Казанская церковь построена в 1912 г. в модном тогда дачном посёлке Вырица архитектором Апышковым и инженером Красовским (они же — авторы моста Петра Великого (Большеохтинского) в Санкт-Петербурге). Рядом — часовня преподобного Серафима Вырицкого, знаменитого многими чудесами и исцелениями и прославленного в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
В первые годы XX века стал быстро расти поселок при станции Вырица. В журналах тех лет можно встретить рекламы Вырицы, как красивого дачного места и предложения о покупке там участков под строительство дач. Поселок рос вправо от железной дороги, считая по направлению от города. Здесь в направлении на Сиверскую простирались земли князей Витгенштей… Участки раскупались быстро. Новый поселок представлял собой уютный уголок природы с сухой здоровой почвой, сосновым лесом и живописными берегами реки Оредеж. Поселок стал быстро застраиваться и заселяться. Подумали православные люди и о том, что поселку нужен и храм Божий. 2 августа 1912 года состоялось общее собрание жителей поселка, посвященное вопросу о будущем храме. Выяснилось, что в конторе князя Витгенштейна, ведавшей продажей участков, при первой разбивке земли был намечен и участок под храм по Ракеевской улице между Пильным и Майским проспектами. При осмотре участка представителями жителей он был признан неудобным. Более отвечающим своему назначению посчитали участок в центре поселка по Магистральному проспекту, угол Ракеевской улицы. К князю поехали в Петербург с просьбой о замене участка, отведенного под храм, другим, выбранным жителями. Владелец принял, выслушал представителей и обещал прислать письменный ответ, который вскоре был получен…
Тогда был найден выход в учреждении особого Братства с определенным уставом. Такой устав выработали, и перед епархиальной властью было возбуждено ходатайство об учреждении в поселке «Княжеская Долина» Братства в честь иконы Казанской Божьей Матери, по построению храма в память 300-летия царствования дома Романовых… Устав был представлен на утверждение митрополита Петербургского и Ладожского Владимира. 9 декабря 1912 года после торжественного молебствия Покровительнице Братства оно было официально открыто. Молебствие служило в церкви Училищного Совета при Св. Синоде митрофорным протоиереем П. И. Соколовым и Г. Преображенским — настоятелем Петропавловской Вырицкой церкви, в сослужении священника П. С. Десницкого при пении певчих хора л. гв. Семеновского полка. После молебна учредители Братства собрались в школьном зале училищного Совета. Было сказано слово о П.С. Десницком. Затем состоялись выборы членов Совета, ревизионной комиссии, после чего перешли к выбору проекта храма. До этого был объявлен конкурс на проект храма. На конкурс было представлено пять проектов. Выбор проектов происходил баллатировкой. Большинство голосов было за проект архитектора В. Р. Апышкова и М. В. Красовского.
Все работы и заботы по постройке храма и изысканию средств были возложены общим Братсвом на Совет. Совет Братства приступил к работе почти не имея денежных средств. К этому времени князь Витгенштейн землю, приобртенную Братством под храм за 717 рублей, пожертвовал Братству, деньги же полученные за эту землю зачислил в уплату за другой лесной участок по Мельничному проспекту № 13. Строевой лес этого участка был снят и употреблен на постройку храма, а сам участок был продан для употребления денег на храм. У Витгенштейна было закуплено еще 1000 штук бревен. 27 февраля 1914 года обратились к Его Высочеству князу Иоанну Константиновичу с просьбой быть почетным покровителем Братства. Князь Иоанн Константинович был старшим сыном внука Императора Николая I Великого князя Константина Константиновича…
Торжественная закладка храма состоялась 14 июля 1913 года. Совершил закладку Высокопреосвященный Алексий архиепископ Тоболский при участии многих духовных лиц и большом стечении народа. К осени 1913 года храм был в черне закончен: вырублены стены, выведена шатрообразная глава храма, сделана колокольня, настланы верхние черные потолки. Верх был покрыт железом. Церковный участок был обнесен досчатым забором со стильными рубленными воротами. На зимний период, как это обычно было принято до советского времени, постройка была остановлена и возобновлена с начала весны 1914 года. Строительная комиссия и Совет принимали все меры, чтобы закончить постройку ко дню храмового праздника — 8 июля (ст. ст.). 26 мая 1914 года состоялось поднятие колоколов и крестов на строящийся храм. При огромном стечении дачников и окрестного населения крестный ход во главе с о. Георгием Преображенским (настоятель Петропавловского Вырицкого храма) встретил на вокзале прибывшего на торжество члена Синода архиепископа Никона с сопровождении многих священников. Высокопреосвященный Никон в сослужении всего прибывшего и приглашенного духовенства совершил молебен и чин освящения колоколов и крестов, которые потом были подняты на храм.
