Выборгский район. Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Спасо-Парголовская) на Шуваловском кладбище.

В 1726 году земли севернее Озерков были пожалованы полковнику И.М. Шувалову, коменданту Выборга. Сыновья его Александр и Петр состояли в числе молодых дворян при дворе цесаревны Елизаветы Петровны, и в ночь на 25 ноября 1741 года участвовали в возведении её на престол. В 1758 году Петр Иванович пожертвовал значительную сумму на постройку в Шуваловском поместье деревянной церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа, которая была возведена в том же году. Эта церковь, в постройке которой принимал участие Ф.Б. Растрелли, сгорела в 1791 году. В том же году вдовой графа Андрея Петровича Шувалова по проекту Л. Руска была построена новая, также деревянная церковь, несколько в стороне от прежней. Её строительство велось под надзором управляющего шуваловскими имениями Боде. В церкви хранилась икона Успения Пресвятой Богородицы с частицами мощей Святых Андрея Первозванного и Василия Великого. Замечательна была также икона Святой Троицы, писанная в 1676 году в Великом Устюге.
При церкви в середине XVIII в. возникло кладбище. Здесь похоронены китаевед В.М. Алексеев, специалист по тибетской медицине П.А. Бадмаев, лингвист В.И. Чернышёв, футболист М.П. Бутусов, капитан советского ледокольного флота В. И. Воронин, литературовед В.А. Десницкий, химик, историк и искусствовед В.Я. Курбатов, скульптор В.В. Лишев, архитектор И.А. Монигетти, ориенталист Ф.И. Сарруф, певец Н.К. Печковский, почвовед К.Д. Глинка, химик А.Е. Порай-Кошиц, геолог В.П. Нехорошев, другие деятели науки и культуры, а также Герои Советского Союза П.А. Маркуца, Н.А. Зеленов, В.В. Хрустицкий. На Шуваловском кладбище — братские могилы советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Свыше 10 исторических захоронений находятся под охраной государства.
Каменная Спасо-Парголовская церковь заложена к северу от здания деревянной весной 1876 года и строилась на средства церковно-попечительского общества, представителем которого был граф Андрей Павлович Шувалов. Храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским Исидором 8 сентября 1880 года, при этом одновременно были освящены все три престола храма: главный — во имя Спаса Нерукотворного, правый — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а левый — во имя Святителя Николая Чудотворца. Здание церкви построено по проекту архитектора К. А. Кузьмина. Руководителем строительства стал настоятель церкви отец Александр (Налимов), чья могила находится ныне у восточного фасада церкви.
Храм построен в «русско-византийском» стиле, основной объем здания имеет форму греческого креста размером 29,8 х 17,1 метров. Пятиглавие церкви выделяется превалирующим объемом главного купола, окруженным четырьмя еле заметными свободно расставленными малыми главками на высоких барабанах. Здание храма имеет 12 окон. Высота церкви с крестом – 28,81 метра, высота встроенной в западную часть основного объема здания восьмигранной колокольни с куполом – 25,5 метра. Вместимость церкви составляет 1400 человек. В храм были перенесены иконы из деревянной Спасо-Парголовской церкви, большое количество икон было пожертвовано прихожанами храма. Спасо-Парголовская церковь никогда не закрывалась, богослужения в ней не прерывались и в годы Ленинградской блокады. Расположенный на высоком холме, храм белизной своих стен и голубизной куполов привлекает к себе особое внимание проезжающих по шоссе и жителей расположившегося здесь в последнее время большого микрорайона. В 2003 г. была обновлена позолота иконостаса в правом приделе Покрова Божией Матери, на колокольне храма отреставрирован ярус звона. Здесь вновь развесили колокола, в том числе четыре новых. Главный колокол весит 640 кг, на нем отлит герб Санкт-Петербурга. Это один из самых больших колоколов в Петербурге, если считать вновь отлитые.

Село 1-е Парголово находится в 8 верстах от Петербурга и в версте от Шувалова, станции Финляндской железной дороги. Кроме 1-го Парголова, есть еще 2-е и 3-е, расположенные в трех верстах от церкви. Название Парголова, по преданию, объявляют от слов Петра I „пар в голове». Говорят, что сражаясь здесь со шведами, Петр однажды почувствовал, что у него закружилась голова и он не мог мыслить и соображать, почему он сказал окружавшим его военачальникам: „у меня пар в голове».
