Город Яхрома (город — с 1940 года) вырос из небольшого посёлка, возникшего вокруг текстильной фабрики в середине 19 века. В 1841 году на месте нынешнего города находились несколько деревень: Леоново, Сергеевка, Починки, Ковшино, Суровцово. Владелец деревни Суровцово – дворянин Пономарёв, основал суконную фабрику. Купивший эту фабрику купец Каулин наладил выпуск хлопчатобумажной пряжи. Производство значительно расширилось с образованием мануфактуры.
В 1901 году рядом с посёлком открыта железнодорожная станция Яхрома. Вскоре и посёлок стал называться по станции. Наиболее заметный вклад в создание фабрики и фабричного посёлка оставил Иван Артемьевич Лямин. Особой гордостью семьи Ляминых стала постройка в 1985 году храма Святой Троицы, самого большого не только в уезде, но и во всём ближайшем Подмосковье. И.А.Лямин пожертвовал значительную часть своего капитала. 5 июля 1892 года состоялась торжественная закладка яхромского храма во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами во имя Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы. Благословил строительство митрополит Московский и Коломенский. Автором проекта и руководителем строительства был известный московский архитектор Родионов. Современники строительства храма так вспоминают об этих событиях: «Это один из самых величественных и богатых храмов во всех подмосковных местностях. Площадь, занимаемая им, — 250 саженей, что для сельского храма является не совсем обычным. Храм поражает своим величием и мощностью. Одновременно возможно вместить до 4 тысяч человек».
Храм стоит на горе, возвышаясь над городом. Колокольня расположена отдельно и так же как храм выполнена в стиле неоклассицизма. Восьмистолпный трёхапсидный храм зального типа с центральным световым барабаном имеет три портика, каждый из которых поддерживается семью массивными колоннами коринфского ордера. На фронтонах изображено Всевидящее Око. Продольные фасады ритмично расчленены парными пилястрами, между которыми расположены широкие и высокие окна. Четырёхъярусная колокольня построена уже в 1908 году по проекту С.Б.Залесского. Три года продолжалось строительство Троицкого собора. Освящение его состоялось 17 сентября 1895 года: «на средства Ивана Артемьевича и его супруги приготовлен был обед на 10000 человек – гостей, рабочих и служащих фабрики, местных жителей и дмитровцев… Постройка храма стала одним из важнейших дел Ивана Артемьевича Лямина, который мечтал о том, что храм этот принесёт пользу рабочему люду, чьё нравственное сознание было ему небезразлично». В 1920-е годы храм был закрыт, церковное имущество разворовано.
С 1930-х годов помещение собора использовалось как овощехранилище, макаронная фабрика, мебельный склад, столовая. Во время Великой Отечественной войны в подвальном помещении храма находился госпиталь, где оперировал раненых бойцов известный хирург Пётр Захарович Коняров. В его честь названа улица, ведущая к храму. В середине 1990-х годов Троицкий собор был возвращён Русской Православной церкви. В настоящий период здесь ведутся восстановительные работы. Из книги — Путеводитель. Дмитровский край. Из глубины веков до наших дней. Том 2. По Дмитровским дорогам. И/д «Вести», Дмитров, 2005г.
Троицкая церковь сооружена по проекту С.К. Родионова в 1892-1895 г.г. на средства И.А. Лямина. Восьмистолпный трехапсидный храм зального типа с центральным световым барабаном перекрыт системой вспарушенных сводов. Структура интерьера отразилась на характере его внешних форм: продольные фасады ритмично членят парные пилястры коринфского ордера, подкупольному квадрату соответствуют торжественные восьмиколонные портики с фронтонами. Общность высоты всех помещений как бы подчеркивает мощный аттик, опоясывающий здание поверх развитого антаблемента. В лепном, несколько измельченном наружном убранстве использованы пояски и рустовка. Рисунок деталей и дробность профилей свидетельствуют о свободной переработке канонов классицизма. Интерьер с фрагментами ордерной обработки утратил свою цельность. Иконостасы и утварь отсутствуют.
Колокольня построена в 1908 г. по проекту С.Б. Залесского и состоит из четырех квадратных ярусов разной высоты. Её трехчастное основание прорезает центральный арочный проход, фланкированный помещениями для лестниц. По своему типу и художественным формам колокольня чрезвычайно близка прототипам эпохи классицизма, отличаясь от них большим масштабом и общей с церковью новой трактовкой деталей. Украшающие все ярусы колонны и пилястры вопреки прежним канонам принадлежат одному, коринфскому, ордеру.
Московский архитектурный мир. — М., 1912.- Вып. 1.; МЦВ. — 1895. № 39.; Токмаков, I,; ЦИАМ, ф. 203, on. 464, д. 7. 1890 г.; on. 476, д. 11, 1906 г.