Этот четырехстолпный пятиглавый храм соборного типа строился в 1647-50 годах иждивением богатейших купцов Скрипиных на их хозяйственном подворье. Он заменил сразу две деревянные церкви — Ильинскую и Покровскую. Илья Пророк был особо почитаем ярославцами, ведь считалось, что город был основан в праздник именно этого святого. По своему удачному расположению огромный храм хорошо просматривался из различных частей города и потому был выбран в 1778 центром новой городской планировки. В настоящее время этот памятник воспринимается как главный символ Ярославля.
Подобно другим храмам раннего периода ярославского зодчества, Ильинская церковь с двух сторон обстроена двухъярусными закрытыми галереями, на которые ведут массивные крыльца на ползучих арках. К северо-западному углу паперти примыкает четырехъярусная шатровая колокольня, а с северной стороны композиция храма осложнена небольшим шатровым приделом, состоящим из нескольких ярусов кокошников. Вскоре после освящения церкви из Москвы была прислана в Ярославль высокочтимая святыня — частица ризы Христовой. Специально для ее хранения к западной галерее был пристроен новый придел, Ризоположенский, завершен он был стройным глухим шатром, удачно перекликающимся с шатром колокольни. Сложная композиция Ильинского храма, таким образом, была уравновешена по приципу коромысла: с запада (т.е. спереди) храм воспринимается как симметричный, однако в силу индивидуальной трактовки фасадов в каждом новом ракурсе силуэт его меняется до неузнаваемости.
Декоративное убранство Ильинской церкви было столь необычно по своему богатству, что после ее постройки между различными слободами города возникло своеобразное соревнование, призванное перещеголять ее по пышности и разнообразию декора. Наиболее ярко были украшены резным кирпичом, изразцами и белокаменными деталями те части здания, на которых в первую очередь останавливается глаз, — галереи, приделы, крыльца. Наружные стены были покрыты яркой полихромной росписью. В интерьерах храма можно видеть интереснейшие образцы деревянной резьбы 16-17 веков: царские врата, иконостасы, надпрестольную сень, а также особые места для царя Алексея и патриарха Никона. Практически все иконы древние, многие из них были выполнены специально для Ильинского храма придворным изографом Федором Зубовым.
Роспись интерьеров храма выполнена в 1680 году ярославскими мастерами под руководством двух костромичей — Гурия Никитина и Силы Савина. Поражает в этих фресках радостное, светлое настроение, необузданная динамика, ощущение полноты жизни, необычайная чистота и яркость колорита. Без всякого сомнения, фрески Ильинской церкви — лучший стенописный ансамбль 17 века и одно из высших достижений древнерусского искусства. Галереи храма были расписаны несколько позднее, в 1716 году, но в той же оптимистичной и динамической манере.
Особенности монументальной живописи церкви Ильи Пророка в Ярославле. Отличительной особенностью монументальной живописи церкви Ильи Пророка, как отмечает большинство исследователей, является синтез двух традиций: 1. исконно русской, веками формировавшейся под влиянием Византийской культуры. В этом смысле система росписей храма (особенно центрального куба) достаточна традиционна: в центральной главе – композиция «Отечество», в простенках барабана – архангелы, ниже – праотцы, на сводах – двунадесятые праздники и т.д.; 2. «нововременной», заявившей о себе с приходом XVII века. Надо сказать, что благодаря этой новой традиции сформировалась так называемая «ярославская школа» монументальной живописи, ставшая подлинным выражением художественных вкусов заказчиков – ярославских купцов и посадских людей… С одной стороны, главные заказчики строительства храма Ильи Пророка, а также выполнения в нем фресковой росписи — именитые ярославские купцы братья Скрипины, являлись представителями нового сословия, аккумулировавшего передовой прогрессивный опыт. С другой стороны, Ярославль – важный социально-экономический центр – привлекал множество известных мастеров из разных земель (Москвы, Костромы, Новгорода), которые были знакомы с традициями западно-европейского искусства. С третьей – общий процесс обмирщения культуры, захлестнувший Россию, докатился и до Ярославля, и как нельзя более полно выразился именно в живописи. Все эти предпосылки создали благодатную почву для формирования новых традиций, которые и нашли отражение в монументальной живописи храма Ильи Пророка.
Настенная живопись отвечает всем принципам декоративно-повествовательного стиля: особая многоцветная, «ковровая» техника живописи, заполнившая все внутреннее пространство храма, носит удивительно декоративный характер (богатство декора – типичная черта барокко). Декоративность заметна в использовании как организующего элемента геометрических фигур – квадрата и круга, так и в изображениях архитектурных палат, обстановки, утвари, которые легко переходят в крупные барочные завитки. Декоративный характер росписи проявляется также и в обилии орнаментики, которая не только украшает одежды, архитектурные детали, предметы, но и покрывает порталы храма, откосы окон, нижние ярусы стен. По словам В.Г. Брюсовой, орнамент сильно развит и имеет пластическую разработку. Еще одним ярким примером декоративности может служить изображение в нижних ярусах подвесной пелены, которая в некоторых местах (особенно на паперти) заменяется изразцовым орнаментом. Праздничный колорит фресок строится на основе яркой теплой цветовой гаммы коричнево-красных, желто-золотистых, малиново-розовых и охристых тонов, среди которых особенно контрастно выделяется «голубец».
Занимательность изображения, его повествовательность, использование многочисленных бытовых подробностей (налицо – обмирщение!). Наиболее показательны в этом смысле циклы росписей, иллюстрирующие жития и деяния ветхозаветного пророка Илии и его ученика пророка Елисея (занимающие, соответственно, 4-ый и 5-ый ярусы главного храма), например, сцена «Сбор яблок», «Встреча пророка Илии с Елисеем во время пахоты», знаменитая «Жатва». Житийные композиции приобретают характер жанровых картин. Отмечается явление, характерное для миниатюры и отчасти – житийной иконы: последовательный рассказ о событиях, развернутые повествовательные циклы, в которых одни и те же эпизоды повторяются с небольшими вариациями неоднократно, что предвещает появление повествовательного направления в живописи. • живописные композиции многофигурны и динамичны, они создают картину реального мира. В этих реалистических устремлениях художников исследователи усматривают становление нового мировоззрения.
