В декабре 1911 года сатирический журнал «Сатирикон» разместил вот такой шарж на предложение Ильи Репина особым образом увековечить в Первопрестольной память почившего год назад Льва Толстого, с которым художник близко приятельствовал.
Репина после смерти писателя очень занимал вопрос о создании ему в Москве достойного памятника. Живописец по личной инициативе собирал различные проекты монументов Толстому. Более всего Илье Ефимовичу понравился вариант, предложенный неким Красногорским. Тот предлагал воздвигнуть памятник в виде огромного, внутри полого шара, который должен был символизировать земной шар. Сверху сферы предполагалось поместить фигуру льва (сфинкса) с головой Льва Толстого. Снаружи шар должен быть украшен скульптурами и барельефами, а внутри — портретами Толстого и картинами к его произведениям. Горячо поддержанный Репиным, проект этот, однако, сочувствия в Московском дворянском собрании не встретил.
Репин не знал, что скульптор Сергей Меркуров тогда уже работал над памятником Льву Толстому, правда, не столь масштабному, как хотелось Илье Ефимовичу. Статуя изображала писателя в натуральную величину — 1 метр 66 сантиметров. Толстой стоит одетый в рабочую блузу, с наклоненной головой, глубоко задумавшись, сдвинутые ноги несколько погнулись, спина сгорбилась и обе руки заткнуты за пояс. Скульптуру купил у мастера московский меценат Н.А. Шахов и передал ее Толстовскому музею. Возникла идея установить ее на Миусской площади, рядом с университетом Шанявского. Однако этому противились черносотенцы, угрожая взорвать памятник безбожнику и богохульнику. Городская Дума от установки воздержалась, и гранитная фигура Толстого осталась в мастерской скульптора. Лишь в 1927 году памятник Толстому, приобретенный Русским театральным обществом, устанавливают в сквере Девичьего поля. В 1972 году на Девичьем поле появляется новый памятник писателю, а меркуровского Толстого переносят на Кропоткинскую улицу, во двор Государственного музея Л.Н. Толстого.
#МосковскиеЗаписки