Знаменитого живописца Николая Ярошенко современники называли генералом художников-передвижников. Всю свою жизнь он умудрялся совмещать совершенно противоположные занятия — военную службу, принесшую ему чин генерала, и живопись, сделавшую его всемирно знаменитым художником.
⠀
Девятилетним мальчуганом Коля был зачислен в Полтавский кадетский корпус, где наряду с военными занятиями курсантам давали уроки рисования, к чему у будущего художника был особый дар. Затем в жизни Николая Ярошенко было Петербургское военное артиллерийское училище и вечерние рисовальные классы при Академии художеств, где преподавал Иван Крамской. Великая сила характера заставила Николая работать с большой самоотдачей. С одной стороны он все свое свободное время посвящал живописи, а с другой — усердно служил, не позволяя себе лишить отца мечты, видевшем в нем кадрового военного.
⠀
1875 году, состоялся дебют Ярошенко на Четвертой Передвижной выставке, где он представил полотно «Невский проспект ночью», на котором изобразил дождливую ночь и двух женщин, съежившихся на пороге богатого дома, их судьба-злодейка выгнала на панель. (К сожалению это полотно было уничтожено во время Второй мировой войны).
⠀
Ярошенко до отставки, нередко бывая на Северном Кавказе, привозил «фантастические» пейзажи, вызывающие у столичной публики фурор. По тем временам Северный Кавказ для большинства жителей России был краем далеким и неизведанным. Поэтому, на экспозиции картины Эльбрус, публика посчитала изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией и вымыслом мастера.
⠀
Удивительное по своей сути полотно «Всюду жизнь», написанное в 1888 году стало венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на XVI Передвижной выставке. Оригинальная композиция этого произведения представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной.