Вышний Волочёк. Казанский монастырь.

Казанский монастырь основан в 1872 г. Первоначально здесь существовала женская община, основанная на средства кн. Путятина в 1872 г. Позднее она была обращена в монастырь. В обители находятся: собор в честь Казанской иконы Божией Матери, храм в честь Андрониковой Богородицы, храм во имя св. Сирина и св. мц. Неонилы под колокольней и построенная в 1990-е годы часовня в псевдорусском стиле. Главной святыней монастыря была икона Андрониковой Божией Матери древнего греческого письма (украдена из церкви в 1984 г.).
В 1991 г. обитель передана Русской Православной Церкви.

Казанский монастырь, общежительный, в городе Вышнем Волочке. Основан в 1881 году из существовавшей с 1872 года женской общины. Здесь находится греческая икона, представляющая собою поясное изображение Божией Матери без Богомладенца. Эта святая икона сначала была домашней святыней императора Андроника III Палеолога, затем пожертвована им Монемвасийской обители в Морее (в Греции); при нападении турок на эту обитель во время вторжения их в 1821 году в Грецию, святая икона была перенесена настоятелем Агапием в город Патрас; после смерти Агапия она, по его завещанию, досталась его родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Власопуло, сын которого в 1839 году пожертвовавл ее императору Николаю I; в Санкт-Петербурге святая икона до 1868 года хранилась а Зимнем Дворце, а до 1877 года в Троицком соборе на Петербургской стороне, откуда 1 мая 1877 года она и была перенесена в Казанский монастырь. Здесь она, будучи вставлена в середину другого образа с изображением преподобного Ефрема Сирина и святого мученика Неонилы, помещается в соборном храме, за левым клиросом. Ежегодно 1 мая, 8 июля и 22 октября в монастыре бывает празднование в честь этой святой иконы, именуемой Греческой Андрониковой (та же святая икона, как думают, называется и Монемвасийской).
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Собор иконы Божией Матери Андрониковская
В 1897-1901 гг. по проекту московского архитектора Н.П. Маркова был сооружён тёплый собор Андрониковой иконы Божией Матери.
Собор иконы Божией Матери Казанская
В 1877-1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен холодный Казанский собор.
Церковь Ефрема Сирина и Неонилы мученицы
В 1883-1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Предполагаемый автор колокольни — А.С. Каминский.
Церковь иконы Божией Матери Боголюбская (домовая)
В 1873 году в старом больничном корпусе был освящен домовой храм Боголюбской иконы Божией Матери с Всехсвятским и Григорьевским приделами, а над примкнувшими к нему южными воротами устроили звонницу.
Церковь Илии Пророка и Пантелеимона Целителя в больничном корпусе
Строительство больничного корпуса с домовым храмом Ильи и Пантелеймона закончилось в 1889 году, а храм освящен в 1890 году.
Часовня Веры, Надежды, Любови и Софии
Рядом с Казанским собором над могилой блаженной старицы Любушки (1912-1997г.) в 1999 году была освящена часовня во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Надкладезная часовня
В 1889 году над монастырским источником была возведена часовня.

Казанский монастырь благодаря высоким художественным достоинствам сооружений, сохранности планировки и большинства зданий является одним из интереснейших русских монастырских ансамблей второй половины XIX в. Главные сооружения комплекса, выдержанные в русско-византийском стиле, отличаются единством художественных форм. Привезенный в конце XVI в. вышневолоцкими купцами список с Казанской иконы Богоматери, ставшей местночтимой святыней, был поставлен в загородной часовне у источника, вблизи городского кладбища. Рядом с этим местом в 1870 г. на средства благотворителей, при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства князя А.С. Путятина была приобретена для создания женской общины свободная земля площадью 80 на 60 сажен. 20 октября 1872 г. Казанская община (24 сестры) с больницей на 8 человек была утверждена Синодом. К тому времени здесь уже был построен двухэтажный корпус (низ каменный, верх деревянный), в котором устроили больницу, и три деревянных флигеля. В 1873 г. в больничном корпусе был освящен домовый храм Боголюбской иконы Богоматери, а над примкнувшими к нему южными воротами устроили звонницу. В конце 1870-х — 1880-е гг. развернулось каменное строительство на средства благотворителей, из которых крупнейшими были петербургский купец Е.Н. Сивохин и московский купец Г.Г. Германов. В 1877-1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен холодный Казанский собор.
14 ноября 1881 г. община, в которой насчитывалось более 260 сестер, была преобразована в женский общежительный монастырь с возведением настоятельницы Досифеи в сан игумений (в миру А.В. Салтыкова). В это время здесь имелось 13 каменных и деревянных корпусов, в которых помимо келий размещались больница, иконописная школа, ковровое и башмачное заведения. В начале 1880-х гг. часовню, в которой находился местночтимый Казанский образ Богоматери, перестроили в загородную церковь монастыря. Рядом сохранялась деревянная часовня XVIII в. Над водным источником возвели сень. В 1883-1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Предполагаемый автор колокольни — А.С. Каминский. В 1885 г. в обитель была привезена из Петербурга древняя греческая Боголюбская икона, называемая иначе Андрониковой, которую Сивохин купил для Вышневолоцкого монастыря. В 1889 г. был завершён новый настоятельский корпус. Тогда же над монастырским колодцем была возведена часовня. В 1889 г. закончилось строительство нового больничного корпуса с домовым храмом Ильи и Пантелеймона, освящённым в 1890 г. В 1897-1901 гг. по проекту московского архитектора Н.П. Маркова был сооружён тёплый собор Андрониковой иконы Божией Матери. Храм примкнул к сохраненному фрагменту старого больничного корпуса с воротами и звонницей. В конце XIX в. в монастыре выстроено 18 двухэтажных и 16 одноэтажных деревянных жилых и хозяйственных зданий и пять домов причта за пределами монастыря. В начале XX в. строился каменный корпус, включавший трапезную, гостиницу и странноприимный дом. Монастырское кладбище располагалось справа от собора. Ограда представляла собой деревянные прясла, укрепленные на каменных столбах. Внутри монастыря был разбит сад.
На рубеже веков Казанская обитель считалась самой крупной из женских монастырей Тверской епархии. Здесь проживало 600 сестер. Монастырь владел 505 десятинами земли. Работали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские. Был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа. Монастырь основал три киновии: Спировскую, Кашаровскую и Пятница-Бор, имел подворье в Санкт-Петербурге. Вышневолоцкий монастырь посещали император Александр III с супругой, великие князья, неоднократно приезжал Иоанн Кронштадтский (канонизирован в 1990 г.). В 1919 г. монастырю было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну, однако к 1922 г. все здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. В советское время были снесены церковь и часовня за пределами монастыря, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство. Монастырское кладбище превращено в плац, вырублен сад.
В 1991 г. согласно ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора решением Священного Синода от 29.01.1991 г. было определено открытие женского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. Тогда же начались реставрационные работы. За десять лет восстановлен первоначальный архитектурный облик соборов и колокольни. Монастырь расположен на восточной окраине города. Прямоугольная территория вытянута вдоль дороги в Николо-Столбенскую пустынь. В центре территории расположен Казанский собор. Кладбище с востока преобразовано в площадь. С запада сохранилась над кладезная часовня. Сооружения вдоль южной границы образуют непрерывный фронт застройки монастыря образуют непрерывный фронт застройки. С востока её начинает собор Андрониковой Божией Матери, к которому примыкает старый больничный корпус, проездные ворота и настоятельский корпус. В центре западной линии поставлена колокольня. По её сторонам расположены трапезный (гостиница) и больничный корпуса. В северной части территории сохранилось пять деревянных построек. За западной границей монастыря торцом к дороге поставлены дома причта. Северная аллея сада подводит к небольшому хозяйственному пруду. Большой монастырский пруд вытянут вдоль дороги с южной стороны.
http://hram-tver.narod.ru/

Казанский монастырь в Вышнем Волочке – женский православный монастырь, основанный в 1881 г. как общежительный из женской общины, образованной на средства князя Арсения Степановича Путятина. Ныне монастырь Казанской иконы Божией Матери, закрытый в советское время и открытый для возрождения в 1991 г., является действующим.
В конце XVI века в Вышний Волочек местными купцами был привезен список с Казанской иконы Богоматери. В писцовых книгах под 1583 г. значится Николаевский Вышневолоцкий погост с двумя деревянными церквями – Дмитрия Солунского и Николая Чудотворца, в одном из храмов находился большой список чудотворного образа.
Летом 1724 г. возникший в погосте большой пожар уничтожил обе церкви, но икона уцелела. В честь нее был возведен новый деревянный храм с приделами святого Николая Чудотворца и великомученика Дмитрия Солунского. Но он простоял недолго и в 1742 г. также сгорел во время пожара, уничтожившего много домов в Вышнем Волочке. Икона при этом пропала. Спустя некоторое время её обнаружили «на диком и пустынном месте в двух верстах от погоста, близ трёх водных ключей, на берёзовом пне». На месте явления иконы была выстроена часовня, в ней на возвышении установлен чтимый Казанский образ Божией Матери для поклонения приходящими и проезжающими. Над одним из ключей срубили «деревянный колодезь».
В 1848 г. город был охвачен страшной эпидемией холеры. Испуганные горожане искали помощи у своей чудотворной иконы, которую приносили ко всем домам. Холера отступила. Благодарные жители Вышнего Волочка построили для своей «заступницы» часовню из камня с высокой колоннадой, ее строительство было завершено в 1852 г. к северу от старой деревянной.
В 1870 г. рядом с этим местом на благотворительные средства был куплен свободный участок земли 80×60 сажен для создания женской общины. Содействие в приобретении земли оказал предводитель вышневолоцкого дворянства князь А. С. Путятин. 1 января 1871 г. для устроения общины в Вышний Волочек прибыла монахиня Досифея (до пострига Александра Васильевна Салтыкова). К ней стали приходить первые сестры и вскоре их число превысило 20 человек.
Жизнь сестер новообразованной обители первоначально была крайне тяжелой. Не было средств даже на пропитание. Днями и ночами сестры, особенно матушка Досифея, обращались с молитвами об устроении монастыря к Царице Небесной, но попытки учреждения общины встречались с многочисленными трудностями. Устроению на указанном участке женского монастыря противились и местные жители, особенно мужская часть населения. Князь А. С. Путятин обратился с прошением в Святейший Синод, отправил письмо в Ливадию лично императрице Марии Александровне, где 20 октября 1872 г. и состоялось Высочайшее утверждение общины. В ноябре 1872 г. был подписан указ Святейшего Синода № 2346 о Высочайшем соизволении на учреждение в Вышнем Волочке женской общины из 24 сестер, настоятельницей которой определена монахиня Досифея.
К тому времени усилиями князя А. С. Путятина был сооружен двухэтажный корпус с каменным низом и деревянным верхом, в котором устроена больница, построены три деревянных флигеля. В 1873 г. была освящена домовая церковь Боголюбской иконы Богоматери в больничном корпусе, а над примыкавшими к нему южными воротами устроена звонница.
В конце 1870-х и в 1880-х г.г. развернулось каменное строительство. Оно осуществлялось на средства благотворителей, крупнейшими из которых были князь А. С. Путятин, московский купец Г. Г. Германов, статский советник из Петербурга Е. Н. Сивохин. В 1877–1882 г.г. был построен холодный Казанский собор, проект для него был разработан известным московским архитектором А. С. Каминским. 20 июля 1880 г. на завершенный снаружи Казанский собор установили 19 крестов, вес самого большого из которых составлял 320 кг.
В 1881 г. численность Казанской общины составляла уже более 260 сестер. Для их проживания и деятельности имелось 13 корпусов, большинство из которых были деревянными, некоторые выстроены из кирпича. В одном из корпусов была устроена безмездная больница на 8 кроватей, в двух располагались иконописная школа, ковровое и башмачное заведения. Община уже владела 505 десятинами земли в разных местах, в том числе 70 десятинами с дровяным лесом.
