В 1931 году французский автопромышленник Андрэ Ситроен запланировал масштабную рекламную акцию — «Жёлтый рейд». Автопробег на его машинах должен был пройти от Бейрута до Пекина и тем самым показать надёжность автомобилей Ситроен. К экспедиции готовились крайне серьёзно. Был изготовлен отдельный автомобиль для радиостанции. По ходу движения экспедиции создавались базы продовольствия, заправки и ремонта. И тут уже не обошлось без привычного транспорта — для снабжения автомобилистов было нанято более 600 верблюдов! В состав группы включили и русского художника Александра Яковлева, который в своих работах впоследствии и обессмертил этот рейд.
⠀
Он родился в семье одного из изобретателей первого русского автомобиля Евгения Яковлева, отучился в Академии художеств и впоследствии его работы выставлялись на многих выставках. В 1917 году, находясь в Пекине, он узнал о революции и в Россию решил больше не возвращаться, перебрался во Францию, где позже и получил от Ситроена необычное предложение.
⠀
4 апреля 1931 года первая группа автомобилистов стартовала из Бейрута. Путешествие по Ближнему Востоку для них шло спокойно, хотя и в стремительном темпе. Для зарисовок Яковлеву отводили всего 3 часа, к тому же палки в колёса зачастую ставили и местные власти. «Вопрос с моделями даже при длительных остановках разрешается с большим трудом, т.к. портреты были запрещены Кораном, — вспоминал художник. — В Персии натыкаешься на желание властей видеть воспроизведённым лишь то, что касается современной Персии, старающейся одеться на европейский лад и принять поверхностно европейский вид».
⠀
Ещё труднее стало в Афганистане. На горных тропах машины приходилось разбирать и по частям перетаскивать через перевалы и всё это то в 40-градусную жару, то в трескучие морозы. В Китае на автомобилистов и вовсе напали разбойники, группу пришлось вызволять разными дипломатическими путями. Однако всё это время, преодолевая трудности, Александр Яковлев продолжал рисовать. Из поездки он привёз почти 300 полотен. Итогом стала новая шумная выставка в галерее Шарпантье в 1933 году. Вот так: то, что не смогли запечатлеть ни азиатские, ни европейские художники, сделал простой русский художник.