Ярославль. Церковь Донской иконы Божией Матери в Донской Слободе.

Часовня иконы Божией Матери Донская на Донском кладбище
Кирпичая церковь в духе провинциальных памятников 1-й пол. XVIII в. Построена в 1741 при помощи фабрикантов Затрапезновых. Одноглавый четверик с трапезной и столпообразной шатровой колокольней, трапезная выстроена вновь в 1899 на средства А.А. Карзинкина. Приделы в трапезной Артемия Веркольского и Никольский. Закрыта окончательно в 1935. Перестроена до исчезновения, остатки стен здания включены в новый производственный корпус.
Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. Ярославль, 2008, с. 516-519
Деревянная часовня на кладбище Донской слободы, у кладбищенских ворот. Была приписана к слободской Донской церкви. Сломана в 1935 г.

Время основания Донской слободы относится к середине XVII века. Сначала здесь был построен деревянный храм. Таковой Донская церковь изображается на гравюре Ростовцева 1731 года. Первое упоминание о церкви относится к 1699 году. В летописце Николо-Мельницкой церкви говорится о кончине посадского Иоанна Федосеева, в погребении которого приняли участие священнослужители большинства Закоторосльных храмов «Села Бутырок церкви пресвятой Богородицы Донской».
В 1741 году строится каменный храм. Его устроителями являлись прихожане «при содействии архимандрита Спасского монастыря Рафаила и наследников мануфактур-советника Ивана Затрапезнова». Старостами церкви всегда являлись владельцы мануфактуры. В конце ХIХ века церковь перестраивается. Последним старостой был Александр Карзинкин, один из членов директоров Правления Товарищества ЯБМ, он и выделил деньги на перестройку. Всего он вложил около 50 тыс. рублей.Приход Донской церкви составляли жители окрестных деревень. Известно, что в XIX веке к приходу относились деревни: Творогово, Зверинец, Титовская, Пеньки, Осовая, Сабельницы, Берёзовка. Это можно проследить на карте Ярославля 1860 года. Возможно в XVIII в. появляются два придела. Один в честь Николая Чудотворца, второй придел в честь Святого Артемия Веркольского.
В 1929 году во время богослужения на Пасху умирает священник. Но на это место никто не назначается, и в 1931 году советская власть отнимает у РПЦ здание церкви и официально закрывает ее. С тех пор духовные функции храма были упразднены. С 1935 году в здании располагались пекарня, после войны галантерейный цех, в котором шили ремни да ленты. Сейчас здание перестроено до неузнаваемости, отделано сайдингом, установлены пластиковые окна.
По материалам: Грязнов А.Ф. Ярославская Большая Мануфактура. С. 48. Рутман Т.А. Храмы и Святыни. С. 473-475. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. — М., 1990, С. 39-51

Церковь находилась у прудов Петропавловского парка на восточной окраине Донской слободы. В летописце Николо-Мельницкой церкви содержится самое раннее из известных упоминание о Донской церкви: в записи от 16 июля 1699 года о кончине посадского человека Иоанна Федосеева, в погребении которого принимали участие священнослужители большинства закоторосльных храмов, в том числе значатся «села Бутырок церкви Пресвятой Богородицы Донской» иерей Иоанн Феодоров и диакон Андрей Петров. Ярославские Бутырки возникли не позднее XVI века, одновременно с заселением закоторосльной части города, тогда же, скорее всего, была там построена и первая деревянная церковь, но в переписных книгах Ярославля XVII века ни слобода, ни храм не упоминались, ибо находились за городской чертой.
Каменная церковь Донской Богоматери была возведена, как указано в рукописном «Географическом и историческом описании города Ярославля», в 1741 году при архиепископе Иоакиме. Храм строили прихожане «при содействии архимандрита Спасского монастыря Рафаила и наследников мануфактур советника Ивана Затрапезнова», поскольку деревни Творогово, Зверинец, Титовская, Ильцино, Полянки, входившие в приход, в то время принадлежали Спасскому монастырю, а находилась Донская церковь в непосредственной близости от Ярославской Большой мануфактуры, и на ней работали многие ее прихожане.
Церковь вначале была двухпрестольной: главный храм — во имя иконы Донской Богоматери, в трапезе — теплый придел во имя праведного Артемия Веркольского. Позднее был устроен еще один придел — Николая Чудотворца (дату его освящения установить не удалось).
