Вышний Волочёк. Собор Богоявления Господня.

Кирпичная церковь Богоявления выстроена в 1810-14 гг. на острове, образованном рукавом Цны и обводным каналом. В 1864-66 гг. основательно перестроена в «тоновском» стиле. От первоначального объема сохранились части восточной и западной стен, превращенных в столбы, южная и северная стены, а также, предположительно, часть светового барабана. В храме в иконостасе и киотах сохранились иконы XVII — XVIII вв. , среди них — чтимый резной образ Николы Можайского.
Из свода памятников Тверской области, 2 том.

Словно благословляя своим присутствием древний водный путь, отражается в цнинских водах Богоявленский собор. Расположенный в самом центре Вышнего Волочка, в кольце, образованном быстротечной Цной и Обводным каналом, он и сам является как бы островком Небесного Царства на Вышневолоцкой земле. По свидетельству исторических документов, во второй половине XVIII века, на Отмойном острове (старое название), стояла деревянная церковь во имя Богоявления Господня с приделом архистратига Михаила — её первое изображение можно увидеть на сохранившемся плане середины XVIII века. В феврале 1775 года было подано прошение о разборе ветхой церкви и перенесении престола в Казанский летний собор, возведённый к 1771 году в центре Вышнего Волочка и ставший главным собором города. Прошение было удовлетворено, но вскоре оказалось, что придел мал для прихожан, и была подана просьба о построении близ Казанского храма тёплого каменного Богоявленского храма. В 1809 году в духовную Консисторию были предложены «план с фасадом» и смета, и уже в следующем году состоялась закладка церкви. При столь значительном в жизни горожан событии присутствовали и августейшие персоны. Тверской Генерал-губернатор, принц Георг Ольденбургский, принимавший самое непосредственное участие в разработке проекта, и его жена великая княгиня Екатерина Павловна, сестра Александра I, «изволили шествовать на отведённое под строительство нового храма место с крестным ходом и …положить в основание два камня». Через четыре года церковь была построена и освящена. «Для прочности» она была покрыта железом, оштукатурена, внутри украшена иконостасом коринфского рисунка и лучшим иконным писанием. Это был один из первых случаев применения в Вышнем Волочке форм стиля ампир. Но по своему внешнему виду храм сильно отличался от того собора, который мы привыкли видеть сегодня. Безукоризненную чёткость линий и строгость архитектурного решения, свойственные ложнорусскому стилю, Богоявленский собор приобрёл лишь к 1866 году, когда был весьма значительно перестроен на средства прихожан.
В эпоху послереволюционного лихолетья судьба пощадила Богоявленский собор. В то время как многие храмы Вышнего Волочка беспощадно уничтожались, он не был разрушен, но бездействовал, и некоторое время здание использовалось под склад. Сегодня Богоявленский собор является главным действующим храмом Вышнего Волочка, его духовным оплотом и одной из главных достопримечательностей старинного города на древнем волоке. Здесь находится одна из главных, особо почитаемых местных святынь — список чудотворной Казанской иконы Божией Матери, покровительствующей Вышнему Волочку. Уникально и изображение святителя Николая чудотворца (Можайского), выполненное в виде деревянной скульптуры (XVI век). В числе наиболее почитаемых Богородичных икон Иверская. Выдропужская и именуемые «Скоропослушница», «Утоли мои печали», «Всех скорбящих Радость». 
Часто можно увидеть верующих у икон святых преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, священномученика Пантелеймона, святых Царственных Мучеников, новомучеников Тверских, священномученика Владимира Мощанского (рядом с иконой которого, установленной на солее у правого придела, лежат его наперсный крест и служебник, переданные в дар собору внучкой святого В.А. Мощанской). В соборе сохранилась прекрасная настенная живопись академического письма XIX века, которая к настоящему времени большей частью обновлена тверскими иконописцами-реставраторами.
