Яблечна. Онуфриевский Яблочинский монастырь.

Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь расположен на границе Польши и Беларуси. История обители начинается с конца XV столетия, когда по реке Буг чудесным образом приплыла в деревню Яблочно икона преп. Онуфрия Великого. Личностью, которая навсегда вошла в историю монастыря, стал архимандрит Серафим (Остроумов), канонизированный Русской Православной Церковью в 2001 годы.

Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь, расположенный над Бугом, на границе Польши и Беларуси, имеет особенное значение для Православия в Польше. История этой обители начинается с конца XV столетия. Первый авторитетный документ в истории монастыря датирован 1488 годом. Народное предание гласит, что закладку монастыря вдохновило чудесное появление недалеко от деревни Яблочно иконы преп. Онуфрия Великого, которая приплыла по реке Буг. Преп. Онуфрий и стал покровителем монастырской братии.

Непростой была судьба монастыря. Знал он и годы удивительного расцвета, пережил и трудные времена лихолетья. Однако братия не отступила от Православия, что для этой земли, страдавшей в течение двух столетий от политики Брестской Унии, было явлением исключительным.

О. Серафим впервые прибыл на Холмщину в 1905 году вместе с профессором М. Тареевым. Тогда он посетил монастыри в Вирове и в Лесной. Полюбил эту землю вместе с ее оригинальным религиозно-национальным характером. В результате, не колеблясь, решил закончить работу в Академии и помочь своему студенческому товарищу, архимандриту Иосифу (Петровых), исполнявшему обязанности настоятеля Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря.

16 декабря 1907 года, на следующий день после выборов о. Серафима новым настоятелем имело место очень важное в истории монастыря событие. Были закончены главные работы, связанные с капитальным ремонтом и частичной перестройкой церкви преп. Онуфрия. В значительной степени работы были финансированы о. Николаем Копьевым из Москвы, который со временем стал крупнейшим жертвователем монастыря. В торжествах принял участие епископ Дмитриевский Трифон, а также епископ Киотский Андроник, специально для этого приехавший из Японии.

Отделочные работы в соборе продолжались вплоть до 6 октября 1910 года. Руководителем комиссии, контролирующей ремонтные работы, был, конечно, сам о. Серафим. Объем проведенных работ был внушителен. Была перестроена практически вся внутренность церкви, терракотовыми плитками выложен пол, реставрирован иконостас, установлена стасидия для настоятеля, купол покрыт новой жестью.

Еще в 1907 году вместо ликвидированного по плану ремонта соборной церкви бокового алтаря Успения Богородицы начались работы, связанные со строительством часовни. На горке напротив Святых Врат монастыря в месте, где ранее размещалась кузница, был залит фундамент. Само строительство часовни, начатое уже в бытность настоятелем архимандрита Серафима, продолжалось около 3 месяцев. Большинство средств на строительство опять пришло с московской общины о. Николая Копьева.

Торжествами освящения церковки руководил епископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский). Днем позже множество верующих пришли в монастырь на торжественное празднование Успения Богородицы.

1909 год ознаменовался в истории монастыря очень важным событием. 4 октября этого года в монастырском скиту над озером Белым состоялось освящение церкви преподобных Сергия и Германа Валаамских. С того же дня в крошечном домике при церкви, а также в кельях под церковью поселились братия с иеромонахом Феодоритом во главе.

Мысль возрождения скита, где монахи могли поселиться и посвятить себя исключительно молитве, родилась еще у епископа Люблинского Германа (Иванова), предшественника упомянутого ранее архимандрита Аркадия. Это он выбрал для этой цели уединенное место, расположенное на расстоянии пяти километров от монастыря, на берегу большого озера. Камень в основании нового скита положен в 1907 году еще во времена настоятельства архимандрита Иосифа.

Однако из-за недостатка средств работы были приостановлены. Только при архимандрите Серафиме работы возобновились. Строительство закончили благодаря помощи того же о. Николая Копьева из Москвы. 6 февраля 1911 года состоялось освящение построенной также благодаря его помощи церковки при Яблочинской двухлетней школе. Два года спустя также благодаря ему появилась и было освящена церковка в Яблочинской сельскохозяйственной школе, а также второй алтарь (посвященный равноапостольному Владимиру) в ските над озером Белым.