26 июля 1914 года состоялось освящение храма, чему накануне предшествовало всенощное богослужение, совершенное протоиереем Ф.Н. Орнатским с другим приглашенным духовенством, при пении лейб-гвардии Семеновского полка. Чин освящения храма совершил епископ Гдовский Вениамин. Со дня освящения храма служба совершалась в нем только в летний, дачный сезон, в виду неприспособленности храма для службы в зимнее время. Иконостас был исполнен по рисункам инженера Красовского — дубовый, резное дерево с металлическими приборами. Паникадило 2-х ярусное в 28 свечей бронзовой отливки с хрустальными цепями, с бронзовыми отливными подвесками. Прибор в 28 металлических свечей, окрашенных под желтый воск. Цепь 11 аршин. Паникадило дар П. И. Летуновского. Престол кипарисного дерева на дубовой основе. Одежда престола белая мраморная, дар А. А. Кузнецова и М. М. Игнатьева. Царские врата — иконы Спасителя и Божьей Матери открытого греческого письма, в серебрянной басменной оправе размером 1,5 вершка. Патриарх Иерусалимский Дамиан прислал икону Воскресения Христова, содержащую в себе частицу камня гроба Господня. Святой Синод подарил дароносцу серебряную, вызолоченную, и пасхальный трехсвечник бронзовый с эмалевыми украшениями. Большое Евангелие в серебряном окладе с камнями, иконопись под слюдой. Евангелие в малом, бархатном окладе с серебром. Евангелие напрестольное в лист 9 вершков в бархатном окладе с бронзовым матовым зеленого золочения пропильпым крестом, с иконой Спасителя в камнях — дар П. Я. Мешкова. В вратах икона Спасителя и Казанской Божьей Матери на цинке. На тех же вратах с внутренней стороны икона де Иисус Спаситель, Божья Матерь и Иоанн Креститель на цинке.
Из икон: икона св. Иосифа Белгородского Чудотворца на липовой цке (доске) с ковчежцем Строгановского письма в висячем светло-дубовом киоте с бронзовым отливным кронштейном; икона Казанской Божьей Матери в серебряной оправе с камнями; икона ап. Павла 2×1 аршин; икона св. м. Лидии 2×1 аршин; икона Казанской Божьей Матери в серебряной оправе с камнями (2-я хоругвии бронзовые, зеленого золочения, чеканные — 2 штуки); колокола: 158 пудов 20 фунтов с железным языком 6 пудов, 73 пуда 10 фунтов, 43 пуда 5 фунтов, 17 пудов, 1 пуд, 22 фунта. Из пояснительной записки о стиле храма, приложенной архитектором к его проекту.
Через два года после кончины настоятеля Вырицкого Казанского храма прот. Порфирия Десницкого († 1935) сказочный храм в Княжеской Долине был закрыт. Кто из пастырей служил здесь в годы, последовавшие за кончиной прежнего настоятеля, — неизвестно. С 1937 года богослужения в храме не совершались, а в 1938 г. храм был закрыт и переоборудован под клуб Общества содействия обороне (Осоавиахим). Часть утвари и икон прихожанам удалось спасти. Чудом не пострадал иконостас храма, остававшийся неповрежденным в закрытом храме.
http://gatchina3000.narod.ru/literatura/zashuk_g/
Храм Казанской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в пос. Княжеская ДолинаМестность Княжеской Долины к началу 1910-х гг. активно застраивалась дачами: за два года с момента начала распродажи земельных участков князьями Сайн-Витгенштейн, в излучине Оредежа на пятистах проданных участках было возведено около трехсот дач. Выстроенные посреди соснового бора причудливые деревянные дома с башенками, эркерами и мезонинами, обильно украшенные деревянной резьбой, радовали глаз.
