Церковь Рождества Христова устроена в 1773 г. тщанием братьев-заводчиков Ивана и Андрея Родионовичей Баташевых. Храм расположен на возвышенном месте посреди церковной площади, образованной домами бывшей слободы Верхнего доменного завода. Вот уже более двух столетий Христорождественская церковь является главным и особо почитаемым храмом Выксы. Все это время выксунцы и гости восторгаются величественным внешним видом этого храма. Вот как описывает его путешественник XIX века: «Холодная церковь с высоким куполом и богатым в готическом стиле иконостасом, а между ею и колокольнею в том же строении два придела, составляющие Теплую церковь с колоннами, под мрамор сделанными… В паперти поставлен приличный памятник г. Баташеву, состоящий из большого цельного гранита, образующего саркофаг, ярко вышлифованный и украшенный бронзовыми барельефами».
В 30-е годы XX века церковь неоднократно закрывали, а настоятеля о. Петра Смольянинова — арестовывали. Окончательно службы прекратились в 1937 г. Храм был закрыт, а священник Петр репрессирован. Но и тогда некоторое время храм был заперт и охранялся, до тех пор, пока во время войны в нем не была организована офицерская столовая, а потом — последовательно – конюшня, заправка, пожарная станция… Долгие десятилетия раскрытое и разрушающееся здание было предметом хищничества и вандализма. Спустя много лет, в мае 1988 г., прибывший в Выксу молодой священник о. Геннадий Колоколов обнаружил вместо великолепного здания голые стены (без кровли) с росшими на них деревьями. Он начал сначала «отвоевывать» храм у властей, а затем – реставрировать поруганную святыню.
До и во время реставрации служба проходила в молитвенном доме на ул.Орджоникидзе, 38. Впоследствии он был снесен, а на этом месте построен более просторный молитвенный дом. Там установлен иконостас, часть которого была изготовлена из гипса, а другая — из дерева. Сам престол, по благословению митрополита Николая (Кутепова), был освящен по иерейскому чину в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В молитвенном доме служба проходила до 1 декабря 1990 г. После освящения храма в молитвенном доме служили только в Престольный праздник 21 сентября. Потом дом стал домом священника. Реставрация храма Рождество Христова закончилась в 1990 г. На сегодняшний день храм полностью восстановлен и имеет, как и в прежние времена, три престола. Два из них освящены: 1990 г. – правый, в честь св. чуд. Николая, 1991 г. – главный Рождества Христова. В летней части храма есть две винтовые чугунный лестницы, ведущие на балкон. По карнизу располагаются лепные изображения ангелов. Полы зимней части — деревянные, а в летней – мраморные. Иконостас выполнен заново. В 2003 году специальным покрытием был позолочен купол колокольни. С мая 2004 г. в храме начата роспись стен.
Богослужения совершаются ежедневно в течение всего года. С 1992 г. при приходе церкви Рождества Христова действует воскресная школа с преподаванием Закона Божьего и церковного пения. Рядом с храмом в 1993 г. построено трехэтажное здание Духовного центра. В нем располагаются: благотворительная трапезная, воскресная школа и прекрасно устроенный церковный музей. С левого фасада церкви Рождества Христова располагается построенная в 1999 г. и освященная в честь Преподобного Варнавы Гефсиманского крестильня. Территория храма огорожена чугунной оградой, изготовленной литейщиками Выксунского металлургического завода.
В городе есть часовня над источником, принадлежащая Христорождественской церкви. Каждый год в день празднования Крещения Господня здесь совершается чин освящения воды и крестный ход.
Выдержки из статьи с неработающего ныне http://vyksa.nne.ru/Rogdestva.htm
Однажды знаменитый заводчик металлургических предприятий Иван Родионович Баташёв писал из Москвы в Выксу, где располагались его фабрики, своему управляющему Жилкину: «Прикажи начертить выксунской церкви план с мерой на масштаб, настоящую с алтарём и приделами все как есть и один бок наружного вида и вышину и какие на ней есть украшения…» Кому было поручено в итоге чертить план и строить задуманную церковь — точно неизвестно, но есть предположение, что архитектором и строителем был выбран местный крепостной зодчий М. Кисельников. Ведь известно, что баташёвский особняк на Яузе в Первопрестольной строил тоже он — только по проекту Р. Р. Казакова. Таким образом, в 1773 году на берегу Верхневыксунского пруда, на месте старой деревянной церкви, появилась новая, белокаменная. Кстати, исследователи обращают внимание на то, что белого камня как такового в Выксе не было. Так что, скорее всего, его привозили из каменоломен Касимовского уезда. По крайней мере известно, что один из братьев Баташёвых — Андрей Родионович — имел в Касимове свои связи.
