История Введенского монастыря в Вязниках переплетена с княжеским и боярским родом Мстиславских, потомков князя Литовского Гедимина, издревле владевших Ярополческой волостью Владимирского уезда, где ныне находится г. Вязники. Фёдор Михайлович Мстиславский (род.? – ум. 1540) выехал на Русь в 1526 году, был женат на родной внучке Ивана III Анастасии. В 1536-1537 гг. упоминается среди Муромских воевод. Его сын, Иван Фёдорович Мстиславский (ок. 1530-1586) политический и военный деятель эпохи Ивана IV, впервые упомянут в 1547 году, известен как боярин и полковой воевода во Владимире (1548). Участвует в военных компаниях в Ливонии (1559). После введения опричнины занимает видные начальственные должности (1565), участвует в успешных переговорах с казанцами (1573). После смерти Ивана IV подвергся опале (1585), сослан в Кирилло-Белозёрский монастырь. Был женат на дочери князя Горбатого Ирине. Два его сына тоже были боярами. Один из них, Фёдор Иванович Мстиславский (ок. 1550-1622), так же как и отец стал влиятельным политическим деятелем и военноначальником. К 1613 коду Фёдор Иванович владел 50 тысячами десятин, то есть был одним из крупнейших светских землевладельцев того времени. Помимо Ярополческой волости ему принадлежали Муромские земли вплоть до села Драчёво (сейчас Селивановский район). Возглавлял правительственные войска в борьбе с Лжедмитрием I, занимал самые высокие посты вплоть до претендентства на престол после смерти царя Фёдора Иоанновича. При царе Михаиле Фёдоровиче оставался видным сановником. Жена Фёдора Ивановича Мстиславского – Домникея Михайловна, урождённая Тёмкина-Ростовская, в последствие приняла постриг, в монашестве приняла имя Ирина. Монахиня Ирина совместно с сестрой князя Фёдора Ивановича Мстиславского основали в Вязниках Введенскую женскую обитель. Скончалась в 1630 году.
По материалам книги «Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь». — Владимир, 2002, с.300
«… Получив в монашестве имена Ирина и Александра, новоявленные сестры основали Введенский женский монастырь на уступе Мининой горы. Впервые как новый, он упоминается в 1629 году (Ф.Мстиславский скончался в 1622 году). Тогда в нём было более 40 монахинь. Скорее всего, обитель стала …»
Полный текст статьи Владимира Ушакова «Святые места. Введенский женский монастырь» во владимирской областной газете «Призыв» от 06.03.2008 можно посмотреть в её интернет-версии по ссылке http://www.prizyv.ru/archives/328824
Основана обитель была на склоне Мининой горы, самой высокой горы в г. Вязники. В то время он был женским монастырем, в нём было более 40 монахинь. При патриархе Иоасафе в монастыре была построена теплая деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи, а в 1648 г. двухэтажная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом внизу во имя святого пророка Илии.До постройки каменных церквей в кон. XVII в. монастырь имел следующий вид: «В монастыре соборная деревянная церковь об одном шатре, крест и глава опаяны белым немецким железом, над трапезою колокольня восьмиугольная, глава обита чешуею деревянной, крест опаян белым железом, на колокольне 5 колоколов. В церкви царские двери, сень и столбцы резные золочены, над царскими дверьми корона резная золочена. По правую сторону царских врат образа: Воскресение Христово, на нем 2 венца и 2 цаты серебряные резные золочены, Введения Пресвятой Богородицы 6 венцов резных, у Богоматери и иных святых 3 поднизи жемчужные; пред образом лампада медная луженая на железном подсвечнике; образ о Тебе радуется — 3 венца серебряных басемные золочены, и образ Достойно есть. По левую сторону: образ Похвалы Пресвятой Богородицы, писан красками, образ Многоцелебныя Пресвятой Богородицы; на северных дверях благоразумный разбойник, образ преподобной Марии Египетской писан золотом и красками. У местных икон 2 лампады медные на цепях, у них 2 кисти, золотая и шелковая. Две свечи поставных деревянных. Над царскими дверями деисус со Спасителевым образом, апостолов 13 икон, праздников 13, пророков 15 и праотцов 15 икон, в потолке Спасов образ; паникадило медное о 2 ярусах 16 шандалов, другое паникадило спускное о 6 шандалах. На престоле Евангелие печатное в десть, антиминс печатный, 2 креста благословящих обложены серебром басемным; над престолом шатер покрыт тесом на столбах; за престолом образ Одигитрия Пресвятой Богородицы. На жертвеннике сосуды серебрянные вызолоченные весу 2 фунта 83 золотника.
Под настоящей церковью церковь во имя святого пророка Илии; царские двери сень и столбцы писаны красками. Церковь деревянная теплая во имя Иоанна Предтечи с трапезой об одной главе, глава обита чешуей деревянной, крыта тесом. Царские двери, сень и столбцы писаны красками.
