Ярославль. Церковь Богоявления Господня.

Дата постройки: 1684-1693 гг. Роспись 1692-1693 гг. Первоначально на месте церкви располагались посадские дворы. В XVI в. это место отошло Спасскому монастырю. Он поставил здесь деревянный храм и конюшенный двор, а в XVII в. после «Смутного времени» поселил здесь слуг и зависимых людей. Так возникла Богоявленская слободка. Ныне существующему храму предшествовала деревянная церковь Богоявления, самые ранние упоминания о которой относятся к XIII в.
Каменный храм строился в конце XIX века на средства ярославского купца «гостинной сотни» Алексея Зубчанинова, потомка «закладчиков» Спасского монастыря. Это одна из первых бесстолпных церквей Ярославля, в архитектурной композиции которой чувствуется влияние московского зодчества того периода. Пятиглавый, без подклета, с галереями — приделами с трех сторон, с восьмигранной шатровой колокольней, храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами. Размещение и цветовая гамма их строго подчинены архитектуре памятника. С московскими памятниками эту церковь сближает впервые примененный в Ярославле прием покрытия центральной части здания двумя рядами кокошников с четырехскатной кровлей. На ней высокие глухие барабаны с изящными луковичными главами. Храм расписан ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Плехановым Федором Игнатьевым. В XIX в. храм был обнесен оградой, перестроено западное крыльцо. Памятник отреставрирован в советское время.
Церковь Богоявления занимает одно из главных мест в архитектурном ансамбле Которосльной набережной — панораме города со стороны московской дороги. Кроме того, церковь Богоявления — главная архитектурная доминанта одной из центральных площадей города — Богоявленской (б. Подбельского), которую ограничивает с южной стороны. Храм имеет три престола. Главный престол посвящен двунадесятому празднику Богоявления или Крещения Господня. Южный престол освящен во имя святого Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца, северный — в воспоминание Страшного суда Христова.
Храм имел три главные святыни, о которых упоминают все источники: напрестольный деревянный крест 1709 года, обложенный серебром, в котором сохранялись часть древа креста Христова и 32 частицы мощей разных святых(не сохранился); деревянная резная глава Иоанна Предтечи на блюде (не сохранилась); огромный запрестольный алтарный крест — великолепный образец резьбы по дереву конца XVII века, который не имеет аналогов и повторов в ярославском искусстве.
Храм относится к третьему, заключительному периоду ярославской архитектурной традиции с характерным бесстолпием основного объема, сомкнутым сводом и преобладанием декоративного начала.

Деревянная Богоявленская церковь по соседству со Спасским монастырем, по-видимому, существовала еще до монгольского нашествия. В 1684-93 годах на берегу Которосли развернулось строительство каменного храма, заказчиком которого выступал богатый купец Алексей Зубчанинов. Это первая постройка Ярославля, в которой местные зодчие обращаются к опыту московской архитектуры того времени. Поскольку бесстолпный четверик был покрыт почти плоской крышей, переход к кровле решен (уникальное для Ярославля явление!) в виде двух рядов крупных кокошников. На самой кровле расположились высокие глухие барабаны с пятью изящными луковичными главами.
С трех сторон Богоявленскую церковь окружают одноэтажные закрытые галереи, а с четвертой стороны в 19 веке был пристроен притвор. К северо-западному углу примыкает массивный восьмиугольный шатер колокольни, который слабо увязан с основным объемом памятника. Стены сразу по возведении были богато отделаны лентами четырехцветных изразцов с растительным орнаментом, и это многоцветие принесло храму заслуженную славу. Еще до завершения строительства ярославские стенописцы под руководством Дмитрия Плеханова и Федора Игнатьева начали роспись интерьеров. Для фресок Богоявленской церкви характерны повестовательность, декоративность, орнаментальность. Предполагается, что росписи сводов были последней работой знаменитого костромского изографа Гурия Никитина.
С 2002 года в церкви вновь проводятся службы.

Богоявленская церковь построена в 1684-1693 гг. на городском посаде. Средства на строительство пожертвовал ярославский купец гостиной сотни Алексей Зубчанинов. Прежде на том месте, где она расположена, стояли посадские дворы; по разным источникам, первая деревянная церковь Богоявления была построена здесь либо в XVI веке, когда эта территория отошла к Спасскому монастырю, либо еще в домонгольское время. В XVI веке здесь поселились «монастырские люди», а местность стала называться Богоявленской слободкой.
