Якиманка. Марфо-Мариинская обитель милосердия. Собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия основана в 1908 г. Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветоф Феодоровной.Покровский храм построен в 1908-1912 гг. академиком А.В.Щусевым и предназначался для праздничных богослужений. Архитектура храма и его убранство выполнены в древне-русском стиле.
Роспись произведена академиком живописи М.В. Нестеровым и учеником академика П.Д.Кориным.
В сентябре 1917 г. освящена храм-усыпальница во имя Бесплотных сил и всех святых, расположенная внизу собора Покрова.
В 1926 г. храм был закрыт, располагались мастерские по реставрации имени Грабаря.

Под Покровским собором располагается третий храм во имя Сил Небесных и Всех Святых. Лестничный спуск, ведущий в подземную усыпальницу, расписывал Павел Корин, который назвал свое творение «Путь праведников ко Господу». Работы в подземной церкви завершились в 1914 г. Храм освятили 26 августа 1917 года.

Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители сестер милосердия церковь (улица Большая Ордынка, дом № 34).
Обитель была основана в 1907 г. великой княгиней Елизаветой Федоровной для свершения дел милосердия и благотворительности. В 1908 г. здесь начал работать лазарет, затем были открыты аптека, амбулатория, больница, появился больничный храм Марфы и Марии. В 1907 г. был основан комитет по постройке в обители храма-памятника увечным войнам русско-японской войны. В 1912 г. Покровский храм в древнерусском стиле был завершен постройкой (архитектор А.В. Щусев) и освящен в Неделю жен-мироносиц – 8 апреля. Художник М.В. Нестеров, расписавший храм внутри, вспоминал: «Церковь вышла интересная – единственная в своем роде». Главная композиция храма, выполненная Нестеровым – «Путь к Христу» – «Будьте как дети и войдете в Царство Божие», – протяженностью 10 метров, размещена на восточной стене трапезной, напротив входа. Нестеровым также были выполнены иконостас, Царские врата, несколько композиций внутри храма и мозаичные изображения снаружи. Роспись усыпальницы под храмом выполнил художник П.Д. Корин. Драгоценные лампады и серебряная басма иконостаса были изготовлены известным московским ювелиром Ф.Я. Мишуковым, скульптурные работы по белому камню выполнены Н.Я. Тамонькиным.
Алтарь храма выступает тремя полукружьями. На среднем из них вверху помещена исполненная из мозаики икона Божией Матери, работы Нестерова. На этой же стене помещен целый ряд барельефов из белого камня, изображающих Распятие Господне, причем крест обвит виноградными лозами. Все барельефы сделаны по древним рисункам. С южной стороны к зданию примыкает ризница, с северной – притвор. Высокий барабан увенчан главой в форме шлема. В восточной части ризницы был устроен вход для начальницы обители. На церковных главах были установлены четыре вызолоченных креста, каждый с индивидуальным рисунком. Над западной частью храма по углам были устроены две звонницы. Храм, вмещавший более тысячи человек, был предназначен для праздничных богослужений и, кроме того, использовался как аудитория для духовных чтений. Он представляет собой сочетание черт средневековой архитектуры Пскова, Москвы, Владимиро-Суздальской земли.
Храм закрыли в 1926 г. Богослужения в нем возобновлены в 1992 г. В крипте храма находится престол Всех Святых, в подклете – преподобного Серафима Саровского. К этому замечательному церковному и архитектурному памятнику и сейчас применимы слова, сказанные о нем на заре XX века М.В. Нестеровым: «Лучший из современных сооружений Москвы, могущий при иных условиях иметь, помимо прямого своего назначения для прихода, значение художественно-воспитательное для всей Москвы».
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
http://rutlib.com/book/21735/p/17

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?