Храм воплотили в классическом стиле с элементами барокко. Под его тёплой частью устроили фамильный склеп-усыпальницу, в ней нашли последний приют знамеитые заводчики и их близкие. Правда, уже позже их останки перезахоронили у так называемой Малой церкви. Освятили новую церковь в честь Рождества Христова. В начале ХIХ века к Христорождественскому храму пристроили колокольню. Первый ярус украшали колонны, на втором — устроили смотровую площадку с металлической решёткой и чугунными вазами. Заводчики Баташёвы на убранство храма не поскупились. Сохранилось описание, сделанное Павлом Петровичем Свиньиным — известным писателем, журналистом, редактором, издателем и историком своего времени. Павел Петрович побывал в Выксе в 1823 году и, конечно, не мог не посетить Христорождественский храм. Вот что он записал потом в своём дневнике: «Холодная церковь с высоким куполом и богатым в готическом стиле иконостасом, а между ею и колокольнею в том же строении два придела, составляющие тёплую церковь с колоннами, под мрамор сделанными… В паперти поставлен приличный памятник г. Баташеву, состоящий из большого цельного гранита, образующего саркофаг, ярко вышлифованный и украшенный бронзовыми барельефами». Кроме того, известно, что в зимней части имелся потрясающий расписной плафон.
Через год после того, как Христорождественская церковь была отстроена, в Выксу был командирован из Петербурга представитель Адмиралтейства — Осип Абрамович Ганнибал, дед великого русского поэта А. С. Пушкина. Казалось бы, как он сюда попал? Но дело в том, что вскоре после своей женитьбы на внучке нижегородского губернатора, он вместе с женой перебрался в Муром. При этом сам Ганнибал по долгу службы был вынужден жить в Выксе: он был председателем Адмиралтейства и принимал там пушки, ядра и прочую военную продукцию для оснащения кораблей. В Выксе он прожил три года, женившись здесь на богатой невесте — Дарье Баташёвой — внучке богатейшего выксунского заводчика, лишившуюся родителей ещё в детстве. За время пребывания в городе, он часто посещал выксунскую Христорождественскую церковь.
После Октябрьской революции храм ещё долго оставался открытым и действующим. В 30-е годы его то закрывали, то вновь открывали. Настоятеля Петра Смольянинова арестовывали, отправляли в лагерь, потом он возвращался и возобновлял службы. Батюшке довелось служить в этой церкви всего десять лет. В 1931 году его арестовали и осудили на три года лагерей. В ГУЛАГе, в Свирском лагере, Пётр Смольянинов работал на лесоповале, где и подорвал своё здоровье. Отбыв срок, отец Пётр вернулся в Выксу. Священник вновь отправился в так называемую Большую — Христорождественскую церковь, где в 1937 году его и арестовали повторно. На сей раз «тройка» приговорила его к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение через три месяца, причём семье об этом долго не сообщали. Окончательно церковь закрылась в том же, 1937-м году, когда батюшку повторно арестовали. Рассказывают, что вплоть до начала войны храм был закрыт на замок и даже охранялся. Но когда началась война, в нём разместили сначала столовую для курсантов Минусинского военного училища (его эвакуировали в Выксу), потом — конюшню, заправку, пожарную станцию… Всё это не могло не сказаться на состояние бывшего церковного здания и его интерьеров. Они стремительно разрушались, иконы и утварь исчезли.