14 ноября 1881 г. община была преобразована в женский общежительный монастырь, а через два месяца, 14 января 1882 г., Досифея была возведена в сан игуменьи.
В первой половине 1880-х г.г. к каменной часовне 1852 г. постройки, в которой находилась местночтимая Казанская икона Божией Матери, был пристроен алтарь, возведена колокольня, часовня была преобразована в загородную церковь монастыря. Рядом с ней сохранялась старая деревянная часовня XVIII в. Над источником возвели сень.
Главным благодетелем Казанского монастыря был Ефрем Никифорович Сивохин. В 1883–1888 г.г. на собственные средства Ефрема и Неонилы Сивохиных была построена колокольня с часами и храмом святого преподобного Ефрема Сирина и святой мученицы Неонилы. Предположительно, автором колокольни является А. С. Каминский. Всего Ефрем Никифорович пожертвовал на обитель свыше 150 тысяч рублей, а также приобрел для нее Греческую икону и ковчежец со святыми мощами.
Древняя греческая Боголюбская икона (также Андроникова икона), купленная Е. Н. Сивохиным за 17 тысяч рублей, была торжественно доставлена в Вышний Волочек из Петербурга 1 мая 1885 г. Её встречали уездные и городские власти, губернатор Сомов, множество народа. С тех пор каждый год 1 мая из всех вышневолоцких храмов устраивался крестный ход в Казанский монастырь. Ефрем Никифорович Сивохин не дожил до завершения устройства больничного корпуса и богадельни. Он скончался 5 февраля 1889 г. и был погребен в каменном склепе, устроенном под колокольней. Его супруга Неонила Афанасьевна жила после смерти мужа в обители и была похоронена рядом с ним. Больничный корпус был достроен в год смерти Е. Н. Сивохина и освящен 28 октября 1889 г., храм в лечебнице освящен в 1890 г. во имя пророка Илии и святого великомученика Пантелеймона. В 1889 г. было завершено строительство нового настоятельского корпуса. Тогда же возведена часовня над монастырским колодцем.
К концу XIX в. в Казанском монастыре было уже более 700 сестер, он был вполне благоустроен. Игуменья Досифея и казначея обители монахиня Макария обратились к архиепископу Тверскому Димитрию с просьбой о разрешении постройки теплой церкви с главным престолом в честь Андронниковской иконы Божией Матери. Проект был разработан московским архитектором Н. П. Марковым. Строительство завершилось к осени 1901 г. и 15–17 сентября храм и его престолы были освящены. Церковь примкнула к сохранившемуся фрагменту старого больничного корпуса со звонницей.
В конце XIX в. на территории Казанского монастыря было построено 16 одноэтажных и 18 двухэтажных деревянных жилых и хозяйственных зданий, пять домов причта выстроено за пределами обители. В начале XX в. велось строительство каменного корпуса, включавшего трапезную, странноприимный дом и гостиницу. Справа от собора располагалось монастырское кладбище. Ограда представляла собой укрепленные на каменных столбах деревянные прясла. На внутренней территории обители был разбит сад.
К началу XX в. Казанский монастырь с более чем 700 сестрами считался самым крупным женским монастырем Тверской епархии. В сестринском хоре насчитывалось сто человек. В обители работали живописная, швейная, вышивальная, переплетная и башмачная мастерские. Здесь действовали церковно-приходская школа и приют для девочек. Монастырем было основано три киновии: Спировская и Пятница-Бор, имевшие впоследствии самостоятельный статус монастырей, и Кашаровская киновия. В Санкт-Петербурге находилось подворье в честь Казанской иконы Матери Божией.
В Вышневолоцкий монастырь приезжал император Александр III с супругой, здесь бывали великие князья, не раз приезжал Иоанн Кронштадтский, являвшийся благодетелем обители и утешением для сестер.