Формирование нового мировосприятия, вызванное мощным толчком просвещения и всеобщими секуляризационными процессами, наиболее полное отражение, на мой взгляд, нашло в грандиозной символической картине, иллюстрирующей заключительные слова молитвы «Отче наш» («Яко твое есть царство и сила и слава Отца, Сына и Святого Духа.»), расположенной на своде западного крыльца. Вверху – Новозаветная Троица, несомая херувимами, по сторонам в несколько ярусов стоят группы святых, отделенных облаками, но значительным новшеством в этом сюжете является изображение Земли в виде шара: земной глобус с обозначением меридиан и экватора занимает центральную часть композиции.
Еще одним примером проявления нового самосознания, мировидения, личности автора, а также примером преемственности мастеров и формирования светского начала в культовых сооружениях может послужить другая большая композиция символического характера «Род царствия благословится», расположенная на своде северного крыльца. Эта фреска является авторской переработкой гравюры из книги Лазаря Барановича «Меч духовный». (Гравюра построена по образцу сюжета «Древо Иесея» — родословие Христа и представляет собою вырастающее из фигуры князя Владимира генеалогическое древо семьи Романовых (обоснование преемственности власти киевских князей новой династией). Гравюра и книга были адресованы автором лично царю Алексею Михайловичу.) Мастер Федор Игнатьев, следуя времени, значительно переработал и дополнил композиционную схему гравюры: перенес акцент с Алексея Михайловича на нового царя – Петра I, и снабдил всех членов царской семьи, словно святых, нимбами (ярчайший пример сакрализации мирского и обмирщения сакрального!).
Многим сюжетам настенной живописи храма Ильи Пророка присущи символизм (о чем уже было сказано выше), аллегоризм и дидактизм (типичные черты западноевропейского барокко). Ярким примером аллегории служит цикл композиций на сюжет «Песни Песней» царя Соломона, расположенный на внутренней стене северной галереи. (Галереи-паперти поволжских церквей имели полусветское, полуцерковное назначение: они служили не только местом покаяния для согрешивших, которые не допускались в храм, но здесь же назначались и проходили чисто мирские деловые встречи. Вот почему стены и своды этих частей храма насыщены композициями нравоучительного и иносказательного характера). Поэтическая библейская история трактуется ярославскими мастерами как аллегория любви Христа к Церкви. Невеста-Церковь в этих композициях предстает в образе царственной женщины с короной на голове. Во всех сценах рядом с Невестой изображен ее небесный Жених Иисус Христос. В одной из сцен Он подает цветы Невесте, в другой – оживленно с ней беседует, в третьей – хвалит с облаков (низводит с небес со Святым Духом на Нее божественную Благодать) и т.д. Особый дидактический, нравоучительный смысл отражен в росписях галерей в следующих циклах: «Начало мира» (события ветхозаветной истории), ибо галерея-паперть – это преддверие, вход в храм Божий, Евангельскую Церковь – наиболее показательны в этом смысле композиции «Сотворение мира» и «Ноев ковчег»; и «Конец мира» (эсхатологический цикл), ибо с галереей связан и выход из храма, символизирующий грядущие судьбы мира, Церкви и человеческой души – «Страшный суд», темы Апокалипсиса.
Продолжая разговор о живописных композициях галерей (а именно они в большей степени подверглись влиянию процесса обмирщения), я затрону еще одну важную новую традицию, характерную для росписей храма Ильи Пророка – это преемственность мастеров и ориентация ярославских художников на западноевропейские образцы. (Вторжение реального мира в живопись и ориентация на «фряжские» (немецкие) образцы вызвали бурные протесты со стороны ревнителей старины. Глава раскольников протопоп Аввакум в своих «Беседах» писал: «… пишут Спасов образ… лице одутловато, уста червонные, власы кудрявые, руки и мышцы толстые…, и весь яко немчин брюхат и толст учинен… А все то кобель борзой Никон умыслил образа будто живые писать. А устрояет все по фряжскому, сиречь по немецкому… Ох, ох, бедная Русь! Чего тебе захотелось немецких поступков и обычаев!…»).
Бурный рост числа деловых связей России с государствами Западной Европы, их усиление и упрочение позволили русским мастерам активнее впитывать западноевропейский «нововременной» художественный опыт, что определенным образом сказалось и в монументальной живописи. Показательным является то, что изобразительным источником почти всех композиций галерей храма Ильи Пророка послужили гравюры известной Библии Пискатора, изданной в Голландии в 1650 году, которая, в свою очередь, явилась свободной переработкой знаменитого цикла гравюр Альбрехта Дюрера. Яркий пример такого опосредованного использования произведения великого средневекового художника – «Апокалиптические всадники» – композиция северного свода крыльца храма. Богатство и разнообразие орнамента в ильинских росписях также не случайны. Орнаментальные мотивы заимствовались ярославскими художниками из рисунков восточных тканей. С не меньшим успехом ярославские мастера использовали в качестве образцов и отечественные источники: примером может послужить уже упомянутые мною гравюры книги проповедей архиепископа черниговского Лазаря Барановича «Меч духовный, еже есть глагол Божий…», изданной в 1666 году в Киево-Печерской лавре. Кроме того, как видно, в традициях русских живописцев была преемственность мастерства и заимствование стиля. Ярким примером этому может служить картина «Спас Нерукотворный», являющаяся частью грандиозной алтарной литургической композиции под названием «Великий Вход», выдержанная в стиле известнейшей одноименной живописной иконы Симона Ушакова. («Симон Ушаков стремился к созданию реальной пространственной среды, к соблюдению естественных пропорций лица, к объемной форме, которой добивался светотеневой моделировкой»).
И, наконец, я хотела бы обозначить последний, но не менее важный момент, характерный для русской монументальной живописи «переходного периода» в целом, и росписей ильинского храма, в частности. Средневековые каноны предполагали полную «безликость» автора в произведении искусства, поэтому творческая личность художника-иконописца ни коем образом не отражалась в его картине. Однако отход от канонов и утверждение нового мировосприятия и самосознания на рубеже XVII века высвободили творческое «я» автора, позволили художнику сначала робко, затем – все смелее и смелее мыслить, интерпретировать, анализировать, экспериментировать. Не случайно теперь мы знаем имена мастеров-живописцев, создавших уникальные фрески в храме Ильи Пророка. Гурий Никитин, Сила Савин, Дмитрий Семенов, Федор Игнатьев, — вот далеко не полный перечень имен этих художников. Стилистический анализ позволил современным исследователям в каждой из существующих фресок определить оригинальную творческую манеру автора, ее создавшего.