Так получилось, что 26 октября 1988 года, в день Тверской иконы Божией Матери, Президиум Верховного Совета СССР постановил: передать церковь общине. Главными помощниками батюшки в деле восстановления храма стали руководители приходского совета — Татьяна Саратовцева и Зинаида Духова. В начале 1990-х годов в Христорождественской церкви началась реставрация. В работу включилось тогда чуть ли не всё население небольшой Выксы. Кстати, глава металлургического завода тоже решил не оставаться в стороне (за свои заслуги он был погребён за алтарём храма). Работы шли быстро, и уже через год митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) уже смог освятить главный, зимний придел, а ещё годом позже — летний. К 1990 году ремонт закончился. В храме, как и в давние времена, устроили три престола — в честь Рождества Христова, во имя святителя Николая Чудотворца и во имя великомученика Пантелеймона. В летнем храме установили две винтовые лестницы — они ведут на балкон второго этажа. Уже в новом тысячелетии появилась возможность заняться росписью стен, украсить лепниной карниз. В зимнем храме полы сделали деревянными, а в летней — мраморными.
В 2003 году специалисты покрыли позолотой купол колокольни, а через год взялись за роспись стен. Для выполнения этих работ пригласили две бригады — одну из Палеха (им поручили своды), другую из Владимира (для создания фресок на стенах). Кроме того, около церкви возвели крестильню и освятили её в честь преподобного Варнавы Гефсиманского. Рядом с собором возвели трёхэтажное здание, в котором разместили духовный центр. Вскоре там начали функционировать благотворительная трапезная и воскресная школа. Храмовую территорию обнесли ажурной чугунной оградой, её изготовили современные мастера на Выксунском металлургическом заводе.
Отдельно хочется сказать о склепе, что находится под храмом. Это — усыпальница Баташёвых, Шепелевых и Кутайсовых. Во время реставрации большую часть останков перезахоронили у Малой церкви. Любопытно, что в нишах усыпальницы сложился такой микроклимат, что некоторые останки оставались там, по сути, нетленными. Так произошло, например, с останками Ивана Родионовича Баташёва. Когда достали гроб, то оказалось, что знаменитого заводчика похоронили в цинковом гробу, который, в свою очередь, был помещён в дубовый. На Баташёве сохранилась одежда, в которой его погребли — камзол зелёного сукна и обувь! Однако будучи извлечённым на божий свет, тело всего за час-полтора обратилось в прах! Также в склепе в своё время покоился Дмитрий Дмитриевич Шепелев, герой Отечественной войны 1812 года. По слухам, его похоронили вместе с наградной саблей, однако когда захоронение вскрыли, то драгоценного оружия не оказалось, нашлась лишь его деревянная копия. Куда делся оргинал — Бог знает! Сейчас в склепе оставлены лишь несколько захоронений. Здесь также выставлены образцы баташёвского литья, например, часть старинного надгробия и стилизованные под старинный промысел фонари.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №384, ООО «Де Агостини», 2020
Благодаря братьям Андрею и Ивану Баташёвым в нижнем течении Оки и конкретно в окрестностях Выксы появилось более дюжины православных храмов. Едва ли не каждый — произведение искусства. Да, Баташёвы умели удивлять. Их храмы всегда отличались яркой индивидуальностью и в то же время обладали рядом характерных черт, позволяющих с большей долей уверенности сказать — перед нами именно «баташёвские» церкви. Но начать знакомство с архитектурными особенностями выксунского храма Рождества Христова — непременно стоит начать с другого храма. Он строился через полвека после Христорождественского и стал яркой финальной точкой в «баташёвском» списке. Имеется в виду Троицкий собор в Гусе-Железном. Разумеется, трудно сравнивать выксунский храм с гусевским. Разве что со средневековым английским аббатством. Архитектурная эпоха совершенно другая, уже не барокко и даже не классицизм, а модная в то время псевдоготика — «стилистика избранных», так строили не просто очень богатые люди, а те, кто претендовал на элитарность вкусов.
