расписана, а только выбелена, пол в церкви и приделе кирпичный, покрыта дранью, а пять глав черепицей. Колокольня над папертию при церкви вышиной 18 сажень, в ней колоколов шесть: первый в 30, второй 10, третий 8, четвертый 4, пятый 1 пуд и шестой в 30 фунтов».
В первой половине XIX в. храм был значительно перестроен: его трапезную часть расширили, устроив в ней теплую церковь; шатровую колокольню снесли, соорудив взамен невысокую одноярусную над трапезой. Если судить по классическому портику, оформившему вход в храм, эти поновительные работы произошли скорее всего при архиепископе Аврааме (Шумилине).
В описании А.П. Крылова церковь предстает в I860 г. в следующем виде: «Храм этот состоит из двух отделений: в восточной половине его престол в честь Казанской Божией Матери; это холодная церковь; в западной половине два престола: на правой стороне — бессребреников Космы и Дамиана; на левой — Трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — это в теплой церкви. Холодная церковь с тёплою соединяется посредством арки, в которой устроены стеклянные двери».
В середине XIX в. зимняя церковь была расписана, но живопись, по заключению И.А. Тихомирова и И.Ф. Барщевского, «никакого — ни археологического, ни художественного — значения не имеет». Главной святыней храма являлась икона Космы и Дамиана, в которую был «вложен ковчег со святыми мощами их, этот образ почитается чудотворным, очень старинный, украшен серебряной позолоченной ризой, большого размера; стоит он у правого столба в холодном храме, а на зиму переносится в зимний храм». Возможно, икона была храмовой и в древности деревянная Космодамианская церковь имела престол во имя святых бессребреников.
В церкви хранились и другие достопримечательности: серебряный крест с частью Древа Креста Господня и 58 частицами мощей святых, он «небольшой и врезан в образ к изображениям тех святых, мощи которых находятся в кресте», а также напрестольный крест с частицами мощей 13 святых.
Среди богослужебных книг в ризнице церкви находилась «Служба благоверным князьям Василию и Константину, Ярославским чудотворцам», напечатанная без года и места издания, но, как заметил А.П. Крылов, «печатной службы сим святым нет и в кафедральном соборе».
В приходе Космодамианской церкви в 1б4б г. записан священником Карп Трофимов, там же проживали его сын, иконописец Федор Карпов, и внук — знаменитый ярославский мастер Федор Федоров. В Переписной книге 1717 г. среди проживающих «на козьмодемьянском монастыре» значатся: «Во дворе посацкой человек Федор Федоров сын, пишет иконы, штидесят трех… Родился он, Федор, в Ярославле, там же и отец ево, Федор Карпов был ярославец же, посацкой человек. А помянутой двор был деда ево, Федора, церкви Козьмы и Демьяна попа Карпа Трофимова».
К Космодамианскому приходу с 1903 г. была приписана церковь Святой Троицы при глазной лечебнице.
Летний храм прихода был разобран в 1930 г., зимний — в 1982, в 1984 — на его месте построен магазин. В 2010 г. здание переделано под гостиницу с рестораном.
Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2008.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?