По материалам официального сайта Тверской епархии
В существующем виде памятник отражает поиски национального стиля в период ранней эклектики и характерен для русско-византийского стиля «тоновского» направления. Основная сохранившаяся в центральной части города высотная доминанта. Кирпичная церковь выстроена в 1810-1814 гг. в центре города на острове, образованном рукавом Цны и обводным каналом. В 1864-1866 гг. основательно перестроена — от первоначального объема сохранились части восточной и западной стены, превращенные в столбы, южная и северная стены, возможно, частично световой барабан, опирающийся на четыре столба. Прямоугольный в плане со скошенными углами, вытянутый с запада на восток объем объединяет собственно храм с алтарной частью и трапезную. Центральная часть алтаря выделена ризалитом. Храм акцентирован двумя притворами, расположенными на поперечной оси, и световым барабаном с луковичной главой. С запада к основному объему примыкает трехъярусная колокольня. Здание поставлено на невысокий подклет.
Архитектурная обработка фасадов имеет довольно сдержанный характер. Наиболее нарядно выглядят фасады притворов и ризалит алтаря, завершенные тремя ложными килевидными закомарами. Плоскости их стен обработаны филенчатыми пилястрами, в простенках между которыми помещен портал и высокие арочные окна второго света. Такие же пилястры, соответствующие внутренним столбам, членят боковые фасады и закрепляют углы. Высокие оконные проемы с полуциркульными перемычками фланкированы филенчатыми пилястрами и завершены архивольтами. Декор дополняют многочисленные филенки, помещенные под окнами и в антаблементе. На двусветный четверик первого яруса колокольни, равный по высоте основному объему, поставлен невысокий четверик второго яруса и цилиндрический объем яруса звона. Архитектурно-декоративное убранство колокольни повторяет декор церкви.
Интерьер имеет восьмистолпную трёхнефную структуру. Компартименты нефов перекрыты системой крестовых и коробовых сводов, которые разделены между собой подпружными арками. Северный и южный притворы перекрыты цилиндрическими сводами. Купольный световой барабан опирается на четыре столба. Переход от квадратного подкупольного пространства к барабану осуществлен при помощи парусов. В иконостасе и киотах имеются иконы XVII-XVIII вв. Особый интерес представляет большая резная икона Николы Можайского. Обширный восьмистолпный подклет, в котором расположены калорифер и русская печь, по плану и системе перекрытий аналогичен церкви.
РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041. Л. 14-16; Генеральное соображение по Тверской губернии. Тверь. 1873. С. 89; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901. С. 201; Города Тверской области: Историко-архитектурные очерки (ХI-начало ХХ века / Редактор-составитель Г.К. Смирнов. СПб., 2000. Вып. 1. С. 131.
По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. — Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО «Тверское княжество», 2002.

Собор Богоявления Господня расположен на острове, образованном рукавом реки Цна и обводным каналом, в центральной части города Вышний Волочек Вышневолоцкого района Тверской области. Принадлежит Тверской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата.Первая деревянная церковь Богоявления Господня на Отмойном острове (старое название) построена в середине XVIII века. В 1771 году ветхий храм был разобран, а престол перенесен в Казанский летний собор, сооруженный в 1771 году. В скором времени придел стал мал, и прихожане обратились в духовную Консисторию с просьбой о постройке теплого храма в честь Богоявления. При участии августейших персон к 1809 году был готов «план с фасадом», рассчитана стоимость работ.Кирпичный храм в стиле ампир был возведен в 1810-1814 годах и освящен в честь Богоявления Господня. Храм почти полностью был перестроен в 1864-1866 годах в стиле эклектики и псевдорусском стиле на средства прихожан и приобрел безупречную четкость линий и архитектурное совершенство. Прямоугольный храм со скошенными углами, с апсидой, трапезной, двумя притворами на поперечной оси и трехъярусной колокольней, примыкающей к основному объему с запада, соответствует русско-византийскому стилю «тоновского направления». Четверик храма завершен световым барабаном и необычной главкой. Фасады украшены пилястрами и филенками, а высокие арочные оконные проемы завершены архивольтами.Архитектурный комплекс уцелел в советские времена, хотя здание использовалось не по назначению. В настоящее время собор Богоявления Господня является главным действующим храмом.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/sobor-bogoyavleniya-gospodnya-14287.html