В конце XVIII — начале XIX века в Донском храме велись значительные работы по украшению его интерьеров: в 1785 году ярославский столяр Федор Зеркальников сделал резной иконостас в придел Артемия Веркольского, в 1806 — в центральный храм. Большой вклад в благоустройство внес живописец Андрей Денисов: в 1786-1798 годах он поновлял многие старые иконы, в 1803–1806 — выполнял стенное письмо в церкви, в 1808-1811 — писал новые иконы для иконостаса. Особо чтимой в приходе являлась икона Донской Богоматери. В 1899 году Донская церковь была «почти вся вновь перестроена» одним из владельцев Ярославской Большой мануфактуры А.А. Карзинкиным, израсходовавшим на ее расширение около 50 000 рублей.
Донская церковь находилась на городской окраине, часть ее прихожан являлась жителями Бутырской и Донской слобод, а другая часть — крестьянами окрестных деревень, поэтому со времени основания храм имел двойственный статус. В одних источниках значится, что «оная церковь приписана к городским по благословению Преосвященного Авраама… Приход у нее — бутырские жители, притом и несколько деревень»; в других она числится в Ярославском уезде. Только в конце XIX века церковь была окончательно причислена к IV благочинному округу города, но и позднее в официальных документах именовалась как Донская в селе Новофедоровском Ярославского уезда.
Донской церкви принадлежала деревянная часовня на Донском кладбище, устроенная в 1905 году. С 16 ноября 1896 года в храме служил священник Константин Григорьевич Наумов, вместе с Федором Петровичем Успенским он основал журнал «Приходская жизнь» в 1898 году, но 23 декабря 1905 вышел из состава редакции. Донское приходское попечительство значится в Объединенном попечительстве закоторосльных церквей с момента образования последнего. На средства прихода содержались две церковно-приходские школы — одна городская в Донской слободе, другая сельская — в деревне Осовых.
Ежегодно неподалеку от Донской церкви, на Бутырском лугу, проводился трехдневный весенний праздник солнца — «Солонины», который жители всей закоторосльной части почитали «священным долгом посетить». Подобные праздники являлись отголоском язычества, они устраивались и в других русских городах, только назывались по-иному: в Костроме и Твери — Ерилы, во Владимире — Юнины, в Нерехте — Конюковки. Название праздника произошло от слова солнце (солон). Он совершался весело, оживленно. Любопытно отметить, что в начале XX века ярославцы уже не помнили, что они праздновали в эти дни. Вот как корреспондент местной газеты «Голос» объяснил происхождение слова: «Старики говорят, что в былые годы в это время здешние мясники начинали засаливать туши (для солонины) и этот торжественный момент проводили в веселии и питии».
В документах Донской церкви конца 1920-х — начала 1930-х годов значится, что ее приход «находится под духовным окормлением архиепископа Павла», а в штате храма — два протодиакона.
В 1933 году Донская церковь была передана властями обновленческой общине. Через два года и ее из этого храма перевели в верхнюю Никольскую часовню Николопенской церкви, а освободившееся «бывшее культовое» здание было отдано исполкомом в распоряжение подведомственных ему предприятий местной промышленности. Сначала пекарня, затем текстильщики-галантерейщики не церемонились и приспосабливали храм для своих нужд, не согласуя с кем-либо производимые перестройки. Документы Комитета историко-культурного наследия и Бюро технической инвентаризации позволяют утверждать, что от храмового здания уже в 1960-е годы практически ничего не осталось: все капитальные внешние стены в существующем ныне на ул. Овинной производственном корпусе — советских времен, причем возведены они, судя по всему, даже не на церковных фундаментах…
Т.А. Рутман. «Храмы и святыни Ярославля: история и современность». 2-е издание переработанное и дополненное. Ярославль: Александр Рутман, 2008. Литература: Баршевская. С. 18-24; Краткие. 1908. С. 42; Крылов. Обзор. С. 96-97; Голос. 1910. № 13; ЯЕВ. 2006. Март. С. 25; ГАЯО, кол. рукописей, ед. хр. 1317, л. 80–80 об.

Донское кладбище находилось на территории Донской слободы — поселка, образовавшегося вокруг Донской церкви в XVII столетии. А первое упоминание о Донской церкви сделано было в летописце Николо-Мельницкой церкви в записи от 16 июля 1699 года. В нем речь идет о священниках «пресвятой Богородицы Донской» «села Бутырок».
Ярославские Бутырки возникли не позднее XVI века, одновременно с заселением закоторосльной части города. Бутырская слобода находилась южнее Толчковской слободой. Бутырками в старину называли пригороды, селения, отделенные от города полем, куда выселяли заключенных и прочих неугодных. На гравюрах А. Ростовцева «Вид Ярославской Большой мануфактуры» и «Вид города Ярославля» 1731 года Бутырки изображены непосредственно за забором полотняной Мануфактуры Затрапезновых. На территории бывшей слободы до сих пор есть 1, 2, 3-й Бутырские переулки, 2-й Бутырский тупик, улица 2-я Бутырская, а также улица Подбутырская и Подбутырский переулок. Позже рядом с Бутырской слободой возникает Донская.
