Троицкий собор, заложенный в 1897 году на месте монастырской площади с восточной стороны от Иверского храма, стал наиболее крупным и значительным сооружением монастыря. С окончанием его строительства в 1902 году завершилось, в основном, формирование всего архитектурного комплекса монастыря. Основной объем храма представлял собой почти квадрат в плане площадью более 1400 кв.м, увенчивался пятью главами. Центральный барабан с 12 окнами являлся световым, высота до креста составляла 53 м. Автору проекта П. А. Виноградову удалось создать грандиозное величественное сооружение. Внутренние отделочные работы в соборе продолжались еще довольно долго, и это притом, что внутри его не было росписей. Главный престол во имя Святой Троицы был освящен лишь в 1909 году. Два других престола: во имя Вознесения Господня и Всех Святых – в 1912 году. Отделка металлического каркасного иконостаса закончилась только в 1913 году. Собор был летний, не отапливался. Он мог вместить до 4000 человек молящихся.
Важно отметить, что различные металлические литые и кованые детали, ажурные ограды, решетки на окнах, железные плиты на полах, являлись неотъемлемой частью в архитектурном облике монастырских построек, так как и в самой Выксе, и в округе размещались богатые традициями и умельцами железоделательные заводы. Закрыт вместе с монастырем в 1919-м, взорван в 1927 году.
http://vm1864.ru/History/history3.s.htm
К середине 1890-х годов Выксунский Иверский женский монастырь приобрел широкую известность далеко за пределами самой Выксы благодаря, в основном, деятельности его основателя иеромонаха Гефсиманского скита, расположенного близ Троице-Сергиевой лавры, о. Варнавы. Существовавшие в обители Иверский соборный храм и Успенская больничная церковь, как отмечалось в «Нижегородских епархиальных ведомостях», в это время уже не удовлетворяли «духовным потребностям монастыря и окружающего его населения». Встал вопрос об устройстве еще одного, более вместительного, соборного храма. Средства для его строительства были изысканы по инициативе все того же о. Варнавы. Жертвователями на новый храм стали, в основном, представители московского и тульского купечества (сам о. Варнава, в миру Василий Ильич Меркулов, происходил из семьи крестьян Тульской губернии).
Нет оснований утверждать, что монастырский комплекс с самого начала задумывался таким, каким он сложился к началу XX века: территория монастыря росла постепенно, храмы, колокольня, кельи и другие постройки проектировались и возводились в разное время, разными лицами. И, тем не менее, выбор места для нового собора там, где ранее находилась деревянная часовня, не был случайным: сама логика развития архитектурного ансамбля требовала постановки здесь величественного сооружения, которое стало бы центром его композиции.
Разработка проекта Троицкого собора была поручена «частнопрактикующему» архитектору из Москвы Петру Алексеевичу Виноградову, закончившему в 1866 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Как указано в пояснительной записке, собор проектировался им «по образцу существующего храма в Николо-Угрешенском монастыре Московской губернии и уезда». Речь шла о Спасо-Преображенском соборе, построенном в 1880 — 1894 годах по проекту архитектора А.С. Каминского. Такой выбор определялся масштабностью и стилистикой подмосковного храма. Именно подобное грандиозное сооружение, возведенное как и постройки Выксунского монастыря в господствовавшем тогда русском стиле, должно было отвечать указанным выше задачам завершения его ансамбля. С другой стороны, обращение к подмосковному монастырю вызвано, вероятно, и тем, что как раз Николо-Угрешская обитель связана с жизнью и деятельностью самого о. Варнавы – там он был рукоположен в иеродиакона.
Вместе с тем, П.А. Виноградов, взяв за основу объемно-пространственное решение Спасо-Преображенского собора не стал слепо его копировать, а по-своему применил известные из византийского и русского средневекового зодчества разные приемы композиции, формы и детали, гипертрофировав ряд из них. На фасадах здания совершенно нелогично по современным понятиям сочетались огромные архивольты, имитирующие закомары, мощный «брильянтовый» руст и относительно мелкие раздробленные детали наличников. В результате запроектированный собор приобрел не только грандиозность, но и некоторую помпезность. Разработка проекта Троицкого собора П.А. Виноградовым была осуществлена в 1895 году. К сожалению, самих проектных чертежей обнаружить не удалось. Известны лишь рисунок западного фасада (вероятно, эскиз), где собор изображен со шлемовидными главами (в натуре они выполнены луковичными) и чертежи расчета главного свода, выполненные дополнительно П.А. Виноградовым по требованию Строительного отделения Нижегородского губернского правления.