Удаленность местности Княжеской Долины от центра Вырицы породила мысль о прокладке к дачным участкам от станции Вырица железнодорожной ветки, на которой появились Первая, Вторая, Третья платформы и конечная станция — Поселок (1910). Это сделало местность Княжеской Долины более привлекательной для дачников. То же обстоятельство, что Петропавловский храм, выстроенный в восточной части Вырицы, отстоял от местности Княжеской Долины, — нового района стремительно растущего «образцового города», в шести верстах, послужило основанием к строительству здесь еще одного храма.
В 1911 г. по инициативе дачников было образовано братство во имя Казанской иконы Божией Матери, обратившееся в Св. Синод с ходатайством о разрешении построить в Вырице, в местности Княжеской Долины, православный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. «Было время, когда богообщение было возможно и без храма. Бывают и теперь избранники вроде преподобного Серафима Саровского, выстраивающие храм в своем сердце, но это не для Княжеской Долины», — писали инициаторы возведения храма. Св. Синод 9 декабря 1911 г. благословил учреждение братства, ставшего, по сути дела, строительным комитетом по возведению храма во имя Казанской иконы Божией Матери, который решено было соорудить в память 300-летия Дома Романовых.
Самими князьями Витгенштейнами под церковь изначально были зарезервированы два бесплатных участка по Ракеевской улице, между Майским и Пильным проспектами. Однако, собрание владельцев участков попросило княжескую контору изменить это решение на более удачный вариант, предусматривавший отведение под храм четырех смежных участков на пересечении Ракеевской ул. и Магистрального проспекта. Оценочная стоимость нового лучшего участка значительно превосходила стоимость участка, ранее предложенного под храм. «В два раза дороже, — ну так что же!», — заявили члены строительного комитета и выразили готовность собрать требуемую сумму. Однако князь Г.Ф. Витгенштейн согласился снизить цену на половину и лично пожертвовал 700 рублей на святое дело. За счет пожертвований частных лиц — дачников Княжеской Долины, была собрана оставшаяся необходимая для покупки участка сумма — 717 рублей.
Храм Княжеской Долины, в отличие от многих возводившихся в это время по типовым проектам храмов, решено было выстроить в стиле древнерусских деревянных храмов XVI-XVII веков, обращенных к идеалам Святой Руси. В объявленном братством конкурсе участвовало пять проектов, из которых лучшим был признан совместный проект архитекторов Михаила Витольдовича Красовского (1874-1939) и полковника Владимира Петровича Апышкова (1871-1939), строителя моста Петра Великого в С.-Петербурге.
Идея обращения к истокам древнерусского зодчества в 1900-1910-х гг., Высочайше поддержанная самим Императором Николаем II — будущим св. Царем-Мучеником, находила свое воплощение в строительстве целого ряда не только монастырских построек и храмов, но и административных, общественных и жилых зданий, — как в С.-Петербурге и окрестностях, так и по всей Империи.
Вот что писали сами архитекторы в преддверии строительства Вырицкого Казанского храма в память 300-летия Дома Романовых о мотивах, побудивших их обратиться в своем творчестве к истокам Древней Руси: «Реформы Петра Великого, сравняв культуру древней Руси с культурой цивилизованных государств западной Европы, одновременно с этим стремились уничтожить все самобытное, отмеченное печатью русского народного вкуса. Такое направление не могло не отразиться на архитектуре вообще и на церковном строительстве в частности и вследствие этого на Руси начали строить такие храмы, которые не имели ничего общего с религиозной мыслью русских людей, остававшейся почти неизменной со дня принятия христианства. Примером такого строительства может служить Вознесенский монастырь в Москве, построенный в готическом стиле, который всегда служил выразителем идей католичества, а никак не православия. Конечно такое направление долго продолжаться не могло, и русские люди стали постепенно охладевать к архитектуре совершенно чуждой их духу, по крайней мере в области церковного строительства и уже при Императоре Николае I взоры передовых людей начинают обращаться к родной старине, ее начинают изучать и охранять ее памятники. Следствием этого являются такие сооружения, как Троицкий и Введенский соборы в Петрограде, все еще далекие от идеала допетровской Руси. Однако, постепенно, наравне с увеличением изучения старинных церквей, и новые начинают к ним все более приближаться и, наконец, в наше время появляются такие храмы, как церковь в память моряков, погибших при Цусиме, которая безусловно прекрасна и в то же время бесспорно чисто русская по духу ее композиции. Все сказанное касается преимущественно каменных храмов, но и церкви деревянные в послепетровскую эпоху сильно изменили свой внешний облик, так как при постройке их зодчие стремились подражать формам каменных церквей и таким образом шли вдвойне ложным путем. Такой взгляд строителей продержался гораздо дольше, чем это можно было предполагать, и сменился в конце прошлого столетия другим, руководствуясь которым зодчие строили деревянные церкви, похожие на дешевые пригородные дачи и совершенно не отвечающие вследствие своей пошло-игривой внешности той серьезности и величию, которыми должно отличаться от людского жилья церковное здание. Наконец, в начале текущего века строители стали всматриваться туда, куда следует — они стали изучать деревянные церкви нашего Севера, где сохранилось много памятников древнего деревянного строительства, оценили их величаво-спокойную красоту и простоту и стали им подражать в своих произведениях. Вот почему авторы проекта церкви для Вырицы руководствовались, как для плана, так и для фасадов теми принципами, которые господствуют в церквях Олонецких и Вологодских, совмещая их одновременно с требованиями нынешней техники. Подписали: Апышков, Красовский».
Главными вдохновителями сооружения в Княжеской Долине в Вырице этого сказочного храма стали председатель Братства Казанской иконы Божией Матери протоиерей Порфирий Десницкий и местный лесопромышленник Антип Христофорович Ефремов. Данные им средства были в двадцать раз меньше пожертвований на храм Павла Николаевича Летуновского (8938 руб.), но они послужили началу дела.
В июле 1913 г. была совершена закладка храма. Так это событие описывалось в газете «Царскосельское дело»: «14 июля 1913 г. в Вырице в местности Княжеская Долина состоялась торжественная закладка нового храма в память 300-летия Царствующего Дома Романовых во имя Казанской иконы Божией Матери. Новый храм будет деревянным, с тремя приделами. Рассчитана церковь на 600-700 молящихся. Расположен храм на углу Ракеевской улицы и Магистрального проспекта.
Торжественное богослужение и чин закладки совершил епископ [Тобольский] Алексий (Молчанов) в сослужении председателя братства о. Порфирия Десницкого, священника Вырицкой церкви о. Георгия Преображенского и прочего духовенства. Постройка храма началась 8 июня. Закончить постройку новой церкви предполагают в сентябре месяце текущего года». К осени 1913 г. постройка была вчерне завершена. Стены храма дышали заветной стариной, высокий шатер венчала крытая металлом главка. Он напоминал собою древнерусский скит или уединенную обитель, будучи окружен вековым сосновым бором. 21 мая 1914 г. было совершено освящение и подъем колоколов на звонницу храма.
Деятельное участие в украшении храма приняли: П.Н. Летуновский, оплативший изготовление иконостаса по рисунку арх. М.В. Красовского и изготовление множества прекрасной утвари, член Братства и председатель строительного комитета П.Я. Мешков заказал художественного письма образ Казанской Божией Матери, в серебряном окладе с камнями. Обер-прокурором Св. Синода В.К. Саблером была преподнесена шитая шелком ручной работы икона св. князя Владимира, от патриарха Иерусалимского Дамиана была привезена икона Воскресения Христова с частицей камня от Гроба Господня. Строительство храма обошлось в 30 тысяч рублей. Убранство его и гонорары составили еще 28 тысяч. 6 июля 1914 г. состоялось освящение церкви: из храма свв. апостолов Петра и Павла пришел крестный ход во главе со свящ. Георгием Преображенским. Совершение самого чина освящения возглавил епископ Гдовский Вениамин, будущий митрополит Петроградский, новомученик.