Итак, что в Выксе, что в Гусе мы имеем сильно перетяжеленный основной объём храма (причём эта тяжесть ещё и демонстративно подчёркивается гипертрофированной трапезной, в Гусе — развитой вверх, в Выксе — вдоль), антитезой которому выступает подчёркнуто облегчённая, истончённая колокольня. Она в обоих случаях выше храма, но кажется миниатюрней его — этот приём миниатюризации колокольни в максимальной степени проявится в маленьких, сельских храмах «баташёвской плеяды». Три яруса — два четверика и цилиндр — создают стройную конструкцию, даже при относительно небольшой высоте доминирующую в архитектурном ансамбле именно благодаря изящному силуэту. Четверики последовательно уменьшаются, цилиндр заужен, и этот приём позволяет ещё более заострить силуэт колокольни, акцентировать внимание на верхней части постройки. Трапезная — внушительное по размерам сооружение, в несколько упрощённом виде развивающее архитектурную тему основного объёма, а именно его нижней части. Трёхчастная двусветная постройка, в юго-западном углу которой, под навесом, располагается приутопленный ниже уровня земли вход в склеп, где были похоронены владельцы усадьбы и их родственники.
Основной объём храма Рождества Христова — это, конечно, не «английское аббатство» Гусь-Железного, но кое-какие намёки, позволяющие распознать баташёвские вкусы, — налицо. Форма окон — стандартный полуэллипс, но наличники со свисающими элементами и килевидным завершением делают их как будто стрельчатыми. Благодаря небольшим окнам и небогатому, специфически сгруппированному декоративному убранству стены выглядят особенно массивными. Да, это барокко, со всеми присущими ему чертами «архитектурного праздника». В декоративном оформлении нижнего яруса представлен весь арсенал зодческих приёмов того времени: плоский треугольный фронтон, имитирующие колонны пилястры, геометрические карнизы, филёнки. Нижняя часть существует как бы отдельно от верхней, точнее нижний ярус становится своего рода постаментом для верхнего, развивающего собственную архитектурную тему. Нечто подобное мы видим и у гусевской церкви.
Теперь стоит заглянуть внутрь Христорождественского храма. Восстановленный в наше время по образцу исторического, главный иконостас выксунской церкви, а точнее, его царские врата, уникальное для русского православного храма сооружение. Они выполнены в виде грандиозного стрельчатого готического портала с большим медальоном в люнете, изображающим Святого Духа в исходящих от него солнечных лучах. В остальном иконостас с его фигурными золочеными балясинами, раскреповкой, сложными фронтончиками и щипцами вполне соответствует стилистике барокко; однако в его завершении вновь проявляются «стрельчатые мотивы», так что в целом иконостас получается весьма и весьма эклектичным. Углы основного объёма скруглены, стены плавно смыкаются кверху восьмилотковым сводом, прорезанным четырьмя эллипсообразными проёмами для окон в люкарнах и центральным отверстием вверху под световой барабан. Южная и северная стены расчленены трёхчастно по верикали и горизонтали карнизами и колонками, что вместе со стенописью создаёт иллюзию своего рода дополнительных боковых иконостасов.
Роспись также современная (оригинальные фрески не пережили многих лет разрухи). Основная цветовая гамма — голубое с золотым; в украшении стен активно используется позолоченная лепнина. На южной стене, над переходом в трапезную — балкон-хоры, на который ведут две чугунные винтовые лестницы справа и слева от дверного проёма. Трапезная, она же зимний храм с двумя приделами — Николая Чудотворца и Иоанна Богослова, — это обширное пространство, в западной части разделённое на два этажа (из второго осуществляется выход на колокольню), в восточной располагаются собственно придельные храмы. Иконостасы обоих — небольшие, в три яруса, между ними проход в летний храм. Западная часть трапезной чуть приподнята по оношению к восточной и обазует своего рода подиум, где расположены чтимые иконы. Стены лишены росписей и выкрашены в охру. Благодаря большому количеству окон в трапезной (на каждую стену по пять полуэллиптических и три прямоугольных в нижнем ярусе, плюс восемь малых окон второго ряда), помещение богато освещено естественным светом.