Богоявленская церковь − замечательный образец синтеза двух архитектурных направлений – московского и ярославского. Основной объем храма сделан на московский манер: без подклета, бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом, и его интерьер необычайно просторен, светел и высок. Храм хорошо освещается благодаря большим и высоким окнам. Традиции ярославского зодчества выразились в окружении основного четверика галереями с трех сторон; в северо-западном углу галереи поставлена шатровая колокольня. Но самое примечательное в Богоявленском храме − даже не его архитектурная композиция. Больше всего поразили ярославцев того времени своей новизной и красотой необыкновенные полихромные изразцы, украсившие стены храма. Рисунки на изразцовых плитках – это растительный орнамент двух видов: повторяющийся − для карнизов, лент и прочих продолжительных цветных композиций, − и центрический, на изразцах, расположенных по отдельности.
Необычайно хороши также и росписи интерьеров храма, сохранившиеся с 1693 года. Предполагается, что храм был расписан артелью мастеров Дмитрия Плеханова и Федора Игнатьева − лучших изографов своего времени. Есть даже предположение, что в росписи сводов участвовал знаменитый Гурий Никитин. В цветах росписей преобладают золотой, красный и голубой, отчего при правильном освещении храм кажется еще красивее и богаче. Картины, покрывающие стены храма, сюжетны и многообразны; на них изображены в деталях евангельские события. Дополняет убранство роскошный резной иконостас в стиле барокко, выполненный в конце XVII века. Скорее всего, он был заказан к открытию храма и с тех пор не менялся. Некоторые источники относят его к работе резчиков круга знаменитого мастера Семена Спиридонова Холмогорца.
По многочисленным описям, в храме хранились три основные и особо почитаемые святыни: напрестольный крест с частицей Креста Господня, резная деревянная глава Иоанна Предтечи на блюде и огромный резной запрестольный крест, уникальный образец резьбы по дереву. Первые две святыни бесследно утрачены. В советское время храм был закрыт. Реставрация в нем началась в 1950-х годах, и с 1973 года он открылся как музей, с экспозициями. С 2002 года в храме начали проводиться церковные службы.
http://www.yaroslavlru.ru

Вполне возможно, что в древности, чуть-ли не со времён татаро-монгольского нашествия, возле Спасо-Преображенского монастыря существовала деревянная церковь в честь Богоявления Господня. Но вот первое документальное упоминание о Богоявленской церкви относится к 1530-м годам и содержится в приписке к жалованной грамоте Василия III вышеупомянутому монастырю от 1511 года. В «приписке» говорится, что «Великий князь блаженныя памяти Великий государь Василей Иванович всея Руси прежнего Спасского архимандрита Иону с братиею пожаловал в Ярославле пустым местом на можжевельнике за посадом под Никитскою слободою… да под монастырем тремя пустыми дворищи и жалованную грамоту на те места им дал и он на тех на трех пустых дворовых местах устрои Божие милосердие храм Богоявление Господа нашего Иисуса Христа…» Таким образом, дату рождения Богоявленской церкви следует искать между 1511 и 1530 годом.
