Выборгский район. Собор Сампсона Странноприимца.

Небольшая каменная часовня,находящаяся в северо-западной части нынешней соборной ограды,была построена на этом месте ещё в 1735 г., дабы обозначить местонахождение первой деревянной Сампсониевской церкви (построенной в 1709-1710 годах и разобранной в 1735 г.). Около 1908 г. она была разобрана, и в 1909 г. на её месте по проекту архитектора Андрея Петровича Аплаксина была выстроена в барочном стиле новая каменная часовня во имя Спаса Нерукотворного Образа,сохранившаяся доныне.
Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. Санктъ-Петербургская епархiя. Выпускъ III. — СПб, 1908, с. 5; Романченко Н.Ф. Историческiй очеркъ Санктъ-Петербургскаго Сампсонiевскаго собора. — СПб, 1909, с. 52; Филиппова Н.С. Музей-памятник «Сампсониевский собор». — СПб, 2002, сс. 2-3

Это одно из старейших зданий Санкт-Петербурга. В его облике наиболее проявились традиции древнерусского зодчества. Собор расположен недалеко от места, где Петр I заложил деревянную церковь в память победы под Полтавой 27 июня 1709 года (в день именин св. Сампсония Странноприимца). Здание собора было заложено в конце ноября 1709 года, а освящено в 1710 году. Собор был построен на Выборгской дороге. Именно она ведёт на северо-запад, в ту сторону куда шли русские войска на войну со Швецией.
В начале XVIII века это место было достаточно отдалено от центра города. В 1711 году здесь организовали городское кладбище. До того, умерших хоронили во дворах, при приходских церквах. Петром I же было решено устроить место захоронения иностранцев именно здесь. Ведь все приехавшие в Санкт-Петербург иностранцы — странники, поэтому и должны они найти свой покой у церкви святого Сампсония Странноприимца. При Сампсониевском соборе были похоронены архитекторы Трезини, Леблон, Шлютер, Маттарнови, скульптор К. Б. Растрелли, личный врач Петра I Блюментрост, фельдмаршал Миних. Здесь же в 1740 году были похоронены «враги Бирона» А. П. Волынский, А. Ф. Хрущёв и П. М. Еропкин. Кладбище до наших дней не сохранилось. Церковь и колокольня, возведенные из дерева, постепенно ветшали, а приход расширялся, и поэтому уже во второй половине 1720-х гг. появилась необходимость в новом, более просторном здании.
Существующее здание собора построено неизвестным мастером (предположительно Дж. Трезини и И. Лапшиным, при участии М. Земцова). Строительство церкви, начавшееся в 1728 г., велось в два этапа. Первый был завершен в 1733 г., возведением западной части здания и освящением боковых приделов: — во имя Архистратига Михаила и во имя святого Апостола Иоанна Богослова. Второй этап, начало которого совпало с возвращением Двора Анны Иоанновны из Москвы в Петербург, окончился сооружением восточной части церкви и освящением 19 августа 1740 г. главного престола.
Сампсониевский собор – типичный для своего времени по архитектурным параметрам однонефный храм. Здание собора, выдержанное в стиле раннего барокко, растянуто по оси «восток — запад». В отделке его фасадов использованы профилированные карнизы, рустовка, пилястры. Окна декорированы наличниками. Первоначально собор имел один купол, покоившийся на высоком граненом барабане и увенчанный луковичной главкой. В 1761 году к нему пристроили четыре малых трубчатых барабана с главками в стиле «елизаветинского барокко», в результате чего здание получило традиционное пятикупольное завершение.
В традиционном для русского церковного зодчества стиле были возведены примыкающая к помещению собора с западной стороны трапезная с малыми приделами и многоярусная колокольня, накрытая каменным шатром с крошечными окнами и луковичной главкой. Вдоль боковых фасадов здания протянулись открытые галереи, что почти несвойственно церквам Петербурга.