Церковь Св. пророка Илии построена в 1647 году тщанием ярославских купцов Гостиной сотни Вонифатия и Иоанникия Ивановичей Скрипиных. Престолов в ней пять: Св. пророка Илии, св. муч. Гурия, Самона и Авива, преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца, Положения ризы Господней и Покрова Пресвятой Богородицы. В приходе ее находится 544 души муж. пола и 504 жен. пола.
А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г.
Церковь Ильинская каменная, приходская. Имеет пять престолов: в главном летнем храме — во имя пророка Илии и в приделе (в алтаре) — во имя преп. Варлаама Хутынского; в зимнем храме — во имя Покрова Божией Матери и в двух холодных приделах — в честь Положения Ризы Господней и св. муч. и испов. Гурия, Самона и Авива. Храмовый праздник 20 июля, 6 ноября, 15 ноября, 1 октября и 10 июля. Построена в 1650 г. братьями Вонифатием и Иоанникием Ивановичами Скрипиными. Святыни: часть ризы Господней, присланной патриархом Иосифом I в благословение устроенному храму.
Под северо-восточной частью храма часовня Печерской Божией Матери, устроенная одновременно с храмом и имеющая значение усыпальницы храмоздателей и их рода. С обеих сторон образа Божией Матери на стене изображены молящимися во весь рост святые, соименные погребенным в усыпальнице.
Земли под церковью и в ограде церковной 657 кв. саж. и при двух церковных домах около 178 кв. саж. В первом доме, в двух этажах, помещается причт, а третий этаж сдается в наймы в пользу церкви; во втором доме также живут постояльцы. Церковного капитала в процентных бумагах 6163 руб. 95 коп. Прихожан состоит 26 душ муж. пола и 26 жен. Все прихожане рассеяны в разных частях города. По штату положено быть: священнику и псаломщику, причтового капитала 8950 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Один из центральных посадских храмов города. Построен в 1647–1650 гг. по заказу купцов Аникея и Нифантея Скрипиных, близких к царскому и патриаршему дворам. Большой четырехстолпный, пятиглавый храм с галереей, приделами и развитыми крыльцами. Увенчанный шатром Ризоположенский придел у юго-западного и шатровая колокольня у северо-западного углов создают слегка несимметричную, но хорошо уравновешенную широкую и вместе с тем центрированную композицию ансамблевого характера. Низенький восьмерик Ризоположенского придела (на высоком четверике) переходит в четверик через строенные кокошники, образуя органически сплавленную композицию. Все это вместе с шатром, украшенным гуртами с перехватами, вызывает «готические» ассоциации. У северо-восточного угла храма находится придел Гурия, Самона и Авива. Придел похож на маленький одноглавый храмик XV в. с пирамидой кокошников. Отличается стройностью и четкостью форм.
Храм содержит внутри замечательную роспись, выполненную в 1680–1681 гг. артелью мастеров во главе с известными костромскими живописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным и ярославским художником Дмитрием Семеновым. Нижний ярус росписи, обычно занимаемый изображениями платов или полотенец, сочетается с полосой растительного орнамента широкого и изящного рисунка. Во втором ярусе росписи развернуты живые повествовательные сцены из жития пророка Елисея. В деяния пророка введены бытовые и пейзажные картины. Наиболее известна сцена жатвы – одна из лучших пейзажных композиций в древнерусской живописи. Нижний регистр галереи занят живописной изразцовой панелью. Выше все стены и своды покрыты росписью на библейские темы, в трактовке которых много реалистических элементов.
Иконостас Ильинской церкви относится к эпохе развитого барокко, но содержит иконы XVII в. (нижний ряд), в которых тоже немало бытовых сцен и пейзажных мотивов.
Патриаршее место исполнено во второй половине XVII в. По композиции несколько похоже на архитектуру Ризоположенского придела. В богатый травный орнамент включены изображения птиц (неясыть – символ Христа). Четкая разграфленность орнаментальных полей удерживает живописный стиль резьбы в ренессансных границах.
Ярославль. Церковь Илии Пророка // Старые русские города. Справочник-путеводитель / Сост. Г.К. Вагнер. М., 1984. С. 404-405
Одна из самых замечательных церквей Ярославля, церковь Ильи Пророка, построена в 1647–1650 годах на месте старого деревянного храма по заказу богатых купцов Ярославской гостиной сотни – торговцев пушниной Аникея и Нифантея Скрипиных, род которых переселился в Ярославль из Новгорода после новгородского разгрома, учиненного Иваном Грозным. Несметные богатства Скрипиных заставляли считаться с ними даже царя и патриарха. Говоря современным языком, это были крупнейшие налогоплательщики Ярославля – только с сибирских промыслов Аникея Скрипина казна получала в виде пошлины ежегодно более тысячи рублей. И не случайно в 1648 году царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф пожаловали братьев Скрипиных драгоценной реликвией – частицей Ризы Господней. Церковь была освящена митрополитом Ростовским Варлаамом.
Поставленная в центре обширной усадьбы Скрипиных, на перекрестке двух главных улиц Земляного города, церковь Ильи Пророка вместе с каменной оградой, жилыми палатами и кладовыми постройками составляла небольшой замкнутый ансамбль. При реконструкции Ярославля в 1778 году ветхие палаты были сломаны, и храм оказался в центре большой площади, замыкая перспективу нескольких улиц, и сразу превратился в одно из главных архитектурных сооружений города. По своим громадным размерам церковь Ильи Пророка превосходит даже некоторые городские и монастырские соборы. Суровая простота её внешнего облика напоминает строгие древние храмы Московской Руси. Церковь окружают широкие, в два яруса, крытые галереи с крыльцами, а также два придела и шатровая колокольня. Все вместе сливаются в очень живописный и в то же время уравновешенный ансамбль.
К северо-западному углу храма примыкает нарядная, стройная восьмигранная колокольня. С противоположной стороны поднимается шатровый Ризоположенский придел, один из лучших образцов русского шатрового зодчества. Другой придел, во имя св. Гурия, Симона и Авива, увенчан аркой кокошников и луковичной главой.
Галереи и крыльца украшены белокаменными резными вставками с изображениями фантастических зверей и птиц. Центральную главу храма украшает могучий кованый крест – одно из лучших произведений ярославских мастеров XVIII-го столетия. Окружающая храм ограда выполнена по рисункам архитектора А.М. Павлинова, внутрь церкви ведут резные, затейливо раскрашенные порталы с коваными дверями. В подклете церкви погребено девять членов семейства Скрипиных.
