Ярославль. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Входит в ансамбль Благовещенского прихода. Пятиглавый храм Благовещения (1688-1702), бесстолпный, без подклета, без приделов и галерей, послужил прообразом многих верхневолжских церквей 18 века. Гладкие, лишенные декора плоскости стен расчленены двумя рядами больших окон без наличников. Четырехскатное покрытие завершено пятью глухими барабанами с барочными, бутоновидными главами. В 1709 году артель Игнатьева-Федорова выполнила фрески, отлично сохранившиеся и производящие впечатление очень яркого, пестрого ковра. Внешний вид храма претерпел существенные изменения в 1929 году, когда была разобрана огромная ярусная колокольня, служившая одновременно и воротами храмового ансамбля. В 1745 году рядом с Благовещенской церковью выстроена небольшая теплая церковь, в настоящее время в ней проводятся службы. В 1866 году при ней возведена трехъярусная колокольня, также сохранившаяся до наших дней.

Благовещенская церковь летняя, с двумя престолами: во имя Благовещения Божией Матери и придельный — во имя св. благоверного князя и царевича Димитрия, угличского чудотв. Церковь каменная, прочная, вместе с колокольнею, при входе в церковь стоящею; устроена в 1702 г. на средства прихожан. Теплая церковь, отдельно стоящая, во имя Вознесения Господня, с двумя престолами: во имя Вознесений Господня и с приделом во имя св. Митрофана, Воронежского чудотв. Алтарь теплой церкви с передней частью храма перестроен в 1885 г. на средства ярославского купца М. И. Вахрамеева, при пособии надворного советника Незнамова, а трапеза этого храма, с вновь устроенною колокольнею, перестроена в 1867 г. на средства ярославского купца А. И. Вахрамеева. Церковь каменная, прочная, в церкви есть животворящий крест с частями от мощей разных святых, более 100.
При церкви два дома, в одном двухэтажном, с низом каменным, имеет жительство причт церкви. Другой деревянный, на каменном фундаменте, отдается в аренду. В связи с этим домом имеется каменная сторожка. В церкви неприкосновенного капитала 6322 руб. и оборотного 1250 руб. в процентных бумагах. При первом доме всей земли 300 кв. саж, а при втором 115 кв. саж. Прихожан муж. пола 167, жен. 162. При церкви церковно-приходское попечительство с капиталом 71 861 руб. Штатный состав причта: настоятель, диакон и псаломщик, капитал причта 20 751 руб. в процентных бумагах.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Впервые деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы упоминается в перечневой описи 1630 г. Церковь находилась в Ловецкой слободе на берегу Волги между Семеновским и Воздвиженским и известна тем, что отсюда 10 (20) июня 1658 г. начался пожар, истребивший почти весь Ярославль. После пожара церковь была возобновлена. То же самое произошло и после пожара 1670 г. Холодный каменный Благовещенский храм был построен в 1688 г. на месте деревянного. В 1929 г. колокольня храма была снесена, а в 1930 г. была закрыта сама церковь.
В преддверии празднования 1000-летия Ярославля произошла передача церкви Русской Православной Церкви. Входит в приход Вознесенско-Благовещенской церкви г. Ярославля.
http://pravyaroslavl.ru

Холодный пятиглавый храм во имя Благовещения Божией Матери построен в 1688-1702 г.г. на месте деревянного, сгоревшего в 1670 г. В алтаре находился придел во имя царевича Димитрия Угличского. Композиция Благовещенской церкви проста. Небольших размеров бесстолпный храм кубической формы с самого начала был покрыт простой четырехскатной крышей. Декор фасадов отличается лаконичностью. Стены четверика завершены скромным карнизом и полностью лишены украшений. Барочные главы вычурной формы, напоминающие декоративные вазы, были установлены в середине XVIII в. С запада к храму пристроена трапезная, над которой возвышалась колокольня, с востока — апсиды редкой прямоугольной формы.
Интерьер церкви Благовещения был расписан в 1709 г. артелью мастеров под руководством выдающегося ярославского знаменщика Федора Игнатьева. Несмотря на скромные размеры храма, декоративный комплекс росписи отличается разнообразием тематики, богатством новых, ранее не известных композиционных приемов. Ансамбль состоит более чем из 300 сюжетных клейм. Благовещенская роспись дважды поновлялась в XIX в. В 1987-1999 г.г. фрески отреставрированы бригадой художников под руководством Е.А. Чижова.
Иконографическая система росписи во многом отходит от сформировавшихся в Ярославле традиций. Если раньше знаменщики, как правило, занимали отдельными темами каждый из четырех секторов свода, то в декоративном оформлении сомкнутого свода церкви Благовещения была использована центрическая система построения.
