Ярославль. Церковь Иоанна Постника.

Ярославль, Церковь Иоанна Спостника, Архангела Гавриила и Андрея Критского. Конец ХIХ в., эклектика. При советской власти в церкви располагались цеха электромеханического завода. Церковь почти цела, но закрыта.

К концу 19 века церковь Николая Чудотворца не могла вмещать всех прихожан, большинство которых составляли рабочие бумагопрядильной фабрики, расширившей к тому времени свое производство. Правление Товарищества Ярославской Большой мануфактуры решило построить новый храм. Завершение строительства приурочили к пятидесятилетию фабрики. Главный престол посвящен Иоанну Постнику, правый – Андрею Критскому, левый – Архангелу Гавриилу. Эти святые были небесными покровителями учредителей Товарищества, на чьи средства возводилась церковь. Большой храм с трапезной построен в стиле модерн. Он имеет одну апсиду и притвор, над которым возвышается сорокаметровая колокольня. Фасады декорированы цветной керамикой.
Информация: Архитектурные шедевры Святой Руси. Ярославль. – Самара: Издательский дом «Агни», 2007.

Развитие производства на Ярославской Большой мануфактуре привело к тому, что в 1890-х годах в этой части города существенно увеличилось число прихожан; Никольская церковь их уже не вмещала. Учитывая данное обстоятельство, правление Товарищества Ярославской мануфактуры приняло решение построить более вместительную церковь. Закладка нового храма состоялась летом 1904 года. Средства на его строительство выделили хозяева предприятия — Иван Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины и Гавриил Матвеевич Игумнов. Завершить строительство удалось к 1908 году, когда отмечался 50-летний юбилей превращения мануфактуры в фабрику. Новый храм гармонично дополнил Николо-Мельницкий храмовый ансамбль. Престолы посвятили святым, являвшимся небесными покровителями строителей церкви. Главный освятили во имя преподобного Иоанна Спостника, приделы — во имя преподомномученика Андрея Критского и Архангела Гавриила. Примечательно, что в народе за храмом закрепилось «дополнительное» имя — Андрея Критского. Освящал храм архиепископ Ярославский и Ростовский, будущий Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Беллавин).
Храм Андрея Критского представляет собой церковь, в архитектуре которой сочетаются древний византийский стиль и характерный для начала ХХ века модерн. Как и в случае с Петропавловским храмом, другого образца подобной храмовой архитектуры на ярославской земле нет. Перед входом в церковь возвели шатровую колокольню, над основным четвериком поднялась большая главка на массивном барабане, над приделами — две главы меньших размеров. Внутри имелся резной дубовый иконостас. В 1929 году Андреевскую церковь закрыли, главы сняли. Некоторое время в её стенах находился склад, а в 1952 году в здание въехали Дом физкультуры и детская спортивная школа. Только в 2010 году, когда праздновался 1000-летний юбилей Ярославля, храм вернули Русской Православной Церкви. Первое богослужение в нём состоялось 30 октября 2010 года, в день памяти преподобномученика Андрея Критского.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №79, 2014 г.

Около Николо-Мельницкого храма находилась принадлежавшая Ярославской Большой мануфактуре писче-бумажная фабрика, она сгорела в 1845 г. Через 12 лет мануфактура была куплена у прежних владельцев Яковлевых московским купцом Иваном Андреевичем Карзинкиным, который основал «Товарищество Ярославской Большой Мануфактуры» и начал строительство близ церкви Николы в Меленках бумагопрядильной фабрики. Рабочие, а их число росло с расширением производства, являлись прихожанами Никольского храма, который к концу XIX в. уже не мог «в должной мере удовлетворять религиозным потребностям служащих и рабочих фабрики». В 1890-х г.г. правление Товарищества ЯБМ вознамерилось возвести новую церковь по проекту академика архитектуры Соловьева на месте холодного Никольского храма, но в виду его «археологического значения» строительство не осуществилось.
В 1903 г. другим академиком, Александром Васильевичем Ивановым, был выполнен новый проект церкви на другом месте. Закладка храма состоялась 27 июля 1904 г., а сооружение его завершили в 1908 г. к 50-летнему юбилею фабрики в знак «выражения благодарения Господу Богу» за ее благополучное существование. Торжественное освящение храма состоялось 12 октября в 1908 году, его престолы – главный во имя Иоанна постника, придельные – во имя Андрея Критского (справа) и Архангела Гавриила (слева) – посвятили святым, соименным учредителям Товарищества, на чьи средства сооружалась церковь, – Ивану Андреевичу и Андрею Александровичу Карзинкиным и Гавриилу Матвеевичу Игумнову.
Архиепископ Тихон, освящая церковь, привел слова святителя Феофана Затворника: «Из всех благодеяний, какими благодетельствует человек человеку (училище, больница, приют), храмоздание есть самое большое и многообъятное… храм один совмещает в себе все, что имеет каждое из тех учреждений: он есть и училище веры и благочестия, и питомник и врачебница наших сил духовных и телесных, и странноприимница духовная».
Жертвователи потратили на новую церковь более четырехсот тысяч рублей. Построенный ими храм поражал «обширностью размеров здания, вмещающего до трех тысяч лиц, обилием света, симметричностью частей, стройностью и простотой в целом, Новый храм имеет большой запас ценной утвари и ризницы».
Интерьер основного объема был украшен росписями, «на сводах восемь художественных картин и на западной стене храма две», среди каноничных сюжетов на сводах вызывали интерес композиции «Преподобный Сергий благословляет князя Димитрия Донского на битву с татарами» и «Крещение Руси». Трехъярусный иконостас «работы ученого рисовальщика И.М. Дикарева» был украшен искусной резьбой.
На новую колокольню перевесили с прежней восемь колоколов: благовестник весом в 209 пудов, который, вместо разбитого, был отлит в 1816 г. на заводе мастера Ивана Чарышникова; его же работы второй, полиелейный, колокол 1824 г. весом в 103 пуда; третий, вседневный, отлит 3 октября 1746 г. Андреем Маляровым на тульском заводе Акинфия Никитича Демидова; четвертый, в 36 пудов, и пятый, в 15 пудов, — работы завода Порфирия Ивановича Оловянишникова; три зазвонных колокола, по свидетельству о. Дмитрия Предтечевского, «по цвету меди, по рисунку орнамента» одинаковы с третьим, вседневным.
http://nikolamelenki.ru/21/history.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?