Высокое. Тихвинская церковь. Построена в 1867 г. Архитектор Н. Бенуа, заказчик — хозяин усадьбы Шереметев. Полуразрушена, частично сохранились фрески, реставрация не ведется.
Дата постройки 1868-1871 гг. , архитектор Н.Л. Бенуа. Церковь была двухпрестольной, в верхней — престол в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Тихвинской, а в нижней – в честь 3-х вселенских учителей.
Энциклопедия Смоленской области, http://admin.smolensk.ru/history/raion/index.htm.
ВЫСОКОЕ – бывшее владельческое сельцо. Расположено на высоком правом берегу р. Вазузы. Ныне – село, центр Высоковского сельского округа Новодугинского района. 811 жителей (1992 г.). В 22 км юго-западнее райцентра. Сельскохозяйственный техникум; значительное время функционировал детский костно-туберкулезный санаторий. До 1860-х гг. в сельце В. находились небольшой деревянный усадебный дом и несколько служебных строений, а рядом в дер. В. – 20 крестьянских дворов, где проживали 108 душ обоего пола, принадлежавших М.П. Мельниковой, представительнице старинного дворянского рода. В 1858 г. ее дочь Александра стала женой графа Д.Н. Шереметева (1803-1871), правнука петровского фельдмаршала и первого российского графа Б.П. Шереметева, сына известного театрала, основателя усадьбы «Останкино» графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Параши Жемчуговой. Он служил ротмистром Кавалергардского полка, затем был камергером, гофмаршалом. Это был один из богатейших людей России, владелец усадеб «Ульянка» под Петербургом, «Останкино», «Кусково» и др. под Москвой, Фонтанного дворца в Петербурге, Голубого дворца в Москве, многих заводов и земельных владений в разных местах России. Вторая его жена, Александра Григорьевна, тяготилась жизнью в Кускове и Останкино, где все напоминало о безвременно умершей первой жене графа, и она упросила мужа построить новую усадьбу на ее родине, в сельце В. Смоленской губ. Она купила у матери имение «Высокое» (600 десятин земли), крестьян переселила в соседний Вяземский уезд. Вначале для летнего проживания (в 1860 г.) на месте разобранного старого дома было построено деревянное, из сосновых бревен, здание («дом старой графини») и за ним был разбит пейзажный парк. Планировка усадьбы и проектирование ее зданий были выполнены известным архитектором Н.Л. Бенуа, непосредственное руководство строительством осуществлял его ученик и помощник К.К. Мюллер.
Строительство велось с 1867 по 1873 гг. Был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в состав которого вошли до 20 каменных зданий и два парка. Были построены: двухэтажный усадебный дворец, дом для детей, прачечная, здания для фермы крупного рогатого скота улучшенной породы, амбары, дом молочниц, птичник, дома для управляющего и для церковного причта, оранжерея, начато строительство большого здания для конного завода и т.д. Жемчужиной усадьбы стала золотокупольная церковь. Окна храма «имели расписные стекла по мотивам русских фресок, изготовленные по рисункам Бенуа на заводе русского живописца Сверчкова в Мюнхене, башенные часы на колокольне играли молитву, специально избранную графом Д.H. Шереметевым, причем мелодия молитвы была переложена на ноты для колоколов М.А. Балакиревым». Дубовые с резьбою иконостасы для 1-го и 2-го этажей были выполнены художником Г. Хоравским, надпрестольная сень – художником Г. Серебряковым. Церковь была двухпрестольной, – в верхней престол в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Тихвинской, а в нижней – в честь 3-х вселенских учителей». Икона Тихвинской Божией Матери особенно почитаема была в роду Шереметевых. Эту икону фельдмаршал Б.П. Шереметев возил с собой в особой повозке во время военных походов, была она с ним и в Полтавском сражении, где Шереметев командовал русскими войсками, одержавшими победу над шведами. По свидетельству смоленского историка И.И. Орловского (см.), эта икона хранилась в церкви усадьбы В.
Строительство усадебного комплекса было завершено в 1873 г., после смерти ее первых владельцев. У парадных въездных ворот были установлены мраморные львы, держащие фамильный герб Шереметевых, на котором по латыни начертан их девиз: «Бог хранит всё». Последним владельцем усадьбы был граф А.Д. Шереметев (1859-1931), известный музыкально-общественный деятель, меценат, дирижер, композитор, основатель Музыкально-исторического общества, автор музыки романса на стихи Ф.И. Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний…», а также ряда оркестровых и хоровых сочинений (известен его «Реквием» в память композитора Римского-Корсакова). Став владельцем усадьбы, он продолжил ее благоустройство. По завещанию матери, умершей в 1871 г., обширное строение конного завода было приспособлено для больницы на 10 кроватей и богадельни для призрения престарелых бедных на 20 человек. На содержание благотворительного заведения, а также церкви и причта положен был капитал на «вечное время» 200000 руб. При больнице работали врач, фельдшер и акушерка, лечение для всех бесплатное.
В 1888 г. на средства Шереметева в В. была открыта церковно-приходская школа (первым учителем был Иван Четыркин), размещавшаяся в деревянном здании; в 1894 г. для школы было построено двухэтажное каменное здание со всеми удобствами. Количество учащихся составляло 150-180 человек. При школе работали 2 библиотеки: одна – для учащихся и учителей, другая – «Народная библиотека памяти императора Александра III” – для служащих усадьбы и окрестного населения. С 1893 г. в В. стала работать почтово-телеграфная станция, также оборудованная на средства Шереметева. На берегу р. Вазузы была установлена паровая машина в 4 лошадиных силы для доставки воды почти во все дома и заведения. Граф Шереметев увлекался пожарным делом. С 1892 г. за свой счет издавал журнал «Пожарный» (первый в России этого профиля), имевший подзаголовок «Иллюстрированный вестник пожарного дела в России». В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу «наподобие городских». Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Она была обеспечена всем необходимым противопожарным инвентарем, вплоть до пожарного автомобиля (что даже в городах было редкостью). В марте 1917 г. Шереметев уехал за границу, взяв с собой семейную реликвию – икону Тихвинской Божией Матери, которой благославляла его мать. Его дочь, родившаяся в Париже, в конце 1980-х гг. возвратила икону в Россию, передав ее Советскому фонду культуры для Останкинского музея. Род графов Шереметевых пресекся в 1989 г. со смертью последнего его представителя по мужской линии В.П. Шереметева (внук графа С.Д. Шереметева, сводного брата владельца усадьбы В.).
В 1918 г. усадьба была национализирована. Значительная часть ее ценностей (картины, скульптура, часть библиотеки и архива, предметы дорогой мебели и т.п.) были вывезены в Москву в распоряжение Российского музейного фонда. Оставшееся в усадьбе расхищено. На базе имения был создан совхоз. Комплекс усадебных строений в основном сохранился до нашего времени: здания конного завода, прачечной, коровника, птичника, молочной фермы, школы, дома управляющего, несколько амбаров, жилых домов, церковь и пр., в общей сложности 19 зданий. В значительной степени сохранился и старый парк (липы, различных сортов тополя, дубы, ясень, береза, ель и т.д.) с остатками шести каскадных прудов. Многие здания находятся в неудовлетворительном состоянии, а церковь полуразрушена.
Лит.: ГАСО, ф.19, д.622, л.150; ГАСО, ф.391, оп.1, д.5, лл.58-60; Бертенева М.И. Николай Бенуа. – Л., 1985; Исторический вестник, 1885. – № 7; Человек, 1991. – № 6. Ю.П. Ковалев, А.Я. Трофимов
Год постройки: 1868-1871 г. Храм напоминает знаменитую церковь Живоначальной Троицы в подмосковном Останкино — этого требовала заказчица графиня Шереметева. Архитектор Николай Бенуа выбрал для постройки Высоковского храма самую высокую точку — над береговым обрывом. Церковь строилась в ужасных условиях: бесконечные холода, непролазная грязь, отсутствие необходимого числа каменщиков («Бедная моя церковь! — писал Бенуа, — Всего восемь человек там работает!»), трудности с водой, которую приходилось поднимать из Вазузы.
Когда-то храм пышно украшала белокаменная отделка, в церкви стоял резной дубовый иконостас, а в окнах были цветные витражи, изготовленные по рисункам Бенуа на заводе русского живописца Сверчкова в Мюнхене. Церковь была двухпрестольной, в верхней — в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Тихвинской, а в нижней — в честь трех Вселенских учителей. Башенные часы на колокольне играли молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Она была избрана графом Дмитрием Николаевичем Шереметевым и переложена на ноты для колокола самим Балакиревым.
Сейчас нет ни витражей, ни куполов, ни колоколов… Революция беспощадно перечеркнула блестящее прошлое и превратила церковь в клуб, а потом в пекарню. Теперь храм пустует. Несколько лет назад стараниями московских энтузиастов в нем появились железные двери, а на окнах — решетки.
По материалам сайта http://www.smolnews.ru/news/147424