Выборгский Преображенский собор находится на южной стороне города Выборга и алтарем обращен на юго-восток. Прежде он стоял внутри древней крепости, обнесенной со всех сторон высоким земляным валом, обшитым снаружи рваным диким камнем. Этот вал, после крымской войны, по ходатайству городского начальства, во многих местах ныне уничтожен и на месте его красуются бульвары и обширные строения, каменные и деревянные. Через это самый город распространился и слился с форштадтами Петербургским и Выборгским. Таким образом, собор находится в самом центре распространившегося города. Хотя он находится в нижней части города, но помещен посреди лучшей площади, которая названа Екатерининскою, вероятно, от находящейся вблизи лютеранской церкви св. Екатерины. Площадь эту окружают лучшие здания города, как то: императорский выборгский гофгерихт (надворный суд), с отдельным домом для президента, городская ратуша, лютеранская кирка и казармы, перед которыми устроена площадь для военных парадов, а подле лютеранской церкви — сквер для прогулки жителей.
По некоторым церковным бумагам видно, что Выборгский собор до 1788 года назывался Рождественским, но трудно определить, где этот собор находился. Говорят, что когда Выборг был покорен Петром Великим и когда здесь, кроме воинских команд, стали поселяться и другие лица, преимущественно из торговцев и промышленников, тогда для них и был построен первый в Выборге православный храм, но он не был новым зданием, а только был переделан из каменной лютеранской кирки, также обращенной из католического костела. Находилось это здание на северной части города.
Народное предание можно подтвердить следующим письменным свидетельством. В записках Болотова (Русская Старина 1870 года, стр. 116) читаем: «Город Выборг разделяется на две части: одну небольшую часть составляет старинная крепость, наполненная довольно изрядным немецким каменным строением и имеющая внутри себя несколько кирок и церквей. Одна, наизнаменитейшая из них, превращена была в нашу церковь и была соборная.» От этого здания доныне сохранились: часовня и брандвахтенная городская каменная башня, бывшая колокольня Рождественского собора, а отделение провиантского магазина, находящееся в нескольких саженях от башни, есть часть самого храма. Вероятно, по построении нового храма в 1788 году этот временный храм упразднили, здания передали в казенное ведомство, а иконы и церковную утварь — в новоустроенный собор.
Собор Преображенский, устроенный из кирпича, на гранитном фундаменте, сооружен в 1788 году, по Высочайшему повелению, на казенную сумму. Но в разные времена собор подвергался перестройкам. Главная часть соборного здания прежде отделялась совершенно от колокольни и представляла вид малого креста. Колокольня осталась в прежнем виде. Она делится на 3 яруса и высота ее, от основания до креста, более 35 сажень. В третьем ярусе прежде были часы, но когда механизм часов испортился, а на поправку его собор не имел средств, то при последнем исправлении собора, с разрешения епархиального начальства, часы были уничтожены, механизм продан и вырученные от продажи деньги обращены на издержки по исправлению собора.
Когда с увеличением числа православных жителей Выборга храм оказался тесным, тогда по просьбе причта и прихожан в 1817 г. на переделку собора было отпущено 44 915 руб. 65 коп. асс. из капиталов бывшей комиссии духовных училищ. На эту сумму собор был совершенно исправлен по плану инженера генерал-майора Сулимы: именно уничтожены хоры, которые стояли на гранитных колоннах и занимали очень много места; кроме того, через возведение новых боковых стен, также через устройство потолка и кровли, колокольня соединена с самим храмом. Тогда же, с благословения митрополита Амвросия, перенесен в новоустроеный храм придел во имя святителя Николая, помещавшийся в весьма тесной южной нише прежнего храма; в прибавленной части храма устроены две печи. При совершенной таким образом переделке храм представил вид продолговатого креста, а внутри разделился на две части; на теплую, между колокольнею и прежним храмом, и на холодную или самый храм. Между частями храма устроена большая створчатая стеклянная дверь. Зимою богослужение совершалось в теплом приделе св. Николая, а летом, по снятии стеклянной двери, служили в главном приделе Преображения Господня.