Про Богоявленский собор Вышнего Волочка говорят, что он представляет собой островок Царства Небесного на Вышневолоцкой земле. Действительно, похоже, — ведь он стоит, отражаясь в водах «Русской Венеции», в кольце, образованном Цной и Обводным каналом. В старину это место называли Отмойным островом. На нём располагалась деревянная Богоявленская церковь с приделом Архангела Михаила. В середине 1770-х годов храм обветшал, его разобрали, а престол решено было перенести в главный собор Вышнего Волочка — летний Казанский. Однако скоро выяснилось, что отведённый под святыню придел слишком мал. Сам причт Казанского собора заявил, что Богоявленский придел оказался «толико тесен, что по множеству жителей бывает для священнослужения неудобен; почему в зимнее время с великою как для священнодействующих, так и предстоящих нестерпимостию богослужение совершается в холодном соборе». Так что верующие обратились с просьбой возвести зимний Богоявленский храм. Достаточно быстро прихожане получили разрешение и в 1809 году направили в духовную Консисторию «план с фасадом» и смету, и уже через год строительство началось. Деньги на возведение собора взяли из суммы, собираемой Казанским собором, а также загородной Казанской часовней. Общая стоимость всех работ должна была составить «с покрытием кровель листовым железом и со всею чистою отделкою до двадцати шести тысяч рублей».
О закладке Богоявленского собора в буклете «Богоявленский собор — островок царства небесного», изданного собором по материалам исследований научного сотрудника Вышневолоцкого краеведческого музея Ф. Соловьёвой, сообщается: «… при столь значительном в жизни горожан событии (закладка зимнего храма) присутствовали и августейшие персоны. Тверской генерал-губернатор, принц Георг Ольденбургский, принимавший самое непосредственное участие в разработке проекта, и его жена великая княгиня Екатерина Павловна, сестра Александра I, изволили шествовать на отведенное под строительство нового храма место с крестным ходом и… положить в основание два камня». Вот как описывал в 1810 году эти события благочинный Василий Петров в архирейской благословенной грамоте на строительство Богоявленского храма: «А как место, на котором все прихожане объявили желание построить оный храм, хотя и близ собора, но зближено с водяною коммуникациею, почему не осмелясь приступить к занятию онаго сами собою и просили разрешения у Его Императорского Величества Новогородского, Тверского и Ярославского Генерал Губернатора и водяных коммуникаций Главного Директора Принца Георгия Голстинолденбургского, который востребовав означенный план с фасадом приказал в некоторых местах дополнить и потом скопировав вновь и положа новую смету, которая помножилась против прежней до тысячи двух сот рублей: вся смета — двадцать шесть тысяч семь сот рублей — представил на высочайшее Его Императорского Величества утверждение. Всего на окончание строительства церкви требовалось три тысячи рублей. 8 августа 1807 г. Консистория пришла к выводу, что городской собор обязан выдавать эти деньги в заем городу в срок на девять лет. Тогда же консистория предписала соборному причту и потом минувшего мая 14 дня соизволила прислать при копии с рескрипта Его Императорского Величества Высочайше утвержденный план с фасадом к Вышневолоцкому Городничему, а сей посредством Городской Думы ко мне и с копиею с упомянутого Высочайшего рескрипта для начатия работы. Текущего июня 15 дня во время пребывания Ея Императорского Высочества Благоверной Государыни Великой Княгини Екатерины Павловны и супруга Ея в городе Вышнем Волочке июня с 12 по 16 число по просьбе вышневолоцких граждан изволили Их Императорские Высочества шествовать на отведенное под строение храма место с Крестным ходом, и по совершении по чиноположению на сей случай молебствия и водружения Креста Господня положить собственными руками во основание два камня, и потом шествуя также до собора с Крестным ходом при колокольном звоне возвратились в квартиру, которую имели в доме Вышневолоцкого купца Стефана Хохрякова. О чем к сведению Вашему Высокопреосвященству сим покрнейше донося имею счастие представить и с Высочайшего Его Императорского Величества рескрипта копию».