Первое Парголово, с церковью, стоит при большой Выборгской дороге, у небольшого озера, называемого Парголовским или Суздальским по имени села, которое, в старину, в отличие от 2-го и 3-го Парголова, называлось Суздальской слободой, а те две деревни — Большой и Малой Вологодской. Крестьяне, живущие здесь, переселены сюда при Екатерине II из Вологодской губернии.
Название прихода Шуваловским — есть позднейшее. Оно произошло от селения Шувалова, прилегающего к церкви со стороны города. Гористая, песчаная местность зтого поселения, со склонами к двум озерам, покрытая сосновым лесом, прежде принадлежала графу Шувалову, начавшему заселять ее дачниками в 70-х гг. В 1875 — 1876 гг. эту местность приобрела компания богатых дачников и здесь образовалось поселение с десятками улиц и сотнями дач.
Церковь стоит на горе, налево от дороги, при начале 1-го Парголова. Гора покрыта лесом и занята кладбищем. Из бумаг, хранящихся в главной конторе графа Андрея Павловича Шувалова, видно, что церковь существует здесь с 1758 года. Она была небольшая, деревянная, во имя Нерукотворенного Спаса и была построена на счет графа Петра Ивановича Шувалова. Она сгорела 31 мая 1791 г. На месте ее, в том же году, построена другая, также деревянная. Она стояла 40 саженями ближе к селу и была построена вдовою графа Андрея Петровича Шувалова — Екатериною Петровною. Эта церковь сохранилась до ныне. Антиминс ее освящен в 1859 г. епископом Агафангелом. Постройка церкви производилась под надзором управляющего имением г. Боде. Храм этот, по его ветхости и маловместимости, предназначен к сломке.
Рядом со старою деревянною церковью существует нынешняя каменная, заложенная 11 июля 1876 года. Устройство этой церкви есть дело усердия прежнего настоятеля, священника Александра Александровича Налимова. Храм построен архитектором Константином Алексеевичем Кузьминым за 62 000 руб. Главными жертвователями были крестьяне и, отчасти, дачники.
Храм освящен митрополитом Исидором 8 сентября 1880 г., при настоятеле о. Василие Юнаковском; средний престол его посвящен Нерукотворенному Спасу, правый — Покрову, левый — св. Николаю Чудотворцу. Положенные в храм антиминсы освящены в день освящения главного алтаря. Храм может вместить до 850 человек; вместе с папертью он имеет форму греческого креста и выстроен в русско-византийском стиле. Глубина фундамента храма 6 аршин; из них 4 аршина составляют глубину склепов. Углы фундамента укреплены контрфорсами. Длина храма 14 саж.; ширина 8 саж.; высота с крестом 137 саж. Большой храм с 12 окнами и 4 главками; колокольня восьмигранная, с 4 открытыми арками и с куполом с 4 главками; высота с крестом 12 саж. Все драгоценности прежнего храма перенесены в нынешний.
В последнее время частные лица пожертвовали в церковь серебряные вызолоченные сосуды, плащаницу малинового бархата, шитую золотом, полное священнослужительское облачение, стоящее 700 руб., небольшое евангелие в серебряном окладе и крест, стоящие 450 руб. Плащаницу пожертвовал г. Егузинский. При церкви есть библиотека. Метрические записи хранятся с 1769 года.
Причт всегда состоял из священника, дьячка и пономаря. Церковь содержится на кошельковую и свечную сумму. Причт помещается в каменном доме, выстроенном графом Шуваловым. Просфорня помещается на отдельной квартире. До 1851 г. причт содержался на средства помещиков: священник получал от графа Шувалова 1000 руб. асс. в год, 300 пуд. сена, 6 кулей овса, женщину для работ и постоянного кучера; от графа Левашева 75 руб. асс., 75 пуд. сена, 2 куля овса, 2 куля ржи. Причетники получали по 150 руб. асс. Так как этого содержания при тогдашней дешевизне было достаточно, то штатное жалованье положено было здешнему причту неполное. С 1851 г. помещик, вместо прежних 1 000 руб. асс., сена, овса и пр., стал давать причту жалованье одними деньгами, в 70-х гг. и это жалованье было уменьшено. Кроме жалованья от помещиков и казенного содержания по штату 5 класса, причт пользуется платою за исправление треб.