В 1826 году, по указу с.-петербургской консистории от 21 июня за № 1594, устроен в теплой части храма, на северной стороне, придел во имя Богородицы „Всех скорбящих Радости» тщанием прихожан и церковного старосты, купца Стахия Александрова.
В 1852 г., когда по случаю вооружения крепости число воинских команд в городе увеличилось, тогда теплое отделение храма оказалось тесным, особенно в большие праздники, кроме того, по указаниям офицеров, стены теплого отделения во многих местах потрескались, сделали заметный уклон наружу и угрожали падением. Тогда, при тщательном исследовании повреждений собора, военный генерал-губернатор Финляндии, князь Меншиков ходатайствовал о выдаче суммы, потребной на исправление собора. Сумма была отпущена из государственного казначейства и в 1861 г. приступили к заготовке нужного материала, а к 1866 г. работы были уже окончены. В теплом отделении сделали стрельчатый свод на четырех колоннах, приделы перенесли в боковые ниши главной части храма и через устройство в разных местах печей весь собор сделан теплым. В последние годы собор обнесен чугунною решеткою на восьмиугольной ограде из тесаного гранитного камня. В ограде разведен сад.
При соборе есть небольшая библиотека, которою пользуются члены причта и прихожане, так как книги приобретаются на церковные деньги. Библиотека помещается в ризничном шкафу. Церковный архив находится частью в библиотечном шкафу, частью в особом помещении, под колокольнею. Хозяйственные документы хранятся в церковном сундуке. Сюда относятся: план и фасад прежнего и план новоисправленного собора; купчая крепость, страховые бумаги и другие документы на церковный дом; план и фасад Никольской часовни; документы на отведенное магистратом место в Ристмяки для приходского кладбища и пр. Церковные документы существуют при соборе с разных годов, именно: метрические книги с 1799 г., исповедные с 1805 г. , обыскная с 1807 г., приходорасходные с 1809 г., брачные и другие документы с 1810 г.
Причт соборный в прежние годы состоял из протоиерея, 2 священников, диакона и 4 причетников. В 1829 г. одно место причетника заменено вторым диаконом, на причетническом окладе. В 1871 г. место 2 диакона, по резолюции высокопреосвященного Исидора, упразднено, а содержание его разделено между наличными членами причта. По штату 2 августа 1823 г. причту полагается следующее из финляндских штатных сумм жалованье: протоиерею 1 285 руб. 80 коп., священникам по 385 руб. 80 коп., диакону 300 руб., причетникам по 214 руб. 30 коп., просвирне 64 руб. 30 коп. Доходов за исправление треб получается до 1 500 руб. в год. Из каждой сотни получаемых рублей протоиерей получает 30 руб., священники по 20, диаконъ 12, три причетника по 6 рублей. Земли у причта не имеется. Такое содержание причта нельзя признать обеспеченным, если сообразить при этом, что духовенство, по финляндским законам, обременено налогами наравне со всеми городскими обывателями, имеющими недвижимую собственность. Этих налогов в 1873 г. каждый священник заплатил до 30 руб. слишком, протоиерей значительно более, причетники до 10 рублей и т.д.
