По архивным документам и изданиям XIX века, нынешний каменный Яковлевско-Благовещенский храм был построен на средства прихожан в 1769 году. Храмозданная надпись на южной стене холодного храма гласит:«Во Славу Святыя Единосущныя и Животворящия Троицы. В конце 14 века или в начале 15 века на месте непроходимых болот и лесов был воздвигнут деревянный небольшой монастырь в честь апостола Иакова брата Господня, который существовал до 17 века, когда поляки появились временем на Руси и разоряли пределы градов Ярославля и Костромы. На месте разоренного монастыря устроен деревянный приходской храм в пределах монастырской Яковлевской слободы. Сей каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и святаго апостола Иакова брата Господня основан в 1778 году усердием прихожан на месте деревянного храма. Сначала устроен летний храм. Зимний храм и колокольня устроены окончательно в 1783 году. Алтари освящены по благословению Самуила, архиепископа Ростовского и Ярославского».
Как видим, храмозданная надпись указывает другие даты постройки храма, чем архивные документы XIX века: в 1778 году по благословению архиепископа Самуила освящен летний храм; а зимний в трапезе, соединяющейся аркой с холодной церковью и колокольня – в 1783 году. Можно предположить, что возведение церковного здания началось в 1769 году, а освящение престолов происходило по мере завершения благоустройства всех его объемов. К сожалению, документальных источников, подтверждающих сообщение надписи о существовавшем на этом месте монастыре до нашего времени не сохранилось. Однако существует ряд свидетельств: одно из них – Святые Врата.
Первое документальное упоминание храмов в этой части Заволжского стана Ярославского уезда, найдено Н. Н. Обнорской в книге «Письма и меры Валтасара Елизарова да подьячего Ондрея Горохова» 1602 года: «А на [Яковлевском] погосте церковь Благовещенья Пречистой Богородицы, да другая церковь Иакова апостола, древяны клецки. А на церковной земле поп Сергей Тихонов, дьячок Ивашко Ортемов, пономарь Спирко, проскурница Марфица, да четыре келии нищих».
По посвящению второго храма в честь Апостола Иакова, к тому времени именовались и два поселения, располагавшиеся близ погоста (кладбища): Яковлевские слобода и слободка с более чем полусотней «непашенных торговых и мастеровых и бобыльских дворов». Среди жителей было распространено кожевенное ремесло. Позднее поселение становится крепостным селом, но продолжает именоваться Яковлевской слободой в память о прежних свободных временах. Жители слобод не были крепостными. В самой сущности слободы можно увидеть еще одно свидетельство о монастыре.
Монастырь упоминается и известным краеведом XIX века В. Лествицыным в статье «Часовня близ Яковлевской слободы под Ярославлем». Описанное придание гласит о том, как в середине XIV века, некий костромской помещик, страдавший от тяжкой болезни, проезжал из Костромы в Ярославль. Остановившись на ночлег у Яковлевского монастыря, во сне он увидел исходящим из земли исцеляющий его Святой Крест. Проснувшись, помещик указывает открытое во сне место слугам, сопровождавшим его, и повелевает копать. Крест обретен! Приложившись к нему, болящий получает исцеление от Господа. «Помещик объявил, кому следует о случившемся чудесном излечении, и пожертвовал крест в Яковлевский монастырь, предшествовавший нынешней церкви Яковлевской слободы». В память об этом событии был утвержден Крестный ход в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – 27 сентября по новому стилю. Была сооружена часовня, сначала деревянная, а в начале ХХ века, на средства А. Нефедова, – каменная, освященная 18 октября 1904 года. Внутри часовни, на месте обретения креста, находился колодец. По традиции местные жители, «отправляясь в город на рынок, считали нужным бросить монету в кружку у дверей часовни, а возвращаясь домой, так же отблагодарить Господа за удачную торговлю».
После революции здесь был устроен пункт сбора молока. Часовня была снесена в 1930-х годах. Сейчас на ее месте находится продуктовый магазин. Обретенный Чудотворный Образ Честнаго и Животворящего Креста Господня и сейчас – главная святыня Яковлевско-Благовещенского храма. Традиция совершения Крестного хода в день Воздвижения Честного животворящего Креста Господня возобновлена в 2008 году при нынешнем настоятеле протоиерее Георгие Лапшине.
Дошедший до наших дней Благовещенско-Яковлевский храм, согласно архивным документам 19 в., был построен в 1769 г. на средства прихожан. По храмозданной надписи на месте непроходимых лесов и болот был возведен небольшой деревянный монастырь во имя апостола Иакова, который простоял до 17 в., пока его не разорили польские захватчики. На месте этого монастыря в пределах Яковлевской слободы был поставлен приходской деревянный храм.
Каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого апостола Иакова был основан в 1778 г. усилиями прихожан на месте старого деревянного храма. Сначала был построен летний храм. Колокольня и зимний храм были окончательно завершены в 1783 г. Храмозданная надпись содержит несколько другие даты возведения храма, чем документы 19 в. В 1778 г. освящен по благословению архиепископа Самуила летний храм; в 1783 г. были освящены зимний храм в трапезной, соединяющейся с холодной церковью аркой и колокольня. Вероятнее всего, возведение здания церкви было начато в 1769 г., а престолы освящались по мере завершения их благоустройства.
Документальных данных, которые подтверждали бы, что здесь был монастырь до наших дней, не сохранилось. Но есть ряд свидетельств, одним из которых являются Святые Врата. Два поселения, располагавшихся рядом с погостом, назывались по посвящению второго храма во имя апостола Иакова. Жители их занимались кожевенным ремеслом. Потом поселение стало крепостным селом. В самой сути слободы можно заметить еще одно подтверждение существования монастыря. Монастырь этот упоминается также краеведом 19 в. В. Лествицыным. Описанное придание говорит о том, что в середине 14 в. один костромской помещик, который страдал от тяжелой болезни, ехал в Ярославль из Костромы. У Яковлевского монастыря он остановился на ночлег и во сне ему привиделся исходящий из земли исцеляющий Святой Крест. Помещик, проснувшись, указал это место и слугам велел копать. Крест был обретен. Больной помещик, приложившийся к нему, получил исцеление. В честь этого чудесного исцеления помещик пожертвовал в Яковлевский монастырь крест, также был утвержден Крестный ход в праздник Воздвижения Креста Господня. Была возведена часовня, первоначально деревянная, а в начале 20 в. – каменная. В часовне, на месте обретения креста, был колодец.
После революции здесь устроили пункт сбора молока. Часовню в 1930-х г.г. снесли. Сейчас на этом месте – продуктовый магазин.
Чудотворный Образ Честнаго и Животворящего Креста и сегодня является главной святыней Яковлевско-Благовещенского храма. Обычай совершать Крестный ход в праздник Воздвижения Креста Господня в 2008 г. была возобновлена.
В нынешнем храме сохранены освящения старых деревянных храмов. В холодном храме главный престол в честь Благовещения Божией Матери. В теплой церкви находятся два престола: южный престол освящен во имя апостола Иакова, брата Господня, северный престол – в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Рядом расположена чтимая древняя икона «Неопалимая Купина». Справа от Царских врат – рака с мощами священномученика Николая Любомудрова.
В советские времена Благовещенско-Яковлевский храм не закрывался и до настоящего времени находится в ведении РПЦ. Основные святыни храма сохранились. Как и до революционных времен, здесь почитаются обретённый в 14 в. чудотворный Животворящий Крест – деревянный, массивный, с резным Распятием Христа. В 1856 г. крест обрамили окладом. Он также помещен в живописную раму, закрытую чеканной ризой.
Интерьер храма довольно гармоничен и тщательно продуман. Основным его украшением являются старинные иконы 17-19 в.в. в серебряных окладах. В приходе особенно выделяются три образа, предположительно, они были храмовыми в старых деревянных церквях: образ апостола Иакова с житием (слева над солеей), икона Благовещения Божией Матери, икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Почитается в храме и новая святыня – икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», которая была заказана по благословению владыки Иосифа отцом Михаилом Старком. Икона расположена в киоте в летней церкви, на северной стене.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=13555
Кирпичный храм, возведенный в 1769-1778 г.г. Бесстолпный четверик с декоративным пятиглавием, с трапезной. Многоярусная колокольня в стиле позднего классицизма выстроена в 1-й половине XIX в. Приделы в трапезной Иакова, брата Господня, и Неопалимовский. Не закрывался.
https://svyatsy.org/churches/yaroslavskaya_oblast/yaroslavl/novye_rayony-10-2/cerkov_blagovescheniya_presvyatoy_bogorodicy_v_yakovlevskom/
Самые ранние упоминания о храме села Яковлевского (веси Яковлевской), отстоящего от самого града Ярославля, за рекой Волгой, в трех поприщах, известны из различных редакций жития местночтимого Астраханского святителя Феодосия. Из них следует, что в церкви, носящей имя святого апостола Иакова, брата Божия, служил священник Харитон, сыном которого и был будущий владыка. Более того, иереем был и отец Харитона (и можно полагать, в этом же храме). Известна дата поставления Феодосия Толгским игуменом (1578), а поскольку до вдовства и пострига он священствовал, то можно утверждать: Иаковлевский храм в первой половине XVI в. уже существовал.