В зените свода изображена Богоматерь Печерская в обрамлении четырех лучей с символами евангелистов и кольца из херувимов. Вокруг них венок из пышных гвоздик и лилий, символизирующих чистоту Богоматери. В него вплетены 14 кругов с изображениями на темы песнопений из Акафиста Богородице. На четырех склонах свода, начиная с восточного, иллюстрированы 12 членов Символа веры. Седьмой его член («И паки грядущего со славою судити живым и мертвым») изображает картину Страшного Суда, занимая весь западный парус. Толпа грешников и праведников показана здесь в виде многолюдной процессии, со множеством увлекательных деталей. Западная стена разделена на четыре крупных сюжетных яруса шириной 1,8; 1,5; 1,5 и 1,3 м, не считая традиционного подзора шириной 1 м. Северная и южная стены разбиты на пять ярусов.
В самом большом верхнем ярусе на северной и южной стенах в 14 апокрифических клеймах иллюстрирована земная жизнь Богоматери. Действие в них разворачивается в сказочном богатом интерьере на фоне величественных дворцов и портиков в стиле ренессанса. Второй, а на западной стене первый ярус в форме занимательного рассказа иллюстрирует евангельскую легенду, третий — Страсти Христовы. В нем мало обычной для Ярославля динамики, зато фигура и лик Христа отмечены гармонией духовной и телесной красоты, скрытой силой нравственного подвига. Четвертый ярус посвящен деяниям апостольским. Оригинально трактована сцена мученической смерти апостола Фомы, согласно легенде, заколотого копьями в индийском городе Малипуре. Экзотические детали показывают, что действие происходит в индийском царстве. Фому закалывает туземец, украшенный перьями. Двое других несут носилки, где под балдахином восседает правитель — раджа. Над западным порталом в апостольский цикл включена композиция «Богоматерь Живоносный источник». В нижнем ярусе знаменщик еще раз возвращается к богородичной теме. В семи клеймах иллюстрированы пять чудес из «Неба нового» И. Галятовского: «Апостол Лука пишет икону Богоматери», «Спасение Царьграда от скифов», «Молитва Богоматери на горе Елеонской», «Спасение Руси от Темир-Аксака» и «Исцеление руки Иоанна Дамаскина».
В арке западного портала написано «Успение», а в арках нижних окон — богородичные иконы, поддерживаемые ангелами. На откосах окон изображения князей-мучеников. Замковые арки девяти больших верхних окон впервые в Ярославле оформлены не полуфигурами, а сюжетными сценами. На южной стене написаны «Явление Неопалимой купины Моисею», «Недреманое око» и «Огненное восхождение пророка Илии», на северной — «Жертвоприношение Авраама», «Троица Ветхозаветная» и «Преполовение», на западной — «Что тя наречем благодатная», «Деисус», «Богородица Небесная дверь».
Оригинален декор небольшого алтарного помещения. Его центральную конху занимает необычная в подобном месте композиция «София созда себе дом». В конхе жертвенника вместо традиционного Христа в потире, символизирующего таинство причастия, изображена Богоматерь, держащая киворий и потир с Христом. В своде жертвенника написана «Похвала Богоматери», в апсиде жертвенника архидиаконы, в апсиде центрального алтаря вселенские патриархи, на западной стене центрального алтаря «Тайная вечеря». В конхе диаконника, где находился придел царевича Димитрия Угличского, иллюстрирована церковная песнь «О тебе радуется», а в апсиде написаны преподобные. В своде и на западной стене написаны 15 сцен из жития Димитрия Угличского. Среди них интересна сцена перенесения мощей царевича из Углича в Москву. Процессию встречают в Московском кремле царь Василий Шуйский и патриарх Гермоген.
На раскрытой реставраторами из-под густой побелки паперти находятся следующие сюжеты. В центре восточного свода — «Троица Новозаветная», в центре западного свода — «Достойно есть». На других участках сводов иллюстрированы новеллы из «Пролога», духовных сборников «Небо Новое» И. Галятовского и «Руно Орошенное» митрополита Димитрия Ростовского. На западной стене между окнами помещены шесть картин «Песни Песней». Оригинальность сюжетной программы, новая иконография, органичное размещение фресок в храмовом интерьере Благовещенской церкви свидетельствуют о том, что ярославская школа монументальной живописи к началу XVIII в. не утратила способности к творческому развитию.
Церковь Благовещения возвращена Ярославской епархии в 2008 г.
Г. Преображенский «Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности». – Ярославль, 1901.; Суслов А.И., Чураков С.С. «Ярославль». – М.: «Стройиздат», 1960.; Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. «Ярославль». – Л.: «Аврора», 1973; Добровольская Э., Гнедовский Б. «Ярославль. Тутаев». – М.: «Искусство», 1981.; Брюсова В.Г. «Фрески Ярославля». – М.: Искусство», 1983.; Масленицын С.И. «Ярославская иконопись». – М.: «Искусство», 1983.; «Ярославль. Памятники архитектуры и искусства» / Сост. В.П. Выголов. – М., 1985; Маров В.Ф. «Ярославль: архитектура и градостроительство». – Ярославль: «Верхняя Волга», 2000.; Рутман Т.А. «Храмы и святыни Ярославля». – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Хрупалова И. «Храм и голуби» // «Северный край», 2009 г., 8 апреля.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?