Владимирские Епархиальные ведомости /1894, №19/
Казанский собор в гор. Вязниках /по поводу освящения его/
Дни 14-17-го июля были для гор. Вязников непрерывным торжеством и надолго останутся в памяти горожан и многочисленных богомольцев. В эти дни Высокопреосвященнейший Сергий осчастливил Вязники своим пребыванием в них и освятил. в течение двух лет возобновлявшийся и украшавшийся, собор Казанский, святыню к украшение города. Вязниковский Казанский собор принадлежит к числу замечательных памятников-храмов как по своей сравнительной древности и богатству внутреннего украшения, так в особенности по находящейся в нем святыне /Каз. соб. №б — приписка/.
Время построения Казанского собора определяется следующим документом. В писцовых книгах Назария Засецкого да подьячего Тимофея Степанова написано: «В Вязниковской слободе начата соборная церковь в 178/1670/году июля во 25 день, а совершена во 182 году /1674/ в августе месяце. На построение пошло Великого Государя /Алексея Михайловича/ дворцовыя казны 934 руб. и 1400 пудов железа; церковныя казны 264 руб. и 75 коп. и мирского подаяния на ту церковь вкладу 473 руб. и 36 коп. А всего та церковь стала опричь железа за 1672 руб. З алт. и 4 денги, да от написания деисусов и праздников /иконостаса/ отдано приходских 100 руб.»./1/
/Сноска 1. Владимирские губернские ведомости, 1880г. №2/
Из приведенных документов видно. что Казанский соборный храм построен более 2-х столетий тому назад и, главным образом, на средства дворцовой казны./2/
/Сноска 2. До 1670 года, вероятно, существовал еще более древний, но уже обветшавший храм. В пользу этого предположения говорит:
а/. Приведенный выше документ, упоминающий о церкви и приходе, откуда взято было на построение соборной церкви, но какая же это церковь?
б/. В соборе хранятся серебро-позлащенный крест напрестольный с мощами с надписью: «Повелением Вел. Гос. Царя и вел. кн. Михаила Феодоровича всея России Самодержца и его благоверной царицы и вел. княгини Евдокии Лукиановны… сделан сей крест в Вязники в церковь Пречистыя Богородицы Казанския Лета 7150 /1642/;
в/. Хранится серебряное кадило, теми же Высочайшими особами приложенное;
г/. В ХVII веке /около 1622 г./ старцем Николо-Шартомской обители, что близь гор. Шуи, преп.о. Иоакимом написана Казанская икона Божией Матери для Вязниковского храма. В 1624 г. октября 11 дня, по указу царя Михаила Феодоровича и благословения патр. Филарета Никитича, эта икона была освидетельствована особой комиссией. При освидетельствовании совершилось, по указанию описи, от иконы множество чудес к в том числе — исцелен был причетник той церкви, где находилась эта икона. Ясно, что церковь существовала, хотя о ней и не сохранилось прямых известий. Это будет особенно понятно, если обратить внимание на то, что время основания сначала слободы, а потом гор. Вязников, нужно отнести к концу ХIV или началу ХV в./ Гор. Вязники. История его древ. и стат. свящ. Веселовского. 1871 г., г. Владимир/.
д/. Копии от документов хранятся в соборе, № 242.
Построенный на дворцовую казну, Казанский собор и впоследствии привлекал внимание государей и пользовался их особым расположением. Так в 1682 г. Феодор Алексеевич приложил небольшой золотой, с маленьким, в верхнем конце, алмазом, крест к чудотворной Казанской иконе Божией Матери, когда путешествовал через Вязники во Флорищеву пустынь. /Сняв с себя/. Ныне крест этот вделан в золотом венце Казанской иконы Божией Матери. Далее, в 1691 г. приложено Евангелие, по указу вел. госуд. царей и велик. кн. Иоанна к Петра Алексеевичей. В 1700 г. в силу челобитной протопопа Льва с братиею, поданной царю Петру Алексеевичу, был послан каменных дел подмастерий для составления сметы на переделку каменных глав и связей./З/.
/Сноска З. Копия с указа хранится в Каз. соборе./ Кроме сего, в соборной ризнице хранятся столбцы старинных актов, по которым жертвовались царями причту Казанского храма земля. Такое отношение царей к Казанскому собору продолжалось до конца сороковых годов ХVIII века. В настоящее время Казанский собор представляется в следующем виде.
Расположенный на ровной обширной площади, в центре города, при небольшой речке – Волшнике Казанский собор находится в средине между /зимним/ Никольским собором с левой стороны и колокольней, с правой; имеет величественный вид и по архитектуре представляет собой памятник ХVII в. древне-византийского стиля. Построенный в форме квадрата с примыкающими к восточной стороне тремя полукружиями для алтаря, он увенчан пятью большими главами с золочеными крестами; своды его и находящиеся над ними 5 глав поддерживаются 4-мя внутренними столбами. Фасады собора разделены вертикально пилястрами на отделы, завершенные полукружиями, над которыми сделан прямой карниз под четырехскатной крышей; горизонтально фасады разделены поясом на два этажа и в обоих этажах, в отделах между пилястр находятся окна с перемычками из двойных арочек с висячими сережками; над окнами сделаны тройные дуговые кокошники, а по бокам окон находятся колонки, весьма красиво составленные из шаблонных кирпичных штук. /См. Артлебен. ВГВ, 1880г. №2, н/ч./ Под спуском общей крыши на всех 4-х сторонах — картийные клейма по 3 на восточной и западной стороне и по 4 на северной и южной с изображением двунадесятых и других великих праздников. В 1885 г. с западной стороны пристроена обширная каменная паперть. Дверей в собор три.
Близь Казанского собора возвышается современная ему осьмигранная с высоким шатровым верхом и часами колокольня, на которой находится колокол, прилаженный царем Феодором Алексеевичем в Московский Данилов монастырь в 1682 г.и привезенный в Вязники около 1701 г.
Кругом храмов Казанского и Николаевского и колокольни устроена прекрасная ограда с железной решеткой между столбами, часовней на месте древнего Никольского храма и с башнями по углам. С западной стороны ее устроены Св. ворота в древне русском стиле ХУП века. Весь внешний вид собора приятно поражает уже издали, когда приближаетесь к нему, особенно с южной стороны города.
Внутреннее благолепие храма отличается художественностью отделки и богатством утвари: это один из богатейших храмов не одной только Владимирской епархии. Самые размеры храма внутри и отношение отдельных его частей приятно пропорциональны. Внутри свет, изящная живопись, блестящая орнаментовка в стиле рококо и прямо привлекающий все внимание массивный деревянный золоченный иконостас. Иконостас своей массивностью, архитектурным искусством и поставленными в нем иконами представляет большое сходство с иконостасом Владимирского Успенского кафедрального собора. Устроен из дерева в пол. ХVII века в три высокие яруса с карнизами, украшен крупной золоченой резьбой и массивными витыми колоннами. Резьба изображает ветви, листья, гроздья, гирлянды цветов. На концах иконостаса — резные ангелы, и на высоте его, восходящей до самого верха всех трех трибунов, утверждены резные массивные прекрасные изображения Преображения Господня, распятия и воскресения /особенно величественно на западной стороне изображение распятия/ с множеством резных херувимов. Иконы в иконостасе все художественно работы; есть иконы очень древние, как-то: Успения Божией Матери, Николая Чудотворца /300 лет/, Воздвижения, Преображения Господня /250 лет/ и др. Все иконы нижнего яруса в дорогих сребро-позлащенных ризах, а среднего в серебренных с вызолоченными венцами.
Царские врата резные, с лепным изображением Сошествия Св. Духа на апостолов. массивны и как нельзя более подходят к архитектуре иконостаса. То же нужно сказать и о престоле, обложенном металлическими позлащенными досками, с изображением на западной стороне Тайной вечери. на южной — положение во гроб Христа Спасителя, на северной — Воскресения и восточной — Моления о чаше. Над престолом великолепная сень.
Стены и столпы собора расписаны в царствование императора Николая Павловича в 1843 г., и в настоящее время, 1893-94 гг., подновлены иконописцем села Палеха Сафоновым. одно имя которого говорит за правильность и изящество работы. В самом верху находятся лицевые изображения символа веры /в среднем трибуне/,заповедей блаженства /в южном/ и молитвы Господней /в северном/. По стенам – лицевые изображения событий из евангельской истории и Святых. На столпах соборных — вверху лицевые изображения. в больших размерах, апостольского собора и семи вселенских, — внизу устроены массивные вызолоченные киоты с витыми колонками и множеством ангелов; в киотах находятся иконы художественной работы в богатых серебряных и сребро-позлащенных ризах. С уверенностью можно сказать, что в соборе все служит к внутреннему благолепию, начиная от горнего места и до западных дверей, и производя впечатление света, гармоник к красоты, вливает отраду в сердце и располагает душу к молитве.
Но драгоценнейшем украшением Казанского собора и предметом благоговейного поклонения служит местная чудотворная икона Божией Матери Казанская. Написана она была для Вязниковского храма старцем Николо-Шартомской обители, что близ города Шуи, преп. о. Иоакимом около 1622 г. и вскоре после этого прославилась чудесами./4/.
/Сноска 4. «Сказания о чюдеси Пречистые Богородицы чюдотворные иконы Казанские, Михайлова моления Обросимова» в рукописном сборнике ХVII в., хранящемся в библиотеке Москов. Дух. Акад. 201, л.365 и 365 об. От находящейся в Вязниках Казанской иконы Божией Матери было, по свидетельству описи, более двухсот чудес. Магистра иеромонаха Иоасафа, «О святых иконах, особо чтимых, находящ. во Владимирской епархии», 1859.
Слух о них дошел до святейшего всероссийского патр. Филарета и царя Михаила Федоровича. И вот в 1624 г. октября 11 дня, по указу царя к благословению патриарха из Владимира прибыла особая комиссия для свидетельствования./ См.ранее сноску и работу о. Иоасафа/… Так икона признана была чудотворной. Она не отличается большими размерами: в вышину 12 вершков, в ширину 10 вершков. Лик Богоматери изображен превосходно, сохранился в первобытном виде и поражает свежестью и отчетливостью письма. /№1З/. Оклад иконы и венец сребро-вызолоченные, с множеством драгоценных камней; в венце вделан золотой драгоценный крест — дар царя Феодора Алексеевича, сверху креста — алмаз; одежда вынизана сплошным жемчугом; звезды на убрусе и правом раме у Богоматери, а также запонка у Нея и Предвечного Младенца составлены из бриллиантов. Икона вставлена в сребро-позлащенную ризу с зеркальным стеклом; рама же вставлена в осмелистную доску, покрытую сребро-позлащенным окладом, на котором сделано 11черневых священных изображений. Выше иконы на окладе корона из ценных камней с двумя ангелами. В верху сего образа в клейме изображено Рождество Богородицы, а внизу в клейме же — разные исцеления, бывшие от чудотворной сей иконы. Икона стояла неподвижно, и только лет 10 тому назад, с особого разрешения духовной власти, стала переноситься на зимнее время в теплый Никольский собор и три года обноситься вокруг города в последнее воскресенье пред днем храмового праздника в честь ее /8 июля/. До 1885 года /года построения папертей/ в любой вечер в году на открытых папертях Казанского собора можно было встретить молящихся до полуночи и далее. И в настоящее время от Казанской иконы Божией Матери с верою приходящим подается помощь, и посему местное городское население и окрестное чтит ее глубоко: жители считают за непременную обязанность ежегодно и по нескольку раз молебновать пред этой святыней.
С того времени, как началось возобновление собора, казанская икона Божией Матери перенесена была в Николаевский собор и здесь находилась в течение двух лет. В настоящее время, с обновлением и освящением Казанского собора, чудотворная икона Богоматери находится в этом последнем, по левую сторону царских врат.
Священник А.Вознесенский. Статья с сайта: https://kasanskisobor.ucoz.ru/news/vjaznikovskij_kazanskij_sobor_istorija/2014-05-25-2
2 ноября 2012 года , в канун праздника иконы Казанской Божией Матери, на соборной площади города Вязники был отслужен молебен на строительство колокольни Казанского собора. Каменный Собор в честь иконы Казанской-Вязниковской иконы Божией Матери был построен в 1670-74 годах. Вместе с собором была выстроена колокольня. В 1929 году колокольня была разрушена. Чуть позже та же судьба постигла и сам собор.
Восстанавливать ансамбль Казанского собора решили с восстановления его колокольни. До начала работ провели наружные археологические раскопки, определили точное место, где некогда стояла колокольня, ее габариты, составили проектно-сметную документацию. В 2006 году вязниковским меценатом, предпринимателем М.Ю. Вительсом были изысканы 40 свай и забиты под фундамент будущей колокольни. Это стал первый и самый большой вклад.После этого строительство колокольни было заморожено.
В апреле 2008 года был создан попечительский совет по строительству колокольни, задачей которого стало изыскание и сбор денежных пожертвований, как от предпринимателей, предприятий, так и от граждан города, области и зарубежья. Заказчиком строительства колокольни является приход Кресто-Воздвиженского храма г. Вязники.
Был подготовлен проект строительства колокольни, согласно которому это будет здание, состоящие из двух ярусов и звонницы. Звонницу завершает купол, на котором будет установлен позолоченный крест. Общая высота колокольни составит 39 метров. Колокольня будет построена точно в том месте, где до этого 256 лет стояла прежняя колокольня. Именно здесь состоялся молебен о призвании помощи Святаго Духа на всякое благое дело, возглавил который благочинный Вязниковского района протоиерей Владимир. Ему сослужили: его сын протоирей Сергий Соловьев, благочинный Юрьев-Польского района, а также священник Кресто-Воздвиженского храма протоиерей Андрей Шабанов, диакон Алексий Кокорев. Вместе со священством молились глава района Владимир Лопухов и глава города Роман Кавинов, жители города Вязники. По завершении молебна, каждый из присутствующих мог положить свой камень в стену часовни.
Протоиерей Андрей Шабанов: пресс-служба Вязниковского благочиния. http://www.eparh33.ru/news/V_Vyaznikah_vozobnovleno_stroitelstvo_kolokolni_Kazanskogo_sobora/
Вязниковской слободой владели вдова Фёдора Ивановича Мстиславского Ирина Михайловна и его сестра Ирина Ивановна, которые в 1622 г. и вложили в Никольскую церковь Вязниковской слободы икону Казанской Божией Матери, написанную иноком Николо-Шартомского монастыря (около Шуи) Иоакимом. Об этом событии практически сразу узнал Великий Государь Михаил Федорович (1613–1645). В сказании о чудесах от Казанской иконы Божией Матери, находящейся в Вязниковском соборе, повествуется, что 11 октября 1624 г., по указу царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета, архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Порфирием и другими командированными лицами произведено было «свидетельство чудес от Казанской иконы Божией Матери». В присутствии членов комиссии совершилось 13 октября два чуда. В этой выписке не названа церковь, в которой находилась Чудотворная икона.
Сохранились документы о поездке царя Михаила Федоровича в Вязниковскую слободу. «В декабре 1640 г. ясельнечему И. Биркину и дьяку Г. Пятово было велено «дать в Государев объезд в Вязники под образы да в казну в сани лошадь, в мастерские в двои сани две лошади, да под верхи государевы мастерские палаты подъячему лошадь, крестовым дьякам четырем человекам по лошади, комнатному истопнику лошадь, государеву мастерские палаты истопнику лошадь, государеву мастерские палаты часовнику, да палатным мастерам двум человекам, чеботнику, да шапошнику по лошади». Такое представительство мастеровых людей говорит само за себя. Скорее всего, должны были решаться вопросы, связанные с дальнейшим развитием в слободе кожевенного и льняного производства, отсюда и такой набор представителей Государевой мастерской палаты. Для хозяйственных нужд везли в Вязники и Государеву казну. Все это наводит на мысль, что поездка Государя Михаила Федоровича скорее была выездом вотчинника в свое хозяйство, чем поездкой Царя на богомолье. Эта поездка для слободы имела большое значение. Помимо определения повинных поставок к Царскому столу овощей и фруктов, среди которых преобладали яблоки, огурцы и вишни, поставок меда и рыбы, холста и других ремесленных изделий, вязниковцы использовали приезд Царя, чтобы решить вопросы дальнейшего развития.
Еще одним следствием поездки Государя Михаила Федоровича в Вязниковскую слободу стало «пожалование священникам слободского деревянного Казанского собора права ежегодно в день празднования в честь Казанской иконы Богоматери, 8 июля, приезжать к Государю со святой водой, освященной от чудотворной Вязниковской Казанской иконы Божией Матери. За эти приезды, длившиеся с 1641 по 1676 г.г., во время правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, они получали в пожалование анбурское сукно. К экономической заинтересованности Государей в Вязниковской слободе добавилось их идейное единство, еще больше укрепившее связь Романовых с Вязниками».