Вследствие развития дачной жизни, плата эта довольно значительна, но, будучи случайною, она не можетъ давать причту обеспечения прочного и постоянного, какое мог бы он получать от земли в количестве полагаемых по штату 33 десятин. Хотя и была отведена в 1859 г. земля для причта, мерою в 33 десятины, но из этого количества нет ни одной десятины ни пахатной, ни сенокосной. Это земля болотистая, частью торфяная или покрытая мхом. Как неудобная для возделывания, она остается впусте.
Причт пользуется процентами с капитала в 821 руб., положенного в разное время на вечное поминовение лиц, погребенных при церкви. Приход составляют две мызы: Шувалова и Левашова и 8 деревенъ: 1-е, 2-е и 3-е Парголово, Каболовка, Ижора или Старожилов, Заманиловка, Новоселки и Крапчелки. Почти все эти деревни расположены по холмистой местности и своим красивым местоположением привлекают множество петербургских дачников. В приходе находится шесть небольших озер и значительное количество леса, принадлежащего Левашеву и Орлову-Денисову.
Прихожане — русские и немного финнов, говорящих по-фински и по-русски. Они занимаются, преимущественно, услугами дачникам, и доходы с дач составляют для них важнейшее средство содержания. Только в Новоселках, Крапчелке и отчасти в 3-м Парголове занимаются земледелием и скотоводством, преимущественно разводят картофель, брюкву, редьку и клубнику. Собственных покосов и пастбищ они не имеют, а берут эти поля у помещиков в аренду. Зимой и осенью крестьяне возят в Петербург песок, молоко и сливки, занимаются очисткою дворов и выгребных ям. Женщины зимой и осенью занимаются пряжею ниток и приготовлением холста. Число прихожан по клировым ведомостям 1883 г. муж. пола 1033, жен. 1198.
Первая школа в здешнем приходе открыта была в 1863 году, в 3-м Парголове, при волостном правлении, и преподаванием в ней занимался волостной писарь. В 1874 г. крестъяне устроили для школы особое помещение, а земство назначило в нее учительницу. В этой школе ежегодно учится до 60 человек. В 1876 г. открыта школа в 1-м Парголове, а с 1878 г. она находится в особом здании, близ церкви. Число учащихся в ней доходило до 115 человек. В ноябре 1882 г. крестьяне деревни Новоселки устроили у себя домашнюю школу, в которой учится до 33 человек. Во всех школах уроки Закона Божия преподает священник. Ученики школ, ближайших к церкви, участвуют в церковном пении и прислуживают в алтаре.
Прихожане усердно соблюдают уставы церкви и охотно посещают храм Божий, исключая летнее время, когда они заняты около своих дач или развозят дачников от железной дороги или на разные прогулки. Крестные ходы совершаются: 6 января и 1 августа на воду и 9 мая — по деревням. Последний установлен в память холеры. Он совершается по улице, на которую крестьяне выставляют столики с хлебом — солью и с иконою. Пред столиками служатся краткие молебны.
Приходское попечительство учреждено в 1871 г. священником Василием Головиным. Первоначальною целью оного было изыскание средств на построение нового храма. Членами его, кроме причта, состояли влиятельнейшие из крестьян. Председателем его единодушно избран князь Павел Андреевич Воронцов. Непременными членами его состоят: священник, диакон, церковный староста, волостной старшина и 15 человек прихожан. В числе членов находится также граф Михаил Андреевич Шувалов. После построения храма попечительство имеет целью подавать неотложную помощь бедным и несчастным прихожанам Спасо-Парголовской церкви.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 8, Санкт-Петербург, 1884 г. Типография Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36)

Ныне существующий каменный Спасо-Парголовский храм был заложен 11 июля 1876 года. Храм был освящён митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 8 сентября ст.ст. 1880 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. Проект Спасо-Парголовского храма был создан гражданским инженером Константином Алексеевичем Кузьминым. Храм построен в византийском стиле.
