«На бульваре в Ницце в идущей навстречу худой светловолосой женщине с бледным лицом и нарисованными, изломанными, мучительно тонкими бровями, узнала актрису Соловцовского театра, Янову, — записала в дневнике в сентябре 1928 года начинающий литератор Галина Кузнецова, жившая в то время на юге Франции у четы Буниных. — Вспыхнуло в душе то, что было давно-давно… Она — на сцене, в каких-то необыкновенных, вычурных туалетах, она на Крещатике, в прекрасный весенний день, в большой шляпе с поднятым впереди краем, под прозрачной светлой вуалью, прижавшей ей слегка ресницы, взгляд ее сквозь эту вуаль… »
Но упомянутая Кузнецовой Варвара Поликарповна ЯНОВА не только играла в театре. Она также снималась и в кино. Пик её кинокарьеры пришёлся на 1910—1920-е годы. В 1915-м режиссер-новатор Всеволод Мейерхольд пригласил молодую артистку на главную роль в свою дебютную кинокартину «Портрет Дориана Грея» по мотивам нашумевшего романа Уайльда. Интересно, что, начав работу над фильмом, Мейерхольд задумал поручить роль Дориана не актеру, а… актрисе. Лорда Генри Уоттона он решил сыграть сам.
Оператор картины Александр Левицкий отмечал, что Мейерхольд «требовал от Яновой максимальную четкость и пластику в каждом движении тела, доводя его до графической выразительности». К сожалению, эта лента не сохранилась. Сегодня она внесена в список навсегда утраченных отечественных фильмов.
Актриса продолжила работу в кино и после отъезда из России. Осенью 1920 года в Париже было учреждено «Товарищество П. Тиман и Ко». В числе других актёров в него вошла и Янова.
В 1921-м она приняла участие в съёмках сразу нескольких картин. Одной из них была кинолента режиссера Якова Протазанова «Смысл смерти» (1922) — история о хирурге, узнавшем о своей смертельной болезни и ожидающем, что его молодая жена ради любви к нему покончит с собой. Партнёр актрисы по съёмочной площадке Рене Клер вспоминал: «Героиней была г-жа Янова, известная в России кинозвезда, длинная и бледная особа с болезненными глазами, напоминающими парниковые цветы, которые еще так недавно выращивали в зимних садах Санкт-Петербурга».
Если поначалу артистка работала только с бывшими соотечественниками, то совсем скоро её стали приглашать в свои картины и западноевропейские режиссеры. В общей сложности фильмография Яновой насчитывает около двух десятков киноработ.
Несмотря на востребованность в кино, актриса не оставляла и сцену. Она была часто занята как в спектаклях, так и в благотворительных концертах, которые устраивались русской эмиграцией. В частности, вместе с известным артистом Иваном Мозжухиным она с большим успехом сыграла в пьесе Аркадия Аверченко «Старики» в постановке Александра Санина. Участвовала Янова также и в театрально-художественной части парижских балов прессы, ежегодно проводимых Союзом русских писателей и журналистов. Зрителям запомнились и ее выступления на музыкально-литературных вечерах Дней русской культуры, проходивших традиционно в день рождения А. С. Пушкина.
На фото: В. П. Янова (1890—1943?) и В. Э. Мейерхольд во время съемок фильма «Портрет Дориана Грея». Россия, 1915.
Подготовка публикации: ©Зеленая лампа, 27.09.2022