Казанский собор упоминается в писцовых книгах Семёна Извольского 1653 г., где говорится, что у соборной Казанской церкви значится двор протопопов, 2 двора поповых, дворы дьяконов, пономарев и просвирницын, 3 двора церковных бобылей; в приходе двор прикащиков, 260 дворов крестьянских, 33 двора вдовьих, 34 двора нищих, пашни церковной середние земли по 30 чети в поле, пустошь Ореховка на речке Волчинке пашни по 15 чети в поле, пустошь Захарьинская за р. Клязьмой – пашни лесом поросло по 15 чети в поле, сена за р. Клязьмой у Выльских озер, у Деева истоку и у озера Керхи на поженке 50 копен, пустошь Махлацово – пашни худые земли по 10 чети в поле, сена на поженке Луховской 50 копен (владеют по государевой грамоте 147 г.).
В 1640 г. Михаил Фёдорович приезжает в Вязники, чтобы лично принять участие в богослужении перед Вязниковской Казанской иконой. В 1642 г. Государь и Великий князь Михаил Федорович и его Благоверная царица, Великая княгиня Евдокия Лукьяновна вложили сребро-позлащенные напрестольный крест и кадило. В 1670-1674 г. строится каменная соборная церковь на деньги Великого Государя Алексея Михайловича, дворцовой казны, церковной казны и мирского подаяния. В писцовых книгах стольника Назария Засецкого да подъячего Тимофея Степанова написано: «в Вязниковской слободе начата Соборная церковь строением во 178 (1670) года июля во 25 день, а совершена во 182 (1674) г. в августе месяце. На построение ея пошло великаго государя Алексея Михаиловича дворцовыя казны 934 руб. и 1400 пуд. железа, церковной казны 264 руб. 75 коп. и мирского подаяния 473 руб., а всего та церковь стала опричь железа 1672 руб. 3 алтына 4 деньги да за написание деисусов и праздников отдано было 100 руб.». В 1682 г. царь Фёдор Алексеевич приложил небольшой золотой с алмазом наперсный крест, проезжая через город Вязники во Флорищеву пустынь (снял с себя). Позже крест был вделан в золотой венец чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1690 г. (по другим источникам в 1688 или 1691 г.) было приложено Евангелие по указу Великих государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей.
Но постройка оказалась не совсем удачной: через несколько лет «от великой тягости каменных глав в соборной церкви небо все изорвало и связи переломило». В 1700 г. была подана челобитная протопопа Льва царю Петру Алексеевичу: «били челом протопоп Лев с братиею: в прошлых де годах, от великой тягости каменных глав в соборной церкви небо все изорвало и связи переломило…» По этому поводу в 1700 г. царь Пётр I прислал каменных дел подмастерье, для составления сметы на переделку каменных глав и связей. Около 1700 г. главы на соборе были переделаны.
От 1702 г. в делах патриаршего казенного приказа было подробное описание Вязниковской соборной церкви: «Соборная церковь каменная о 5 главах, главы и кресты обиты белым железом, с трех сторон церкви каменные паперти, все крыто тесом; около тое церкви в подзорах писано Отечество и лица разных святых. В церкви царские двери, сень и столбцы резные сквозные золочены травы виноградныя, в сени писано Вечери. По правую сторону царских дверей местные иконы: образ Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле, венец и цата серебряные гладкие золочены с репьями, писано золотом и красками».
В 1703 г. Вязниковская слободка сгорела вся без остатка. Пострадала ли от пожара соборная церковь, сведений о том не сохранилось. Но некоторые отметки в делах патриаршего казенного приказа дают право предполагать, что после 1703 г. церковь потребовала обновления. Так, в 1708 г. выдан был в Казанскую церковь новый антиминс, в 1720 г. выдан соборному попу указ, разрешающий сбор на церковное строение в течение 2 лет. Из дел приказа видно, что в 1710 г. был выдан антиминс в придельную при Казанском соборе церковь Феодора Стратилата, что в 1727 г. эта придельная теплая церковь при соборе каменная оказалась ветхой и предположено было построить новую в тоже наименование. Когда и кем была эта церковь построена, была ли возобновлена, сведений о том не сохранилось, и в XIX веке в соборе такого придела не было.
В 1744 г. кровля и главы на соборе были разобраны и построены вновь – главы выше, а кровля круче; в тоже время в алтаре вместо ветхого деревянного пола устроен каменный. В 1849 г. стены храма были расписаны священными изображениями. В каменном храме был поставлен распространенный в то время новый тип ярусного иконостаса, обильно украшенный резьбой и скульптурой: «Иконостас в 3 става резной, из дерева, коринфского ордена, в стиле рококо, с массивными колоннами, которые поставлены по обе стороны каждой иконы во всех трёх ставах. Колонны витые с капителями и на тумбах. Весь иконостас разукрашен роскошной изящной и разнообразной работы резьбой. Резьба изображает ветви, листья, гирлянды и цветы, резьба на золотом фоне, вся и с иконами вызолочена. Св. иконы древнего греческого письма. Царские врата резные из дерева, также с витыми колоннами. На них — резные изображения 12 апостолов со знаками на главах их сошествия Св. Духа. Посреди их — Богоматерь, вверху — Дух Святый в виде голубя». К сожалению, данные скульптуры не были переданы в музей при закрытии.
Широкое распространение в скульптуре получил образ Николая Чудотворца. Его изображали с моделью крепости в одной руке и с мечом — в другой. В собрании музея находятся четыре скульптуры, представляющих «Николу Можайского», и каждую из них отличает индивидуальная характеристика образа. Все четыре скульптуры по своему образу и иконографии представляют распространенный на Руси тип киотной статуи с обобщенной и схематичной трактовкой объёма, застылой позой и скованным жестом, сохраняющей в полной мере свой иконный характер. Подобные резные образы создавались в ХIХ веке в подражание старым произведениям — детальная реалистическая проработка лика и складок одежд, использование цельного массива древесины (липы). Роспись скульптуры выполнена темперными красками по толстому слою левкаса. В декоративной отделке фелони, палицы и крестов на омофоре использована техника цветных лаков по серебрению, что характерно для второй половины ХVII в.
В церковной описи не обнаружена скульптура Георгия-Победоносца, поступившая в 1929 г. из Казанского собора со значительными осыпями красочного слоя и утратами многих деталей. Вероятно, она хранилась в подсобном помещении церкви как вышедшая из употребления. Но отреставрированная в Суздальском художественно-реставрационном училище, она приобрела новую жизнь. В 2007 г. на выставке «Биенале» в Москве скульптура Георгия Победоносца была признана лучшей в номинации «Спасённые шедевры ХVII века».
В 1865 г. наперстный крест от святейшего Синода выдан прот. Казанского собора Василию Псальтову. Вязниковский 1-й гильдии купец Потомственный Почётный Гражданин Николай Львович Никитин 7 декабря 1877 г. был избран церковным старостой Казанского собора, в этой должности он состоял несколько трёхлетий. Наиболее ценные предметы церковной утвари были вложены в собор Никитиным Николаем Львовичем. Так, им был пожертвован серебряный вызолоченный ковчег (дарохранительница) в виде пятиглавого храма, в стеклянном с бронзовой рамой футляре, а также переделаны украшения на храмовом чудотворном образе Казанской Божией Матери. На две древние иконы в Казанском соборе купцы Михаил Понитков и Е. Ф. Коряковцева соорудили серебряные ризы и поставили киоты. Наиболее состоятельные горожане жертвовали иконы: А. А. Богашёва — св. Великого Пантелеймона, Е. Ф. Коряковцева — преп. Сергия Радонежского, Матрёнинская — св. Великой Варвары, священник И. Орфанов – Воскресения Христова.
Особое внимание жертвователи уделяли церковной утвари и облачениям священнослужителей. Купцом Иосифом Михайловичем Сеньковым были вложены три ризы золотой кованой парчи с епитрахилями, набедренниками, поясами и поручами (15 предметов). В 1846 г. купцом Иосифом Иосифовичем Сеньковым были приложены сребро-позлащенные потир, звездица, два блюдца, лжица и ковшичек. В 1874 г. наследницы строителя Николаевского храма (новый каменный Николаевский храм был построен на средства И. И. Сенькова в 1866-1874 г.г.) вложили печатное Евангелие 1868 года, сребро-позлащенные крест – «Распятие», потир, дарохранительницу в виде пятиглавого собора и три ризы серебряно-золотой парчи. Четырехконечный крест напрестольного Распятия был изготовлен из сосны и покрыт тонким слоем масляной краски с имитацией фактуры дерева: «Деревянный, большого размера Животворящий крест с изображением на нём Распятого Спасителя в человеческий рост, по золоченому фону. Венец-цата, опоясание на нём серебряно-вызолоченное. Венец обнизан разноцветными камешками. При нём предстоящие, с одной стороны – Богоматерь, с другой – Иоанн Богослов, также во весь рост. Венцы на них серебряно-золоченые, обложены голубыми и другими разноцветными камнями». Распятие с предстоящими Марией и Иоанном Богословом относится к кон. ХVII – нач. ХVIII вв. Располагалось оно в Казанском соборе и составляло часть целостной композиции, выполненной одним мастером. Распятие (Животворящий крест) в 1995 г. было передано в Покровскую церковь г. Вязники, где находится и поныне.
