Вышитые понёвы в собрании Российского Этнографического музея

Вышитые понёвы в собрании Российского Этнографического музея

Понёва — поясная одежда русских крестьянок, часть южнорусского комплекса женского костюма, бытовавшего в Воронежской, Калужской, Курской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Смоленской губерниях.

Ее шили обычно из шерстяной ткани в клетку и украшали вставками или накладками из полос ткани, лент, тесьмы, позумента, металлического кружева, помпонами из цветных гарусных нитей, пуговицами, бисером, а также вышивкой цветными нитями и блестками. Рассмотрим хранящиеся в мягком резерве русского фонда Российского этнографического музея (далее РЭМ) «расшитые» понёвы, т. е. вышитые шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными («бумажными») нитями.

В целом, собрание русских понёв РЭМ весьма значительно. Некоторые из них были приобретены в составе костюмного комплекса и представляют неотъемлемую его часть. Однако существенное количество этого типа женской поясной одежды поступило в музей как самостоятельный предмет. Среди мест бытования имеющихся в музейном собрании понёв можно увидеть все основные регионы их распространения, однако, территории же внутри каждого из них представлены неравномерно.

Вышивка является локальным вариантом украшения поясной женской одежды у русских. Расшитые понёвы (имеется в виду вышивка нитями, а не блестками), обзор которых является задачей этой работы, встречаются не во всех региональных коллекциях. Богатством вышивок, несомненно, выделяются поневы из Бирюченского у. Воронежской губ. (ныне Алексеевский и Красногвардейский р-ны Белгородской обл.; далее «белгородские понёвы»), Брянского, Дмитровского и Севского уездов Орловской губ. (далее «орловские» понёвы).

Белгородские понёвы представляют собой вариант понёвы с прошвой, а орловские, как правило, являются распашными.

В единичных случаях вышивка встречается на курских, рязанских и тульских понёвах.

К сожалению, не все вышитые понёвы, хранящиеся в фондах РЭМ, снабжены необходимой для исследования информацией и аннотациями — о месте, времени, технике изготовления предмета и вышитого узора, о мастере, о назначении и обрядовой функции украшенных вышивкой понёв, о названии вышитого украшения в целом, узора и его деталей.

Однако несомненно, что в каждой рассматриваемой традиции вышивка на понёве являлась ее маркирующим признаком и несла важное смысловое значение. Орнамент, вышитый на понёве, его расположение, цветовая гамма, узорный ряд, размер (ширина общая или деталей) могли свидетельствовать о месте (поселение или часть поселения) и времени изготовления и бытования понёвы, о социовозрастном ее статусе (девушка / замужняя женщина: молодуха, молодая женщина с ребенком, пожилая женщина, старуха), о материальном достатке ее семьи, о назначении понёвы (для будней, работ и праздников разного значения).

Как правило, понёвы, украшенные вышивкой, предназначались для молодых женщин и носились в праздничные дни. Известно, в частности, что в Белгородской обл. понёвы молодых женщин обязательно включали расшивку боковой части полотнищ, тогда как в понёвах пожилых женщин, а также в будничных и траурных понёвах женщин разных возрастов она отсутствовала.

Сведения такого рода о вышитых понёвах Орловской губ. немногочисленны, их можно почерпнуть из описей, составленных на основе данных собирателей Н. М. Могилянского и Д. О. Святского, и исследования Н. П. Гринковой «Русская понёва юго-западных районов РСФСР» * , проанализировавшей коллекцию орловских понёв в 1939 г.

О знаковых функциях вышивки на белгородских понёвах известно значительно больше благодаря коллекциям, поступившим в собрание русского фонда в 1995 и 2012 гг., и комментариям их собирателя, жительницы г. Белгорода Т. А. Лопатиной. Эта информация, кроме прочего, включает названия, описание техники, цветовых сочетаний и значение вышиваемых узоров.

Материалом для выполнения вышивки на большей части музейных понёв послужила фабричная разноцветная шерсть и хлопок или шерсть домашнего изготовления — «жичка», «волосень».

В собрании имеются редкие образцы белгородских понёв, вышитые некрученым шелком.

По мнению Н. П. Гринковой, шелковые нити использовали в более ранний период времени, приблизительно в конце XVIII — первой половине XIX в.; шерстью понёвы стали расшивать со второй половины XIX в.