Однако история прихода в Шувалово началась намного раньше. Поселение Парголово существовало уже в начале XVI века (упоминается в переписных окладных новгородских книгах, которые велись для сбора и учёта податей), но оно находилось в то время значительно севернее места, где стоит храм.
В первой половине XVIII века эти земли были пожалованы как майоратное владение (не подлежащее продаже и передаче) графам Шуваловым, которые перевезли сюда часть крестьян из своих имений в средней полосе России. Тогда в районе будущего храма возникла Большая Суздальская слобода, названная по происхождению крестьян (из Суздальской губернии). Ныне об этом напоминают нам названия: Суздальские озёра и Суздальский проспект. Именно здесь, в Суздальской слободе, на самой высокой точке горы у большого озера и был возведён на средства графа Петра Ивановича Шувалова в 1754-1755 годах первый деревянный храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя. На его освящении 7 сентября 1755 года присутствовала Императрица Елизавета Петровна. Со времени существования первого храма и до строительства храма каменного причт состоял из священника, дьячка и пономаря. Первым священником нового храма стал отец Иоанн Дмитриев, который перешёл в него для служения по приглашению графа П.И. Шувалова «от Троицкой церкви, что в Галерной гавани». После строительства храма Большая Суздальская слобода стала именоваться Спасским селом. Первый храм простоял недолго и сгорел от удара молнии 31 мая 1791 года. На его месте была сооружена каменная часовня из красного кирпича, которая стоит и поныне, в настоящее время реставрируется.
В следующем году на склоне холма, чуть ближе к селу, на средства графини Екатерины Петровны Шуваловой, урождённой Салтыковой, по проекту известного архитектора Луиджи Руска был сооружён новый деревянный храм. Облик второго храма на горе над озером был запёчатлён на рисунке 1825 года художника Г.Г. Чернецова, о храме упоминает А.С. Грибоедов в очерке «Загородная поездка», опубликованном в газете «Северная пчела» от 26 июня 1826 года:«Разного рода мысли и чувства возбуждает, несколько вёрст далее, влево от большой дороги, простота деревенского храма. Одинок и построен на разложистом мысе, которого подножие омывает тихое озеро».
Ещё в 30-х годах XIX века сюда из Санкт-Петербурга приезжали дачники, снимавшие на лето крестьянские домики. Вторая волна «дачного бума» пришлась на 1960-е годы. Село Спасское, которое тогда называлось уже Первым Парголовым, из всех окрестных поселений стало самым «фешенебельным». По соседству с ним возникают дачные местности Шувалово и Озерки. В 1870 году открывается Финляндская железная дорога, а в 1877 году графы Шуваловы, ввиду затруднительного финансового положения, получают Высочайшее Разрешение на продажу части своего майоратного имения «Товариществу на паях для устройства дачных помещений в Шувалове». К этому времени деревянный храм, построенный для крестьян, уже обветшал и, главное, не мог вмещать всех нуждающихся в церковном окормлении. Каменный храм, проект которого был создан гражданским инженером Константином Алексеевичем Кузьминым, был заложен 11 июля 1876 года.
Новый парголовский храм строился под руководством церковно-приходского попечительского общества, председателем которого был Светлейший Князь Павел Андреевич Воронцов-Шувалов. Сооружался храм на средства крестьян и дачников, собравших около 70 тыс. рублей. Старый деревянный храм был сохранён, а позже (в 1885-1886 гг.) отремонтирован под руководством того же К.А. Кузьмина и заново освящён во имя св. благоверного князя Александра Невского. После 1930-х гг. его использовали только для отпеваний, постоянные богослужения возобновились в нём в 1967 году, после того, как была снесена Троицкая церковь в Лесном.
В новый храм из старого были перенесены древние святыни, как привезённые крестьянами графа Шувалова из средней России, так и пожертвованные прихожанами: резная из мамонтовой кости икона Успения Божией Матери XVI века; икона Троицы 1678 года, с указаниями фамилий крестьян, переехавших к нам из Суздальской губернии; резной кипарисовый Крест с изображениями Страстей Господних и двунадесятых праздников; старинная икона Всех Святых с шестью частицами мощей. К сожалению, большинство этих святынь ныне утеряны.
Основателем и строителем каменного Спасо-Парголовского храма является протоиерей Александр Александрович Налимов, служивший в деревянном храме с 16 мая 1871 года. В 1877 году он был назначен помощником благочинного, а в 1878-1879 годах был благочинным Заречного округа. О. Александр заканчивал строительство Спасо-Парголовской церкви, будучи уже больным, а ко времени её освящения находился за штатом. Умер 6 апреля ст. ст. 1883 года. Погребён у главного алтаря храма. Его сын, владыка Николай, в бытность свою архиепископом Финляндским и Выборгским в 1899-1905 годах часто служил в храме.
Новый трёхпридельный, рассчитанный на 850 человек, Парголовский храм Спаса Нерукотворенного Образа, построенный в византийском стиле, был освящён митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 8 сентября ст. ст. 1880 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. Боковые приделы были освящены: южный – в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, а северный – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Четыре раза в год отмечаются в храме престольные праздники: 29 августа – в день иконы Спаса Нерукотворенного Образа (центральный придел); 14 октября – в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы; 22 мая и 19 декабря – в дни памяти Святителя и Чудотворца Николая. Изящный белый храм с двумя голубыми куполами стал украшением окрестностей.
Приход Спасо-Парголовского храма был весьма обширен, и включал в себя парголовских и шуваловских жителей, а также живущих у Поклонной Горы и рядом с Успенским (ныне Северным) кладбищем. К приходу были приписаны церковь Петра и Павла в Шуваловском парке (построена в 1840 г. по проекту арх. А.П. Брюллова, освящена 27 июня 1846 г.), часовня во имя Александра Невского на Вокзальной горе (у Выборгского шоссе, постр. в 1881 г., рядом – памятник императору Александру II) и часовня в дер. Новосёлки. 9 (22) мая ежегодно устраивался большой крестный ход по окрестным деревням.
Храм на горе надолго оставался единственным духовным центром стремительно развивающейся дачной окраины столицы. При храме имелась библиотека, где хранились метрические книги, самые ранние записи в которых датировались серединой XVIII века. Священники храма являлись законоучителями окрестных земских крестьянских школ, две из них (I Парголовская и Шуваловская) находились совсем рядом с храмом. Сохранилась фотография молебна, открывающего праздник в пожарной части I Парголова, находившейся в двух шагах от храма. В начале XX века при храме существовало церковноприходское попечительство, ежемесячно помогавшее деньгами двадцати беднейшим семьям прихода; на великие праздники раздавались денежные и продуктовые подарки более чем на 700 руб; проводились мероприятия по борьбе с холерой. За счёт церкви «неимущим школьникам, путешествующим и дровосекам в лесу до 80 человек за месяц раздавался чай и сахар», и каждый месяц 300-400 человек из «безработного и проходящего люда» были накормлены обедом. Председателем попечительства являлся настоятель прихода.
Когда возникло окружающее храм Шуваловское клабище — в точности неизвестно. Протоиерей Василий Петрович Юноковский утверждал в 1910 году (видимо, исходя из метрических книг), что первое захоронение было произведено здесь в 1769 году. Ныне самой старой из существующих могил считается могила Елизаветы Михайловны Кассель, умершей в 1843 году. Бытует мнение, что кладбище во всё время своего существования оставалось непопулярным и малозаметным. Однако это не так. Уже в XIX веке здесь хоронили лиц знатного происхождения и священнослужителей. Так, до революции здесь были похоронены статс-секретарь Государственного Совета В.А. Железников с супругой; сенатор, генерал-лейтенант, наказной атаман Оренбургского казачьего войска, Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор Г.В. Жуковский; протоиерей церкви при доме градоначальника о. Пётр Симеонович Никольский; протоиереи о. Феодор Лекарев, о. Иоанн Ветвеницкий и другие священнослужители; представитель старейшего дворянского остзейского рода O.K. фон Беренс; П.Н. Бодиско, урожд. графиня Нирод; одна из первых в России женщин-врачей А.Н. Жегина, архитектор, академик И.А. Монигетти и другие.