В Писцовых книгах 1627-1628 годов храм Богоявления упоминается уже как центр слободы, именовавшейся по храму, Богоявленской и принадлежавшей Спасскому монастырю: «Спасского жъ монастыря слободка Богоявленская у монастыря за рвом, а в ней церковь Богоявления Господня деревяна, строенье монастырских крестьян». Вскоре Ярославль пережил настоящий бум каменного храмового строительства. Один за другим появлялись всё новые и новые храмы — складывалась, сама того не зная, ярославская школа зодчества и монументальной живописи. Богоявленский храм был одним из последних «классических» храмов ярославской школы. В камне его выстроили в 1684-1697 годах, спустя шестьдесят с лишним лет после постройки Николо-Надеинской церкви, первой в ряду ярославских храмов ХVII века. Ктитором каменного Богоявленского храма стал, как можно судить по ныне утраченной (но сохранённой для нас дореволюционными исследователями церковной старины) надписи в алтаре, «Ярославец гостиной сотни Алексий Авраамов сын Зубчанинов». Эта же надпись сообщала, что Зубчанинов «сострои сию святую церковь по обещанию своему». Принадлежность к гостиной сотне маркирует Зубчанинова как человека весьма состоятельного, оборотистого купца (большинство ярославских храмов построено именно купцами; или, во всяком случае, купеческие храмоздательные вклады оказывались наиболее существенными среди других мирских пожертвований). Торговал он юфтью — кожами дорогой выделки — и был, как доносят его сохранившиеся документы эпохи, «наследственно благочестив». Итак, «по обещанию своему» Алексей Зубчанинов начал строить Богоявленскую церковь. Строительство шло постепенно, без спешки, о чём свидетельствует «хроника» освящения приделов, содержащаяся в клировых ведомостях: в 1686 году, ещё при митрополите Ионе (Сысоевиче), освятили южный придел во имя прп. Димитрия Прилуцкого, в 1693-м — центральный престол, в 1697-м — северный придел в воспоминание Страшного суда. Известно, что главный престол освящал «великий господин преосвященный Иоасаф, митрополит ростовский и ярославский».
По сравнению с более ранними ярославскими посадскими храмами (к моменту постройки Богоявленской церкви счёт их шёл уже на десятки) Богоявленский имел ряд существенных особенностей. Что уж породило их — развитый ли вкус заказчика, влияние ли великого храмоздателя Ростово-Ярославской земли митрополита Ионы — теперь не разберёшь. Главная особенность, почерпнутая ярославцами у москвичей, — бесстолпность храма. Но в Москве бесстолпные храмы в ХVII столетии были, как правило, небольшими, камерными. А Богоявленский храм сохраняет монументальность, свойственную памятникам ярославской школы. В ХVIII-ХIХ веках Богоявленский храм жил очень скромно. Лишь один раз в году — на праздник Богоявления — он становился центром церковных и народных торжеств. Церковь с течением времени изменилась очень мало. Расписали его ещё до освящения главного престола (такой вывод исследователи делают из того, что «завороты» иконостаса — современного постройке храма — частично закрывают живописные изображения на стенах, то есть фрески появились раньше иконостаса), а затем вмешательства в его устройство были исключительно вынужденными, связанными, например, с такими драматическими событиями, как пожар. Пожар случился в 1753 году и серьёзно повредил верхнюю часть церкви, вследствие чего она получила железную кровлю (вместо первоначальной черепичной) и главы сложной барочной формы, с «юбочками» (именно таковы они на дореволюционных изображениях храма).
В 1799 году внешность храма и его «наполнение» подверглись описанию — несколько по-канцелярски сухому, но тщательному. Та что можно представить себе, как церковь выглядела накануне ХIХ века (а за вычетом железной кровли — и за сто лет до того): «Означенная настоящая холодная во именование Богоявления Господня церковь с двумя приделами есть каменного здания одноэтажная, о пяти главах, из коих большая срединная из луженого, а прочие четыре по углам из простого листового железа, выкрашенные зеленой краскою. Кресты на них железные луженые. На придельных церквах главы крыты черепицею, кресты железные, укрепленные железными же цепьями. Алтарь настоящей церкви крыт листовым железом и по железным стропилам, а церковь по кирпичу железом же. На приделах и паперти крыши листового железа по дереву выкрашенные же все черною краскою. Под означенной крышею с полуденной стороны на церковной стене написан образ Богоявления Господня в железной киоте. С северной коронования Богоматери в деревянном киоте. С запада над папертью Отечество. Стены церковные снаружи ничем не отбелены, а токмо карнизы верхние зделаны изразчатые. Вход с западной стороны приделан к паперти на каменных столпах с деревянною крышею… Во всех окошках решетки, затворы и закладки железные, оконницы слудяные в железных рамах». Судя по этому же описанию, Богоявленский храм имел довольно богатое собрание книг — 62 наименования, и среди них четыре напрестольных Евангелия в серебряных позолоченых окладах.