Надпись на западной стене трапезы сообщает, что в 1906 г. при настоятеле о. Павле Восторгове церковь была украшена стенным письмом мастером Н.И. Баженовым, а в 1909 г. при священнике Александре Федотове был вызолочен иконостас, высеребрены ризы, подсвечники и вся церковная утварь; перечисленные работы выполнены при церковном старосте Константине Александровиче Андрееве. Иконы XVIII в. из центрального иконостаса в 1988-1989 г.г. реставрировались под руководством известного московского искусствоведа Владимира Дмитриевича Сарабьянова.
Приход храма, в начале ХХ в. включавший более десятка деревень, насчитывал 2500 человек. В Яковлевской слободе и в трех дальних деревнях прихода устроили церковно-приходские школы. Интересно заметить, что на его территории фиксировалось значительное число раскольников — членов, как тогда писали, «Австрийской секты».
Яковлевский сельский Благовещенский храм в советские времена не закрывался и до сего дня находится в ведении Русской Православной Церкви. К счастью, в нем сохранились главные священные реликвии. Как и раньше, прихожане почитают чудотворный Животворящий Крест — массивный, деревянный, с резным изображением Распятия Христа. Крест в 1856 г., о чем свидетельствует надпись у его подножия, был обложен окладом. Кроме того, он помещен в живописную раму со сценами Страстей Господних, которую полностью закрывает чеканная риза.
В конце XX в. Благовещенская церковь обрела и новую святыню: мощи новомученика Николая Любомудрова. Николай Иванович родился в 1862 г., окончил Ярославскую духовную семинарию, в 1887 г. был рукоположен во священники к церкви Вознесения Господня села Лацкое Мологского уезда, где и прожил почти 32 года. Отдавая себя всецело пастырскому служению, руководствуясь словами Святого Писания «Несть власти, аще не от Бога», отец Николай был далек от политики. Но после летних восстаний 1918 г. в стране советским правительством был объявлен «красный террор». В октябре в Ярославской губернии произошел ряд крестьянских восстаний, одно из которых коснулось и села Лацкое. Активисты-комбедовцы оклеветали пастыря, утверждая, что он служил молебен «о даровании победы над советской властью». 20 октября 1918 г., отец Николай был расстрелян без допроса, без объявления приговора. О его последних словах рассказали очевидцы: солдаты потребовали повернуться к ним спиной, но отец Николай перекрестился и со словами: «Господи, прими дух мой! Прости им: не ведают, что творят!» — поднял руку и благословил их… На архиерейском соборе 13-16 августа 2000 г. новомученик Николай Любомудров был прославлен, вскоре по благословению викарного епископа Иосифа мощи святого были обретены и перенесены в Благовещенский храм.
Весьма почитается в церкви и другая новая святыня – образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Неупиваемая Чаша», приобретенный протоиереем Михаилом Старком по благословению епископа Иосифа. Икона находится в киоте на северной стене летнего храма.
Надпись на западной стене трапезы сообщает, что храм был обновлен в 1965, 1983 и 1991 г.г.; продолжая заботу о своей церкви, клир и прихожане в 2000 г. начали реставрацию ее стенописи. Работы были продолжены в 2012 г.
27 сентября 2008 г. в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня верующие Заволжского района и все приехавшие в этот день в Яковлевско – Благовещенский храм поклониться главной святыни храма — Чудотворному Животворящему Кресту Господню, впервые за долгие годы совершили Крестный ход. Так была возрождена многовековая, но с революцией погубленная и в годы безбожной власти запрещенная, традиция совершения Крестного хода в праздник Крестовоздвижения. 27 сентября 2012 г. возрожденный Крестный ход по Заволжскому району был совершен в 5-ый раз. Маршрут Крестного хода прошел по Заволжскому району с остановкой у здания почты на проспекте Авиаторов, на месте обретения животворящего образа Креста Господня во второй половине 14 в., где до сноса в 30-х г.г. прошлого столетия стояла часовня в память об этом событии. Участники Крестного хода не миновали и Ярославскую областную клиническую больницу, призывая благодать Божию на врачующих и врачуемых.
Достопримечательности Ярославля, http://www.hobbysalon.ru/