В соборе сохранился четырехъярусный резной деревянный исключительной красоты иконостас главного придела, высотой 11 метров, созданный русскими мастерами в 1737-1739 годах, украшенный прямыми и витыми колоннами. В композиции иконостаса широко использованы скульптура и орнаментальная резьба, характерные для стиля аннинского барокко и выполненные с большим мастерством и виртуозностью: головки и фигурки херувимов, гирлянды цветов, картуши разнообразных форм. Иконостас выполнен из сосны, а его скульптурный декор вырезан из липы. По стилистическому решению и размаху замысла он близок творениям Ф.Б. Растрелли.
Внутренняя часть иконостаса окрашена в изумрудно-зеленый цвет. Образа в иконостасе написаны художниками А. Башниным, А. Поспеловым, Т. Баженовым и другими; некоторые из икон, размещенных в иконостасе, были написаны для Царских врат предшествующей церкви. Факт сохранности иконостаса столь раннего происхождения можно считать чудом, поскольку даже во многих более поздних храмах, доживших до наших дней, неоднократно менялись алтарные преграды.
Скромнее оформлены два малых иконостаса приделов Иоанна Богослова и Архангела Михаила — они трехъярусные и расчленены по горизонтали антаблементами, а по вертикали — пилястрами на пять частей. Первоначально иконостасы были окрашены в бирюзовые тона, позже — забелены. В 1909 году при проведении реставрации им вернули первоначальную окраску. Прекрасными образцами русской школы резьбы являются также великолепная надпрестольная сень и главный престол собора. Большинство икон выполнено в 1720 – 1760 годах.
В 1908 г. к двухсотлетию Полтавской битвы, началась полная реставрация храма, которая была оценена современниками как результат «колоссального непрерывного труда». Помимо реставрации фасадов и интерьеров храма по проекту архитекторов А. П. Аплаксина и Н. Е. Лансере построили изящную часовню, сторожку и двухэтажный «Юбилейный дом» с библиотекой и квартирами служащих. В этих зданиях — черты петровского барокко и старого русского зодчества. На фасаде колокольни была установлена чугунная доска с текстом полтавской речи Петра I. Перед храмом на Б. Сампсониевском проспекте был открыт памятник Петру I, отлитый по модели М. М. Антокольского.
В 1940 г. он был демонтирован и ныне находится в Третьяковской галерее. К 300-летию Петербурга, в мае 2003 г. на историческом месте была установлена точная копия этого монумента.
Богослужения в храме проводились до 1938 года. В 1942 году собор получил сильные повреждения – попаданием снаряда были разрушены главный купол и один из малых куполов.
В 1953 – 1957 годах собор был восстановлен. В его помещениях был открыт музей Полтавской битвы. В 1990-е годы при участии польских специалистов в соборе был проведен комплекс реставрационных работ и его внешний вид полностью восстановлен. Здание передали Государственному музею «Исаакиевский собор». В 1999 году в Сампсониевском соборе был открыт музей, по праздничным дням стали проводить богослужения.
http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=13

1709 г. 27 июня, в день преп. Сампсона Странноприимца, Петр I одержал под Полтавой над Карлом XII, королем шведским, победу, которую современники признали не только знаменитейшею в целом свете, но и чудесною. В благодарность Господу за эту победу, в конце 1709 г., по повелению Петра, был заложен и в 1710 г. освящен деревянный храм во имя св. Сампсона Странноприимца, на Выборгской стороне.
Указав это отдаленное от центра города место для церкви, государь определил устроить при ней общее городское кладбище, какого тогда в Петербурге еще не было: умершие погребались или у приходских церквей, или даже при собственных домах. К заведению общего кладбища для Петербурга понудила царя открывшаяся тогда в Петербурге смертность. По преданию, царь имел при этом следующее соображение: преп. Сампсон был странноприимец, и на Петербургской земле поселились странники, люди пришлые; пусть де они и покоятся под сенью Странноприимца. У Голикова читаем: «Его Величество прибыл в Петербург 23 ноября 1709-го года, занялся гражданскими делами, а между оных, в погребение странных и пришельцев заложил церковь св. Сампсона».