Церковь Ильи Пророка называют сокровищницей древнерусского искусства. Её стены расписывала в 1680–1681 годах артель костромских мастеров во главе с выдающимися художниками того времени Гурием Никитиным и Силой Савиным. Заказчицей стенной живописи храма была Улита Макарова, вдова Нифантея Скрипина. В работе приняли участие и четыре местных, ярославских художника во главе с Дмитрием Семеновым. Эти грандиозные фрески сохранились до наших дней. Они ни разу не были записаны и только промывались от грязи в 1902 и 1955 годах. Фрески Ильинской церкви представляют собой цельное художественное выражение идеи храма и отличаются большим разнообразием сюжетов.
Традиционным для ярославско-костромской школы живописи является изображение библейских и евангельских сюжетов в образах окружавшей художников русской действительности. Волы запряжены в обыкновенную конскую упряжь, с хомутом – ведь художник никогда не бывал на юге … Каин и Авель, жители древней Иудеи и Самарии, облачены в русские сарафаны и рубахи. Зато великолепно изображена мирная и поэтичная сцена жатвы, ставшая хрестоматийно знаменитой – здесь уж мастера знали, что изображали!
Фрески ярославских и костромских мастеров второй половины XVII века демонстрируют совершенно новую для древнерусской монументальной живописи повествовательную систему, восходящую к работам римских и флорентийских художников середины XVI века. Большую роль сыграло появление на Руси так называемой «Библии Пискатора», богато иллюстрированной гравюрами голландских мастеров (первое издание – 1650 года, второе – 1674 года), из которых ярославские и костромские живописцы черпали не только сюжеты, но и композиционные схемы. Тем не менее, ни о каком переломе мировоззрения, ни о перемене вкусов русских мастеров говорить не приходится – речь идет об обогащении приёмов древнерусской живописи, о творческой переработке новых веяний.
Распространению западноевропейских художественных влияний на русское искусство способствовали иноземные мастера Оружейной палаты – немцы, шведы, голландцы и поляки. Их приток в Москву резко усилился во времена правления Михаила Романова, в 1630–1640-е годы, и продолжался на протяжении всего XVII века. Голландские и немецкие живописцы, среди которых особо следует назвать Ганса Детерсона и Даниеля Вустерса, принесли в Россию традиции европейского маньеризма – художественного течения XVI века, предшествовавшего барокко Близкие художественные идеи проникали на Русь и через Украину.
Галереи и Ризоположенский придел были расписаны ярославскими живописцами в 1682 году и частично дополнены в 1716 году. Эти росписи, конечно, намного проще живописи основного храма. Ризоположенский придел напоминает о реликвии, хранящейся в церкви Ильи Пророка – частице Ризы Господней. Об истории обретения Ризы, о передаче её царю Михаилу Феодоровичу рассказывают сюжеты стенописи Ризоположенского придела. В его иконостасе находится икона «Положение Ризы Господней в Московском Успенском соборе» работы мастера Петра Костромитина. На иконе в традициях русских портретов-парсун изображены патриарх Филарет и царь Михаил Федорович.
В церкви Ильи Пророка можно видеть и множество искусных образцов древнерусской резьбы по дереву: огромную деревянную сень 1657 года, резные иконостасы, «царское» и «патриаршее» места. Их покрывают богатый растительный узор, серафимы, райские птицы, двуглавые орлы, вазы с цветами.
Самые знаменитые монастыри и храмы России / Сост. А.Ю. Низовский. М., 2001. С. 98–102
Согласно «Сказанию о построении града Ярославля», самую первую в городе церковь во имя Илии Пророка заложил Ярослав Мудрый. Легендарный поединок князя с медведицей — покровительницей живших на этих землях племён — произошёл как раз в Ильин день. Одолев зверя, «христолюбивый князь повелел рубить деревья и расчищать место, на котором решил град поставить. И вскоре мастера начали строить церковь святого пророка Ильи и град созидать. Город сей благоверный князь Ярослав назвал в своё имя Ярославлем».
Нынешний преемник древней церкви, о которой идёт речь, — Ильинско-Тихоновский храм в Ярославском кремле. Чуть дальше некогда стояли две деревянные церкви, одна из них тоже была посвящена пророку Илье. На их месте впоследствии и возвели знаменитый ярославский шедевр. Средства на строительство храма выделили состоятельные ярославские купцы — братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины. Имея достаточно денег, они решили возвести церковь, что называется, «для себя», на своём собственном подворье. Купцы знали, что земля русская щедра на таланты, и не поскупились пригласить лучших мастеров. Строительство началось в 1647 году, а закончилось через три года, о чём гласит надпись справа от входа в храм: «Благоволением Бога Отца Вседержителя и споспешением Единородного Сына Его Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и содействием Святого и Животворящего Духа начаты созидатися сии церкви во имя Пресвятыя Богородицы, честного Ея Покрова и Святого Пророка Ильи с прочими тремя приделы в лето 7155 (1647), месяца мая в 9 день; совершена же сия церковь и освящена в 7158 (1650) году, июня в шестнадцатый день, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, при святейшем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском».
Ильинская церковь получилась величественной и нарядной. Мы привыкли видеть её белоснежной, но изначально её не белили — она оставалась красной, расписанной яркими «травами», её кокошники и наличники покрасили синей, охристой и зелёной красками, а купола покрыли зелёной черепицей.
О купцах Скрипиных стоит рассказать подробно. Это были не просто богатые торговые люди. Известно, что Иоанникий Скрипин входил в число избранных — носил звание государева гостя; таковых во всей стране насчитывалось всего 24 человека. Безусловно, братья знали грамоту — в «Книге церковного строения», составленной после окончания строительства храма Ильи Пророка, сохранилось немало их собственноручных помет. Торговали Скрипины мехами, драгоценными камнями, церковной утварью — как тогда говорили, «на великую сумму». О размахе их дела можно судить по замечанию С. В. Бахрушина о другом купце — Свешникове: «Через своих агентов Свешников выводил из-за Урала очень большое количество мехов, уступал в этом среди ярославских скупщиков пушнины только знаменитым Скрипиным». Ещё бы — ведь они, Скрипины, были поставщиками царского и патриаршего дворов и, говорят, водили личное знакомство с первыми самодержавцами из династии Романовых — Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем. Поэтому неудивительно, что когда братья завершили строительство храма Илии Пророка, царь не стал возражать против желания Патриарха Московского и всея Руси Иосифа отправить в дар Скрипиным бесценную святыню — частицу Ризы Господней из кремлёвского Успенского собора. В её честь братья решили возвести шатровый Ризоположенский придел. Скрипины любили свой храм и устроили в нём фамильную усыпальницу. Умерли братья с разницей всего в один год: Иоанникий — в 1660 году, а Вонифатий — в 1661-м.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №35, 2013 г.