К августу 1895 года относятся и исследования грунта на месте предполагаемого строительства. В пояснительной записке к проекту указано, что «грунт – хорошая глина; при рытье проб на глубину до пяти аршин в трех местах грунт одинаковов». Далее в ней говорится о технологии возведения собора: «Кладка храма предполагается из местного кирпича, причем в тело их и (в) арках будет сделана прокладка их трехвершковой плиты через каждые девять рядов кирпичной кладки, кладка будет произведена на извести. Связи предполагается положить между арками первого и второго света в три параллельные ряда, в пятах угловых арок – в три параллельных ряда, во всех пяти куполах – по два кольца в каждом, соответственно сему и в паперти». 13 марта 1896 года техническое заседание Строительного отделения Нижегородского губернского правления окончательно утвердило проектные чертежи Троицкого собора, потребовав, чтобы «ввиду серьезности постройки работы производились под наблюдением опытного аттестованного архитектора, имеющего на это право». Поэтому надзор за строительством принял на себя сам П.А. Виноградов. 1 июля 1896 года последовал указ Нижегородской духовной консистории игумении Выксунского Иверского монастыря Павле, разрешивший начать возведение трехпрестольного храма. Как явствует из монастырского отчета, его закладка состоялась в том же году (выложен бут и часть стен подвального этажа).
Однако официальные торжества по случаю начала строительства Троицкого состоялись лишь через год, 17 августа 1897 года. «Торжество закладки совершал преосвященнейший Аркадий, епископ Балахнинский, в присутствии г. товарища обер-прокурора Святейшего Синода тайного советника В.К. Саблера». Присутствовали представители московского и тульского купечества, на чьи средства возводился храм, корреспонденты московских газет и др. «По прочтении нижегородским кафедральным соборным протодиаконом надписи на серебряной плите об основании собора, преосвященным был положен первый камень, следующий камень положил В.К. Саблер».
Ежегодные монастырские отчеты позволяют проследить темпы строительства собора: 1897 год – «работы по постройке храма закончены выкладкою стен здания на 2 арш. от уровня земли с облицовкой цоколя из белого камня». 1898 год – «работы по постройке храма закончены выкладкою стен здания на 18 арш. вышины от уровня земли, на 30 арш. пилонов». 1899 год – «работы по постройке храма состояли в кладке стен его, возведенных на высоту 29 арш». 1900 год – «работы по постройке храма состояли в конечной выкладке стен и сводов куполов высотою в 45 арш., а по углам до сводов – 38 арш». 1901 год – «работы по постройке состояли в окончательной выкладке четырех куполов, кроме среднего большого, постановке глав на них, крытых железом, в кладке главного западного входа (паперти), стены которого возведены на высоту 4-х саж». 1902 год – «работы по постройке состояли в окончательной выкладке главного купола, постановке на него главы, крытой железом, и увенчании (всех пяти глав) вызолоченным чрез огонь крестами, выкладке свода и купола паперти с постановкою на нем главы и штукатурке всего храма снаружи и частью внутри». 1903 год – «работы по постройке и внутренней отделке состояли в кладке подпольных сводов, в устройстве хор и железной лестницы на них, постановке части каркаса для иконостаса, выкладке боковых папертей, постановке глав на них и вызолоченных чрез огонь крестов и в окончательной штукатурке внутренности храма».
Небезынтересно заметить, что проверкой губернского инженера А.Р. Станкевича было установлено, что работы по устройству хор оказались выполнены некачественно: «… Десятник сообщил мне, что в массу бетонных сводов не закладывались железные каркасы из прутьев. Свод без каркаса разрушается моментально, а с каркасом разрушение свода не влечет за собой катастрофу, так как груз повиснет на железных прутьях, если только каркас продолжен и за пяты свода по опоре. Итак, отсутствие каркаса в бетонной массе свода дает новый повод к опасению за нее. Очевидно каменщики работали совершенно самостоятельно, без надзора со стороны лица с высшим техническим образованием». Какие последствия имело заключение А.Р. Станкевича по архивным документам не устанавливается. Вместе с тем, его выводы сопровождены чертежами, которые дают представление об устройстве хор в Троицком соборе.