По мнению И.И. Баршевской, кладбище возникло тогда же, что и слобода, в XVII в. Имело двойной статус, т.е. было и городским и сельским. Позже, от Донской церкви кладбище отодвинулось в сторону деревни Новодуховской, поэтому сегодня и кажется, что эти два объекта не связаны. А еще в 1896 г. в книге «Ярославская Большая мануфактура» говорилось, что Донская церковь состоит при кладбище. Т.е. площадь кладбища была значительно больше, чем сегодня и граница проходила по современной улице Овинной.
Донская слобода, Донское кладбище, Донская церковь. Почему такие названия появляются в месте столь далеком от Дона? С чем связано возникновение такого топонима? Высказывалось несколько предположений.
Свое название Донская слобода, скорее всего, получила по названию церкви, которая находилась на ее территории. А Донская церковь была освящена во имя иконы Донской Божьей матери. По Донской церкви называли и находившееся рядом с ней кладбище. И.И. Барщевская высказала еще одну точку зрения: название Донского храма, как и Донской слободы, Донского кладбища объясняется якобы жившими здесь когда — то переселенцами с Дона — донскими казаками.
Донская церковь и Донская часовня
Донская церковь располагалась на территории Донской слободы. Первое упоминание о церкви относится к 1699 году. Сделано оно было в летописце Николо-Мельницкой церкви: в записи от 16 июля 1699 года о кончине посадского человека Иоанна Федосеева, в погребении которого принимали участие священнослужители большинства закоторосльных храмов, в том числе, значатся «села Бутырок церкви пресвятой Богородицы Донской» иерей Иоанн Феодоров и дьякон Андрей Петров».
Ярославские Бутырки возникли не позднее XVI века. Скорее всего, одновременно была там построена и первая деревянная церковь, но в переписных книгах Ярославля XVII века ни слобода, ни храм не упоминались, ибо находились за городской чертой.
Позже, в 1741 (по другим источникам в 1747) году была уже возведена каменная церковь. Деревни Творогово, Зверинец, Титовская, Ильцино, Полянки, входившие в приход, в то время принадлежали Спасскому монастырю, а находилась Донская церковь в непосредственной близости от Ярославской Большой мануфактуры, и на ней работали многие ее прихожане. Церковь поэтому строилась на средства прихожан при помощи «архимандрита Спасского монастыря Рафаила и наследников одного из основателей ЯБМ Ивана Затрапезного».
По данным А.П. Крылова к 1960 г. церковь была двухпрестольной: главный храм освящен во имя иконы Донской Богоматери, в трапезе — теплый придел во имя праведного Артемия Веркольского. Интересно, что в Ярославле такое посвящение — редкость. Артемий Веркольский , 12 летний мальчик, погибший во время грозы, родился на реке Пинеге (Архангельская область). После 1577 г. стали распространяться слухи об исцелениях, происходивших от мощей святого. Церковь иконы Донской богоматери в Ярославле тоже одна. Икона Донской Богоматери была особо чтимой в приходе церкви, считалась чудотворною. Икона Донской Божьей матери считалась покровительницей воинов. Позднее был устроен еще один придел — Николая Чудотворца (дату его освящения установить не удалось). Посвящение храмов Николаю Угоднику в России повсеместно.
А.П. Крылов сообщает, что у церкви 36 десятин земли. В приход входят 10 селений.
Донская церковь в конце XIX века была окончательно причислена к IV благочинному округу города, но и позднее в официальных документах именовалась как Донская в селе Новофедоровском Ярославского уезда.
Вышедшая в 1896 г. в свет книга «Ярославская Большая мануфактура» перечисляет церкви при фабрике Товарищества Ярославской Большой мануфактуры: Николо — Мельницкая, Петропавловская, Донская во имя иконы Божьей матери — кладбищенская. Здесь же сообщается, что Донская кладбищенская церковь прежде служила приходской церковью Донской слободы, вошедшей в состав города. В это время еще церковь состоит при кладбище и в ней служили 4 священника, 2 дьякона, причетники. Один из священников был законоучителем школы при фабрике.
В 1899-1901 г.г. церковь значительно перестроили на средства Андрея Александровича Карзинкина, израсходовавшим на ее расширение около пятидесяти тысяч рублей.
Храм имел двойственный статус, т.к. прихожанами церкви являлись жители Бутырской, Донской и Фабричной слобод, и крестьяне окрестных деревень. В официальных документах начала XX века Донская церковь значилась в селе Новофёдоровском Ярославского уезда. В других источниках говорится, что церковь находилась к северо-западу от Петропавловской церкви. Донская церковь была местным общественным, культурным и просветительским центром. На средства прихода содержались две церковно-приходские школы — одна городская в Донской слободе, другая сельская — в деревне.