Орловские крестьянки для украшения своих понёв употребляли в основном цветной гарус и «бумажную» нить. Этот материал пришел на смену нитям домашнего изготовления, которые, тем не менее, можно обнаружить при детальном рассмотрении вышивки поясной одежды РЭМ из Орловской губ. Практически все понёвы расшиты в местах соединения полотнищ и по подолу.

По расположению вышитых украшений на распашных поневах Орловской губ. можно выделить следующие группы: 1) понёвы, имеющие вышитые ассиметричные полосы разных размеров (в том числе выполненные на полосах ткани, соединяющих полотнища — «бедрах» / «ребрах») с двух сторон полотнищ; 2) понёвы с двумя-тремя группами вышивки, заполняющими пространство симметрично только с лицевой или с лицевой и изнаночной сторон; 3) понёвы с соединительной вышивкой боковых швов; 4) понёвы с полосами вышивки по подолу, нередко включенными в наподольные ряды нашивок.

Первая группа и та часть второй группы, которая имеет двусторонний рисунок, представляют так называемую понёву «кулём». Такую понёву носили, подоткнув нижний угол правой «полки» (полотнища) за пояс, левая часть при этом свисала свободно или тоже приподнималась и затыкалась за пояс с другой стороны; в результате сзади образовывался «кулёк».Таковы поневы из Дмитровского и Севского уездов.

Второй и четвертый варианты понёв с вышивкой, которые надевали, не подтыкая, бытовали в Брянском уезде. Третий вариант зафиксирован в Севском уезде.

В белгородских понёвах вышивкой украшали боковые края клетчатых полотнищ, «свозки» — полосы ткани, вставляемые между боковых полотнищ, подол. Причем вышивка на подоле клетчатых частей обычно отличалась от орнамента, а иногда и техники вышивки на прошве; орнамент, цветовая гамма и ширина «свозок», расположенных между клетчатыми полотнищами одной понёвы, также разнились.

Плотность и размеры вышивки зависели от назначения понёвы и социального статуса ее хозяйки. Об этом свидетельствуют материалы по понёвам Белгородчины.

Здесь, на праздничных понёвах молодых женщин вышивка настолько плотная, что целиком закрывает ткань.

Особое значение придавалось ширине вышивки на подоле, которая определялась количеством нитей утка, и ширине «свозки».

В селе Сорокино Красногвардейского р-на вышивка повседневных понёв молодых женщин и старушечьих располагалась на отрезке, соответственно, в 27 и 18 нитей. Будничные понёвы из села Красное в местной традиции называли «в 9 ниток», что указывало на ширину центрального поля вышивки. По праздникам в селе Сорокино молодые женщины носили понёвы «в 50 ниток», в селе Красное — «в 30 ниток»; «50 ниток» и «30 ниток» — обозначение ширины всего поля вышивки по подолу. Узкие «свозки» или «рубцы», представляющие собой нередко узорный обметочный шов, украшали повседневные понёвы молодых женщин и понёвы старух, самые широкие «свозки» — понёвы молодух, предназначенных только для больших праздников.

Вышивка в виде полос сплошной зашивки, шириной 10 см., украшала и орловские понёвы из Дмитровского уезда. Н. П. Гринкова, описывая местную понёвную вышивку отмечала, что швы были выполнены «в наметку», крупными стежками, которые охватывали 3 нити ткани и группировались в ряды также по 3 нити.

«Характер ее [вышивки] — сплошное покрытие без оставления фона, образующего как бы контур узора. Вследствие такого покрытия ткани вышивкой, клетчатость ткани не играет никакой роли», **** (напомним, в ряде мест именно за размером, цветовой гаммой и т. д. клетки понёв закреплялась информация о ее хозяйке).

Остановимся теперь на цветовых сочетаниях орловских и белгородских понёв. Для орловских — характерна полихромная вышивка, выполненная в техниках «в наметку», «гладь», «крестик». В своем исследовании Н. П. Гринкова восхищенно отмечала «удивительно тонко подобранные по расцветке чередующиеся отрезки ритмически повторяющихся элементов вышивки». И далее: «благодаря наличию этих искусно подобранных расцветок», понёва, это «изготовленная простейшим образом, простая форма одежды, … становится необычайно нарядной, праздничной, производящей жизнерадостное впечатление»

Тем не менее, преобладание красного и красно-желтого цветов вышивки в ряде орловских понёв — несомненно.