При открытии у церкви православного кладбища, рядом с ним было отведено место и для погребения христиан других исповеданий. Таким образом, все жители Петербурга должны были с 1711 г. погребать своих покойников на Сампсоньевском кладбище. Но жители Московской стороны, вследствие крайнего неудобства сообщения, особенно осенью и весною, с Выборгской стороной, продолжали хоронить покойников у приходских церквей. И по этому архимандрит Александроневской Лавры Феодосий, по особому распоряжению царя, предписал 19 июля 1719 г. причту Ямской церкви с прихожанами учредить при их церкви общее кладбище для умерших в Московской стороне города. В тоже время, причту Сампсониевской церкви с прихожанами предписывалось, чтобы «за места для погребения никаких плат не только с бедных, но и могущих не взыскивали, разве кто с вольного своего произволения, сам от себя, на церковное строение что даст, и то записывать в книги в приход и расход именно, и в погребении задержания никакого не чинить». 26 октября 1782 г. св. Синод, с утверждения императрицы Анны Иоанновны, указав новые места для погребения, предписал при Сампсониевской церкви хоронить только людей своего прихода. 1784 г. января 19 св. Синод опять разрешил хоронить всех на Сампсониевскомъ кладбище, что и подтвердил указом 23 окт. 1738 г.; но в конце прошлого столетия кладбище это было закрыто.
Когда деревянная церковь, в которой при Петре І происходило ежегодное торжество в память о Полтавской победе, пришла в ветхость, то в 1725 г., близ нее, был заложен каменный храм с 2 приделами. Храм сооружен попечением причта, купца Лапшина и частных лиц. В 1733 г. освящены приделы: правый — св. Архистр. Михаила 9 сентября, и левый — Иоанна Богослова 23 сентября; главный же алтарь во имя Сампсона Странноприимца окончен и освящен в 1740 г. 18 августа. Старая церковь, по указу свят. Синода, разобрана в 1737 г. На месте престола разобранной церкви поставлена каменная часовня и в ней есть плита, на которой вычеканен образ пресв. Троицы.
Настоящий храм, Византийской архитектуры, представляет собою продолговатый четвероугольник, с полукружием на восточной стороне для алтаря и с открытыми на северной и южной стороне наружными галлерями. На храме устроен глухой, деревянный, пятиглавый купол, а над главным алтарем — небольшая глава. Внутри храм делится каменною стеною на две половины: восточную и западную. Первая и есть собственно храм во имя преп. Сампсона; в западной же половине по обе стороны устроены приделы. В середине между ними, под аркою, вход в главный храм. Каменная колокольня, выходящая на проспект, соединена с храмом деревянною, крытою с каменными столбами, галерею. Храм и приделы его — теплые. Деревянные стены его внутри и вне оштукатурены.
По левую сторону колокольни находится каменная часовня, устроенная около 1800 г. С.-Петербургским купцом Рыбарецким. Причт Сампсоньевской церкви, когда было здесь кладбище, состоял из двух — трех священников, диакона, двух дьячков и пономаря. По упразднении кладбища здесь остались: священник, дьячок и пономарь. С 1863 г. причт составляют: два священника, диакон и два псаломщика. Причт содержится доходами за требы и 251 руб. 92 коп.- проценты с капитала в 5 223 руб., внесенного в разное время на поминовение умерших. Содержание причта ограниченно, потому что в приходе есть 5 церквей казенного ведомства.
При церкви находится земля, обнесенная каменной оградой, в количестве 10 000 кв. саж. План на землю, составленный городским землемером и рассмотренный петербургской городской управой, хранится при церкви с 16 января 1878 г. Кроме того, при церкви имеется план церковной земли, составленный в 1815 г. артиллерии штабс-капитаном Фирсовым. Половина церковной земли, до 5 000 кв. саж., отдается под огород и приносит церкви доходу до 450 руб. Другая половина занята церковью, домами причта и службами.
При церкви находятся три дома: два каменные, одноэтажные и один небольшой деревянный. В каменных живут причт и сторожа; одна комната отдается в наем; деревянный, находящийся на огороде, отдается в аренду огороднику. В 1882 г. с правой стороны церкви, построен трехэтажный каменный дом для причта и богадельни. Он построен на средства благотворителей.
Приход простирается до прихода Новосильцевской церкви, а по Неве — до прихода Николаевской церкви, на Черной речке. Большинство прихожан составляют рабочие на заводах и фабриках,но так как это народ пришлый, то числа их показать в точности невозможно. Коренных жителей можно насчитать до 120 душ муж. пола и до 130 женского.
