Якиманка. Церковь Петра и Павла на Якиманке.

Церковь Петра и Павла — храм стрелецкой слободы полка Ивана Полтева — была, возможно, самым эффектным из храмов Большой Якиманки. Церковь, отстроенная в камне в XVII столетии, впоследствии перестраивалась в период с 1713 по 1740 годы, а также в 1851 и в 1859, позже обновлялась в 1889 году. Несмотря на все позднейшие изменения, храм Петра и Павла на Большой Якиманке представлял собой любопытный архитектурный комплекс, позволявший представить себе историю московского приходского храма в его временном развитиии в разные эпохи. Увы, говорить об этом приходится в прошедшем времени. Бывшая церковь стояла на месте нынешнего дома №31.
В 1924 году храм был передан «обновленцам», а затем попал к баптистам для молитвенных собраний. Но уже в мае 1929 года Центральные государственные реставрационные мастерские санкционировали снос стрелецкой церкви. Однако, трижды перестроенная в советские годы церковь Петра и Павла не была снесена полностью. В конце 1920-х годов храм переделали под жилье, надстроив до четырех этажей. В 1960-е годы его фрагменты были включены в здание бывшего торгпредства ГДР по указанному адресу и на его восточном фасаде даже видны остатки храмовых апсид.
Настоятель Петропавловского храма о. Сергий Махаев после 1917 года был дважды арестован: первый раз — за преподавание Закона Божьего детям, вторично — за противодействие передаче своей церкви «обновленцам». Впоследствии, в 1937 г., о.Сергий был вновь арестован и расстрелян.
Из книги Константина Михайлова «Взорванная память. Уничтоженные памятники русской воинской славы». — М.: Яуза, Эксмо, 2007.

Впервые Петропавловская церковь известна каменной в 1649-1651 гг. Строительство новой было начато в 1713 г., но работы были остановлены указом Петра I, храм достроили лишь к 1740 г. Здесь была устроена большая трапезная с бывшими приделами Алексия, человека Божия, и Николая Чудотворца, третий придел — во имя Кирика и Иулитты. В 1851-1852 гг. построена в псевдорусском стиле шатровая колокольня. В конце 1850-х гг. церковь была немного изменена и перестроена. В 1924 г. церковь передали обновленцам, а после ее использовали баптисты.
В 1929 г. храм закрыли и снесли.

Посреди Якиманки, на углу Первого Хвостова переулка, красовалась церковь Петра и Павла в Хвостове. Так называлось село, принадлежавшее тысяцкому Алексею Хвосту, убитому боярами. Село помянул в завещании Дмитрий Донской. Стрельцы на месте деревянной возвели каменную церковь.
В середине ХIХ века архитектор Петр Буренин возвел для храма Петра и Павла колокольню и трапезную с приделами. Где все это? В толще стен дома на Якиманке, 31. Храм здесь не сломали, уничтожили другим советским способом. Снесли шатровую колокольню и купол, над обезглавленными стенами церкви надстроили два этажа, внутри и снаружи все переделали.
Первое упоминание о храме датируется 1631 г. Обширная трапезная с бывшими ещё при первом каменном храме приделами Алексия, человека Божия, и Николая Чудотворца и шатровая колокольня выстроены в 1851-1852 гг. в псевдорусском стиле. Третий придел во имя Кирика и Иулитты (1713 г.). Обновление главной церкви было также в 1859 г.
В 1924 г. храм был передан «обновленцам», а затем попал к баптистам для молитвенных собраний. Но уже в мае 1929 г. Центральные государственные реставрационные мастерские санкционировали снос стрелецкой церкви. Однако, трижды перестроенная в советские годы церковь Петра и Павла не была снесена полностью. В конце 1920-х гг. храм переделали под жилье, надстроив до четырех этажей. В 1960-е гг. его фрагменты были включены в здание бывшего торгпредства ГДР по указанному адресу и на его восточном фасаде даже видны остатки храмовых апсид.
http://dangralas.ru/rozanovy/blog/7
38 лет в храме служил диаконом иерей Петр Павлович Розанов (12.12.1838 — 11.06.1905) при настоятеле храма — Иоане Федоровиче Мансветове, на 39 году служения Петр Павлович Розанов сделался священником на диаконовской вакансии.

Петра и Павла, апостолов, на Якиманке церковь (уничтожена).
Церковь была сооружены стрельцами в 1649–1651 гг. В 1713 г. обветшавший храм начали перестраивать, и этот процесс растянулся на два с лишним десятилетия вследствие запрета Петром I каменного строительства в Москве. Окончательный облик Петропавловская церковь приобрела в 1851–1852 гг., когда по проекту архитектора П.П. Буренина соорудили шатровую колокольню с часами в русском стиле и обширную трапезную. Несмотря на значительные переделки, храм сохранил древнерусский облик. В нем было устроено три придела: перед алтарем – мучеников Кирика и Улиты, с правой стороны трапезной – святителя Николая и с левой стороны – преподобного Алексия, человека Божия. Главный иконостас, украшенный резными деревянными колонками и полуколонками, имел три яруса: придельные иконостасы – по одному ярусу. За правым клиросом в южных входных дверях была устроена деревянная сень, под которой находился деревянный ковчег с иконами и частицами мощей архангела Рафаила, святителя Иоанна Златоуста и мученицы Акилины. В конце XIX в. храм обновили внутри. В 1892 г. соорудили новый двухъярусный, орехового дерева иконостас в приделе мучеников Кирика и Улиты. Прекрасные иконы, помещенные в этот иконостас, написал академик живописи В.В. Шокорев. Придел снабдили и новой церковной утварью. В церкви сохранялось много старинных святынь. Выделялся серебряный вызолоченный крест с чернью 1769 г. Как историческая святыня в иконостасе Алексиевского придела хранился образ Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), поврежденный в 1812 г. французами (пуля попала в сердце Григория Богослова). Трапезную снаружи украшали семнадцать священных изображений. В колокольне с тринадцатью колоколами на восточной стороне был помещен образ на металле Боголюбской иконы Божией Матери, на западной – образ Спаса Нерукотворного.
В феврале 1924 г. Петропавловский храм, несмотря на протесты общины прихожан, передали обновленческому духовенству, возглавляемому епископом Антонином (Грановским), а в 1926 г. закрыли. Храм, приспособленный под склад, был перестроен в 1930-е гг. В 1970-е гг. он окончательно потерял церковные очертания, перестроенный под торговое представительство ГДР (улица Большая Якиманка, дом № 31).
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?