Цветовая гамма вышивки на белгородских понёвах, являясь, как и в вариантах орловских понёв, важной составляющей орнамента, несла информацию о назначении предмета. Большинство праздничных понёв вышито нитями красного или красно-оранжевого цвета. Редкие понёвы из музейной коллекции имеют контрастную вышивку на «свозке», которая называется в народе «бешеная» (такое название используется и по отношению к вышивке и по отношению к понёве).

По письменным источникам известно, что в Рязанской губ. разноцветная вышивка на белой прошве была характерна для понёв молодых женщин, а белая вышивка считалась элементом «горемычного» костюма, носимого вдовами в знак траура *****

Орнамент и орловских и белгородских понёв, как правило, геометрический. Некоторые фигуры и узоры имеют названия, зафиксированные в описях или работах этнографов. В орловских понёвах часто встречается фигура в виде ромба с разным количеством отростков, или без них; такая деталь орнамента, по сообщению Н. П. Гринковой, в местной традиции именовалась «репей».

Исключением из правил являются некоторые понёвы Брянского уезда, украшенные растительным узором. Так, все три полотнища «панёвы» из села Большая Полпина расшиты цветовыми розетками, расположенными рядами сверху вниз, при этом, розетка имеет круглую сердцевину и 4 лепестка в форме овалов, расходящихся в стороны в виде косого креста.

На «свозках» и подолах белгородских понёв деревенские мастерицы вышивали узоры под названием «вилюшка» (зигзагообразная линия вдоль полотнища), «в глазок» (ромб), «в квадратик», «зубчик» (узор из 3‑х прокидок нитей в виде треугольника), «в 3 нити» (ряд подольной вышивки «зубчики), «орлиный глаз» (определенная конфигурация ромбов). Количество вышитых знаков или их рядов также несли смысловую нагрузку. Так, «свозки» праздничных понёв молодых женщин украшали две или три вилюшки, а эти понёвы получали соответственные названия «в 2 вилюшки», «в 3 вилюшки»; носили их только по большим праздникам.

На подолах подсчитывали количество «глазков». В селе Красное понева «в 1 глазок» считалась будничной, понёва «в 2 глазка» — праздничной, предназначенной для молодых женщин. Понёва «в 4 глазка» надевалась молодыми женщинами села Сорокино только по большим праздникам.

Понёвы, подолы которых украшал орнамент «орлиный глаз», готовились для женщин, имевших грудного ребенка. Кроме того, этот же орнамент мог быть и на понёве женщины 45…50 лет (но в соответствующей возрасту расцветке и другим элементам декора), отправившейся в церковь для крещения внука.

Отличительная особенность вышивки орловских понёв — это сочетание ее с другими формами украшений, как правило, аппликациями, накладными или вставными лентами домашнего и фабричного происхождения, полосами ткани, позумента и металлического кружева, блестками, бисером, пуговицами, помпонами.

«В украшениях орловских понёв сказалось необычайное искусство женщин комбинировать разнообразные нашивки различных цветов, создавать многокрасочную вышивку на темном фоне ткани. Полихромная вышивка в сочетании с разноцветными нашивками, позументом и блестками, создает яркую, весьма гармонично созданную цветовую гамму», — писала Н. П. Гринкова.

Интересно, что вышитый орнамент некоторых понёв соотносится с орнаментом, выполненным способом аппликации, отмеченным на других понёвах. Предположим, что вышивка на понёвах свидетельствует о более раннем их происхождении, чем понёвы с аппликацией.

В заключение обзора отметим, что вышитые понёвы, хранящиеся в Российском этнографическом музее, представляют интереснейший материал для исследований в области вышивки, как ее конструктивно-технических особенностей, так и знаковых функций.

Татьяна Александровна Зимина, старший научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея. Автор публикаций в научных изданиях, статей в энциклопедиях.

* Гринкова Н. П. Русская понёва юго-западных районов РСФСР — 1939
** Там же, с.35
*** Опись коллекции РЭМ № 11899, Красногвардейский р-н Белгородская обл.; Зимина Т. А. Знаковые функции орнаментики традиционного женского костюма (на материале Белгородской коллекции Т. А. Лопатиной)// Музей. Традиции. Этничность. XX–XIX вв. СПб., — Кишинев, 2002, с. 118). Личные материалы М. М. Крюковой, записи 1994 г., сделанные в с. Красное Белгородской обл.).
**** Там же, с. 35
***** Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956 — с. 624
****** Гринкова Н. П. Указ. соч., с. 35

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?