На рубеже XIX и XX веков храм уже не мог вмещать всех приходивших богомольцев. В летние праздники: на Троицу, Преображение вокруг него стояли толпы народа. Было решено построить ещё один храм у Поклонной горы. 4 мая 1904 года при участии св. прав. Иоанна Кронштадтского была освящена новая Свято-Троицкая церковь в Озерках (ныне — баптистская).
В годы советской власти Спасо-Парголовская церковь оставалась одним из немногих никогда не закрывавшихся храмов епархии. На сегодняшний день известно трое клириков прихода, принявших мученический венец от богоборческих властей. Это настоятель храма, протоиерей Алексей Грацианов, арестованный и высланный в Астрахань в 1935 году, умерший в заключении; протоиерей Николай Краснопевков, который был сыном диакона храма, о. Михаила Краснопевкова и служил здесь с 1918 по 1931 год, он был арестован в 1937 году и погиб в концентрационном лагере на Колыме; настоятель храма протоиерей Стефан Черняев, расстрелянный в Ленинграде 12 ноября 1937 года. Исповедниками веры, пережившими гонения за имя Христово были о. Владимир Шамонин, настоятели протоиерей Филофей Поляков, Александр Мошинский и, вероятно, другие.
Во время Великой Отечественной войны храм стал утешением в скорбях всем страждущим от голода и лишений. Подтверждением этому служит медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», которой был награждён блокадный настоятель протоиерей Александр Мошинский. В конце войны, в 1944 г. в храм был назначен в качестве штатного священника исповедник, опытный пастырь, подвижник и поэт протоиерей Владимир Шамонин, память о котором трепетно хранится в нашем приходе. Происходил из дворян. Родился в Орле. За сочувствие волнениям 1905 года был отчислен из юнкерского училища, попал в Петропавловскую крепость, но раскаялся и по поручительству столичного митрополита Антония (Вадковского) поступил в Духовную Академию. Служил в с. Покровское (ныне ст. Войбокало), потом в Феодоровском соборе, был настоятелем в Николо-Барградском храме, известном тогда на всю столицу чудотворной иконой Божией Матери «Скоропослушница», в храме св. Бориса и Глеба на Синопской набережной. В 1933 году арестован, провёл несколько месяцев в тюрьме, затем выслан на Дальний Восток. В 1937 году был возвращён из ссылки, без права проживания в крупных городах. Смог вернуться в Ленинград и к служению лишь в конце войны. Вначале, по разрешению о. Александра Мошинского до воссоединения с семьёй жил в сторожке при храме. Похоронен о. Владимир вместе с матушкой недалеко от стен Спасо-Парголовской церкви у дороги, объединяющей оба храма.
В 1950-е годы в храме часто совершались архиерейские богослужения с участием епископов Симеона (в миру Сергея Ивановича Бычкова), ректора Ленинградских Духовных школ и Романа (Романа Йоханновича Танга). Епископ Лужский Симеон служил в храме ещё до архиерейской хиротонии в 1937-1938 и в 1941-1942 гг. в качестве священника. С нашим настоятелем о. Александром Мошинским его связывали дружеские отношения. И похоронены они у стен Спасо-Парголовской церкви почти рядом. Владыка Роман был сначала епископом Таллинским (1950-1955 гг.), затем Лужским (до 1956 г.), обе эти кафедры являлись Ленинградскими викариатствами.
В 1954 году территория Первого Парголова вошла в городскую черту, храм перестал относиться к Пригородному благочинию. В 1970-е гг. к храму приблизилась городская застройка. Деревянные дома по правой стороне Выборгского шоссе были уничтожены. Храм стал настоящим городским храмом. Именно в эти годы (с 1976 г.) сюда вернулся замечательный пастырь, протоиерей Василий Лесняк, служивший здесь ещё в 1952-1957 годах.
https://happy-school.ru/publ/nash_khram/istorija_khrama/spaso_pargolovskij_khram_v_sankt_peterburge/206-1-0-1487

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?