Приход Богоявленского храма составляли между тем по большей части люди весьма скромного достатка — ремесленники, чиновники не выше десятого класса, мещане, монастырские служители (что и не странно, учитывая близость Спасского монастыря). Да и сам приход был невелик. Та же опись 1799 года фиксирует в нём всего 188 душ «обоего пола». Однако при своей малочисленности и незавидности заработков прихожане всегда находили средства на содержание причта (хотя оно и было «весьма скудным», как отмечают консисторские документы) и поддержание самого храма в пристойном виде. Так, в конце ХVIII века приход на собственные средства выстроил дом для причта. Единожды в году церковь Богоявления становилась как бы главной в Ярославле. Происходило это, разумеется, на Крещение. Рядом с храмом на реке Которосли устраивали прорубь для освящения воды — Иордань, а само торжество начиналось крестным ходом из Спасского монастыря, возглавляемым архиреем (в монастыре с конца ХVIII века находился архирейский дом). Затем в Богоявленском храме служили литургию, а уж после шли на Иордань. В остальное время церковь жила скромной жизнью, ничем не отличавшейся от жизни других приходских храмов Ярославля. Впрочем, один раз экстраординарное событие в неурочное время — в июне — врезалось в её размеренное существование (и запомнилось прихожанам надолго). Из-за пожара, случившегося в 1831 году в Спасском монастыре, в Богоявленский храм перенесли одну из главных святынь города — мощи святых благоверных князей Фёдора, Давида и Константина. Мощи пребывали в посадском храме несколько дней.
Как уже сказано, облик Богоявленского храма почти не менялся в ХVIII-ХIХ веках. Но некоторые перемены ему всё же пришлось пережить. Производились они вынужденно: к началу ХIХ века храм, как ни крепко был построен, начал ветшать. А ремонт — это всегда известное «поновление» и переустройство. Первым поддался разрушительному воздействию времени Димитриевский придел. Его фундаменты стали проседать, на стенах и сводах появились трещины. В 1828 году прихожане обратились в Духовную консисторию за разрешением на выполнение необходимых ремонтных работ. Разрешение получили, и в 1830 году начался ремонт, заключавшийся главным образом в устройстве новых перекрытий. Кроме того, заложили вход в придел из главного храма, а взамен него пробили отдельный вход с западной стороны, оформленный особым крыльцом (Дмитриевский придел был тёплым, службы в нём шли и тогда, когда в основном храме не служили, так что с точки зрения повседневного удобства это, несомненно, представлялось разумной мерой). В 1844 года «ремонтная очередь» дошла и до северного придела. Последний крупный дореволюционный ремонт состоялся в 1886 году. Вёлся он «тщанием ярославского купца Василия Яковлевича Кузнецова». Возобновлённая «по внутреннему и наружному виду», Богоявленская церковь получила в том числе новые изразцы взамен утраченных со временем. Точнее, «как бы изразцы». Настоящих многоцветных изразцов так украшающих ярославские храмы и придающих им особое своеобразие, тогда уже не делали, секрет их изготовления был утрачен. А поступили довольно простым образом: изготовили алебастровые «копии», раскрашенные масляными красками. Новая эпоха, наступившая в 1917 году, сказалась на состоянии Богоявленской церкви почти сразу же.
В 1918 году Ярославль пережил одно из самых трагических событий в своей истории — белогвардейский мятеж. Восстание жестоко подавили, в течение нескольких дней город «накрывали» артобстрелы, нанёсшие серьёзный ущерб и храму, и жилой застройке. Богоявленская церковь утратила в результате обстрелов перекрытия, кровлю, кокошники, завершающие стены четверика. Снаряды пробили главы церкви, южную и западную стены в нескольких местах. Южный придел выгорел полностью, вместе с иконостасом и всей утварью. Храм, таким образом, оказался фактически в развалинах. Но, несмотря ни на что, богослужебная жизнь в нём продолжалась. Естественно, ни у прихожан, ни у властей не было средств на масштабную реставрацию памятника, хотя в 1920 году реставраторы обследовали повреждения храма и дали рекомендации по восстановлению. Более того, в 1922 году Богоявленскую церковь, и без того находившуюся в самом жалком положении, ещё и «раскулачили» — в пользу голодающих.