К выборгскому Преображенскому собору принадлежат все православные жители Выборга и обоих его форштадтов, исключая военных, состоящих на службе. У них свои церкви и причты. К соборному же приходу принадлежат православные, живущие по окрестным мызам на расстоянии 10 — 40 верст от Выборга. Прихожане большею частью русские, немного карел; есть и природные финны, перешедшие из лютеранства. Число всех прихожан простирается до 1 800 душ обоего пола. Прихожане — преимущественно торговцы; есть между ними люди, достаточно развитые: многие из них, кроме русского, знают финский, шведский и немецкий языки. В существующих здесь училищах, именно в гимназии и в двух школах — мужской и женской, духовенство православное преподает закон Божий детям православных прихожан, оно же учит закону Божию и детей, учащихся в частных школах и пансионах. Уставы церкви прихожане соблюдают усердно; по праздникам исправно ходят в церковь; кроме крестных ходов на воду в Крещенье, в Преполовение и 1 августа бывает еще крестный ход из собора в приписную Ильинскую церковь 20 июля.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 4, Санкт-Петербург, 1875 г. Напечатано в типографии Департамента Уделов (Литейный проспект д. № 39)
Выборгский соборный храм во имя Преображения Господня был построен по указу императрицы Екатерины II и на казённые средства. К началу ХVIII века ни в Выборге — население которого в основном составляли шведы и финны, — ни в его окрестностях не было ни одного православного храма. Ближайший находился в ста километрах — в Рауту, некогда бывшем центром Ровдужского погоста Карельского уезда Водской пятины. В Выборге потребность в православной церкви со всей настоятельности появилась сразу же после взятия города в июне 1710 года. Население Выборга быстро стало «русеть» за счёт военных, чиновников, торговцев. Новые жители хотели бывать за воскресными и праздничными обеднями, венчаться и крестить детей. Но первое — довольно продолжительное время им приходилось довольствоваться полотняным Петропавловским храмом. В нач. 1720-х годов для них оборудовали храм из полуразрушенной во время осады лютеранской кирхи. И лишь в 1787 году, во исполнение предначертания императрицы Екатерины («Предписать Сенату Нашему, дабы от одного кому следует подтверждено было: сооружение соборной в Выборге церкви, на той самой площади, на которой должны быть расположены присутственные места, также губернаторский и вице-губернаторский дома и гостиный двор»), был заложен Преображенский собор, ставший впоследствии кафедральным.
Сумма на построение выборгского собора была отпущена из казны, проект его подготовил Н.А. Львов, по нему губернский архитектор Иоганн Брокман сделал необходимые чертежи и эскизы внутреннего убранства будущего храма. Иконы для иконостаса писал Михаил Мануилович Уткин. Постройку производил подрядчик Яков Лунд, и к августу 1790 года Преображенский собор был готов к освящению, каковое и состоялось в праздник Покрова Пресвятой Богородицы (любопытно, что и заложили храм тремя годами ранее именно в этот день). Освящал собор выборгский протоирей Василий Фёдоров. Обустройство собора продолжалось впрочем, ещё несколько лет. Его первоначальный проект не предусматривал, например, собственной колокольни: ею призвана была служить Часовая башня, находящаяся в пределах пешей доступности от Преображенского собора, такая «разорваность» церковного ансамбля создавала много неудобств, и в 1793 году была спректирована, а в 1795-1796 годах построена новая соборная колокольня. Поставленная с западной стороны храма и соединённая с ним впоследствии трапезной частью, она изменила замысел Львова, видевшего выборгский собор равноконечным крестом в плане. Крест стал продолговатым, вытянутым по оси восток-запад. Одновременно благоустраивался собор и изнутри. Так, в 1793 году он получил бронзовое паникадило, изготовленное на средства настоятеля о. Василия Фёдорова и майора И.С. Семёнова. Паникадило в числе немногих элементов первоначального убранства сохранилось в храме до сего дня.
В 1810 году выборгский собор Преображения Господня стал центром празднования 100-летнего юбилея «покорения здешнего города под Российскую Державу». На протяжении ХIХ века собор ещё не раз переживал различные переустройства и ремонты. В 1826 году в нём был устроен ещё один придел — в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1860-е годы стены собора укрепили и все помещения сделали тёплыми. Наконец, в 1880-е годы была увеличена алтарная часть и расширено основание колокольни таким образом, что по обе стороны от входа в неё образовались двухэтажные пристройки, необходимые для администативных и хозяйственных и хозяйственных нужд. С 1859 года, когда было учреждено Выборгское викариатство Санкт-Петербургской епархии, Преображенский собор стал кафедральным, а с преобразованием викариатства в самостоятельную Финляндскую и Выборгскую епархию (1892) — её главным соборным храмом.