Дальнейший ход работ характеризуется следующим образом: 1904 год – собор был окончен постройкою вчерне, «работы по внутренней отделке его состояли в выкладке полов из металлических плит и паркета на хорах, в установке иконостаса». 1905 год – «работы по внутренней отделке храма состояли в выкладке полов из металлических плит и паркета на хорах, в установке иконостаса и в окраске наружных стен его». 1906 год – «по внутренней отделке не достает части иконостаса». Монастырская летопись под этим годом добавляет, что «работы по постройке иконостаса прекратились за неимением средств». В 1907 году под Троицким собором была устроена усыпальница, где был похоронен крестьянин деревни Борисовка Угличского уезда Ярославской губернии Г.Ф. Шустров. Какое отношение имел покойный к монастырю и почему он удостоился чести быть погребенным в соборе архивные документы умалчивают. Но для нас важен сам факт существования под собором (правда, в каком месте не известно) помещения-усыпальницы.
Задержка с окончательной отделкой и освящением Троицкого собора, которое первоначально планировалось на 1906 год, было вызвано кончиной старца иеромонаха Варнавы (17 февраля 1906 г.). Не дожила до освящения храма и игумения Павла – торжество освящения главного престола во имя Святой Живоначальной Троицы 16 августа 1909 года состоялось при новой настоятельнице монастыря игумении Серафиме. В нем приняли участие архиепископ Нижегородский и Арзамасский Назарий, епископ Муромский Евгений, «а также и многие из благотворителей и попечителей обители». Еще несколько лет ушло на устройство в храме приделов во имя Вознесения Господня и во имя Всех Святых. Они были освящены, соответственно, 18 и 19 августа 1912 года митрополитом Московским Владимиром, епископом Нижегородским Иоакимом, епископом Угличским Иосифом в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблера, нижегородского губернатора А.Н. Хвостова и многочисленных гостей – «благодетелей обители».
Описания торжеств по освящению престолов храма, а также опись страховой оценки 1910 года дают некоторое представление (причем, крайне незначительное) о внутреннем убранстве собора. Главный иконостас имел высоту 20 аршин и ширину – 12 сажен. Первоначальный замысел устроить его из разноцветного мрамора осуществлен не был. Судя по всему, он был выполнен из дерева и вызолочен: «Самый иконостас – это золотая стена во всю ширину храма художественной работы». Иконы, помещенные в нем, были написаны «в древнем строго церковном духе». Об иконостасах приделов сведений не обнаружено. Моленный зал освещался четырьмя большими паникадилами. По архивным источникам устанавливаются размеры Троицкого собора: высота с крестом 33 сажени 1 аршин, длина от алтарной стены до западного входа – 30 сажен, ширина – 20 сажен. Вместимость – до пяти тысяч человек. Храм не отапливался. Известно также, что в 1912 году настоятельница монастыря игумения Серафима запросила в Нижегородской духовной консистории чертежи собора взамен утерянных «для производства работ: вентиляции, дренажа и (в будущем) отопления». К сожалению, еще раз приходится констатировать, что проведенными архивными изысканиями чертежи, о которых идет речь, не обнаружены.
Характеризуя собор в историко-архитектурном аспекте, следует отметить восторженные отзывы о нем современников, которых храм поражал величественностью и благолепием. По словам митрополита Московского Владимира «такой храм и в Москве был бы на редкость». Возведение Троицкого собора, в основном, завершило формирование комплекса зданий и сооружений Выксунского монастыря, который «представлял собой яркий пример ансамбля периода господства эклектики, воплощая все наиболее характерные черты тогдашнего архитектурного мышления, отражавшего, в свою очередь, специфику общественного мировоззрения эпохи».