После Октябрьской революции обитель была закрыта. В 1919 г. сестрам монастыря разрешили создать сельскохозяйственную трудовую коммуну, но уже к 1922 г. во всех монастырских храмах и зданиях разместились подразделения Тверской стрелковой дивизии. В советский период были разрушены храм и часовня за пределами Казанского монастыря, разобрана ограда, снесено большинство деревянных корпусов. Соборы лишились своих глав, их внутреннее убранство утрачено. Позже обитель была передана в ведение воинской части, вырублен сад, на месте монастырского кладбища устроен плац.
В 1991 г. митрополит Тверской и Кашинский Виктор ходатайствовал об открытии Казанского монастыря. Решением Священного Синода от 29 января 1991 г. женский монастырь был открыт для возрождения в его стенах монашеской жизни, в нем начались реставрационные работы. На месте погребения блаженных стариц Любушки и схимонахини Марии была построена часовня.
Казанский женский монастырь расположен на восточной окраине Вышнего Волочка. В центре монастырской территории находится Казанский собор. Кладбище в восточной части преобразовано в площадь. В западной части сохранилась надкладезная часовня. Вдоль южной границы сооружения образуют непрерывную линию застройки. Она начинается собором Андрониковой иконы Божией Матери с востока, к нему примыкает старый больничный корпус, южные проездные ворота с домовой церковью Боголюбской иконы Божией Матери и настоятельский корпус. В центре западной линии расположена колокольня с храмом Сирина и Неонилы. По сторонам от нее расположены трапезный корпус (гостиница) и новый больничный корпус. В северной части монастырской территории сохранились пять деревянных построек. Дома причта поставлены за западной границей обители. Северная аллея сада ведет к хозяйственному пруду.
http://www.bankgorodov.ru/sight/kazanskii-monastir

Летом 1866 г. инокиня Рыбинского Софийского монастыря Досифея приехала в Вышний Волочёк, чтобы помолиться перед чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери. По дороге в храм она повстречала местного блаженного, восклицавшего, что бежит к чтимой иконе, чтобы построить храм. Восприняв эти слова как пророчество, монахиня вернулась в тверской городок в 1868 г. На средства, собранные местными благотворителями под предводительством князя А.С. Путятина, около Казанской часовни был куплен участок земли. Первоначально на нём располагался крест и небольшой деревянный домик, в котором жила Досифея и первые насельницы.
В октябре 1872 г. Святейший Синод одобрил образование женской монашеской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. К этому времени на общинной территории при содействии князя Путятина были построены следующие здания: два келейных корпуса; больница; кухня; трапезная; просфорня; баня; хозяйственные постройки. Через год в одном из келейных корпусов была освящена домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В связи с увеличением числа насельниц в 1881 г. Казанская женская монашеская община получила статус монастыря, игумений которой была назначена монахиня Досифея.
Конец XIX — начало XX в.в. — время расцвета и активного каменного строительства на территории вышневолоцкого монастыря. В это время были возведены основные культовые постройки, к которым относятся: храм Казанской иконы Божией Матери; церковь, освященная в честь образа Андрониковой Богоматери; церковь в честь преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неолины; Надкладезная часовня.
К началу XX в. Казанский монастырь в городе Вышний Волочёк являлся самой большой женской обителью Тверской губернии. В нём постоянной проживали 700 насельниц. Помимо духовного служения, монахини работали во множестве ремесленных мастерских. Монахини занимались иконописью и переплётным делом, шитьём и вышиванием, изготовлением ковров и обуви. При монастыре действовал монастырский приют для девочек и церковно-приходская школа. 1908 г. в столице империи был освящён храм во имя Казанской Божией Матери, являющийся монастырским подворьем. В начале Первой мировой войны вышневолоцкие монахини работали в общине сестёр милосердия, организованной в Царском Селе.
С приходом в стране к власти большевиков монастырские земли были национализированы. В зданиях обители разместили детский дом, в котором работали насельницы. В 1925 г. в бывшем монастыре разместили войсковую часть. Старинная Казанская часовня, деревянные постройки и каменная ограда были разрушены. На месте монастырского кладбища, на котором были погребены многие горожане, в том числе князь А.С. Путятин, организовали площадь для строевой подготовки. Полностью был уничтожен монастырский сад. Часть монахинь, выселенных из обители, поселились на территории сельскохозяйственной артели, созданной на основе Спировской и Кашаровской киновии. Эта организация просуществовала до 1931 г. В начале 30-х г.г. нескольких инокинь из основного монастыря и ленинградского подворья арестовали и приговорили к исправительным работам в трудовом лагере.