В соборном храме Рождества Христова собрано немало икон. Причём храму в некотором смысле повезло: когда прихожане начали возрождать свой храм, люди стали приносить иконы, часть из которых, как оказалось, находилась в этом храме ещё до революции. Например, одно из Распятий, а также удивительный образ Святителя Николая Чудотворца (написан в 1901 году в Свято-Пантелеймоновом монастыре, что на Святой горе Афон специально для Выксы), как раз вернулись в родной храм. Оттуда же, с Афона, в тоже время была доставлена ещё одна икона — Пантелеймона Целителя. Ещё два старинных образа снова пребывают в церкви — это образ Божией Матери «Утоли моя печали» и образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в народе её именуют «Богородица с грошиками» из-за инкрустированных в доску монеток.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №384, ООО «Де Агостини», 2020
Особенность композиции церкви заключается в том, что высокая четырехъярусная колокольня соединена удлиненным корпусом трапезной с основным четырехгранным объемом, перекрытым четырехгранным же куполом. Углы купола и находящегося под ним четверика срезаны в соответствии с сохранившимися еще тогда барочными вкусами середины XVIII в., которые требовали мягких, постепенных переходов от одной объемной формы к другой. Те же приемы барокко сказываются и в конфигурации плана, где отдельные объемы связаны между собой посредством сочетания кривых поверхностей стен. Это же проявляется в форме круглых проемов верхнего ряда окон трапезной и в некоторых деталях архитектурного убранства фасадов и интерьера. Но в то же время тенденции вступавшего в силу классицизма заставляли зодчего придерживаться более строгой системы и более последовательного применения ордеров. Поэтому церковь можно отнести к ранним примерам классицизма. Западный вход находится под колокольней и выделен пластикой сильно выступающих парных колонн по трем ее сторонам. Углы первого яруса украшены металлическими вазами, как бы отмечая характер производства завода, при котором построена церковь. Стены ее сложены из крупного кирпича, как и стены старых мастерских Верхневыксунского завода.
«Памятники истории и культуры Горьковской области» под ред. проф. Фадеева В.П. — Горький, Волго-Вятское книжное изд-во, 1981 г., стр. 252
Построена в 1773 г. старанием помещика Андрея Родионова Баташова, который в свое время основал Выксунский Металлургический завод. Из старых описей видно, что церковь была каменная, выкрашена масленой краской снаружи, а внутри имелась живопись на Библейские сюжеты. Имелось две чугунных винтовых лестницы в летнем зале, убранством храм был благолепен иконами и утварью достаточен. К сожалению, эпоха вандализма не прошла мимо г. Выкса и соответственно храм в 1937 г. был разграблен, осквернен, закрыт. Последний священник был расстрелян (протоиерей Петр Смолянинов).
С течением времени поменялся уклад в обществе, и храм в 1988 г. в день празднования Иверской иконы Божией матери (26 октября) решением президиума СССР был передан общине, возглавляемой и по сей день протоиереем Геннадием Колоколовым. В 1989 г. трапезная (зимний зал) часть храма была освящена митрополитом Николаем (Кутеповым) управляющим Нижегородской епархией. В 1990 г. был освящена и летняя часть храма выше упомянутым митрополитом. В 1996 г. решением Священного синода при Храме было открыто Духовное училище, которое действует и по сей день. В 2003 г. проходили юбилейные торжества, посвященные 230-летию строительства и освящения церкви. Праздничное богослужение возглавлял управляющий Нижегородской епархией епископ Георгий (Данилов), всем участникам торжеств вручались юбилейные знаки. Церковь восстановлена пусть не в таком благолепии, в каком она была до её разрушения, но самое главное то, что сегодня она выполняет врачевание душ человеческих, совершая ежедневные Богослужения.
Рождественская церковь — памятник архитектуры XVIII в. Особенность композиции церкви заключается в том, что высокая четырехъярусная колокольня соединена удлиненным корпусом трапезной с основным четырехгранным объемом, перекрытым четырехгранным же куполом. Углы купола и находящегося под ним четверика срезаны в соответствии с сохранившимися еще тогда барочными вкусами XVIII в., которые требовали мягких, постепенных переходов от одной объемной формы к другой.
Те же приемы барокко сказываются и в конфигурации плана, где отдельные объемы связаны между собой посредством сочетания кривых поверхностей стен. Это же проявляется в форме круглых проемов верхнего ряда окон трапезной и в некоторых деталях архитектурного убранства фасадов и интерьера. Но в то же время тенденции вступившего в силу классицизма заставляли зодчего придерживаться более строгой системы и более последовательного применения ордеров. Поэтому церковь можно отнести к ранним примерам классицизма.