Местные образа: Живоначальной Троицы, в середине шестилистный с 12 праздниками, по полям оклад чеканной серебрянный позолочен, праздники писаны красками; образ Иоанна Предтечи — венец и цата резные серебряные позолочены, ожерелье низано жемчугом, над главою образ Спаса Нерукотворного, венец с коруной серебряный вызолочен; в привесе 8 алтын 2 деньги золоченых и 20 алтын 4 деньги белых, 2 креста серебряных, образ Неопалимой купины и Николая Чудотворца. Над царскими дверьми деисус: Спасителев образ с апостолами 11 икон, образ Казанской Божией Матери в киоте и Николая Чудотворца восьмилистные, паникадило о 12 шандалах.
На жертвеннике сосуды оловянные. Книги письменные: пролог, служебник, минея — Январь, Василия Нового Цветословие. На престоле Евангелие печатное в дест, крыто бархатом красным, Распятие и Евангелисты серебряные золочены. Кадило и дароносица серебряные.
В монастыре 63 кельи деревянных, в них игуменья, казначея, 138 рядовых стариц, 14 вдов, 22 девицы, 7 вдов 8 девиц вкладчиц. Ограда вокруг монастыря деревянная, на ней башен и пушек и воинского снаряду нет. В ограде святые ворота и калитка, на них подволока косящатая; глава обита чешуей деревянной, крыта тесом. Двое ворот деревянных. В монастыре 2 колодца».Сохранились имена следующих настоятельниц монастыря: Марфа в 1652 г., Варсонофия в 1663 г., Феодосия в 1681 г., Екатерина 1702-15 гг., Евфимия в 1727 г., Сусанна 1739-1741 гг. и Неонила в 1764 г.Значительным событием в жизни Ярополча было посещение города царем Федором Алексеевичем в 1677 году. В Введенский храм Вязниковской слободы царь Федор Алексеевич приложил книги: «триодь цветная, октоих, пролог (на год); на них по листам подписи: «сию книгу пожаловал Государь Царь – Феодор Алексеевич…». В 1681 г. по указу царя Федора Алексеевича приказано было выдать из таможенных и кабацких сборов на постройку каменной церкви в Введенском монастыре 70 руб. 12 алтын. Но когда кончилась эта постройка, сведений о том не сохранилось. Есть основания полагать, что она тянулась до нач. XVIII в. Основание это заключается в том, что в делах патриаршего казенного приказа сохранилась отметка, по которой в 1703 г. выдан антиминс в новопостроенную церковь Введения Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи. А это могла быть строившаяся с 1681 г. каменная церковь.
Каменный храм заключал в себе холодную и теплую церковь; в холодной было два престола — во имя Введения Пресв. Богородицы и прор. Илии, а в теплом во имя св. Иоанна Предтечи. Но постройка оказалась непрочной в особенности в холодной церкви, в стенах которой оказались трещины и с 1749 г. перестало совершаться в ней богослужение. В 1765 г. холодная церковь была перестроена, теплая же осталась нетронутой и с того времени храм остается уже без существенных изменений.Монастырь в 1764 г. был упразднен.
В 1885 г. при Введенской церкви был открыт Странноприимный дом в заведывании протоиерея Нарбекова Михаила Ксенофонтовича. Средства обеспечения: 1000 руб. в 4% ренте, 15 десятин земли, 20 руб. в год и 5 саж. дров от Вязниковской городской управы и пожертвования частных лиц. Это богоугодное заведение давало приют всем беднм странникам, находящимся в пути.Колокольня при храме построена новая в 1884-1885 гг. В кон. XIX в. престолов в храме было четыре: в холодном – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии (алтарь его отделен от главного капитальной стеной) и в трапезе теплой – в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи и в честь Владимирской иконы Божией Матери (устроен по просьбе прихожан в 1831 году).
Утварью, ризницей, св. иконами церковь снабжена вполне достаточно. От времени существования монастыря до революции в теплом и холодном храме хранилось много икон; из них обращают на себя внимание запрестольный крест в теплом храме и две иконы Введения во храм Пресв. Богородицы. Два напрестольных Евангелия печат. в 1627 и 1636 гг. Царем Феодором Алексеевичем приложены книги: триодь цветная, октоих, пролог; на них по листам подписи: «сию книгу пожаловал Государь царь – Феодор Алексеевич … в гор. Ярополч в Вязниковский девичий монастырь при игумении Феодосии с сестрами лета 7180». В библиотеке имелись следующие древние книги: Требник изд. 1689 года, Толковое Евангелие Феофилакта Болгарского 1748 г., Пращица 1721 г. и Беседа И. Златоуста на псалме 1795 года.