После революции храм Илии Пророка передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1922 году церковь поставили на учёт в губернском Историческом музее, присвоив ей высшую категорию ценности, и открыли для посещения как памятник архитектуры и живописи. Церковь стала частью отдела древнерусского искусства. Это спасло храм от уничтожения, а ведь снести его порывались. К началу 1930-х годов было уже собрано несколько тысяч подписей рабочих ярославских предприятий, требовавших от облисполкома убрать храм Илии Пророка из центра города, так как он, цитата из обращения «сознательных» пролетариев, «чрезвычайно мешает новой планировке города, находится на площади, имеющей административно-советское значение, где по требованию общественности намечена установка памятника борцам революции, павшим от белогвардейского мятежа». А ещё по мнению «подписантов», церковь мешала проводить на Советской площади демонстрации и парады. Местные газеты с удовольствием «подключились» к этой кампании, но, к счастью, вовремя вмешались известные реставраторы П. Д. Барановский и Н. Н. Померанцев. Да и исполнявший тогда обязанности директора музея Н. В. Кузнецов отказался подписывать решение о сносе церкви. Не прошло и десяти лет, как храму нашли очень странное, на первый взгляд, применение. Союз воинствующих безбожников, активно действовавший в СССР в довоенные годы, решил использовать помещение церкви Илии Пророка под… антирелигиозный музей. На поверку же это оказалось не такой уж плохой идеей, ибо во вновь организованный музей стали свозить предметы церковного обихода из других храмов, в нём собрали большую коллекцию колоколов.
Директор музея Виктор Михайлович Ковалёв, хоть и был активистом ярославского отделения Союза воинствующих безбожников, не позволил сбить фрески, что предлагали сделать некоторые из его соратников. Напротив, он включил их в музейную экспозицию: в северной части галереи, где росписи иллюстрируют первые главы Библии, размещалась выставка, повествующая об устройстве Вселенной, о происхождении Солнечной системы и так далее. Другие выставки рассказывали об истоках религиозного мировозрения, о религии в древние времена, о «ярославском белогвардейском мятеже и церковниках», о «победе социализма в СССР и отходе масс от религии». А ещё Ковалёв выставил в храме Илии Пророка уникальный экспонат. Таких тогда в стране было всего два — в Ленинграде и Свердловске. Речь идёт о маятнике Фуко. Увидев это приспособление в Исаакиевском соборе, директор Ярославского антирелигиозного музея захотел повторить этот опыт и в Ярославле. Вот его собственный рассказ: «Взяв все необходимые сведения и расчёты, а по приезде домой измерив высоту центра церкви, выразившуюся в 13 метрах, я после расчётов пришёл к выводу, что такой же маятник, только в меньшем виде, можно сделать и у нас. Этой идеей заинтересовались работники 62-го завода, за неделю они рассчитали конструкцию маятника Фуко и изготовили его. Но встал вопрос об укреплении стального конца проволоки со стаканом механизма вращения в среднем куполе на высоте 13 метров. Тогда я влез внутрь купола через окно с улицы и укрепил стакан. На конце проволоки мы прикрепили тринадцатикилограммовый чугунный шар и поставили на пол деревянный диск диаметром в три метра… На следующее утро мы провели испытание, вооружившись часами. Через пять минут маятник отклонился на два градуса». Сам Ковалёв очень гордился своей «придумкой», тем более что за неё он получил значок атеиста-отличника и почётную грамоту. Но антирелигиозный музей в храме Илии Пророка не прижился — просуществовал он всего три года. А затем началась Велика Отечественная война, и государство, наученное горьким опытом, решило по-иному выстраивать отношения с верующими людьми…
В послевоенные годы церковь Илии Пророка использовалась для хранения фондов Ярославского краеведческого музея. Когда в 1955 году власти задумали открыть храм для посетителей, оказалось, что уникальные иконы и фрески находятся в плачевном состоянии: везде грязь, плесень и паутина. Восстанавливать памятник пригласили художника-реставратора Веру Григорьевну Брюсову. Интерес к древнерусскому искусству она впитала буквально с детства — её дед был священником. Перед Отечественной войной Вера Григорьевна окончила знаменитый Московский институт философии, литературы и истории (ИФЛИ), стажировалась в отделе реставрации Третьяковской галереи. Позже она отправилась применять на практике полученные знания: сначала укрепляла росписи в новгородских храмах, позже искала в Карелии древние фрески и иконы, в Петрозаводске составляла списки икон, которые во время войны вывезли в Финляндию, а потом вернули в СССР. В храме Илии Пророка ей пришлось промывать стены, укреплять красочные слои… То же самое сделали в приделах и в галерее, восстановили черепицу на кровле, заново позолотили кресты и отремонтировали решётку вокруг храма. После этого церковь стала самостоятельным музейным объектом.
Главный престол храма Илии Пророка вновь освятили в 1989 году. Поначалу богослужения совершались лишь один раз в год — 2 августа, в день памяти пророка Илии. Сейчас служат и по большим церковным праздникам, но только в летний сезон, когда уникальной стенописи не угрожают ни холод, ни влага. 12 мая 1993 года в рамках патриаршего визита в Ярославль в храме Илии Пророка провёл богослужение Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Храм Илии Пророка регулярно реставрируется. С 1990-х годов и по настоящее время по мере необходимости приводятся в порядок фрески, исправляются кирпичная кладка и кровля, поддерживается в должном виде красочное покрытие фасадов. Ярославская епархия неоднократно поднимала вопрос о полной передаче храма Церкви, принимая на себя обязательство неукоснительно выполнять рекомендации музея, однако пока что ситуация остаётся на той же точке, что и двадцать лет назад.
Их журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №35, 2013 г.
Уникальный по своим достоинствам памятник ярославского культурного расцвета, шедевр мирового класса.