С 16 ноября 1896 года в храме служил священник Константин Григорьевич Наумов. Вместе с Федором Петровичем Успенским он основал журнал «Приходская жизнь» в 1898 году, но 23 декабря 1905 вышел из состава редакции.
Приходское попечительство участвовало работе Объединенного попечительства Закоторосльных церквей. В 1879 г. при церкви Иоанна Предтечи возникло приходское попечительство. В 1898 г. к нему присоединились попечительства близлежащих церквей: Николо-Мельницкой, Петропавловской, Успенской единоверческой, Донской. Возглавляло работу такого объединения Предтечевское попечительство. Главная задача — предоставление условий для получения начального образования тем детям, которые ранее были лишены такой возможности. В 1884 г. Александр III утвердил «Правила о церковно-приходской школе», по которым главная роль в создании и работе этих учебных заведений отводилась духовенству. Критский в «Путеводителе-справочнике по Ярославлю на 1916 г.» сообщает, что на улице большой Федоровской находился приют Закоторосльного попечительства для мальчиков и девочек. А в разделе «Богадельни» под номером 16 значится богадельня церковно-приходская Закоторосльного попечительства.
Ежегодно неподалеку от Донской церкви, на Бутырском лугу, проводился трехдневный весенний праздник солнца — «Солонины», который жители всей закоторосльной части почитали «священным долгом посетить». Название праздника произошло от слова солнце (солон). Он совершался весело, оживленно. Подобные праздники являлись отголоском язычества, они устраивались и в других русских городах, только назывались по-иному: в Костроме и Твери — Ярилы, во Владимире — Юнины, в Нерехте — Конюковки. Правда, уже в начале XX века ярославцы не помнили, что они праздновали в эти дни. Корреспондент местной газеты «Голос» объяснил происхождение слова: «Старики говорят, что в былые годы в это время здешние мясники начинали засаливать туши (для солонины) и этот торжественный момент проводили в «веселии и питии»».
К 1930 году в распоряжении верующих остался только основной храм Донской церкви, приделы были закрыты. А после 1934 года она была полностью упразднена как культовое сооружение. Т.А. Рутман в своей книге говорит, что Донская церковь снесена после 1935 года. Н.Н. Балуева и И.И. Баршевская в своих выступлениях и печатных работах доказали, что церковь не была снесена, стоит до сих пор. Современный адрес: ул. Овинная, д. 4. Сейчас здание совсем не похоже на храм: убраны главы, разобраны приделы, церковь полностью перестроена. Во время Великой Отечественной войны здесь размещалась пекарня, а в 1950-1970-е годы здание церкви занимал филиал Ярославской текстильно-галантерейной фабрики по изготовлению галстуков, ремней, сумок и прочих изделий. Сегодня там размещается предприятие по производству электрических проводов и евроразеток.
Точка зрения И.И. Баршевской и Н.Н. Балуевой не требует дополнительных аргументов. Известно, что Донская церковь находилась на окраине Донской слободы у прудов Петропавловского парка. Второй церкви там не было, а это единственное старое церковное здание. Баршевская И.И. нашла местного жителя с улицы Овинной д. 3, — Владимира Андреевича Леонтьева. Несколько поколений его семьи проживало в стареньком деревянном доме (а здесь, на Овинной, все такие), что располагается напротив здания Донской церкви. Бывшей «поповской сторожкой», конечно, неоднократно перестроенной, называет Владимир Андреевич свой дом. Рядом был и дом священнослужителя, который, как утверждает Владимир Андреевич, снесли в 1972 году. Сохранился домик с частично сохранившимися резными наличниками (ул. Овинная, д. 7), где жила дочь священника.
В литературе обсуждался вопрос о Донской часовне. Где она была? Когда ее снесли? И даже была ли она вообще?
И.И. Баршевская пишет, что «Донской церкви принадлежала деревянная часовня на Донском кладбище, устроенная в 1905 году». Некоторые путают Донскую церковь именно с этой часовней, потому что их истории немного совпадают. Назывались они одинаково, и снесли часовню в 1935 году, т.е. официально она больше не существовала, как и церковь. Возможно, снесли её в связи с установкой в том же году на кладбище памятника рабочим Ярославской Большой Мануфактуры, погибшим во время забастовок на фабрике в 1895 и 1905 годах.
Автор: Новикова Наталия Геннадьевна, ученица 9 «Б» класса МОУ СОШ №13. Реферат по истории «Из истории Донского кладбища», г. Ярославль, 2010 г., http://100-bal.ru/istoriya/167437/index.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?