У общины Богоявленский храм отобрали в 1927 году с передачей его музею. Для закрытия требовался формальный повод, и в случае с данным храмом нашёлся он исключительно просто: плохое содержание здания, приведшее его к аварийному состоянию: «Бреши в стенах, образовавшихся от обстрелов во время белогвардейского мятежа 1918 года, не заделываются и вообще не производится никаких ремонтов, между тем как означенный храм является ценным историко-художественным памятником». В 1929 году встал вопрос о его сносе. К счастью, намерение это не осуществилось, а вскоре реставраторы сумели подлатать самые болезненные дыры на теле храма. В 1935 году Богоявленскую церковь признали памятником, охраняемым государством. Но тогда же, несмотря на статус храма, в нём устроили гараж и авторемонтную мастерскую. Надо ли говорить, что такое использование здания не пошло ему на пользу. В особенности страдали фрески: прямо по ним проложили электропроводку, часть росписей в нижнем ярусе просто сбили вместе со штукатуркой. Кроме того, постоянная вибрация, которую «производили» мастерские и гараж, сказалась на состоянии стен. Эти и другие проблемы выяснились в результате осмотра, проведённого сотрудниками Ярославской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, организованной в 1951 году, после чего объектом занялись реставраторы. Первую серьёзную реставрацию в своей истории Богоявленская церковь пережила в 1950-е годы, когда реставраторы постарались вернуть ей первоначальный облик, после которой, в 1973 году, в основном помещении здания открылась музейная экспозиция.
В 2000 году в южном приделе Богоявленского храма возобновилась богослужебная жизнь. Северный же придел практически не используется (он изначально был мало приспособлен для регулярных богослужений), а в центральный храм, который именно и представляет главный познавательный, если можно так выразиться, интерес, вход осуществлялся по билетам, т.е. ведал им музей. Лишь совсем недавно, на основании принятого в 2010 году закона, состоялась долгожданная передача храма Ярославской епархии.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №106, 2014 г.

Одну из городских площадей – Богоявленскую – украшает одноимённый старинный краснокирпичный храм, выстроенный в конце XVII столетия напротив бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря (сейчас – Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Но история церкви в честь Богоявления Господня уходит своими корнями глубоко в прошлое. Так, многие исследователи, опираясь на древние летописи, в которых вскользь упоминается Богоявленский храм, относят его существование к XIII–XIV в.в., хотя больше никаких сведений о нём практически не сохранилось.
Видимо, со временем церковь обветшала и была разобрана, так как в начале XVI столетия, когда посад, на котором она находилась, был отдан в ведение Спасо-Преображенского монастыря, её уже не существовало, а в монастырских летописях указано, что на средства обители в посаде был выстроен новый деревянный приходской храм с сохранением прежнего посвящения. Спустя время посад разросся, а к началу XVII в. превратился в Богоявленскую слободу, в которой селились принадлежавшие Спасскому монастырю крестьяне, являвшиеся прихожанами Богоявленского храма. К сожалению, об архитектуре и внутреннем убранстве церкви тех лет сведений также не сохранилось, но можно предположить, что находясь в ведении Спасо-Преображенского монастыря, она была достаточно благоукрашена и наполнена всей необходимой церковной утварью и богослужебными книгами.
Этот храм просуществовал недолго – уже в 1684 г. его разобрали и начали строительство новой каменной церкви. Интересно, что причиной такого поворота в истории храма стал не пожар и не обветшание здания, а желание ярославского купца Алексея Абрамовича Зубчанинова, жившего в Богоявленской слободе и входившего в самую привилегированную часть купечества – гостиную сотню – украсить Ярославль новой каменной церковью. Стоит отметить, что предки А. Зубчанинова в своё время пожертвовали большие средства на благоустройство ярославского Спасо-Преображенского монастыря, так что А.А. Зубчанинов, взявший на себя все расходы по возведению и благоукрашению Богоявленской церкви, стал верным продолжателем династии благотворителей.