13 октября 1874 г. учреждено при церкви благотворительное общество. Честь учреждения его принадлежит дейст стат. совет. М. Г. Петрову, пожертвовавшему 2 000 руб. Сперва общество выдавало бедным пособия и даровые квартиры. С 27 июня 1880 г. открыт и освящен каменный трехэтажный дом, построенный частью на средства общества, частью на пожертвования посторонних лиц, особенно Ильи Федуловича Громова. Часть дома занята старушками, до 20 человек, остальная отдается в наем. В 1714 г. купеческий человек Емельян Яковлевич Москвин построил при церкви богадельню для 10 чел. мужского пола. Это был первый пример благотворительного приходского учреждения в Петербурге. 5 июля 1721 г. церковный староста Негодяев просил св. Синод, чтобы ему разрешили построить здесь богадельню для лиц женского пола, а мужскую, как поставленную неудобно, перенести на другое, лучшее место. Негодяев построил богадельни, и в 1722 г. в них помещалось 20 старух, в 1738 г. 9 чел. мужского пола и 20 женского. В том же году „канцелярия от строений» распорядилась построить при Сампсониевской церкви две новые богадельни, вместо обветшалых. В 1734 году они и были закрыты.
Кроме кладбища в ограде, церкви Сампсона принадлежит другое кладбище с церковью св. Иоанна Богослова. В архиве духовной консистории за 1703 г. за № 5960 есть дело о приготовлении к освящению церкви, что на Выборгской стороне и о бытии священнику Алексею Антонову, доколе не освящена будет та церковь при Сампсониевской церкви. Кладбище находилось в полуторах верстах к востоку от церкви. Земля под оное была отрезана 21 августа 1774 г. от дачи тайного советника Теплова, в количеств 3 дес. 2 304 кв. саж. По упразднении Богословской церкви, кладбище включено в общую дачу Английской фермы, за которою и числилось до 1810 г. В этом году казенная палата продала его с аукциона мещан. Матфеевскому и купцу Шошкину. В 1841 г. отделена для городского кладбища земля из дачи купца Мейер. В 1842 г. земля эта поступила в ведение Сампсониевской церкви и состояла за нею до 1852 г., а потом отчислена к Спасобочаринской. Временная, назначенная городской думой комиссия устроила здесь сторожку и здание для часовни, но сторожка осталась необитаемою, а в часовне не было церковной утвари, и никаких богослужебных действий в ней не совершалось. Постепенно эти здания пришли в ветхость.
«Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).

Церковь преподобного Сампсона Странноприимца первоначально построена была деревянная в 1710 г. по повелению императора Петра I в память Полтавской победы. Нынешняя церковь каменная заложена была в 1728 г., а освящена в 1740 г. Престолов в ней три. При сей церкви находится каменная часовня.
Причт сей церкви состоит из двух священников, одного диакона и двух псаломщиков. Жалования священно-церковно-служители не получают, но кроме доходов от исправления церковных треб пользуются процентами с капитала, пожертвованного разными лицами в пользу причта на вечное поминовение.
К сей церкви принадлежат: два каменных трехэтажных дома, в которых помещаются вдовы и сироты церковного причта, и два каменных одноэтажных дома, из которых один отдается в наем, а в другом помещаются церковные сторожа. Земли при церкви, обнесенной каменной оградой, до 10 100 кв. саж. При церкви с 1874 г. существует приходское Благотворительное Общество.
Священник Сергей Павлович Успенский… в 1885 г. рукоположен в диакона, в 1888 г. рукоположен во священника… Священник Александр Иоаннович Преображенский… рукоположен во священника к Чернореченской Николаевской церкви, в 1892 г. перемещен к сей церкви…
Церковный староста Спб. I гильдии купец, потомственный почетный гражданин Николай Дмитриевич Егоров, состоит на сей должности с 1882 г. Сиротствующих 4.
«Краткие сведения о церквях и священно-церковнослужителях Санкт-Петербурга» — СПб.: типо-лит. Я. Кровицкого, 1895 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?