Через четыре года возведение храма было закончено. Исследователи пишут, что это был один из первых ампирных храмов в Вышнем Волочке. «Для прочности» он был покрыт железом. Стены оштукатурены. Интерьеры украшали прекрасные росписи и иконостас «коринфского рисунка». Что касается церковной утвари и книг, в том числе богослужебных, в соборной описи отмечалось, что их предполагается «заимствовать от Казанского собора». В июле 1814 года был подписан указ о выдаче антиминса, а в октябре благочинный Василий Петров освятил главный соборный придел. Во второй половине ХIХ века собор перестроили в «тоновском» стиле — он тогда как раз вошёл в моду. Храм расширили, в нём появились приделы — в честь Сретения Господня и во имя Михаила Архангела, — а также колокольня. Таким мы видим Богоявленский собор и сегодня.
Вышневолоцкий Богоявленский собор не закрывался вплоть до конца 30-х годов прошлого века. Но в августе 1939-го под арест попали соборные священники — Всеволод Зосимовский и Александр Кобаров. Обоих должны были отправить в ссылку в Казахстан. Однако, что с ними случилось потом — неизвестно. С июля 1940-го года службы в храме не проводились. Прихожане направили было в Москву официальную просьбу снова открыть храм, но тщетно. С тех пор все богослужения и требы стали совершаться на дому поочередно у священника Симеона Платонова, двух монахинь и одной из прихожанок. Осенью 1940-го Калининский облсовет поставил вопрос о закрытии церкви, принял соответствующее решение и направил его в Верховный Совет РСФСР. Однако из Москвы запросили дополнительные материалы по Богоявленскому храму и затребовали снимки «внешнего и внутреннего вида здания указанной церкви и акт технического осмотра здания». Кроме того, присланный в Вышний Волочёк документ гласил, что «до постановления Президиума Верховного Совета РСФСР здания церквей и культовое имущество ликвидировать нельзя». Всё равно храм был обречён. Власти расорядились отдать бывшее церковное здание «трудящимся под культурно-просветительное учреждение». В данном случае под культурно-просвтительным учреждением подразумевался кинотеатр, но переоборудовать храм не успели — началась война. Поэтому в бывшем соборе устроили склад. Что там хранили — неизвестно, только сохранились воспоминания горожан, которые отмечали, что тот склад охранялся «часовым с ружьём» и что мальчишки из любопытства пробирались внутрь «через купол по цепи, на которой когда-то висело паникадило». Старожилы также рассказывали, что перед Богоявленским собором к нынешней спасательной станции был пристроен тир. «Вольные стрелки» частенько вместо мишеней тренировались с стрельбе по церковным крестам и надкупольным яблокам.
Сразу после закрытия Богоявленского собора жители Вышнего Волочка начали борьбу за возвращение храма. Надежду им придавал тот факт, что всего в нескольких километрах от их родного города власти открыли одну из сельских церквей. Прихожане направляли в горисполком ходатайство за ходатайством с просьбой об открытии собора, ссылаясь на то, что «верующих религиозных граждан в городе находится много», но каждый раз получали отказ. Более того, городские власти распорядились разобрать соборное крыльцо, а решётки использовать «для благоустройства города». Разгорелся скандал, о котором вскоре узнали в Москве. В это же время Калининский облисполком уступил натиску и постановил передать общине кладбищенской церкви города… здание Богоявленского собора, а здание кладбищенской церкви оставить за общиной для отпевания умерших». Совет Министров СССР с позицией Калининского облисполкома согласился. Символично, что первая служба в Богоявленском соборе после его возобновления состоялась 13 апреля 1947 года, в светлый праздник Воскресения Господня. Потом люди вспоминали, что на то богослужение собралось огромное количество верующих, храм не мог вместить всех. В соборе ещё не было никакого убранства, и алтарь был прикрыт «занавесочками». Постепенно прихожане взялись за оформление интерьеров. Из неработающего Выдропужского храма привезли удивительной красоты иконостас ХVIII века. Согласно описи, составленной в начале 1960-х годов, у него были «золоченые колонны с 3-мя приделами и 42 иконами в нем». Также среди святынь, хранившихся в соборе, назывались «икона в иконостасе святителя Николая, резная в парчовом одеянии и металлической ризе, серебряный крестик, панагия с бисерной цепкой, икона Андрониковой Божией Матери в ризе с камнями, икона Казанской Божией Матери в парчовой ризе, три висячих лампады…».