В 1937 году Преображенский собор отпраздновал 150-летие со дня своего основания. Даже удалось произвести покраску стен и крыш, исправление дымоходов и водосточных труб, был поновлён интерьер. В феврале 1940 года Красная армия прорвала линию Манергейма и к марту подошла к Выборгу. Многие жители тогда эвакуировались в центральные районы Финляндии. Эвакуировали и причт Преображенского собора, причём из храма, ввиду приближения красных, были вывезены почти все святыни. Многие из них теперь хранятся в Музее церковного искусства в Куопио при православном храме свт. Николая. Финны использовали собор во время войны как склад трофейного оружия. Вот что писал отец Вениамин (Ставровский), назначенный настоятельствовать в Выборгский собор после Великой Отечественной войны: «В Великую Отечественную войну финны совершенно опустошили собор внутри: в нём осталось лишь несколько дверей и рамы в окнах купола, а из церковных предметов — только крупные иконы главного иконостаса; остальное всё было похищено или погибло. Пол частично оказался взорванным, своды среднего нефа и колонны лишились штукатурки». Центральный престол Преображенского собора освятили после необходимых ремонтных работ 18 марта 1948 года, а к осени 1949 года были готовы и приделы. С этого времени и до сего дня собор остаётся действующим.
Приглядевшись к архитектурным деталям, алтарной и боковым полукружиям храма, можно заметить, что далеко выступающая алтарная апсида с двумя окнами практически лишена каких-либо украшений, кроме креста и карниза. Зато над ней мы видим полукруглое окно, возвращающее нас к первоначальному — палладианскому — проекту Львова. Впрочем, надо отметить, что план не предполагал полукруглой апсиды, алтарь должен был иметь прямоугольную в плане форму. Теперешний свой вид апсида приобрела в хоже одной из позднейших перестроек собора. Боковые полукружия, в отличие от алтарной части, — изначальные. Неброское изящество им придают круглые окна со сдержанно-рокайльным оформлением. На месте прямоугольных окон под ними по плану Львова должны были располагаться дополнительные входы в собор. Что касается трапезной, то её длина, соединяющая «старый храм» с колокольней, примерно равна протяжённости основного объёма с запада на восток. Постройка её была связана с совершенно утилитарными соображениями. Об украшении этого «коридора» не заботились, что, быть может, и неплохо: во всяком случае, не перетягивает внимание на себя. Часы на 75 метровой соборной колокольне выглядят как нельзя более уместно. Между тем долгое время она обходилась без них. Установленные в конце ХVIII века, в ХIХ столетии они пришли в негодность, и решено было не исправлять их, а собранную на ремонт сумму употребить на обновление и украшение собора. Вновь часы на колокольне появились лишь в 2012 году.
В теперешнем своём виде собор имеет в плане форму продолговатого креста. Четырёхгранное покрытие основной части собор получил в ходе ремонта 1860-х годов. Тогда же появились луковичные главки над куполом и колокольней. В соборе три престола — центральный в честь Преображения Господня, северный в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и южный во имя свт. Николая Чудотворца.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №231, 2017 г.
Над настенными росписями Спасо-Преображенского собора работал выдающийся художник Савва Васильевич Постемский (1825-1894). Некоторые из них — например, изображения апостолов Петра, Павла, Луки и Марка — можно увидеть и в наши дни.
Из журнала: РЖД Журнал для пассажиров/Выборг. Целая история/Сентябрь/2022
Выборгский Преображенский собор формально в 1859-1892 гг. считался кафедральным собором епископов Выборгских, викариев С.-Петербургской епархии, затем стал кафедральным собором самостоятельной Финляндской и Выборгской епархии. После получения Финляндией независимости и превращения Финляндской епархии в автономную церковь Константинопольского патриархата, собор в 1935 г. стал кафедрой правящих епископов Выборгских Финляндской автономной церкви. Вслед за тем, как Выборг вошёл в состав СССР, Преображенский собор был передан «в бесплатное пользование» общине верующих, приехавших в город из внутренних областей Союза. В 1962 и в 1976-1984 гг. в Ленинградской епархии существовало Выборгское викариатство, и собор вновь, как и в XIX в., стал кафедральным храмом викарных епископов.
В 1905-1917 гг. Преображенский собор Выборга служил кафедральным храмом архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского) — будущего патриарха Московского и всея Руси, а в 1976-1984 гг. — архиепископа Выборгского Кирилла (Гундяева) — нынешнего патриарха.