Августейший покровитель Братства Казанской иконы Божией Матери, старший сын Великого Князя Константина Константиновича (поэта К.Р.), Князь Иоанн Константинович, с 1913 г. согласившийся принять на себя эти обязанности, не смог приехать в Вырицу в день освящения храма, прислав из Павловска телеграмму: «Всей душой скорблю, что не был в состоянии присутствовать на освящении храма. Дай Господь всему Комитету счастья, благополучия и твердой веры в Царицу Небесную, Которая дает великое утешение страждущим душам, приходящим в сей храм, получающим исцеление как душевное, так и телесное. Помоги Вам, Господи. Иоанн. 6 июля 1914 года».
После освящения храма Братство продолжило свое активное участие в благоукрашении храма. По степени участия (в том числе финансового) в созидании храма и в жизни общины братчики подразделялись на учредителей, почетных членов, пожизненных, действительных членов братства и соревнователей. Созидательная их деятельность не была прервана событиями Великой (Первой Мировой) войны. К слову сказать, Россия была вынуждена вступить в войну 19 июля (1 августа н. ст.) 1914 г., — менее, чем через две недели после того, как храм в Княжеской Долине был освящен. На склад Ея Величества членами Братства посылались сотни комплектов теплого белья и подарки воюющим героям…
се князья Императорской крови — сыновья К.Р. (как их именовали в офицерской среде, на фронте — князья-Константиновичи) в первые же дни Великой войны отправились на поля сражений. 27 сентября 1914 г. под г. Ширвиндтом в Восточной Пруссии возле хутора Котовщизна был смертельно ранен один из них — князь Олег Константинович (1892-1914). Еще через четыре года на Урале, — в Екатеринбурге и Алапаевске, будет оборвана жизнь целого сонма свв. Царственных Мучеников и Страстотерпцев. В ночь на 4 (17) июля 1918 г. в Ипатьевском Доме будет убита вся Царская Семья вместе с верными слугами. В следующую ночь живыми в старую шахту под Алапаевском будут сброшены еще восемь мучеников, — представители Царского рода и их слуги. Среди них князь Иоанн Константинович с братьями князьями Константином и Игорем…
Первым настоятелем Казанского храма (не имевшего, к слову сказать, самостоятельного прихода, и числившегося храмом братства Казанской иконы Божией Матери) стал протоиерей Порфирий Сергеевич Десницкий (1874-1935). В 1914-1918 гг. он служил в храме преимущественно в теплое время года, когда сюда приезжало множество дачников. Зимой 1918-1919 гг. он окончательно перебрался вместе с матушкой Александрой Терентьевной (1884 — 18.12.1935) и семьей в Вырицу (проживал в Вырице на Боровой ул., 83). Здесь он жил и служил в Казанском храме вплоть до своей кончины в сентябре 1935 года.
http://www.vyritsa.narod.ru/history/mitropolia.htm#poselok
Торжественная закладка церкви Казанской иконы Божией Матери в Вырице состоялась 14 июля 1913 г. (ст. ст.), а 26 июля 1914 г. храм освятил епископ Гдовский Вениамин. В 1938 г., накануне войны с Финляндией, церковь в Вырице закрыли. В помещении ее расположилось общество под названием «ОСОАВИАХИМ». Иконы, убранство, церковную утварь служителям и прихожанам удалось сохранить. Удалось спасти и иконостас, выполненный в 1898 г. фирмой братьев Брусницыных.
В начале Великой Отечественной войны церковь была открыта, она не закрывалась и после Победы над фашистами. После 1959 г., во время правления генсека Н. С. Хрущева, снова появилась угроза закрытия церкви в Вырице. Уполномоченный КГБ по Гатчинскому району отдал распоряжение о закрытии храма. На защиту церкви встали ее прихожане и жители поселка, верующие отправились в Москву, в Президиум Верховного Совета, и добились отмены распоряжения о закрытии церкви в Вырице.
Главный алтарь освящен 6 июля 1914 г. епископом Гдовским Вениамином в честь Казанской иконы Божией Матери. Южный придел – во имя Свт. Николая. Внизу, с северной стороны здания, – малый храм во имя прп. Серафима Саровского и Алексия, Человека Божия, достроен в 1985 г. Памятник архитектуры деревянного зодчества. Рядом с храмом находится приписная часовня на могиле прп. Серафима Вырицкого.
http://gatchina-blago.pravorg.ru/xram-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi-v-pos-vyrica/