Западный вход находится под колокольней и выделен пластикой сильно выступающих парных колонн по трём её сторонам. Углы первого яруса украшены металлическими вазами, как бы отмечая характер производства завода, при котором построена церковь. Стены ее сложены из крупного кирпича, как и стены старых мастерских Верхневыксунского завода.
«Памятники истории и культуры Горьковской области», 1981 г.; Виртуальная экскурсия по г. Выкса
Церковь Рождества Христова является главным сооружением Церковной (Советской) площади. Она, расположенная на возвышенности, организует все пространство вокруг, является доминантой.
Сначала на этом месте стояла деревянная церковь и только к 1773 г. удалось построить храм из кирпича, но колокольню достраивали позже. Это заключение подтверждает сохранившееся письмо Ивана Родионовича Баташева от 1787 г., отправленное из Москвы в Выксу своему главноуправляющему Т.О. Жилкину: «Прикажи начертить выксунской церкви план с мерой на масштаб, настоящую с алтарем и приделами все как есть и один бок наружного вида и вышину и какие на ней есть украшения. Хотя будет и нехорошо сделано, но чтобы было все обозначено, где что есть. Нам оное нужно для плана колокольни, чтоб не сделать разницы в фигуре. Как будет сделан и пришли».
Проект церкви и строительство ее приписывают местному архитектору, который строил и Дворец — Кисельникову.
Церковь состоит из двух частей: летней (под куполом), зимней или теплой (продолговатой части) и колокольни. Самая красивая из них — колокольня. Она состоит из четырех частей (ярусов). Первый ярус окружен сдвоенными колоннами, на втором ярусе есть смотровая площадка, огражденная металлической решеткой и украшенная четырьмя чугунными литыми вазами. Это-то и придает колокольне оригинальность и поддерживает свою принадлежность к селению, производящему металл. Отменный набор колоколов, в их числе и 19 пудовый церковь утратила в 1937 г. (год ее закрытия), также как и богатейший иконостас и утварь
Архитектура церковного здания выдержана в русском классическом стиле с характерной пропорциональностью форм и размеров, строгостью линий, но присутствуют и элементы стиля барокко — изогнутые полости стены, разномасштабные окна и др.
Церковь только в середине XIX в. стала доступной для всех выксунцев, до этого она была открыта исключительно для хозяев и их гостей, приближенных, родственников. Под теплой частью церкви функционировал семейный склеп с часовенкой, где были захоронения: в 1821 г. И.Р. Баташева, 1841 г. — Д.Д. Шепелева, 1838 г. Е.Д. Шепелевой-Кутайсовой и др.
Внутреннее убранство церкви очень богатое, в холодной или летней части (под куполом) радует всех многоярусный иконостас в готическом стиле, в теплой — красивый расписной плафон. Основное помещение отделяет паперть колоннами, расписанными под мрамор. На паперти был поставлен гранитный памятник И.Р. Баташеву.
О священнослужителях церкви пока мало что известно. О дьяконе Иване Сергеевиче Криницком, работавшем в церкви в первой половине XIX в. известно, что он имел специальное духовное образование и учился у дирижера церковного и театрального хоров Н.П. Уланова, у театрального балетмейстера, которые обучали его пению и манерам держаться на публике. В старости он часто ездил пароходом в Нижний, пел для пассажиров и команды. Капитаны знали его и не брали денег за билет.
Последний священник, служивший в церкви с 1921 г. Петр Смолянинов арестовывался два раза и погиб в ГУЛАГе в 1937 г.
Христо-Рождественскую церковь закрыли в 1937 г. В годы Великой Отечественной Войны в ней размещались столовая и кухня курсантов военного училища, передислоцированного в Выксу в начале 1941 г. из Минусинска. За все эти годы церковь пострадало сильно во внутреннем убранстве, с 1946г. здание было почти бесхозным, денег не только на ремонт, на консервацию не выделяли, а в 1949 г. был разрушен даже склеп.
С 1987 г. началось возрождение церкви. Общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) собрало на реставрацию 25000 рублей, а верующие, под руководством Геннадия Колоколова, несколько миллионов и церковь снова засеяла своей красотой и на службах полна народу.