Судьба собора в советское время во многом типична для подобных культовых сооружений. Богослужение в нем было прекращено в 1919 году в связи с закрытием монастыря новыми властями. Летом 1927 года, в преддверии десятой годовщины Октябрьской революции, храм был взорван. У него были уничтожены верхняя часть, своды, поддерживающие их подпружные арки и столбы, хоры. Тем не менее, основной объем собора (42,4 х 42,4 м в плане) с западным притвором (около 16,2 х 20,5 м) выдержал силу взрыва и до настоящего времени сохраняется в руинированном состоянии.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов ансамбль Выксунского Иверского монастыря, включая Троицкий собор, привлек внимание исследователей. Сотрудниками Научно-исследовательской лаборатории прикладных историко-культурных исследований Горьковского государственного университета он был паспортизирован. Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 21 июня 1994 года № 41 Троицкий собор в составе архитектурного ансамбля монастыря взят на государственную охрану как памятник истории и культуры регионального значения.
В связи с восстановлением женской обители собор возвращен Нижегородской епархии. Начата реставрация памятника. При разработке ее проекта была использована дипломная работа выпускницы Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета А.Г. Герцевой, выполненная в 1998 году под руководством архитектора И.С. Агафоновой и получившая Диплом Первой степени на международном смотре-конкурсе. В настоящее время возобновлено богослужение в отреставрированном западном притворе Троицкого храма.
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
В 1897 году к северу от Успенской церкви и к востоку от Иверского собора был заложен новый, грандиозный соборный храм. «У нас нет оснований утверждать, — писал в статье «Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря» нижегородский специалист по истории и реставрации памятников архитектуры А. И. Давыдов, — что монастырский комплекс с самого начала задумывался таким, каким он сложился к началу ХХ века: территория монастыря росла постепенно, храмы, колокольня, кельи и другие постройки проектировались и возводились в разное время, разными лицами. И тем не менее, выбор места для нового собора там, где ранее находилась деревянная часовня, не был случайным: сама логика развития архитектурного ансамбля требовала постановки здесь величественного сооружения, которое стало бы центром его композиции».
Проект разработал московский архитектор П. А. Виноградов по образцу главного храма Николо-Угрешского монастыря — известного творения А. С. Каминского. Такой выбор, кстати, тоже не был случайным — именно в Угрешской обители прп. Варнава Гефсиманский был рукоположен в иеродиакона. Впрочем, Троицкий собор — не копия. Виноградов взял за основу пространственно-объёмное решение, при этом весьма вольно трактовал детали. «На фасадах здания, пишет тот же Давыдов, совершенно нелогично, по современным понятиям, сочетались огромные архивольты, имитирующие закомары, мощный «брильянтовый» руст и относительно мелкие раздробленные детали наличников. В результате запроектированный собор приобрёл не только грандиозность, но и некоторую помпезность». Работы шли довольно долго. В 1900 году были готовы стены и своды, в 1902-м — купола, в 1906-м закончили внутреннюю отделку. В этот год планировали освящение, но её пришлось отложить. Сперва из-за кончины прп. Варнавы Гефсиманского, а потом дата освящения по разным причинам всегда переносилась. Короче говоря, освятили храм только в 1909 году, а два его придела — в 1912-м.
Собор, по свидетельствам современников, поражал величественностью; митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) отмечал, что «такой храм и в Москве был бы на редкость». Площадь огромного сооружения — 1400 квадратных метров, высота от земли до креста на огромной центральной главе — более 50 метров. Вмещал собор до 4000 молящихся. Особенно почитаемыми его святынями были Иверская икона Богородицы и статуя Плачущего Христа. Судьба этого примечательного памятника, равно как и всей Иверской обители, в советские годы сложилась трагично. Уже в 1919 году и собор, и монастырь закрыли. Летом 1927 года был взорван главный храма — рухнули главы, барабаны и своды с подпружными арками, хотя основные несущие стены выдержали подрыв и стали основой для последующего восстановления.
Возрождение Выксунской Иверской обители началось в конце ХХ века. В 1991 году была зарегистрирована религиозная община, ставшая в 1997 году монастырём. Началось восстановление главного храма — в 2003-м был освящён притвор. До полного возрождения былого величия, конечно, ещё далеко, но дело движется… Троицкий собор оделся в строительные леса, возведён свод, установлены барабаны, на которые в скором времени вознесутся купола с золочёными крестами.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №384, ООО «Де Агостини», 2020