Ранее, в 1910 году, благотворитель из Москвы — о. Николай Копьев — пожертвовал для братии стоимостью 6 тысяч рублей. Столько стоил огромный трехсотпудовый колокол (4,8 тонн). Он был повешен на предварительно установленных балках, поскольку существующая колокольня не выдержала бы его тяжести. В то же время появилась идея строительства новой 38-метровой колокольни. Несмотря на отказ в финансовой поддержке этому предприятию со стороны церковных властей, о. Серафим не сдавался. Наконец в 1913 году нужные средства были выделены и должны были передаваться поэтапно до 1916 года. Появился план и проект колокольни, но начавшаяся война разрушила все планы, и колокольню так и не построили.

Кроме возведенной в 1907 году напротив Святых Врат церковки Успения Богородицы, в 1910 году среди окрестных жителей появилась идея постройки аналогичной часовенки над Бугом, в урочище, называемом Святым Полем. О. Серафим с радостью отнесся к этому предложению, тем более, что верующие сами собрали средства для строительства. 11 марта 1911 года он написал рапорт епархиальным властям, в котором просил согласия на возведение церковки и посвящении ее Яблочинской иконе Божьей Матери. Ее освящение состоялось 14 августа 1912 года, однако решением церковных властей новая часовня посвящена была Сретению Господню (в настоящее время церковка Св. Духа).

Стараясь расширить свою проповедническую деятельность среди населения, монастырь из собственных средств закупил более 100 десятин земли (в том числе, лес и луг) в месте, называемом Дратовскими Лесами. Собственно там, на расстоянии 85 километров от Яблочно в Любартовском уезде, появилась церковь и школа, в которой в 1912 году училось уже сорок учащихся. 7 мая того же года Св. Синод объявил о создании на этом месте филиала Яблочинского монастыря, посвященного св. пророку Илие. Поживали в нем тогда 4 монаха и 17 послушников.

Во время руководства о. Серафимом монастырем строились не только храмы. Функционировала здесь чайная для паломников и предназначенная для них гостиница. Тут находились также помещения, которые занимала школа и школьные мастерские, а также другие хозяйственные помещения. В 1911 году была даже открыта лавка с товарами первой необходимости. В монастыре работала аптека и медицинская амбулатория. В ней принимал больных и выписывал бесплатные лекарства монах Агапит, врач по образованию. Число принятых им пациентов выросла с 300 в 1908 году до 1760 в 1912 году.

Монастырь бесплатно кормил обедами нищих. Только 1913 году раздали 4500 обедов. Часть этих предприятий была инициирована еще предшественником о. Серафима. Однако большинство предприятий осуществлялась под его непосредственным руководством. Кроме того, архимандрит выступил с инициативой создания монастырской фабрики по производству кирпича и строительных блоков, чтобы помогать местным жителям, дома которых сгорали в частых пожарах. Однако осуществить эту задумку уже не удалось.

29 мая 1924 года владыка Серафим был возведен в сан архиепископа. Как и ранее, руководил он Орловской епархией. Кроме советской власти архиепископ встретил очередного врага. Много сил он отдал борьбе с обновленческим расколом в Православной Церкви. В ноябре 1926 года иерарх был насильно выслан за границы Орловской епархии.

1 ноября 1927 года руководству архипастыря доверено новую, как оказалось, последнюю в его жизни епархию. В звании архиепископа Смоленского и Дорогобужского он поселился в Смоленске. Так как Собора Успения Богородицы был занят обновленцами, епископская кафедра размещалась в церкви св. Николая. В 1929 году была объявлена кампания по закрытию святынь. Среди четырнадцати закрытых в течение одного года церквей оказалась и церковь св. Николая. Функции кафедры приняла в то время церковь святых апостолов Петра и Павла.Также и в Смоленске архиепископ вынужден был бороться с антирелигиозно настроенными властями. Ситуация с каждым годом усложнялась. В 1931 году во всех церквах была проведена кампания изъятья литургических облачений. В 1934 году началась неравная борьба за церковь святых апостолов Петра и Павла, в которой власти решили разместить архив. Закончилась она в начале 1936 года закрытием церкви. Годом ранее во всех церквах сняли и изъяли колокола.