В 1693 г., спустя всего девять лет после закладки первого камня в основание здания, работы по строительству и росписи интерьеров были завершены и перед изумлёнными горожанами во всей красе предстал краснокирпичный красавец-храм, воплотивший в своей архитектуре элементы ярославской и московской школ зодчества. Покоящийся на фундаменте (как все московские храмы) основной объём Богоявленской церкви с трёх сторон окружён (на ярославский манер) крытыми галереями-приделами, прорезан девятью высокими прямоугольными окнами с фигурными наличниками, в верхней части декорирован двумя рядами фигурных кокошников и увенчан пятью чешуйчатыми луковичными главами, покоящимися на узких высоких глухих барабанах, установленных на четырёхскатную кровлю. К северо-западному приделу пристроена изящная восьмигранная, рассчитанная на пять небольших колоколов колокольня с высоким арочным звоном, увенчанная фигурным шатром и небольшой луковичной главкой с крестом на яблочке.
Настоящим архитектурным изыском для ярославской школы зодчества тех лет стало богатое декоративное оформление фасадов церкви – простенки между окнами, карнизы и барабаны украшены плитками поливных изразцов с растительными орнаментами. Такими же изразцами украшены и грани колокольни. Не уступает внешнему декору и внутреннее убранство. Фресковые картины, покрывшие стены и своды церкви, посвящены евангельским событиям, а главным элементом интерьера являлся пышный резной шестиярусный иконостас с иконами, выполненный в стиле «барокко». Этот иконостас со старинными иконами прекрасно сохранился до наших дней, в отличие от святынь храма, утерянных в советский период – резной главы Иоанна Предтечи на блюде и напрестольного креста с частичкой Креста Господня. Единственной святыней, сохранившейся до наших дней, является большой напрестольный крест, выполненный неизвестным резчиком с филигранным мастерством.
Главный престол храма после возведения был освящён в честь Богоявления Господня, тесный и узкий северный придел – в воспоминание Страшного Суда, просторный правый (тёплый) – во имя прп. Димитрия Прилуцкого, в котором совершались богослужения в зимний период.
В приходе Богоявленской церкви к концу XVIII столетия числилось всего около 200 человек, но даже их пожертвований, а также средств от кружечного и кошелькового сборов и свечной торговли хватало на поддержание здания церкви в порядке и проведения текущих ремонтов.
В 1830-х г.г. был перестроен придел Димитрия Прилуцкого – перекрыта кровля и над алтарём установлена главка. Вместо прохода из главного храма в Димитровский придел со стороны улицы сделан отдельный вход с крыльцом, таким же отдельным входом была оснащена храмовая колокольня, а здание храма с трёх сторон было окружено кирпичной оградой. В 1886 г. в церкви были проведены масштабные ремонтные работы, средства для которых пожертвовал ярославский купец I гильдии Василий Яковлевич Кузнецов.
Революционные события 1917 г., всколыхнувшие всю Российскую империю, лихорадили новое советское государство ещё несколько лет – в городах вспыхивали белогвардейские восстания, приверженцы монархии стремились вернуть всё «на круги своя», во время уличных боёв снаряды попадали в здания, отчего вспыхивали пожары. Не избежал разрушений и расположенный в центральной части города Богоявленский храм – в 1918 г. во время восстания белогвардейцев его западный и южный фасады, кровля и кокошники были сильно повреждены, а южный Димитровский придел почти полностью разрушен.
Средств на восстановление святыни у руководства города не нашлось, поэтому прихожане как могли сами поддерживали здание церкви, богослужения в которой совершались ещё почти десять лет, пока в 1927 г. храм не закрыли и не распустили приход. Освободившееся здание церкви городские власти передали на баланс Ярославского губернского музейного управления, но денег на реставрацию не выделили. И даже несмотря на то, что в 1935 г. здание Богоявленского храма было поставлено на учёт как памятник архитектуры, в 1938 г. в его южном приделе и западной паперти были размещены гараж и мастерские.
Лишь в 1950-х г.г. начались плановые масштабные научные ремонтно-реставрационные работы, в результате которых была полностью восстановлена кровля храма, луковичные главы, изразцы и оконные наличники.
В 1973 г. Богоявленский храм был передан на баланс Ярославского музея-заповедника, а в 1999 г. возвращён РПЦ. В 2000 г. в церкви была проведена очередная масштабная реставрация, в ходе которой был капитально отремонтирован и переосвящён во имя святых благоверных князей Василия и Константина южный Димитровский придел. В 2002 г. в храме вновь начали совершаться богослужения.