Монашеская жизнь в монастыре возобновилась по решению Святейшего Синода в 1991 г. С этого момента началось возрождение обители, территория которой находится на восточной окраине старинного города. В современный архитектурный комплекс входят старинные и вновь возведённые культовые постройки. Многие из них всё ещё находятся в аварийном состоянии и требуют реконструкции.
Казанский собор
Решение о строительстве нового каменного собора для иконы Божией Матери Казанской было принято в 1875 г. В этом же году начался сбор средств для строительства здания. Первоначальных пожертвований хватило на оплату подготовительных работ, которые заключались в подготовке фундамента для постройки и разработке архитектурного проекта. Его подготовкой занялся известный московский архитектор А.С. Каминский. Мастер нестандартных архитектурных решений создал в российской глубинке яркий, пышно украшенный храм, в котором классические черты русского храмового зодчества соединились с оригинальными архитектурными решениями в романском стиле. Собор представляет собой крестообразную в плане постройку, над перекрестием которой установлена мощная ротонда со сферическим куполом, увенчанным узким барабаном с луковичной главой. Ещё 14 луковичных глав, установленных на декоративные барабаны, располагаются на угловых частях основного объёма и над крестовыми частями фасада. Алтарная часть располагается в прямоугольной в плане апсиде. Такую же форму имеют южный и северный притворы. Западный фасад оформлен в виде огромной арки, окружённой двумя полукруглыми башнями. В её глубине над входным арочным порталом располагается большой витраж, в центре которого находится окно-роза, свойственное романским храмам. Фасады здания богато декорированы следующими декоративными архитектурными элементами: сложные карнизы; килевидные кокошники; аркатурные пояса; фигурные фризы; каменные фигурные оконные наличники.
При советской власти Казанский собор был осквернён, его центральную главу снесли, а внутри разместили сначала кинотеатр, а затем складское помещение. Сегодня в главном монастырском храме проводятся реставрационные работы.
Андроникова церковь
Тёплый храм, освящённый в честь монастырской святыни — древней иконы Божией Матери Андроновской, построили на месте небольшой Боголюбской церкви, которая была основана в год утверждения вышневолочковской монашеской общины. Проект нового храма разработал московский архитектор Н.П. Марков. Внешне собор представляет собой классический крестово-купольный храм, над центральной частью которого расположен восьмерик, увенчанный световым барабаном с луковичной главой. Идентичные главы на световых барабанах расположены на угловых частях шестистолпной трёхпредельной базилики. К восточному фасаду примыкает полукруглая апсида. В главном западном притворе располагаются лестницы, ведущие на хоры и подвальное помещение, в котором располагается усыпальница основательниц храма — монахинь Досифеи и Макарии. Боковые фасады имеют трёхчастное деление с центральными ризалитами в виде ложных закомар. Фасады здания украшены белыми лепными элементами в виде крестов, аркатурными поясами, фигурными карнизами и полукруглыми закомарами. Сегодня внутри храма отсутствует иконостас, а алтарь находится на невысоком подъёме. Белоснежные стены украшают немногочисленные иконы, особое место среди которых занимает список с утерянного образа Божией Матери Андроновской. Первоначально храм украшал деревянный резной иконостас, украшенный позолоченными деталями.
Ефремовская церковь в колокольне
В 80-е г.г. позапрошлого века на средства супругов Ефрема и Неонилы Сивохиных была воздвигнута высокая трёхъярусная колокольня. Считается, что в разработке её проекта участвовал А.С. Каменский. В основании церкви стоит двухэтажный четверик, на втором этаже которого размещается церковь в честь небесных покровителей благотворителей — преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неолины. На основу установлена конструкция, состоящая из четверика, на который установлен восьмерик, увенчанный шлемовидным куполом. Звонница занимает два верхних колокольных яруса. Как и главный монастырский храм, колокольню украшают тройные окна, фигурные карнизы, аркатурные пояса и ажурная балюстрада. В подклете храма располагается усыпальница благотворителей.