Источник: более подробная статья об истории монастыря

Яблочинский монастырь расположен возле села Яблечна, в Люблинском воеводстве Польши. Это мужской православный монастырь, основанный в XV веке.Находясь в католической стране, монастырь на протяжении веков сохранял верность православному обычаю.
Новые кельи, монастырскую трехпрестольную церковь и колокольню построили уже в XVII веке.В этом монастрые принял постриг Алексий Карпаторусский, возродитель православия среди русинов – славянского субэтноса, по одной из версий выделяемого в отдельный народ.
Во время Второй Мировой войны монастырь понес значительные потери, пережив пожар и многочисленные бомбежки.В 1974 году в монастыре была открыта Духовная семинария, переехавшая сюда из польской столицы.
В настоящее время при монастыре действует небольшая гостиница, принимающая паломников из Польши, Украины, России и других стран. Наибольшее количество гостей монастырь принимает в праздник святого Онуфрия, который считается покровителем обители.Источник информации: сайт «rutraveller.ru»

Яблочинский (Яблеченский) мужской монастырь расположен на окраине с. Яблечна (Яблочно), на левом берегу р. Буг. Его история – это история Православия в восточной Польше, или Холмской Руси.
По преданию, город Холм основал св. равноап. Владимир, который пожертвовал в устроенную в городе церковь икону, прославленную позднее как Холмская Божия Матерь. В летописи Холм впервые упоминается в 1074 году. Около 1235 князь Даниил Галицкий укрепил город, а в 1243 он перенес в него епископскую кафедру. Этот знаменитый князь-король был в 1264 погребен в местном Рождество-Богородицком соборе. В XV–XVI вв. на Холмщине и в Подлесье действовало более 15 православных монастырей.
Устройство Яблочинского монастыря началось после того, как на острове, между двумя рукавами Буга, была обретена икона прп. Онуфрия Великого, приплывшая по воде. Судя по хранившемуся в обители напрестольному Евангелию 1498 г., монастырь был, вероятнее всего, основан около этого времени, когда Яблочно владел Иван Иванович или Иван Насутович Заборезинский. Некоторые историки, правда, считали, что обитель возникла раньше, так как в ней хранилась икона Божией Матери с надписью «1151 год» (Яблочинская икона Божией Матери, в честь которой освящен один из приделов в монастыре). Соответственно, похожую по размеру и письму икону прп. Онуфрия тоже датировали XII–XIII вв.
Монастырь возник как ктиторский и потому был тесно связан с имением Яблочно, являясь приходским для входивших в имение деревень. Среди его благотворителей были владельцы имения: Боговитиновичи, кн. Александр Фридрихович (Семенович) Пронский, Лещинские. Хотя позднее владельцы стали католиками или реформатами, они продолжали покровительствовать обители. С 1620–1624 и до своей кончины в 1633 в ней жил и ею управлял Паисий (Черковский или Черхавский), последний православный епископ Холмский и Бельский. Усиление унии привело к тому, что к середине XVII века в обители осталась всего одна православная полуразрушенная церковь с кельями при ней.
Возрождение монастыря связано с владельцем Яблечна В. Р. Лещинским и его другом архим. Иосифом (Чаплицом). Из своей братии последний избрал наместником и строителем иером. Макария (Корниловича), который возвел церковь прп. Онуфрия со Сретенским приделом на хорах, трапезную с Успенской церковью (1653), колокольню (1651), настоятельские и братские кельи (1651) и ввел общежительный устав св. Василия Великого. До начала XVIII века Яблочно продолжало быть оплотом Православия, подчиняясь епископам Луцким, а с 1712 – митрополитам Киевским. Это был единственный монастырь в Холмской Руси, сохранивший православную веру на всем протяжении своего существования.
С приобретением в 1699 Яблочно кн. Радзивиллами усилились гонения со стороны униатов. В 1724 они ворвались в монастырь и бесчинствовали в нем, а впоследствии разными способами заставляли православных отрекаться от веры – не пускали на службы, отнимали воск и свечи, пытались перевенчивать. В 1753 разорение повторилось, сопровождаясь захватом имущества и монастырского архива. «Вы схизматики, горше жидов, турков и всякого рода поганов», – поносили православных базилиане-униаты.
Когда в Польше усилилось русское влияние, жить в монастыре стало легче. Екатерина II в своем рескрипте от 23 сентября 1763 русскому посланнику в Варшаве указала, чтобы Брестскому и Яблочинскому монастырям «притеснений отнюдь не было». По третьему разделу Польши Яблочно в 1796 отошло к Австрии, но через 20 лет вошло в состав Российской империи. До 1835 монастырь относился к Минской епархии.
В 1835 епископ Антоний (Рафальский), возглавивший новоучрежденную Варшавскую и Ново-Георгиевскую епархии, посетил монастырь и увидел, что его деревянные строения обветшали и не подлежат ремонту. В следующем году в Яблочно приехал известный польский архитектор Анджей Голонский, который составил план и смету в 24 748 руб. на возведение новой каменной церкви, дома и ограды. В 1838 началось строительство собора и келий.
6 декабря 1840 архиепископ Антоний освятил новый собор во имя прп. Онуфрия Великого. Северный придел был посвящен Сретению Господню, южный – Успению Пресвятой Богородицы. Ризницу и утварь привезли из Москвы, иконы в иконостас на холсте написал Бланк, профессор бывшего Варшавского университета.
Небольшое здание в стиле позднего ампира имеет в плане греческий крест и увенчано главой с полусферическим куполом на широком барабане. С запада его украшает четырехколонный портик с треугольным фронтоном, в котором изображены Спаситель, Божия Матерь и прп. Онуфрий. Чудотворный образ преподобного помещен у правого клироса. В 1837–1840 в обители возвели надвратную колокольню, ограду и братский корпус, где позднее была освящена церковь св. Иоанна Богослова.
В 1863 обитель дважды подвергалась нападениям мятежных поляков, которые, ворвавшись в нее, схватили архим. Анастасия (Голдаревского), стали искать деньги даже под престолом и жертвенником, забрали серебряные вещи, часы, лошадей и белье. Не найдя денег (казну увезли в Брест-Литовскую крепость), бунтовщики решили повесить настоятеля на груше, и его в последний момент буквально вынули из петли. После подавления бунта у левого клироса храма поставили Казанскую икону Божией Матери с надписью «В память избавления от смерти настоятеля и братии Яблочинского монастыря от польских жандармов-вешателей».
В 1875 холмские униаты были воссоединены с Православной Церковью, и в монастыре возросло число паломников и жертвователей. В 1878–1880 выстроен новый двухэтажный келейный корпус. При архим. Наркисе («Маркизе», как называли его крестьяне) около 1884 было изменено русло Буга, и монастырь, оказавшись после этого не на острове, а на левом берегу реки, больше не затапливался, хотя при весенних паводках к нему по-прежнему добраться можно было только на лодке.
В 1889 при монастыре была учреждена одногодичная школа для причетников. В ней 10 учеников изучали церковное пение, уровень которого сильно понизился в местах, где недавно царила уния. С учреждением в 1905 самостоятельной Холмской епархии монастырем управлял епископ Холмский и Люблинский – первым из них стал Евлогий (Георгиевский), позднее возглавивший русские православные приходы Западной Европы юрисдикции Константинопольской Патриархии.
Начало XX века было периодом расцвета монастыря, во главе которого стоял архим. Серафим, приглашенный Владыкой Евлогием из Москвы. Обитель преобразовали «на строгих началах общежития» и ввели древнерусский распев. В 1907 собор был капитально отремонтирован и «чудно расписан» на средства московского прот. Н. А. Копьева, главного благотворителя обители, который также подарил великолепный двухъярусный иконостас и 300-пудовый колокол. Тогда же на стекле был написан запрестольный образ Спасителя. Вероятно, в 1910 была переделана колокольня, которая приобрела завершение в русском стиле.
В 5 км к востоку от обители находится Белое озеро, куда любил приезжать архим. Герман (Иванов), предшественник о. Серафима, впоследствии викарный епископ Люблинский. Он бывал здесь с будущим Патриархом Сергием (Страгородским). Оба они одновременно приняли постриг в честь прпп. Сергия и Германа Валаамских. Преждевременная (в 1904) кончина помешала Владыке Герману устроить скит на острове озера. В 1906 на фотоснимке этого места вдруг отчетливо проявилось изображение храма с куполами и крестами. 30 января 1909 там же, на сосне, явились в необыкновенном сиянии три иконы. На благодатном месте епископ Евлогий заложил в 1907 Белозерский скит, а через два года на средства прот. Копьева освященный скитский храм обогатился утварью и иконами прпп. Сергия и Германа Валаамских.
В 1908–1909, напротив святых ворот, была возведена в русском стиле пятиглавая Успенская деревянная «церковь-алтарь» (часовня). По просьбе прихожан в 1912, на берегу Буга, в местности «Святое поле» (близ с. Дратова), где, по преданию, произошло обретение иконы прп. Онуфрия, была основана Свято-Ильинская киновия. В том же году деревянная часовня в ней была перестроена в двухэтажную одноглавую церковь прор. Илии, которую освятил епископ Белостокский Владимир. В скиту имелись настоятельский и трапезный корпуса, школа и служебные постройки. На возвышенном месте была возведена Свято-Духовская часовня, где обычно служили в дни, когда обитель была окружена водой, например, в Пасху.