Как отмечалось в документах специальной комиссии, «Здание (собора) является важным градостроительным элементом и основной вертикальной доминантой в городской застройке». Поэтому за его восстановление взялись достаточно активно. Пригласили реставраторов из Твери, которые занялись расчисткой настенных росписей академического письма ХIХ века. К настоящему моменту большая их часть уже приведена в порядок.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №331, 2019 г.

В 1864-1866 годах Богоявленский собор был капитально перестроен и расширен. От первоначального объёма сохранились части стен (ставшие столпами расширенного храма) и, возможно, световой барабан; именно тогда собор получил новую стилистическую обработку в русско-византийском вкусе. Эту стилистику, ставшую «высочайше одобреннной» и «государственной», разработал архитектор К. А. Тон; он же ввёл ряд приёмов, составивших альфу и омегу творческого арсенала архитекторов русско-византийского толка. Тот период — его можно образно охарактеризовать «усталостью» от классицизма» — был ознаменован поиском русского национального стиля, отсюда обращение к трёхчастному членению фасадов, кокошникообразным украшениям, крупным главам. Интересно, что эти массивные главы на широких барабанах были, по-видимому, «нашим ответом классицизму», перетрактовкой его основного приёма: ротонда-купол-маленькая главка. Когда архитекторы стали возвращаться к истокам, ротонда стала широким барабаном, купол — большой луковичной главой, а роль маленькой главки отныне с успехом играло яблоко под крестом. Такая трактовка породила целое направление в архитектуре, особенно провинциальной. В уездах один за другим возникали «как бы древнерусские» одноглавые храмы с трёхчастным членением, вроде похожие на старинные крестово-купольные, но на самом деле просто копирующие их внешний облик.
В советское время отношение к «имперскому» русско-византийскому стилю было сугубо отрицательным. Храмы в «тоновском» духе часто отказывались признавать памятниками архитектуры, называя «типовыми», но в типовой проект вплеталась творческая мысль зодчих на местах, появлялись очень оригинальные, порой уникальные памятники. Нельзя забывать: стиль даёт архитектору лишь основной набор приёмов. Остальное — фантазия мастера! На примере Богоявленского собора это особенно хорошо видно. Здесь отчётливо выделены большая глава храма и глава колокольни — это по-новому трактованный классический купол. На цилиндрические барабаны установлены крупные луковичные главы. Декоративное убранство барабана собора, равно как и трапезной части храма, — минимальное. Архитектурно-декоративное убранство нижнего яруса колокольни аналогично декору церкви. Те же кокошники, что мы видим у притворов, процитированы и над входом в храм. Хотя трёхчастного деления фасада уже не наблюдается. В свою очередь, верхний ярус колокольни перекликается с завершением храма, дополняя картину стилистического единства. В ярусе звона изнутри видны следы разборки кладки — кирпичи вынимали в ХIХ веке, когда поднимали большой колокол. Храм прямоугольный в плане, композиционно объединён с алтарной частью и трапезной. Но два выступающих притвора, акцентирующие центральную часть с севера и юга, превращают план здания в крестообразный. Декор в целом сдержанный. Обратите внимние на характерную для русско-византийского стиля проработку притвора, трёхчастное деление фасада и «национальные» кокошники. Центральная часть алтарной апсиды выделена ризалитом. Он, как и фасады притворов, — наиболее богато украшенная часть храма, и завершён такими же килевидными ложными закомарами.