Как сообщает храмоздательская запись на стенах главного храма, строительство церкви было начато 9 мая 1647 г., а освящение ее состоялось 16 июня 1650 г. ростовским митрополитом Варлаамом. Храм двухэтажный, с двумя крыльцами, на высоком подклете, с шатровой колокольней и галереей. Приделов в храме четыре — с южной стороны теплая церковь во имя Покрова Богородицы, на северо-восточном углу устроен придел во имя мучеников Гурия, Самона и Авива; в алтаре главного храма, с правой стороны — придел во имя Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца. Кроме того, в юго-западной башне с высоким шатровым верхом устроен Ризположенский придел, где в специальной серебряной раке с изображением страстей Господних хранилась святыня храма — часть Ризы Господней, присланная московским патриархом Иосифом I и царем Алексеем Михайловичем в дар Ильинской церкви к освящению храма в 1650 г. В советское время она считалась утраченной и только в 2003 г. была обнаружена в фондах Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В подклете храма, под приделом Гурия, Самона и Авива, находилась усыпальница, где были погребены храмоздатели Скрипины и их потомки.
Заказчиками строительства Ильинского храма были выходцы из Новгорода купцы Вонифатий и Иоанникий Скрипины, одни из богатейших людей того времени в стране. До построения Скрипиными каменного храма здесь были две деревянные церкви — Ильинская и Покровская.
Церковь Ильи Пророка по конструкции принадлежит к традиционному соборному типу храма. Это кубическое четырехстолпное сооружение на подклете, увенчанное пятью главами на световых барабанах. Церковь Ильи Пророка — единый сложный ансамбль, куда, кроме центрального четверика, входит зимний храм Покрова Богоматери, приделы, двухъярусная галерея, колокольня, два крыльца. Эти объемы группируются вокруг основного храма в асимметричную, живописно уравновешенную композицию.
Наиболее выразительным в ансамбле является западный фасад. Шатровая колокольня и соответствующий ей на юго-западном углу Ризположенский придел с галереей между ними выстроились в линейную композицию. Стройная колокольня, прорезанная ярусом звонов и двумя ярусами слухов, ближе придвинута к четверику главного храма, чем более массивный Ризположенский придел, сооруженный немного позднее. Ризположенский придел относится к известному в русском зодчестве архитектурному типу восьмерика на четверике. Переход между этими объемами смягчен сгруппированными по три кокошниками, грани глухого шатра с рядами горизонтальных перехватов на ребрах сходятся к небольшому барабану, увенчанному изящной черепичной главкой.
Придел, посвященный покровителям семейного очага Гурию, Самону и Авиву и служивший домовой церковью Скрипиных, находится в конце северной галереи в невысокой башне, завершающийся тремя рядами небольших кокошников, поставленных «на убег». Теплая Покровская церковь с трапезной, простая по архитектуре постройка, примыкает к центральному храму с юга. Два больших крыльца, западное и северное, ведут на просторную галерею. Каждый фасад храма имеет индивидуальный облик. Особенно нарядно декорированы западный и южный, выходившие на оживленные торговые улицы. Все детали отделки — разнообразной формы наличники, арки — четко прорисованы и придают храму живописный облик. Обогащают пластику стен ряды ширинок — квадратных углублений, украшенных резными белокаменными вставками с изображением фантастических зверей и птиц.
Имеющая мировое значение роспись Ильинской церкви построена на замечательном архитектоническом и ритмическом согласовании с реальными формами ее интерьера. Ансамбль росписи создавался постепенно, за три периода с 1680 по 1717 г.г. тремя артелями мастеров. Им удалось сохранить композиционное единство и сравнительную общность стиля.
Внутри церкви Ильи Пророка и алтарь расписаны стенной живописью с 17 июня 1680 г. по 8 сентября 1681 г. по заказу вдовы Вонифатия Скрипина Улиты Макарьевны. Как явствует из надписи на южной стене храма, это были «трудившиеся о Бозе изографы града Костромы Гурий Никитин, Сила Савин да ярославец Дмитрий Семенов, Василий Кузьмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Марк Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Тимофей Федотов, Иван Петров, Иван Андреянов, Иван Иванов, Филипп Андреянов, Степан Павлов». «Иконописцы, расписывавшие Ильинскую церковь, принадлежали к числу лучших, отчасти первостатейных, городовых иконописцев XVII века», — писал известный ученый и исследователь церковной старины проф. Н.В. Покровский. Теплый Покровский придел дописывался в 1697, Ризположенский придел, паперти и придел Гурия, Самона и Авива — в 1716-1717 г.г. уже после смерти последних представителей семьи Скрипиных. Клейма с именами мастеров, работавших в двух последних артелях, в настоящее время утрачены.
На протяжении 300 лет со времени создания комплекс ильинских росписей сравнительно мало поновлялся. В 1830 г. живопись Покровского придела была переписана В.В. и М.В. Сарафанниковыми. Они же в 1857 г. поновили свод северного крыльца. В 1898-1902 стенопись, иконы и резьба во всем храме реставрировались на средства И.А. Вахрамеева московской иконописной фирмой М.И. Дикарева. В 1950-е г.г. главный храм и частично Покровский придел были промыты и укреплены В.Г. Брюсовой, в 1960-е г.г. паперти укреплялись А.П. Грековым, в 1970-е г.г. Покровский придел был раскрыт из-под записи бригадой В.И. Васина.
Роспись покрывает интерьер Ильинской церкви сплошным ковром, состоящим из 970 сюжетных клейм, не считая орнаментов, украшающих нижние части стен, основания столпов, подоконники, порталы и каменные скамьи. 417 композиций основного храма, созданные непосредственно под руководством знаменитого знаменщика Гурия Никитина, составляют с интерьером храма единый художественный организм поразительной образной насыщенности.