Автор: Н.А. Князева
Храм построен в 1773 г. тщанием братьев Баташевых. В 2003 г. исполнилось 230 лет со дня построения храма. Приход церкви Рождества Христова — центр Выксунского благочиния. Настоятелем является протоиерей Геннадий Колоколов. В 1937 г. храм был разрушен, церковная утварь разграблена.
Приступая в 1988 г. к реставрации, отец Геннадий видел перед собой голые стены и росшие на них деревья. В таком виде он и был принят им. В 1991 г. служба проходила в молитвенном доме на ул. Орджоникидзе, д. 38. Изначала это был простой дом, площадь которого составляла 40 кв. м. В последствии этот дом был снесен и на этом месте был построен более просторный молитвенный дом, — площадью 350 кв. м, туда был проведен газ, вода, установлен иконостас, часть которого из гипса, а часть из дерева.
Престольный праздник — Рождество Пресвятой Богородицы. Сам престол, по благословению мит. Николая, был освящен по иерейскому чину. В этом доме служба проходила до 1 декабря 1990 г. Одним из первых настоятелей этого дома был Протоиерей Геннадий (Колоколов), прибывший в мае месяце. До этого служил в селе Великий Враг Кстовского района Нижегородской Епархии. До его прихода был сформирован приходской совет. После передачи Христо-Рождественской церкви и её реставрации службы были переведены в выше указанный храм. В молитвенном доме стали служить только Престольный праздник 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы.
В 1990 г. закончилась реставрация храма Рождества Христова. На сегодняшний день храм полностью отреставрирован и имеет три престола, два из которых освящены. Первым был освящен престол в честь св. чуд. Николая 1 декабря 1990 г. управляющим Нижегородской епархией мит. Николаем. Изменений в этом пределе нет. Второй, главный предел — Рождества Христова, освящен в 1991 г. также мит. Николаем при этом же настоятеле.
Со дня освящения в пределе были изготовлены и установлены бронзовые перила длиной 17 м. Подарено паникадило длиной 4 метра, в 4 ряда. Также имеются еще три паникадила и 25 шт. бра по стенам. В главном пределе храма две винтовые лестницы, ведущие на балкон. В задней части храма также балкон площадью 120 кв.м. Полы задней части храма деревянные, в главной части — мраморные. По карнизу располагаются ангелы, выполненные из гипса, в количестве 12 шт. Иконостас храма был выполнен заново. В храме две дарохранительницы, антиминс чистый.
Длина храма 80 метров. Храм имеет 1,5 га земли, в основном территория асфальтирована. Границы асфальта выложены бордюрным камнем. Центральная часть дороги, ведущей в храм, выложена тротуарной плиткой. Асфальт и тротуарная плитка пожертвована администрацией города. Неасфальтированная территория церкви благоукрашена цветами. За лучшее благоустройство территории в 2002 г. получена денежная премия и диплом.
На территории храма построено здание духовного центра площадью 700 кв.м, в три этажа. В здании находится благотворительная трапезная, воскресная школа, церковный музей. Часть экспозиций, находящихся в музее, лично принадлежат прот. Геннадию (Колоколову). Территория храма огорожена чугунной оградой, 400 м. литья, изготовленной Выксунским металлургическим заводом и при содействии ген. директора завода ОАО «ВМЗ» Сидорова И.П., пожертвованной на Христо-Рождественскую церковь. Сидоров Игорь Петрович помог восстановить не один храм Выксунского благочиния, за что был награжден Святейшим Патриархом медалью св. Даниила Московского и орденом преп. Сергия Радонежского второй степени. К сожалению, он преждевременно ушел из жизни и за свои заслуги перед церковью, а также с согласия правящего архиерея, погребен на ее территории.
На территории храма, установлены фонари, которые освещают всю его территорию. Сам храм и здание имеют газовую котельную. На территории храма, с правой стороны, построена церковь в честь преп. Варнавы Гефсиманского, высотой 30 м, с резным иконостасом. В городе есть часовня над источником, принадлежащая Христо-Рождественской церкви.
Приход храма в честь Рождества Христова. «Виртуальная Выкса»