Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсеневке, в Верхних Садовниках.
Никольский храм современен палатам Аверкия Кириллова и составляет единую городскую усадьбу XVII века. По летописным данным, на территории Верхних Садовников в XVв. существовал деревянный храм Николы на Песках, вероятный преемник более древнего вотчинного монастыря. Возможно, следы былой принадлежности храма двору вотчинника содержатся в одном из ранних летописных упоминаний (1475 г.), относимых к данному памятнику: «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова». По-видимому, это она была перестроена в 1566 г. и, унаследовав популярный престол, стала, однако, именоваться (по другому владельцу двора) Николой Берсеньевским, что по традиции перешло в название существующего храма. Предшествовавшая ему каменная церковь, известная с 1625 г., была построена «по обещанию приходских и разных посторонних людей», и главный ее престол уже был посвящен Живоначальной Троице. Но в документах того времени она чаще именовалась церковью «Николы, что за Берсеньевою решеткой» и лишь к концу столетия (1686 г.) — «Троицы, что в Садовниках за Берсеньевою». В какой-то период храм, не переставая в людском обиходе называться Никольским, утратил этот престол (по сведениям в 1722 г. там оставался только придел Казанской Богоматери). В 1755 г. прихожане просят его возобновить, поскольку «означенная церковь издревле именуется и в писцовых, переписных и окладных книгах писалась и поныне пишется во имя святителя и чудотворца Николая…». Придел был в том же году устроен в левой части трапезной.
В 1812 г. церковь сильно пострадала от пожара: обрушилась первоначальная трапезная. В 1817-1823 гг. трапезную с двумя приделами – Никольским и Феодосьевским – восстановили в стиле классицизма. Поставленный на подклет двусветный бесстолпный четверик с трехчастной пониженной апсидой, галереей- папертью вдоль северного фасада и крыльцом вытянут с севера на юг. Он перекрыт сомкнутым сводом, который прорезает световой барабан центральной главы, окруженной четырьмя декоративными главами. Стройная группа глав возвышается над двумя рядами кокошников. Две главы выделяют боковые членения апсиды – в них изначально размещались приделы храма, причем северное членение крупнее южного, оно заметно выступает относительно стены четверика и с галереи имеет отдельный вход; главки восстановлены при реставрации. Во внешнем оформлении храма много общего с нарядным убранством стоящих рядом палат. Оба здания, соединенные когда-то каменным переходом, формировали общий парадный двор, украшением которого, вместе с Красным крыльцом палат, было северное крыльцо храма. Оно возведено одновременно с северной папертью, но несколько позднее храма, очевидно, в связи с устройством здесь усыпальницы рода Кирилловых (располагалась под папертью и состояла из нескольких склепов). Богатые по рисунку профилированные наличники на фасадах церкви, парные колонки на углах с раскрепованным над ними карнизом, белый камень, изразцы типичны для стиля середины XVIIв. Уникально выделение северного фасада: крыльцо, центральное окно, акцентированное нарядным убранством наличника, компактность стройного пятиглавия, где средняя глава отличается сложностью обработки, – именно с этой стороны подчеркивают главную ось фасада и придают зданию особую стройность. Интерьер подцерковья, по-видимому, не случайно напоминает одноапсидный храм (в апсиде сохранилось окно, снаружи теперь заложенное): не исключено, что таковой была предшествующая церковь; используя ее остатки при возведении подклета существующего храма, строители (как бывало нередко) могли невольно повторить внутренний абрис древнейшего здания. В подклете при исследованиях были раскрыты значительные остатки стен первоначальной трапезной. Внутри северной паперти на наружной стене главного объема уцелели заложенное теперь окно в наличнике середины XVII в. и богатое оформление входа — перспективный портал с колоннами по сторонам. В интерьере церкви уцелели также фрагменты росписи на своде и карниз, относящиеся к середине XIX в.».
Из кн.: Памятники архитектуры Москвы: Замоскворечье.-М.: Искусство, 1994. стр.85-88
После 1918 г. на втором этаже дома разместились Центральные Государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). В 1930 г. работники ЦГРМ добились закрытия храма и в этом же году по просьбе ЦГРМ Моссовет вынес решение о сносе колокольни, затемнявшей окна рабочих помещений. В 1931 г. архитектор Б.Иофан, строитель «Дома на набережной» внес в Моссовет просьбу о сносе храма. В 1932 г. храм начали разбирать, но снесли только колокольню. В 1958 г. здание храма отдали НИИ музееведения. Позже, в 1960-70-х гг., здание храма и палат занял НИИ культуры РСФСР. В 1992 г. храм вернули верующим, богослужения были возобновлены.
Существующая ныне церковь построена на месте прежней деревянной Никольской церкви, где уже в 1390 г. значился Никольский на Болоте монастырь, записан как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» – то есть, за ночной заставой, за которой наблюдал Берсеня-Беклемишев – от него и закрепилось это название. В 1656-1657 гг. была возведена новая каменная церковь Николая Чудотворца на Берсеневке. Изначально это был четверик с небольшой трапезной и колокольней; старая трапезная примыкает к храму не с запада, как это обычно бывает, а с севера, вход в нее оформлен как массивное крыльцо со столпами-кубышками, арки крыльца украшены «гирьками». С запада был спуск в нижнее помещение храма. Необычайно хорошо «огненное» завершение основного объема рядами кокошников с килевидным верхом. Барабаны пяти глав храма также обрамлены кокошниками. Центральный барабан – световой. Крыльцо изукрашено аркатурой с «дыньками». Богато декорированы, и фасады здания: и наличники окон, и колонки, и широкий фриз, и прочие украшения выполнены в стиле русского узорочья и при всей своей пышности не производят впечатления тяжеловесного излишнего декора, напротив, придают храму праздничный, нарядный вид.