В центральном куполе вместо традиционного Вседержителя впервые в Ярославле помещено символическое «Отечество», изображающее триединого Бога, благословляющего мир. Между окнами 8 монументальных фигур архангелов, ниже праотцы в медальонах, на парусах евангелисты. Их символы, а также изображения «Спаса на убрусе» и «Благого молчания» вынесены на лобовые части паруса. В куполах малых барабанов помещены следующие изображения: в юго-западном «Великий Архиерей», в северо-западном «Богоматерь Знамение», в северо-восточном над жертвенником «Христос Эммануил», в юго-восточном над диаконником «Иоанн Предтеча с Христом в потире». В трибунах западных барабанов праотцы и пророки, в трибунах восточных — апостолы из числа семидесяти. На восточном своде за иконостасом — «Предвечный совет». На остальных сводах располагаются праздники — на северном «Благовещение» и «Крещение», на южном «Рождество Христово» и «Сретение», на западном «Вознесение». Последняя композиция вместо 18 традиционных персонажей насчитывает в своем составе 57 эффектно сгруппированных фигур. Она хорошо обозрима из любой точки храма. «Вознесение» как бы акцентирует общий жизнеутверждающий строй росписи. Во многом этому способствуют и эмблемы херувимов красного цвета, покрывающие паруса боковых барабанов и замковые арки окон. В подпружные арки сводов вписаны монументальные фигуры апостолов по два в рост. Апостольский цикл продолжается и в верхней части столпов, разбитых разгранками на три яруса. В центральной части столпов помещены эпически спокойные фигуры воинов-мучеников, а в нижней — величавые фигуры князей и царей в длинных парчовых шубах. Среди них ярославские чудотворцы Василий и Константин и Федор Ростиславич Черный с сыновьями Давидом и Константином. На сторонах столпов, обращенных к алтарю, патроны заказчиков храма мученик Вонифатий и преп. Иоанникий Великий.
Стены храма разбиты на пять сюжетных ярусов шириной 2,2-2,3 м. В нижней части боковых стен их дополняет травный орнамент (1,8 м) из крупных красных и зеленых побегов на золотистом фоне, а также традиционный подзор с орнаментальными кругами (1,2 м). На западной стене травяной фриз заменен храмовой летописью, написанной в три строки великолепной вязью. Два верхних яруса посвящены земной жизни Иисуса Христа и евангельским притчам, за исключением восточного люнета северной стены, занятой монументальной композицией «Собор св. Отец», написанной в память соборов патриарха Никона. В третьем ярусе, занимающем, как и второй, оконные откосы, иллюстрированы «Деяния апостолов», преимущественно Петра и Павла. В четвертом ярусе разработана храмовая тема — житие и чудеса пророка Ильи, пятый посвящен житию и чудесам его ученика пророка Елисея. В тимпане над парадным порталом строгая и торжественная композиция «Предста царица».
В храмовых ярусах — четвертом и пятом — знаменщик менее всего был связан с официальной иконографией. В самом выборе сюжетов, в их толковании он сумел великолепно выразить мотив освящения земных трудов и дней, создав неповторимые по красоте эпического звучания сцены народных труда, быта и празднеств. Таковы знаменитые фрески «Жатва», «Сбор яблок», «Рождение сына сунамитянки». Образцом для этих новых иконографических изводов послужила голландская Библия Пискатора, которую авторы росписи переработали на русский лад, взяв за основу содержание и сохранив неизменной национальную форму исполнения. Большинство действующих лиц росписи одеты в костюмы горожан XVII: высокие сапоги, рубахи, подпоясанные кушаком, и пестрые порты из цветной набойки. На библейских царях надеты кафтаны и шубы времен царя Алексея Михайловича.
В украшении алтаря художники проявили гораздо больше сдержанности, придав его живописи строгую репрезентативность. В конхе алтарной апсиды изображена литургическая сцена «Великий вход» («Да молчит всякая плоть человеча»). В апсиде торжественная композиция из 15 больших фронтальных фигур вселенских патриархов. Над алтарным окном поясное изображение «Христос Архиерей». На западной стене композиции «Явление неопалимой купины Моисею», «Спас на убрусе» с надписью на греческом языке и «Явление серафима пророку Исайе». В конхе жертвенника сцена «Христос в потире», символизирующая причастие, над конхой «Предста царица». На северной стене жертвенника «Страсти Христовы». В апсиде архидиаконы и поминальная надпись с 28 именами представителей рода Скрипиных. На западной стене композиции «Преломление хлеба» и «Шествие в Эммаус». В диаконнике, в приделе Варлаама Хутынского, в 15 клеймах на стенах иллюстрировано его житие. В алтарной конхе литургическая сцена «Малый вход» («Ныне силы небесные невидимо служат»), в апсиде изображения новгородских и московских чудотворцев, на алтарной преграде композиция «Преломление хлеба апостолом Петром».
В приделе праведников Гурия, Самона и Авива над фамильной усыпальницей Скрипиных в своде написано огромное «Отечество». Роспись стен, разбитых на 4 широких (1,8 м) яруса, посвящена сценам житий и мучений титульных святых придельного храма. В конхе алтаря «Христос в потире», в апсиде избранные святые, в амбразуре алтарного окна «Благовещение». Над конхой прямо на стене написаны два верхних яруса придельного иконостаса. В окне придела представлены соименные святые храмоздателей Скрипиных.
Стилистически стенопись придела Гурия, Самона и Авива близка к живописи шатрового Ризположенского придела. Последний, несмотря на свои миниатюрные размеры, является шедевром ярославского декоративного искусства. Знаменщик очень остроумно использовал шатровый характер его архитектуры, разместив в куполе вписанный в круг «Предвечный совет», на восьми склонах шатра двунадесятые праздники, в восьмиграннике, связывающем шатер с четвериком, два ряда евангельских сцен и притчей, а в четверике три сюжетных фриза, связанных единством содержания: «Страсти Христовы», «Сказание о ризе Господней» и «Сказание о нерукотворном убрусе». В конхе придельного алтаря композиция «Похвала Богородицы», в апсиде вселенские святители, в амбразуре окна «Христос Архиерей» и два ангела с рипидами.
Пострадавшая от поновлений живопись теплого Покровского придела посвящена преимущественно богородичной теме. В центре свода, между алтарной преградой и столпами, написаны «Коронование Богоматери» и «София созда себе дом», на стенах и столпах иллюстрации к чудесам из «Нового неба» И. Галятовского: «О святом Амадее и архангеле Гаврииле», «Об Иверской иконе Богоматери», «Об исцелении руки Иоанна Дамаскина» и др. На алтарной преграде помещены праздничные композиции, на северной стене — сцены из книги Ветхого Завета «Товит». На других стенах и в своде трапезы «Акафист» (дописан в 1830-х). В конхах алтарных апсид композиции «О тебе радуется» и «Семь таинств», на стенах вселенские святители, «Страсти Христовы», сцены жития Дмитрия Солунского, на западной стене «Сказание об оклеветанном иерее» из сборника поучительных новелл «Великое зерцало».
В стенописи Покровского придела (1697) угадывается рука знаменщика Федора Федорова, а в стенописи ильинской паперти и двух шатровых приделов (1716-1717) различаются два творческих почерка — Федора Игнатьева и Федора Федорова.
Паперть Ильинской церкви представила самый широкий простор изобретательности и богословской эрудиции местных мастеров. В ее тематику включены несколько иконографических циклов: ветхо- и новозаветный, эсхатологический, символико-дидактический, литературный и житийный. На двух склонах свода, начиная с северного колена, иллюстрирован Ветхий Завет: «Дни творения», «Грехопадение Адама и Евы», «Изгнание из рая», истории праведников из книг «Бытие» и «Исход», сцены из книг Ездры и «Товит». На своде Покровской паперти представлена «История Иисуса Навина и Гедеона». На внешних стенах-люнетах центрального храма иллюстрированы «Песнь Песней», «Суд над Христом» и «Страшный Суд». В тимпане северного портала композиция «Предста царица» с предстоящими, в тимпане западном — «Сошествие Святого Духа», по сторонам Христос и Богоматерь, сидящие на тронах.
Между окнами паперти — назидательные сказания и чудесные видения из «Пролога», «Нового неба», «Великого зерцала». Особенно примечательны сказания «О Феофиле икономе», «О Козьме игумене», а также символико-дидактическая композиция «Апофеоз меча» из книги Л. Барановича «Меч духовный». В западном крыльце помещены сюжеты из «Откровения Иоанна Богослова» и молитвы «Отче наш». Славословие этой молитвы («Яко твое есть царствие, и сила и слава твоя») иллюстрировано в своде крыльца. На фоне облаков в прихотливом и плавном ритме изображены основные персонажи небесной иерархии, прославляющие Святую Троицу. В центре композиции помещен глобус со знаками Зодиака.
В своде северного крыльца большой историко-художественный интерес представляет родословное древо Романовых («Род царствия благословится») с изображением 13 царей и царевичей династии Романовых, начиная с Михаила Федоровича и заканчивая внуком Петра I Великим князем Петром Алексеевичем.
По богатству сюжетов, хорошей сохранности и высочайшему мастерству исполнения фрески Ильинской церкви давно признаны художественным памятником мирового уровня.
Современный сооружению храма тябловый иконостас 1650 г., расписанный по серебряному полю травным узором, в 1696 был заменен новым шестиярусным резным позолоченным в стиле барокко. Резьбу иконостаса выполнил ярославский резчик Илья Якимов с товарищами. В декорацию иконостаса были введены архитектурные мотивы в виде резных колонок, украшенных виноградными гроздьями, кронштейнов и раскрепованных карнизов.
Некоторые местные иконы написаны для Ильинского иконостаса в 1650 г. выдающимися ярославскими иконописцами братьями Степаном и Иваном Дьяконовыми: «Спас Смоленский в деянии с женами-мироносицами», «Ангел Благое молчание», «Эммануил с ангелами». Им же принадлежит письмо северных алтарных дверей с изображением Лона Авраамова и «Сказания о просфоре». Иконы праздничного ряда также написаны в 1650-е г.г. Местные иконы «Илья Пророк», «Иоанн Предтеча», «Вознесение», «Покров» и «Благовещение» написал в 1660-1662 знаменитый царский иконописец Федор Евтихиев Зубов. Под его руководством написаны в 1660-е иконы деисусного, праотеческого и пророческого чинов. Записанная Федором Зубовым «Богоматерь Тихвинская» создана в XVI в. и происходит из древней деревянной церкви Пророка Ильи. Рама от местной иконы «Знамение», средник которой утрачен, написана в 1696 г. в мастерской Федора Игнатьева.
В алтаре находится резная напрестольная сень 1657 г. с завершением в виде восьмиугольного шатра. Вся поверхность сени украшена ажурной резьбой, напоминающей драгоценное золотое кружево. В травной узор введены изображения орлов, голубей, попугаев, «Птиц-сиринов» и «Птицы-неясыти». Глубоко национальная по стилю, исполненная с большим артистизмом, ильинская сень является одним из лучших образцов русской деревянной резьбы XVII в.
В интерьере церкви находятся царское и патриаршее моленные места XVII в., перенесенные сюда из церкви Николы Мокрого. Друг от друга они отличаются убранством шатровых завершений — у царского места шатер украшен ажурными кокошниками, а у патриаршего цилиндриками и луковичными главками.
В 1896 г. вокруг церкви по рисунку А.И. Павлинова сооружена ограда с 56 каменными столбами, между которыми укреплены звенья чугунной кованой решетки. В ширинках столбов вставлены изразцы.
С 1899 по 1904 г. производились масштабные работы по реставрации и обновлению церкви на средства коммерции советника Ивана Александровича Вахромеева, выделившего несколько десятков тысяч рублей собственных денег для приведения церкви «в благоустроенный вид». По свидетельству современников, «эта крупная жертва принесена была без шуму, без стеснения священнослужителей храма в отправлении ими своих обязанностей. С 1899 года, с ранней весны и до глубокой осени ежегодно, включительно до июля 1904 г., работали при Ильинской церкви десятки мастеров, употреблено было много строительного материала — железа, цемента, кирпича, извести, песку, лесу; но все работы шли так, что не представляли никаких препятствий к совершению Богослужения. Обновление Ильинского храма потребовало от жертвователя столько же средств, сколько их употреблено было на устройство его благочестивыми братьями Вонифатием и Иоанникием Иоанновичами Скрипиными, и совершено было в том же духе благочестия…
Сменятся поколения, современные нам события для новых людей будут глубокою древностию, но щедрая жертва Ивана Александровича Вахромеева на храм не будет забыта. Память о ней будет жить и укрепляться молитвой о благотворителях храма, вместе с молитвою о создателях его». Памятная мраморная доска, увековечившая вклад И.А. Вахромеева в сохранение культурного наследия Ярославля, укреплена на одном из столпов главного храма в церкви Ильи Пророка.
С 1930 г. в церкви Ильи Пророка открыт музей средневековой русской живописи и архитектуры. С начала 2000-х г.г. в церкви вновь по большим праздникам и в воскресные дни в летнее время проходят богослужения.
Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.; Вахрамеев И.А. Церковь во имя святаго и славнаго Пророка Ильи в Ярославле. – Ярославль,1906; Первухин Н.Г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. – М.,1915; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960; Бусева-Давыдова И.Л., Рутман Т.А. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. – М.: Северный паломник, 2002.