Храм известен с 1805 года. В 1938 году храм был закрыт, в 1939 году в нем открыт дом культуры. В 1941 году во время немецко-фашисткой оккупации Богослужения возобновлены. После освобождения Брянщины в 1943 году храм вновь закрыт советскими властями, в нем устроено складское помещение. За долгие годы надругательства запустения храм пришел в аварийное состояние, в 1976 году обрушился купол. Начиная с 1989 года, начались реставрационные работы, продолжающиеся до сего дня.
Сведения взяты из статьи «Действующие храмы Брянской епархии» опубликованной в «Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова» (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.)
Расположена на краю села, на высоком мысу между двумя оврагами. Построена в 1805 г. из кирпича и оштукатурена. Оригинальный памятник в стиле зрелого классицизма — восьмигранный купольный храм, центричность которого нарушает сильно развитая алтарная часть. Основной восьмерик имеет более узкие диагональные грани и выделенный аттиковый ярус, увенчанный граненым куполом с декоративным фонарем-четвериком и главкой (не сохр.). Три широкие грани украшены четырехко-лонными входными портиками с фронтонами, а к восточной почти во всю ширину объема примыкает прямоугольный алтарь с выступающей в центре полукруглой апсидой. Главную роль в строгом и парадном декоре фасадов играют портики упрощенного тосканского ордера с несколько массивными колоннами и неполным антаблементом. Тяга на уровне двух третей стен, карнизы портиков и алтаря, а также венчающий карниз восьмерика имеют небольшие выносы; прямоугольные окна и двери с простыми обрамлениями. Необычны большие круглые окна с плоским тянутым обрамлением, расположенные в два яруса вверху диагональных граней. В треугольном фронтоне восьмерика над алтарем сохранились остатки росписей с частью надписи, говорящей об их «возобновлении» в 1832, 1866 и 1892 гг. «усердием… казака Ивана Иосифовича Людькова». Интерьер храма образует просторный восьмигранный зал, перекрытый граненым сводом. Его стены лишены архитектурных членений, кроме отделяющего верхнюю часть карниза. Интересно сочетание находящихся над входами широких полуциркульных проемов и расположенных в два яруса круглых окон в простых рамках. Широкая арка соединяет храм с низким алтарем, разделенным на три части. Средняя из них перекрыта коробовым сводом, заканчивающимся конхой.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. — М. Наука 1997
Для этой церкви, как водится на Руси, было выбрано самое возвышенное место, между двумя оврагами, откуда её было видно издалека. Таких строгих купольных храмов на Брянщине было построено немного, и церковь в Высоком остаётся одной из самых красивых этого региона. В 1717 году в письменных источниках Высокое упомянуто селом.
Село Высокое на речке Тезне в польское время принадлежало шляхтичу Абрамовичу, со второй половины ХVII века стало владением мглинской ратуши, а с 1726 года по указу императрицы Екатерины I отошло старосте села Пьяный Рог Андрею Барановскому. Так императрица оценила его донос на солдата Семикова, выдававшего себя в Почепе за царевича Алексея, сына Петра Великого. К началу ХIХ столетия сельский храм в Высоком обветшал. Собравшись на совет, некоторые прихожане предлагали убрать нижние сгнившие венцы и сохранить старое здание. Большинство же потребовало строить новую каменную церковь. Деньги собирали всем миром. Цигельни, то есть печи для обжига кирпича, были построены прямо на месте. В 1805 году Никольская церковь была освящена.
Не сохранилась никаких сведений об архитекторе, по проекту которого построен храм. Безусловно, это был незаурядный автор, создавший оригинальный памятник в стиле зрелого классицизма. Главную роль в строгом и парадном декоре фасадов играют портики с несколько массивными колоннами. Необычны большие круглые окна с плоским обрамлением, расположенные в два яруса. Над алтарём сохранились остатки росписей. Часть уцелевшей надписи указывает, что они были возобновлены в 1832, 1866 и 1892 годах. В куполе изображена Новозаветная Троица. Интерьер храма образует просторный восьмигранный зал, перекрытый гранёным сводом. Его стены практически лишены архитектурных членений. Широкая арка соединяет храм с низким алтарём, разделённым на три части. Деньги на украшение храма жертвовали простые люди. История сохранила имя одного из них — казака Ивана Людькова. Самой почитаемой была икона Святого Николая. Её поднимали во время крестных ходов.
В ХХ веке храм закрывается трижды: с 1917-го по 1938 год, с 1939-го по 1942-й и в 1943 году, после чего устроили в нём складское помещение. В 1939 году в бывшем храме, на некоторое время был открыт дом культуры. За долгие годы запустения здание пришло в аварийное состояние, в 1976 году обрушился купол. Были взломаны склепы под полом церкви и уничтожены все каменные надгробия. Недавно одно из них, иерея Луки Цитовича, умершего в 1900 году, было обнаружено в Унече и возвращено на своё место. В 1989 году начались восстановительные и реставрационные работы силами вновь образованного прихода. К настоящему времени церковь восстановлена, но увы, без колокольни. Богослужения возобновились в начале 1990-х годов.
Из книги «Православные святыни Брянщины». — Брянск, 2014.