Храм долгое время находился в совместном ведении музея-заповедника и РПЦ. В 2010 г. храма передан Русской Православной Церкви.
http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-bogoyavleniya-gospodnya-yaroslavl

Церковь находится на Богоявленской площади — на въезде в зону ЮНЕСКО со стороны Москвы, напротив Спасо-Преображенского монастыря. Пятиглавый каменный храм построен в 1684-93 г.г. на месте древней деревянной церкви, упоминавшейся еще в XIII в., купцом Алексеем Абрамовичем Зубчаниновым. Церковь бесстолпная, пятиглавая, без подклета, с трех сторон окружена галереями, обращенными в приделы. С северной её стороны находился придел в воспоминание Страшного Суда, с южной — теплый придел во имя Димитрия Прилуцкого. После пожара 1753 г. старые деревянные главы, венчающие тонкие изящные барабаны, были заменены новыми, причудливой барочной формы. В 1950-е г.г. главы церкви и ее изразцовый декор были реставрированы по проекту В.Н. Захаровой.
Точная дата создания росписи храма неизвестна. Надпись в алтаре около горнего места сообщает лишь дату освящения храма митрополитом Ростовским Иоасафом — 2 июля 1693. По-видимому, в 1693 г. роспись была завершена, а начата в 1692 г. Авторство богоявленской росписи не установлено. Стилистическая неоднородность композиционно-образного и цветового строя росписи указывает на участие в ее выполнении представителей двух разных художественных артелей. Живопись сводов исполнена с большим монументальным размахом, в интенсивной и звучной цветовой гамме и, по всей вероятности, принадлежит артели Дмитрия Григорьева Плеханова — выдающегося ярославского мастера, исполнявшего царские и митрополичьи заказы. По каким-то причинам эти мастера были отозваны, и, вероятно, работу на стенах завершили в более сдержанной манере ярославские художники средней руки. В 1800-е г.г. нижний ярус стенописей и подзор были поновлены в клеевой технике Семеном Степановым Завязошниковым. В 1860-е г.г. была поновлена живопись в алтаре, в 1950-е г.г. красочный слой во всем храме был укреплен и промыт В. Брюсовой и А. Рогозиным.
Роспись состоит из 320 сюжетных клейм и сохранилась практически полностью. Схема росписи церкви Богоявления отличается от современных ей декоративных ансамблей Ярославля сдержанностью в выборе тематики. Она лишена апокрифических, ветхозаветных и литературных сюжетов и ограничена тремя основными циклами: евангельским, апостольским и литургическим. Ввиду отсутствия световых барабанов основную идейно-эмоциональную роль в живописном убранстве интерьера храма выполняет сомкнутый свод, паруса которого разделены интенсивными разгранками на четыре части. В каждый из образующих свод треугольников мастерски вписаны крупные по масштабу композиции евангельских праздников.
В восточном секторе изображение Новозаветной Троицы с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей («Предвечный совет»). Величественные фигуры Христа и Саваофа в царских коронах, сидящие на троне, образованном херувимами, окружены белой глорией (славой), которая зрительно заменяет изображение в куполе. Крест Голгофы в этой композиции служит осевым центром иконостаса. Пирамидальная схема построения повторяется и в росписи трех остальных сводов, посвященным центральным евангельским событиям — Воскресению, Вознесению и Успению. Композиционным центром этих сцен служит фигура Христа, окруженная золотистой глорией. В «Воскресении» она повторяется дважды, в сценах «Живоносного восстания из гроба» и «Сошествия во ад». Последняя привлекает внимание своим подчеркнуто оптимистическим звучанием и смелым цветовым решением. Христос стоит на вереях ада и подает руку восстающему из гроба Адаму. Архангел Михаил победным жестом ввергает в ад Сатану. На черном фоне преисподней четко выделяются цепи, гвозди, ключи и скобы, символизирующие рабство греха.
Стены церкви разбиты на 9 ярусов, верхний из которых начинается в нижней части сводов, отчего перелом плоскостей при примыкании свода к стене зрительно не ощущается, и свод кажется выше. Шесть изобразительных ярусов (а на западной стене семь) — сюжетные, их ширина от 1,2 до 2 м. Седьмой ярус северной и южной стен представляет собою пояс травного орнамента шириной 1,5 м, повторяющегося также на подоконниках. Далее следуют храмоздательская летопись (0,43 м) и традиционный подзор из полотенец (0,8 м).