Малые храмы
Сегодня на территории монастыря располагаются следующие малые храмы: 1. Надкладезная часовня возведена в конце XIX в. над колодцем со святым источником. Она представляет собой восьмиугольную ротонду с увеличенными подпружными арками, на которые опирается сферический купол с луковичной главой. 2. Домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери располагается над центральным входом на территорию монастыря. О её месторасположении говорит невысокий шатёр, увенчанный луковичной главкой, и одноимённая икона на фасаде здания. 3. Часовня в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии построена после возрождения монашеской жизни в монастырских стенах в 1999 г. Она построена над могилой старосты блаженной Любушки, почившей в обители в 1997 г. В 2000 г. в этом храме была погребена старица схимонахиня Мария.
http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/kazanskij-monastyr-v-vyshnem-volocheke.html

Через год после прихода к власти большевиков над Святой обителью стали сгущаться чёрные тучи. В 1918 году Казанский Вышневолоцкий монастырь обязан был освободить больничный, живописный и башмачный корпуса, а также передать новой власти все документы о правах на собственность при усадьбе Кашарово. В том же году исполнительный комитет Вышнего Волочка постановил объединить капиталы всех имеющихся в городе приютов и передать их в ведение комиссариата Государственного призрения, а детей перевести в городскую школу. После этого монастырский приют был переименован в «Детский дом Коммуна» и стал подчиняться комиссариату, однако по-прежнему располагался на территории монастыря, и значительная часть служащего персонала продолжала состоять из заботливых монахинь. Вскоре, по распоряжению Вышневолоцких властей, все 250 девочек приюта были переселены из специально оборудованного для них монастырского здания в небольшой корпус, где они вынуждены были спать по трое на кровати. Впоследствии, под угрозой ареста, монахини вынуждены были передать бедных сирот в объединённый городской дом.
Весной 1919 года в Вышнем Волочке начался голод, и монастырь передал продовольственному комитету города 200 пудов квашенной капусты и 75 пудов муки. В фонд голодающим в 1922 году от Казанского монастыря поступило 658 тысяч рублей. В 1920 году исполком обязал в недельный срок произвести уплотнение монахинь и освободить корпус, расположенный напротив больницы, предоставив его под госпиталь. С сентября 1922 года в помещениях Казанского монастыря разместилась 48-я Тверская стрелковая дивизия. Заставляя сестёр обители отдавать корпус за корпусом в распоряжение солдат, монахинь и насельниц тем самым вынуждали покинуть стены родной обители. Но несмотря на многочисленные испытания, выпавшие на долю оставшихся сестёр монастыря в эти трудные годы, они, во главе со своей игуменией Амвросией, продолжали вести строгую монашескую жизнь и исполнять монастырский устав, неуклонно следуя правилам святых отцов. Вследствие разногласий с городским духовенством, которое приняло обновленчество, монастырский крестный ход в день Казанской иконы Божией Матери в 1923 году проводился отдельно от городского. Но вскоре, по-видимому, после кончины игумении Амвросии, всем сёстрам пришлось покинуть обитель, а Тверская стрелковая дивизия полностью овладела монастырской землей и помещениями, в ведении которых оставалась до конца 80-х годов ХХ столетия. При этом она не только не поддерживала в надлежащем состоянии строения бывшего монастыря, но привела храмы, колокольню, монастырские корпуса и другие постройки в полный упадок.
