Якунчикова-Вебер Мария Васильевна. «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь» (1891)

Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Якунчикова-Вебер Мария Васильевна. «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь» (1891). Мария Якунчикова-Вебер изображала Саввино-Сторожевский монастырь неоднократно. Это место было дорого ей с детских лет. Вблизи прославленной обители, в родительской усадьбе Введенское, прошли ее детство и юность. Живя с 1889 года большую часть времени за границей, Мария испытывала сильную ностальгию по родине, и в особенности по Введенскому. При любой возможности она посещала уже бывшую усадьбу Якунчиковых, проданную в 1884 году. Во время своих визитов художница останавливалась в гостинице при Саввино-Сторожевском монастыре.

Пастель «Колокола. Саввино-Сторожевский звенигородский монастырь» – одно из самых значительных произведений в творчестве Якунчиковой-Вебер. Художница изобразила вид на звенигородские дали, открывающиеся с монастырской звонницы. Главное внимание Марии привлекли знаменитые колокола обители, которые славились богатством звучания. В 1890-е годы ансамбль звенигородского звона состоял из 19 колоколов – от небольшого четвертного колокольчика до огромного 35-тонного колокола, так называемого Большого Благовестного колокола. Благовестники богато декорировались изображениями святых – преподобных Саввы Сторожевского, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, а также сценами из Евангелия и наиболее почитаемых икон.

Весь художественный строй произведения призван усилить ту мелодичность, которой преисполнен созданный лирический образ. Текучесть плавных линий, тончайшие переливы перламутровой палитры передают глубоко личные переживания и чувство нежной трепетности, наполнявшие сердце художницы, с детства любившей колокольный звон. Как писала ее сестра Наталья Поленова: «Прямо, на высокой горе, среди соснового бора – древний Звенигородский одноглавый собор… Налево, из-за густого, векового леса высятся главы Саввы-Сторожевского монастыря. Когда по субботам вечером, во время тихого заката, вдруг раздавался мерный, глубокозвучный гул колокола из Саввинского монастыря, даже дети, сидя на террасе, стихали, проникаясь этой гармонией звука с природой».

В 1941 году при эвакуации Саввино-Сторожевского монастыря Благовестный колокол разбился. Его осколки были переплавлены на нужды фронта.

Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?