22 ноября 1865 г. священник Вязниковской Введенской церкви Михаил Нарбеков определен законоучителем Вязниковского Приходского училища.Причта при церкви в кон. XIX века по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается процентов с причтового капитала (5580 руб.) и от служб и требоисправлений до 1400 руб. в год. Дома для священника и диакона церковные. Земли при церкви – усадебной 1 ½ десятины и сенокосной 11 ½ дес.; план и межевые книги на землю имеются.
В приходе по клировым ведомостям числится 474 души муж. пола и 537 жен.; все прихожане живут в городе.
В Введенской церкви много лет служил протоиерей Михаил Ксенофонтович Нарбеков, умерший 10 сентября 1929 г. почти 90 лет от роду. В 1900 г. Иван Александрович Преображенский рукоположен во священника к Введенской церкви, где и прослужил 37 лет. Диакон Введенской города Вязников церкви Павел Покровский, 8 марта 1908 г., определен во священника в Нижний-Ландех, Гороховецкого уезда. Диакон Юрьевского собора Павел Соколов 26 мая 1908 г. перемещен к Введенской гор. Вязников церкви.В годы Советской власти, в 30-е годы ХХ века храм был закрыт. Колокольню Введенского храма и завершение холодной церкви сломали, превратив здание в одноэтажный корпус. В годы советской власти здание монастыря было отдано под дом физкультурника, а внутреннее убранство Введенской церкви было адаптировано под нужды спортсменов.
В мае 2007 г. храм городскими властями был передан Русской Православной Церкви. Было принято решение об устроении на основе Введенской церкви и расположенной за Клязьмой в 8 километрах от Вязников Серапионовой пустыни Свято-Введенского мужского монастыря. Весной 2009 г. восстановлением обители поручили заниматься новому молодому настоятелю иеромонаху Севастиану (Маркову). У отца Севастиана за плечами уже есть шестилетний опыт подобной работы — он занимался восстановлением Свято-Казанского скита в урочище Акиньшино, ставшего ныне одной из самых посещаемых достопримечательностей Вязниковской земли.
Новый монастырь существовал только на бумаге. После десятилетий безвременья инокам «в наследство» достались лишь голые стены. Для капремонта одного только Свято-Введенского храма требовались миллионы, которых у братии нет. Но с божьей помощью восстановление церкви, хотя медленно, все-таки началось. В целом за два года там проведена огромная работа: в здание проведены вода и газ, выполнен ремонт ряда внутренних помещений, устроен временный храм в алтарной части и сооружен иконостас. Рядом отремонтирован двухэтажный келейный корпус, где заменены перекрытия и созданы необходимые условия для жизни. Но, пожалуй, самым значимым событием стало строительство утраченного почти 80 лет назад восьмерика, барабана и купола Свято-Введенского храма, начатое в 2011 году. Иначе без купола здание и на церковь-то не похоже.
Восстановление внешнего облика исторического памятника велось по специальному проекту, выполненному с учетом старых изображений. Основа восьмерика деревянная для того, чтобы снизить давление на своды древней постройки. Потом деревянные стены и основа купола были облицованы таким образом, чтобы составить единое целое с сохранившейся частью здания. Строительство шло на средства благотворителей. Один из жителей Владимира (высококвалифицированный специалист и глубоко верующий человек), пожелавший не раскрывать своего имени, пожертвовал 400 тысяч рублей. Эконом монастыря Алексей Зима подтвердил, что были и другие взносы, но этот – самый значительный. Любопытно, что по крупицам ремонтировать храм помогала едва ли не вся страна. Пожертвования в Вязники поступали из Перми и Ярославля, Петербурга и Краснодара, Новороссийска и Екатеринбурга. Впрочем, в монастыре организовано и свое столярное производство, а киоты и книжные полки работы вязниковских умельцев с успехом продаются на различных православных выставках-ярмарках.
Вдохновленная идеей возрождения общины, в Вязники приехала молодая семья москвичей с маленьким ребенком, глава семьи стал руководить столярной мастерской. Еще один будущий общинник — Сергей приехал из Екатеринбурга присмотреться и принял решение переехать в Вязники с семьей — работать у о. Севастиана. Таким образом, воплощается идея создания общины объединенной общим делом восстановления обители, совершения добрых дел, взаимопомощи.
В 2011 г. в Свято-Введенском монастыре было всего десять человек братии. Однако обитель уже стала одним из признанных духовных центров Вязников. При ней сформировался приход, по церковным праздникам храм полон людей. Введенский монастырь имеет приписной скит – Свято-Троице Серапионова пустынь, находящуюся в 40 минутах езды от г. Вязники, в дубовом лесу, на берегу реки Клязьмы. Зимой и летом туда добираются на лошади, не всякая машина пройдет по бездорожью.
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/m/61-1-0-1499