Казанский собор «хозяева» долгое время использовали для просмотра кинофильмов, а потом вообще превратили в склад. Уникальную по красоте колокольню додумались использовать в качестве водонапорной башни. Несколько десятков лет потоки воды текли по стенам, разрушая здание. Колокольня была доведена до аварийного состояния, и надпись на соседней стене запрещала подходить к ней ближе, чем на 10 метров. Захоронения главных благотворителей обители петербургского купца Ефрема Сивохина и его супруги Неонилы в склепе под колокольным храмом прп. Ефрема Сирина и святой мученицы Неонилы подверглись осквернению. Монастырское кладбище, на котором были похоронены не только сёстры, благодетели и духовенство монастыря, но и многие известные люди и почётные граждане Вышнего Волочка, сравняли с землёй, закатали в асфальт и разместили на нём плац, на котором многие годы маршировали солдаты, а могильными плитами вымостили дорогу к свинарнику. Осквернена была могила игумении Досифеи II, находившаяся у храма Андрониковой иконы Божией Матери, её прах перенесён на новое место. Была до основания разрушена церковь, в которой находилась Вышневолоцкая святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери. Ещё более тяжким разрушениям подверглись монастырские киновии в Спирове и Кашарове. На их землях были созданы сельскохозяйственные артели, которые получили в своё владение все постройки, скот и монастырское имущество. Никольская церковь в Кашарове и Успенская в Спирове были снесены, а Смоленская Спировская — в 1930-е годы была переделана под здание школы. Оставшиеся в обители сёстры продолжали трудиться на монастырских угодьях уже как члены артели. Со временем многих ожидал арест и ссылка в Сибирь.
Согласно секретному Протоколу Президиума Петрогубисполкома от 19 мая 1923 года: «О закрытии и ликвидации Иоанно-Кронштадтского монастыря и Вышневолоцкого подворья» с передачей помещений со всем имуществом в ведение комунального хозяйства. Здание подворья было превращено в общежитие техникума. Чудотворные Андроникова и Казанская иконы Божией Матери, под покровом которых жил монастырь, в первой половине 30-х годов ХХ столетия были перенесены сначала в храм Вышнего Волочка, а затем в городской музей. Когда же верующим был возвращён Богоявленский собор, единственный храм, действоваший тогда в Вышнем Волочке, то были переданы туда обе эти иконы. Стоит сказать, что у Андрониковой иконы к тому времени уже не было ножа, которым был нанесён, по преданию, удар святому образу. Икона не дождалась открытия своей обители: незадолго до начала перестройки, в 1984 году, она была украдена из Богоявленского собора Вышнего Волочка.
Ещё в советское время, в 1975-76 годах, ныне покойный митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплёв) обращался к властям с просьбой передать Казанский монастырь РПЦ, но получил отказ. 30 сентября 1990 года Тверь посетил Патриарх Всея Руси Алексий II и указал на необходимость возвращения Вышневолоцкого Казанского монастыря Православной Церкви. Решение о передаче построек и земель, исконно принадлежавших монастырю, в пользование обители, принятое Тверским облисполкомом 27 декабря 1990 года, было подписано В.А. Сусловым. Определением Священного Синода от 29 января 1991 года за №229 постановили благословить открытие Казанского Вышневолоцкого женского монастыря с назначением в оной игуменьи Феодоры для возрождения монашеской жизни. 2 января 1991 года, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, состоялось первое богослужение в Казанском женском монастыре. Его возглавил архиепископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник). В старом игуменском корпусе был устроен домовый храм в честь этого великого святого, попечителя и духовного наставника обители. В последующие годы были восстановлены купол и глава Казанского собора, боковые главы Андроникова собора, купол украсил и стройную красавицу-колокольню, был отремонтирован старый игуменский корпус, приведены в порядок стены и Святые врата обители. В чудом спасённой от разрушения колокольне восстановлен храм прп. Ефрема Сирина и мч. Неонилы, в котором стали совершаться богослужения.
18 апреля 2019 года в обитель вернулся чтимый список Андрониковой иконы Божией Матери. Это точная копия с чудотворной иконы, выполненная сёстрами Казанского монастыря в конце 1880-х годов. Образ в течение столетия сохранялся в дворянской семье Ярцевых, пережив в советской России годы лихолетья, и после отшествия к Богу последней представительницы этого рода, её доверенное лицо П.А. Дружинин передал святой образ в Казанский монастырь.
С сайта: kazanskii-monastery.ru/О монастыре/История монастыря

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?