В 1775 г. с запада к четверику храма пристроили новую просторную трапезную в стиле классицизм, которая сильно исказила первоначальный облик здания. Сама по себе трапезная – хороший, добротный пример классицизма, но рядом с нарядной узорчатой церковью кажется совсем не соответствующей. Строгие линии трапезной: простые пилястры, ровные, лишенные декора фронтоны, окна без наличников, – резко контрастируют с основным объемом храма. Во время войны 1812 г. храм горел; после пожара был обновлен и освящен заново. В 1820-х гг. была снесена старая колокольня, новая выстроена только в 1854 г.
В советское время храм действовал до 1930 г., когда он был закрыт по просьбе разместившихся в палатах Аверкия Кириллова Центральных государственных реставрационных мастерских. После закрытия представители мастерских подали заявление на снос колокольни, мешающей хорошему освещению в палатах. Снос грозил и всей церкви: об этом ходатайствовал Б.Иофан, автор знаменитого неосуществленного проекта Дома Советов. В 1932г. снесли колокольню, а церковь оставили, несмотря на соседство Дома на набережной. В 1958 г. в стенах храма разместился НИИ музееведения.
В 1992 г. в храме были возобновлены богослужения.
Николая, святителя, на Берсеневке, в Верхних Садовниках церковь (Берсеневская набережная, дом № 18–22).
В 1390 и 1404 гг. на этом месте упоминается Никольский монастырь. Первое упоминание церкви в этой обители (церковь Николая Чудотворца на Песку) относится к 1475 году. В документах 1625 г. церковь уже значится каменной. Несмотря на то, что ее главный престол был освящен в честь Святой Троицы, уже тогда храм называли по приделу. Название это сохранилось до наших дней, хотя и сейчас Троицкий престол – главный. Ныне существующая церковь была построена по заказу думного дьяка Аверкия Степановича Кириллова, заведовавшего царскими садами в Верхних Садовниках (он был потомком династии государевых садовников), одновременно с каменными жилыми палатами в 1656–1657 гг. Скорее всего, храм с трапезной был возведен на подклете прежней церкви 1625 г.
Современный храм – трехапсидный, бесстолпный, пятиглавый, с центральным световым барабаном. С севера устроено крыльцо и притвор, в котором находилось захоронение Аверкия Кириллова и его жены Ирины. Декоративная обработка отличается пышностью, даже вычурностью, что было характерно для середины XVII века, времени, часто называемом «русское узорочье». Окна оформлены наличниками различной формы из лекального кирпича. Четверик церкви был завершен тремя рядами килевидных кокошников со сложным профилем (перекрыты плоской кровлей в XVIII веке). Стены украшены изразцами XVII века, среди которых изразец с изображением двуглавого орла – государственного герба царя Алексея Михайловича.
Трапезная была одноэтажной на подклете. Крыша трапезной была двускатной, окна оформлены рамочными наличниками с треугольными верхами. В 1694 г. построили так называемые Набережные палаты, в которых проживали служители церкви. А над проездной аркой соорудили колокольню с надвратной церковью Казанской иконы Божией Матери. По изображениям конца XVIII – начала XIX века звонница была трехъярусной, увенчанной маленькой главкой. Набережные палаты и колокольня обновлялись в 1766–1768 гг. под руководством архитектора И.Я. Яковлева. В 1817 г. была построена новая трапезная, сохранившаяся до настоящего времени. В этом же году на месте престола Казанской иконы Божией Матери освятили престол Феодосия Палестинского. В 1823 г. в новой трапезной разрешили устроить придел святителя Николая. Около 1820 г. снесли старую колокольню. Новую звонницу построил в 1853–1854 гг. архитектор Н.В. Дмитриев. Это была четырехъярусная колокольня в русском стиле, декорированная рядом кокошников у основания слегка вытянутого шатра, с четырьмя круглыми окошками и увенчанная маленькой главкой на барабане. В 1895 г. здание обновлялось, наверно, тогда были сделаны новые мраморные иконостасы в приделах. В церкви находились иконы XVII–XVIII веков, Евангелия XVII–XVIII веков.
В феврале 1930 г. церковь закрыли. В 1958 г. в здании храма находился Научно-исследовательский институт музееведения. В 1960-е гг. храм снаружи был отреставрирован под руководством архитектора-реставратора Г.В. Алферовой. В процессе реставрации в приделах обнаружили части мраморного иконостаса. Также было раскрыто позакомарное покрытие. Над апсидами приделов вновь поставили главки. Стены снаружи выкрасили в белый цвет. В 1992 г. в церкви были возобновлены богослужения. Сейчас храм имеет деревянную колокольню. Святыни храма – Казанская икона Божией Матери, иконы святителя Феофана Затворника с частицей мощей и святого праведного Симеона Верхотурского с частицей мощей.
Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.
http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/107075-moskva-pravoslavnaya-vse-hramy-i-chasovni-mihail-vostryshev/read/page-25.html
Храм во имя святителя Николы Чудотворца на Берсеневке, старейший храм Замоскворечья, поставленный на месте Зареченского монастыря Николы Старого.
Храм известен с 1625 года, современная постройка с 1656-1657 гг. Храм трёхпрестольный (Троицкий, Никольский и Феодосиевский приделы). Имеются трапезные палаты и освященный придел преп. Феодосия Великого. Пение наонное. Община деятельна в распространении старого обряда в Русской Православной Церкви.
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня