В 1877-1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен холодный Казанский собор. Его архитектура в целом повторяет другую постройку А.С. Каминского того же времени — Пантелеймоновскую часовню на Никольской улице в Москве. Кирпичное на гранитном цоколе оштукатуренное здание имеет центрическую композицию. На крещатое основание, усложненное скругленными выступами лестниц, поставлена массивная купольная ротонда с главой, окруженная 14-ю башенками и малыми главками. Разнообразный кирпичный, белокаменный и штукатурный декор представлен аркатурно-колончатыми поясами, килевидными, стрельчатыми и многолопастными кокошниками, зубчатыми поясами. В большие арочные ниши нижнего объемы вписаны трехчастные проемы. Ротонда опирается на угловые пилоны, паруса и арки. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками.
По материалам: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. — Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО «Тверское княжество», 2002. http://hram-tver.narod.ru/vyshvolokrn/kazanvyshvolokgor.html
До 1930-х годов в Вышнем Волочке сосуществовали два Казанских собора. Один из них – главный герой нашей статьи, возведенный в 1882 году на территории Казанского же монастыря. Второй – старше на век, построен в 1771 году на месте регулярно уничтожаемых пожарами деревянных предшественников, история которых уходит в глубокую вышневолоцкую древность – собственно, это место и считается историческим ядром города. Собор 1771 года уничтожен в 1935 году – свято место занял постамент с Ильичом, указывающим куда-то в сторону ж/д вокзала. Причем, судя по статистическим данным, свидетельствующим о катастрофической убыли местного населения за последние 40 лет – более чем на треть по сравнению с “застойными” брежневскими семидесятыми – в постперестроечный период народ принял призывный жест пролетарского вождя за руководство к действию…
До 1724 года на оживленной Торговой площади Вышнего Волочка стояли два деревянных храма, в одном из которых хранился список с чудотворной Казанской иконы Богоматери (считается, что оригинал этой одной из самых чтимых русских икон, авторство которого приписывается самому Евангелисту Луке, был утерян в самом начале XX века). Церкви погибли в пожаре, но список успели спасти – и поместили во вновь отстроенном опять же деревянном храме, простоявшем до опять же очередного пожара 1742 года. На этот раз из горящего здания икону вынести не смогли – как не смогли и обнаружить при последующем разборе пепелища, о чем весьма горевали.
И радости не было предела, когда драгоценная пропажа обнаружилась ”на диком и пустынном месте, в двух верстах от погоста, близ трех водных ключей, на березовом пне” – если смотреть по современной карте, место обретения иконы расположено в трех километрах строго к востоку от Торговой площади Волочка. На месте того пня была поставлена деревянная часовня, в которой до 1771 года хранилась вновь обретенная святыня. А когда 8 июля 1771 года был освящен каменный Казанский собор (впоследствии взорванный большевиками) – икону с почестями перенесли и установили в нём по левую сторону от царских врат. Но, по легенде, чтимый образ не пожелал остаться на новом месте: спустя два дня икона вновь исчезла – и была обнаружена там же, где и в первый раз, у деревянной часовни.
В 1870 году, в числе других городских земель, пустошь, на которой стояла часовня, была выставлена на продажу – участок был выкуплен предводителем вышневолоцкого дворянства, князем Арсением Степановичем Путятиным, глубоко религиозным человеком, за 1000 рублей серебром, с целью обустройства на его месте будущего Казанского монастыря. С его же помощью были улажены бюрократические вопросы и найдены первые 14 000 рублей для строительства первых жилых корпусов и домового храма, освященного в 1873 году. В 1871 году обитель состояла из 24 сестер – спустя десять лет их число увеличилось более чем десятикратно: к 1881 году уже 260 послушниц, помимо выполнения молитвенных обязанностей, не покладая рук трудились на монастырских полях и огородах, работали в иконописных, швейных, ковроткаческих, обувных мастерских, лечили и учили, подавая пример смирения и добродетельного созидания.
В 1875 году сестры задумались о строительстве каменного храма, достойного хранилища драгоценного чудотворного образа Казанской Богоматери. Средства для масштабного строительства были собраны далеко не сразу – одного взгляда на собор достаточно, чтобы оценить объем работ. Первым взносом стали 10 000 рублей, пожертвованные московской купчихой Евфимией, пожелавшей остаться неизвестной. На эти деньги был заказан проект и начаты работы по устройству фундаментов. Самые значительные средства были внесены петербургским статским советником Ефремом Сивохиным (в общей сложности, пожертвовавшим на нужды монастыря свыше 150 000 рублей) и московским почетным гражданином Григорием Германовым (оба упомянутых благотворителя были выходцами из простых ярославских крестьян). Вполне возможно, именно с подачи Германова, к составлению проекта был привлечен известный московский архитектор Александр Степанович Каминский.
Л. В. Даль отзывался о своём коллеге А.С. Каминском так: “Все его произведения отличаются чрезвычайною оригинальностью и новыми мотивами на каждом строении…Во всяком случае, отсутствие в них банальности и заученных форм – большое достоинство, особенно для Москвы”.
Родившийся в 1829 году в семье дворянина Волынской губернии, Александр Каминский уехал учиться в Петербург в Императорскую Академию Художеств, ректором которой в то время был К. А. Тон. Получив за годы учебы две серебряных и одну золотую медали, а по окончании обучения в 1857 году — диплом на звание классного художника, он отправился в Италию для продолжения образования. В Италии он познакомился с Павлом Михайловичем Третьяковым – судьбоносная встреча произошла в 1860 году –Третьяков приобрел у Каминского несколько акварелей для своей коллекции, а также с помощью Александра Степановича купил одну из работ Карла Брюллова. Вернувшись в том же году в Москву, Каминский (вместе со своим старшим братом Иосифом, также выпускником Академии Художеств) по приглашению Тона работает на (долгострое) строительстве храма Христа Спасителя. И, будучи вхож в дом Третьяковых в Лаврушинском переулке, знакомится с Софьей Михайловной Третьяковой, спустя два года ставшей его супругой. Братья Третьяковы были одними из виднейших членов Московского купеческого общества – отныне благодаря родственным связям у талантливого архитектора не было отбоя от богатых заказчиков, с 1867 по 1892 годы он занимал должность ведущего архитектора Московского купеческого общества. И разумеется, именно Каминскому было поручена перестройка здания в Лаврушинском переулке с целью обустройства в нём галереи для художественной коллекции семьи Третьяковых. Из культовых зданий Москвы и Подмосковья по проектам Каминского были построены Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря и Пантелеймоновская часовня на Никольской улице (снесённая в 1934 году вместе с Китайгородской стеной).
Итак, в 1877 году московский потомственный гражданин Григорий Германович Германов заключает с архитектором А. С. Каминским контракт на разработку проекта и строительство собора в Вышневолоцком Казанском монастыре. Первоначальных пожертвований хватило лишь на часть работ – процесс осуществлялся по мере поступления необходимых средств и растянулся на пять лет.
Местные торфяно-болотные почвы неблагоприятны для высотного строительства – для обустройства фундамента потребовалось вбить 3000 свай, каждая длиной 6,4 м. Грандиозное кирпичное, крестообразное в плане здание высотой в 21 метр, стало архитектурной доминантой Вышнего Волочка – к изумлению и восхищению как заказчиков, так и прихожан. Богато декорированные фасады, фигурная кирпичная кладка, стилизованные кокошники, аркатурные пояса, тройные окна, витражи, гигантская арка, обрамляющая западный вход, переброшенная меж двумя массивными башнями – не устаёшь изумляться полёту фантазии архитектора, запечатленной в камне. И пятнадцать глав на башенках – громадная центральная, венчающая ротонду, четыре угловых вокруг нее, четыре над западным фасадом и по две над восточным, северным и южным. Пятнадцатиглавое чудо, вычурное, диковинное, яркое и незабываемое. В 1887 году по проекту того же Каминского над западными воротами была возведена 25-метровая колокольня, с восемью колоколами в ярусе звона и часовой башней.
Отец-создатель решил повторить сей проект для более широкой аудитории – в самом деле, не пропадать же такой красоте в провинциальной глуши и забвении. В 1881 году в Москве в конце Никольской улицы, у Владимирских ворот Китайгородской стены, началось строительство Пантелеймоновской часовни, обликом повторяющей Вышневолоцкий Казанский собор. Архитектор сознательно дважды воплотил один и тот же образ. Возможно, считал, что первопрестольная – более подходящее место для сооружения такого масштаба. Время распорядилось по-своему. В 1927 году были разобраны Владимирские ворота с башней, а в 1934 – снесена Пантелеймоновская часовня.
Вышневолоцкий монастырский Казанский собор выстоял. Кстати, и Казанских соборов до революции в Волочке тоже было два. И из них уцелел тоже только один – монастырский. Заступница не позволила. Из двух – один отдала, причем и в том, и в другом случае две жертвы принесены ради сохранения монастырского храма Её имени.
…Революционный хаос накрыл Вышний Волочек практически сразу после октябрьских событий 1917 года – в фабрично-заводских районах города пролетариев было предостаточно, чтобы мгновенно перевернуть с ног на голову привычный житейский уклад. Уже в 1918 году у монастыря отобрали большую часть из сорока принадлежащих ему зданий – почти шести сотням насельниц предложили разойтись на все четыре стороны, что для большинства из них было равносильно предложению ”пойти туда, не знаю куда”, ибо в монастыре послушницы чаще всего оказывались, как правило, оставшись без родного дома, семьи и имущества. Монахини испросили разрешения новых властей организовать сельскохозяйственную общину на базе родного монастыря – в чем им было категорически отказано. Видать, больно уж пролетариям монастырский устав был не люб. Немудрено.
При монастыре существовал сиротский приют на 250 девочек – в первые послереволюционные годы он был просто переименован в детдом ”Коммуна”, а когда в 1920-х годах на территории монастыря расположилась воинская часть, всех девочек перевели в вышневолоцкий общегородской детдом, сломав детворе судьбы…
Доблестная 48 стрелковая Тверская дивизия заняла монастырские помещения в 1922 году, к 1925 г окончательно выдавив ютившихся в них сестер. Воинские части различных родов войск оставались в монастыре до 1991 года. Превратив, как водится, некрополь в воинский плац, колокольню – в водонапорную башню, а красивейший в России собор – сначала в кинозал, а потом в склад мусора и различного технического оборудования. Главы колокольни и соборов, каменная ограда, деревянные корпуса были снесены. На 66 лет внутри и вокруг архитектурного детища Александра Каминского воцарилась мерзость запустения.
После возобновления монастыря в 1991 году, первым делом принялись за восстановление уцелевших зданий – к счастью, нашлись средства, и ремонтные работы начались в 1993 году, а спустя 10 лет храмы уже сияли обновленными куполами. Безусловно, новодел «режет глаз» – но это лучше, чем растущие сквозь кровлю деревца. И звон вернувшихся на своё родное место колоколов – естественней, чем чужеродная инженерная водонапорная конструкция. Нынче внутри Казанского собора о печальных десятилетиях забвения напоминают разве что кое-где оставшиеся пятна облупившейся штукатурки – но в целом состояние памятника не вызывает опасений. А еле сводящий концы с концами монастырь просто не наскребет средств для осуществления каких-то серьезных ”реставрационных” работ – возможно, оно и к лучшему, поскольку в наше время нередки случаи, когда иная ”реставрация” губит памятник.
Казанский собор – соборный храм Казанского женского монастыря, возведенный по проекту архитектора А. С. Каминского в 1877–1882 г.г. в русско-византийском стиле, выдающийся пример провинциальной архитектуры России.
В начале 1877 г. архиепископу Тверскому Алексию (Ржаницыну) были поданы прошения от учредителя Казанской общины князя А. С. Путятина и от её настоятельницы монахини Досифеи о разрешении строительства каменного соборного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Князь сообщал, что в праздничные дни в домовой церкви не вмещается и половины стекающегося для молитв народа, он обязался предоставить план будущего храма и изыскать средства на её постройку.
Проект собора, разработанный московским архитектором А. С. Каминским, 29 апреля 1877 г. получил одобрение Строительного отделения Губернского Правления. Сразу началась заготовка материалов. Но здесь возникло множество непредвиденных трудностей. Было решено для постройки собора изготавливать свой кирпич, но выступивший подрядчиком купец В. А. Китайцев, взявшийся за устройство кирпичного завода, оказался недобросовестным: он получил задаток в сумме 7 тысяч рублей, но изготовил необожженный кирпич, негодный к постройке. За общину вступился князь Путятин и по постановлению суда весь кирпич был продан с аукциона.
Новые неприятности возникли с фундаментом. Архитектор Каминский считал, что для его устройства сваи не потребуются, однако, когда приступили к рытью рвов, оказалось, что за слоем земли менее трех метров было много воды. Денег уже почти не оставалось, а надо было приобрести 3 тысячи свай, которые следовало забивать на глубину свыше 6 метров, и оплачивать работу полторы сотни человек. Подрядчик намеревался приостановить все работы, т.к. настоятельница не могла расплатиться с рабочими. Финансовые затруднения были решены благодаря купчихе А. А. Поповой, которая выделила необходимую сумму. Устройство фундамента завершилось 21 октября 1878 г., накануне праздника Казанской иконы Божией Матери.
Вскоре нашлись и другие благодетели, из которых крупнейшими были московский купец Григорий Германович Германов и статский советник из Петербурга Ефрем Никифорович Сивохин. При их содействии строительство собора не прекращалась. 7 июля 1880 г. (по другим данным, 20 июля) на оконченный снаружи Казанский собор было установлено 19 крестов, изготовленных на средства Е. Н. Сивохина. Самый большой крест весом 320 кг был поднят на 55-метровую высоту.
В 1882 г. строительство собора было завершено полностью. Но его освящение откладывалось из-за неготовности иконостаса. К запланированному первоначально 8 июля не успели, и в праздник Казанской иконы Богоматери в соборе было совершено только всенощное бдение, освящение же перенесено на 8 августа.
7 августа 1882 г. приехал архиепископ Тверской и Кашинский Савва, который осмотрел новопостроенный собор. Около 5 часов вечера из города с крестным ходом перенесли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. На следующий день, 8 августа, с раннего утра в Казанский монастырь потянулись многочисленные богомольцы. Начавшийся в 9 часов перезвон огласил освящение воды. После молебна архиепископ Савва совершил освящение собора в честь Казанской иконы Божией Матери. На Божественной литургии причастились игуменья Досифея, храмоздатели Е. Н. Сивохин с супругой и Г. Г. Германов с супругой, некоторые другие. Торжество закончилось трапезой. Устроению и благоукрашению собора более всех содействовал Е. Н. Сивохин, которого игуменья называла великим благодетелем.
В 1882 г. на средства тверского купца И. А. Богданова в подклете Казанского собора была устроена «пещерная» церковь во имя Илии Пророка, но вскоре её упразднили по причине невозможности совершения служб – воздух в ней был сырой и удушливый.
С сентября 1922 г. в храмах и зданиях Казанского монастыря разместилась 48-я Тверская стрелковая дивизия. После смерти игуменьи Амвросии Тверской дивизии были переданы все помещения обители и монастырская земля. Новые хозяева использовали Казанский собор для просмотра кинофильмов, а позднее превратили его в мусорный склад. В 1973 г. у собора сгорел купол с главой.
В конце 1990 г. земли и уцелевшие постройки Казанского монастыря были возвращены Русской Православной Церкви, началось возрождение обители. Всего за год были сделаны наружные работы по восстановлению собора Казанской иконы Божией Матери. К 2010 г. выполнена заново система отвода грунтовых, разрушенная за десятилетия советского времени.
Собор в честь Казанской иконы Божией Матери является одним из наиболее выразительных и своеобразных произведений провинциальной архитектуры России, построен в русско-византийском стиле и отличается ярусной многоглавой композицией. Церковь занимает наиболее важное место среди других построек архитектора А. С. Каминского. Храм каменный, холодный однопрестольный, на высоком гранитном цоколе, высокий, просторный и светлый, с обширными хорами. Центрический храм, в плане выполненный в виде греческого креста, увенчан массивным и объемным световым барабаном-ротондой с куполом и луковичной главкой на цилиндрическом глухом барабане. С запада к основному объему примыкает притвор, представляющий собой монументальную арочную лоджию с полуовальными лестничными башнями на торцах.
Исключительную живописность силуэту собора придают венчающие его 15 глав. На основном крестообразном объеме, помимо центральной главы, имеется 10 глав боковых: четыре над внутренними углами, по две меньших по размеру – на флангах восточного, северного и южного рукавов креста. Две пары небольших глав находятся также над торцами притвора. В общей композиции при этом выделяется основное пятиглавие, образованное центральной и четырьмя угловыми главами.
Объединяющими элементами всех фасадов являются общие горизонтальные членения: высокий рустованный цоколь и три карниза – в завершении цоколя, в средней и верхней частях стен. Северный, южный и восточный фасады решены одинаково: основную плоскость стены занимает гигантская арочная ниша с тремя заглубленными в неё арочными окнами, причем среднее из окон выше боковых. На северном и южном фасадах под средним окном находится арочный вход, портал которого выполнен в виде сложной ярусной композиции с двумя парами колонок, рамочным обрамлением, архивольтом и киотом.
В центральном барабане Казанского собора прорезаны арочные окна, простенки которых декорированы колонками с кубоватыми капителями. Решение арки притвора и аттика над ней аналогично остальным фасадам. Башни в средней части стен имеют членения вертикальными нишами, в одну в них заглублены освещающие лестницу щелевидные окна.
Длина собора внутри – 41 метр, максимальная ширина – 34 метра, высота – 20 метров. Длина иконостаса с вызолоченной резьбой составляет 30 метров, высота – 11 метров. Святые иконы написаны монахинями и послушницами обители.
http://www.bankgorodov.ru/sight/sobor-kazanskoy-ikony-bozhiey-materi-vyshniy-volochek
5 ноября 2022г. митрополит Амвросий совершил Великое освящение главного монастырского собора в честь Казанской иконы Богородицы. В престол во время освящения были положены мощи священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Также архипастырь освятил антиминсы для храмов Тверской епархии.