Монастырь стал крупнейшим в крае центром духовного просвещения – в нем действовали: школа причетников, приходская школа с церковно-учительскими курсами (при ней в 1911 прот. Копьев построил церковь свт. Иннокентия Иркутского), сельскохозяйственная школа с домовой Никольской церковью, устроенной в 1911–1913 дворянином Н. Н. Копьевым в память 300-летия Дома Романовых, и ремесленная школа для мальчиков и школа при киновии. В названных школах учились 431 человек. При монастыре работала также бесплатная амбулатория; нуждавшимся отпускались обеды.
Кроме уцелевшей при пожаре иконы прп. Онуфрия, среди святынь обители находились: икона вмч. Пантелеимона, сщмч. Ермогена – каждая с частицей мощей; Святой Крест с Афона с частицей Гроба Господня, плащаница Божией Матери из Гефсимании с частицей Ее гроба, икона прп. Серафима Саровского из Саровской пустыни с частицей его мантии. Перед Первой мировой войной в обители насчитывалось более 80 монахов во главе с архим. Сергием (Королевым); десять жили в Белозерском скиту, еще двадцать – в Свято-Ильинской киновии.
Первая мировая война нарушила жизнь обители. 1 августа 1915, совершив последнее богослужение, архим. Сергий с братией покинул ее. Братия нашла приют в Москве, в Богоявленском монастыре, а учебно-просветительские учреждения разместились в наемных помещениях.
В августе 1919 иноки вернулись в обитель, но их ждала трудная участь – в Польше начались гонения на православных. В конце сентября 1919 на несколько месяцев был закрыт собор, чуть позже отобран и обращен в костел приходской храм в с. Яблочно. Монастырь пытались ликвидировать, разместив в нем воинскую часть. В 1922 власти выслали из Польши многолетнего настоятеля – епископа Сергия (Королева), который вскоре стал окормлять русские приходы в Чехословакии. Через два года в монастыре осталось всего 4 монаха, от него отняли большую часть земель, в части зданий разместился детский дом.
В Холмской епархии к 1924 осталось только 26 из 320 довоенных православных приходов. Однако обитель уцелела. Более того, при ней в 1929 открылся дом призрения заштатного духовенства и их близких, а затем – летний лагерь для детей из бедных семей. В 1938 начались новые гонения – в результате, в крае было снесено более 150 православных церквей.
После разгрома немцами Польши Холмщина вошла в состав генерал-губернаторства. По Бугу прошла государственная граница, в монастыре разместились немецкие пограничники. В 1940 была восстановлена Холмская и Подляшская епархия, во главе которой встал известный церковно-политический деятель и украинский националист проф. Иван Огиенко, в 1951 возглавивший с именем Илариона Украинскую Православную Церковь в Канаде. Обитель неоднократно подвергалась реквизициям и нападениям. Так, в ночь с 9 на 10 августа 1942 в ней были сожжены несколько зданий, библиотека и архив и убит один из монахов.
С окончанием войны положение нормализовалось не сразу. В 1945 на обитель напали польские партизаны, а вскоре коммунистические власти закрыли Холмско-Подляшскую епархию. В 1947, в рамках операции «Висла», власти насильственно переселили на присоединенные к Польше западные земли множество православных украинцев, оставив в Люблинском воеводстве всего 8 приходов. Пытались закрыть и единственный в Польше мужской православный монастырь, отняв в 1950 все земли с хозяйственными строениями и имуществом.
Ситуация стала меняться только после возвращения в 1953 в обитель чудотворных икон прп. Онуфрия и Пресвятой Богородицы. В 1955 закончился ремонт сожженного немцами главного келейного корпуса, позже – часовни над Бугом и собора. Когда после 1956 вернуться в родные края удалось части украинцев, в монастыре прибавилось паломников. В 1970-е им управлял архим. Савва (Грыцуняк), ныне предстоятель Православной Церкви в Польше. При нем в 1974–1992 в стенах обители действовала Высшая Духовная семинария.
В 1989 Люблинско-Холмская епархия возродилась в третий раз, и ее возглавил бывший архимандрит, Преосвященный Авель (Поплавский). Два года он управлял епархией, проживая в обители, а затем переехал в Люблин.
В ночь с 21 на 22 сентября 1990 из собора была похищена его главная святыня – образ прп. Онуфрия Великого, который вернули лишь в 1994 году. В 1997 в монастыре насчитывалось 10 монахов, половина которых служила на приходах. Главные праздники в обители – прп. Онуфрия (12 (25) июня), Духов день, Успения Богородицы и Турковицкой иконы Божией Матери (первое воскресенье после 15 июля). В 1999 монастырь стал ставропигиальным. Он остается оплотом Православия в крае, находящимся на границе православного и католического мира.
http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805288844.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?