Живопись стен включает в себя один из самых обширных в русской фреске (ок. 100 композиций) евангельский цикл, посвященный жизни и страданиям Иисуса Христа. Евангельскими сюжетами, начиная с «Проповеди Иоанна Крестителя» и кончая «Тайной вечерей» и «Омовением ног», заняты шесть верхних ярусов. В седьмом ярусе расположены изображения Страстей Христовых. На оконные откосы вынесены сцены проповедей и мученических кончин святых апостолов, размещавшиеся в ярославских росписях, как правило, на столпах. Горизонтальные сюжетные фризы росписи заходят на оконные арки. Последние не лишены, однако, своих традиционных эмблематических украшений (Саваоф, ангел «Благое молчание», Вседержитель, Троица и ангелы с зерцалами на фоне клубящихся облаков), которые смещены здесь в самые верхние, замковые части арок. В арке западного портала изображен оглавный Деисус, в арке северного портала — Спас на убрусе. На откосах порталов ангелы, охраняющие вход.
Иконографическая схема росписи просторного помещения алтаря включает следующие композиции. В центральной конхе «О тебе радуется», в конхе жертвенника «Се Агнец», в конхе диаконника «Иако за царя всех подымем»; на стенах литургические сцены — на западной стене над входным порталом «София премудрость Божия», между порталами дважды повторено изображение Богоматери в образе Царицы Небесной в окружении ангелов, несущих свитки (т.н. «Источник милосердия»). В зените центрального портала «Евхаристия», по сторонам — московские митрополиты. На западной стене жертвенника «Литургия Григория Богослова», в зените портала «Бог Саваоф», по сторонам епископы Казанские и Новгородские. На западной стороне диаконника сцена «Возношение Евангелия» («Малый вход»), в зените портала ангел «Благое молчание», по сторонам портала св. Спиридон Тримифунтский и Ростовские епископы.
Нарядный резной золоченый шестиярусный иконостас в стиле украинского барокко относится к началу XVIII в. Основным мотивом его резного орнамента являются виноградные гроздья, очень близкие к формам живой природы. Центральная часть иконостаса во всех ярусах украшена фигурами ангелов, выполненными в грубоватой народной манере. Переделанный в начале XIX в. нижний ярус иконостаса — «насыпной». Его узор, напоминающий парчу, создан окрашенным песком, насыпанным на деревянную основу, покрытую слоем клея. Большинство икон для иконостаса, первоначально тяблового, были написаны в 1684-91 г.г. Семеном Спиридоновым Холмогорцем и его братом Василием.
В 1830, 1844 и 1858 г.г. храм подвергался переделкам, коснувшимся в основном глав и южного придела. В 1833 г. церковь с трёх сторон была обнесена каменной оградой.
В 1930 г. церковь Богоявления закрыта и передана Госмузею. В 1999 г. возвращена Русской Православной Церкви.
Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.; Первухин Н.Г. Церковь Богоявления в Ярославле. – Ярославль, 1916; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960; Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. – Л.: Аврора, 1973; Масленицын С.И. Писал Семён Спиридонов. – М.: Изобразительное искусство, 1980; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1983; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. – М.: Искусство, 1983; Ярославль. Памятники архитектуры и искусства / Сост. В.П. Выголов. – М., 1985; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Блажевская С.Е. Церковь Богоявления в Ярославле. – М.: Северный паломник, 2002; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. – Ярославль, 2007.

Церковь Богоявления построена в 1684—1693 годах на средства купца гостиной сотни Алексея Зубчанинова, в честь неё была названа центральная площадь города, на которой она и расположена. Храм роскошно украшен изразцами и фресковой росписью, где можно наблюдать слияние московской и ярославской архитектурных школ XVII века , что делает его самым красивым в городе. Церковь имеет три престола. Главный престол посвящен двунадесятому празднику Богоявления, или Крещения Господня. Южный престол освящен во имя вологодского чудотворца святого Дмитрия Прилуцкого, северный же является напоминанием о Страшном суде Христовом.Источник: yaroslavl-76.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?