Интерьер Богоявленского собора представляет собой единое обширное пространство, вытянутое по продольной оси и композиционно объединяющее в себе собственно храм, трапезную и алтарную часть (последняя отделена алтарной преградой). Несущие столпы не расчленяют внутренний объём, но, скорее, организуют его, представляя дополнительное пространство для размещения икон. Несколько обособленно выступают притворы, но они организуются в единое поперечное пространство друг с другом и с подкупольным пространством, образуя своего рода трансепт. Дадим слово авторам свода «Памятники архитектуры Тверской области» (составитель Г. К. Смирнов, Тверь, 2002). Вот что пишут о внутренней организации Богоявленского собора специалисты: «Интерьер имеет восьмистолпную трёхнефную структуру. Компартименты нефов перекрыты системой крестовых и коробовых сводов, которые разделены между собой подпружными арками. Северный и южный притворы перекрыты цилиндрическими арками. Купольный световой барабан опирается на четыре столба. Переход от квадратного подкупольного пространства к барабану осуществлён при помощи парусов… Обширный восьмистолпный подклет, в котором расположены калорифер и русская печь, по плану и системе перекрытий аналогичен церкви». Внутри стены собора выкрашены в спокойные, умиротворяющие пастельные цвета. Один ряд больших окон и световые проёмы барабана дают достаточное естественное освещение. Композиционный центр интерьера — подкупольное пространство, перед ним — солея и иконостас. На несущих столпах слева — чтимая Вышневолоцкая Казанская икона Божией Матери, справа — резной образ Святителя Николая Чудотворца. Образа, хранящиеся сейчас в вышневолоцком Богоявленском соборе, поистине поражают свой историей. Многие из них являются чудотворными. Стоит прежде всего упомянуть удивительный резной образ Святителя Николая Чудотворца. Раньше икона хранилась в Николо-Столпенском монастыре. Эту ростовую скульптуру, по преданию, Иван Грозный вывез из Новгорода. Но в какой-то момент лошадь, запряжённая в повозку с иконой, встала. Казалось, никакая сила не может заставить её сдвинуться с места. Царь разгневался и воскликнул: «Так будь же ты Никола Столпник!».
В ХХ веке, когда обитель закрыли, резную икону перевезли в Богоявленский храм. Более трёхсот лет другой образ — Казанская икона Божией Матери являлась одной из самых чтимых в Вышневолоцком уезде. Не случайно в главном уездном городе имелись Казанский собор, Казанская загородная церковь, Казанская часовня над местом явления иконы и рядом — Казанский монастырь. Более того, по сей день в Вышнем Волочке существует Казанский проспект. К началу ХХ века установилась традиция совершения крестных ходов с Казанской иконой Божией Матери. Хранилась она в Свято-Казанском соборе. После революции 1917 года святыня оказалась в Богоявленском соборе. Там её поместили слева от центрального амвона. Справа находидась небольшая Андрониковская икона Божией Матери. Когда Богоявленский храм закрыли, то обе иконы отправили в музей, а после возобновления собора вернули на место. Правда, уже без богато украшенных риз. А в 1980-е Андроников образ украли. Где он сейчас — неизвестно. В храме хранится список с него. Также в соборе находится Выдропужская икона Божией Матери — это список со Смоленской иконы Богородицы «Одигитрии» из храма Георгия Победоносца в селе Выдропужск. Когда-то она чудесным образом уцелела во время страшного пожара. На пепелище её нашли лежащей ликом вниз. Следы огня были обнаружены только на тыльной стороне образа. С тех пор он избавлял жителей от всевозможных бед и напастей — разорений, эпидемий и грабежей. Чудеса не прекращаются и по сей день.
Главный иконостас четырёхъярусный, белый с позолотой; придельные иконостасы, выполненные в той же манере, — двухъярусные. В приделах престолы: во имя Михаила Архангела и Сретения Господня.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №331, 2019 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?