В 1892-94 г.г. было произведено полное капитальное обновление Казанского собора, ибо к тому времени и внутренние, и внешние украшения собора заметно обветшали и попортились. Обновлен был собор тщательно как с внешней, так и с внутренней стороны, и по обновлении был торжественно освящен Архиепископом Владимирским Сергием 15 июля 1894 г.
Собор построен по древнему византийскому плану в форме квадрата с примыкающими с восточной стороны тремя полукружиями алтаря; своды собора и пять его глав поддерживаются четырьмя внутренними столбами. Фасады собора разделены вертикально пилястрами на отделы, завершенные полукружиями, над которыми сделан прямой карниз с четырехскатной крышей, горизонтально фасады разделены поясом на 2 этажа, в обоих этажах находятся окна с перемычками из двойных арочек с висячими сережками, над окнами сделаны тройные дуговые кокошники, а по бокам находятся колонки, весьма красиво составленные из фигурного кирпича. Дверей в соборе три, все они без особенных украшений.
Внутри храм имеет вид квадратной палаты; алтарь отделен от храма каменной стеной. Предалтарный иконостас резной, резьба на нем в стиле рококо, очень сходен с иконостасом Владимирского Успенского собора, весь вызолочен. Солея возвышается над полом на три ступени, престол возвышается еще на одну ступень. Престол обложен вызолоченной бронзой с изображениями Тайной Вечери, Положения во гроб, Воскресения Христова и Моления о Чаше. Над престолом резная сень с шатровым верхом. Сень на 2 колоннах устроена и над горним местом. Главный престол в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери. В правом предалтарии устроен придел во имя Св. безсребреников Космы и Дамиана; время устройства этого придела неизвестно. Утварью, ризницей, св. иконами церковь снабжена весьма богато. Драгоценную святыню собора составляет Казанская икона Божией Матери, прославившаяся чудесами еще в XVII веке. Жители города и окрестных селений ежегодно и по нескольку раз почитают своим долгом помолиться перед этой святыней, если не в собственных домах, то по крайней мере в храме.
В церкви к началу ХХ в. сохранились:
1) Напрестольный серебряный вызолоченный, унизанный жемчугом крест с частицами св. мощей с надписью: «повелением Великого Государя царя и вел. кн. Михаила Феодоровича… и его благоверной царицы и велик. Кн. Евдокии Лукьяновны и их благородных чад сделан сей крест в Вязники в церковь Пречистыя Богородицы Казанския лета 7150». 2) Серебряное кадило с такой же надписью. 3) Небольшой золотой напрестольный крест с алмазом приложен в 1682 г. царем Федором Алексеевичем во время путешествия его через Вязники во Флорищеву пустынь. 4) Евангелие с подписью по листам: 1688 г. по их Великих Государей царей и вел. кн. Иоанна и Петра Алексеевичей указу сия книга благовествования Христвоа дана в соборную церковь Пресв. Богородицы Казанския, что в Ярополче, в Вязниковской слободе».
Причт при соборе по штату состоит из: протоиерея, двух священников, диакона и трех псаломщиков. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (44908 руб. 84 коп.) – до 1750 руб., от земли церковной до 450 руб., от служб и требоисправлений до 1,250 руб. и квартирного пособия от церкви 550 руб. в год, всего до 4000 руб. Домов церковных для членов причта нет.
Земли при соборе: пахатной 109 десят. 1899 саж., сенокосной 69 дес. 2001 саж., дровяного леса 47 дес. 887 саж. и лесной поруби 100 дес., всего 326 дес. 2187 саж.; план и межевые книги на землю имеются.
В приходе по клировым ведомостям числится: в г. Вязниках 1022 души муж. пола и 1183 жен. пола и в дер. Петрине (1 вер. от собора) 348 душ муж. пола и 384 жен., всего же 1370 душ муж. пола и 1566 жен.
В соборе около 1920 г. открыли архиерейскую кафедру. Первый архиерей Корнилий, епископ; второй – Василий; третий – Николай, умерший в 1928 г. при поездке в Москву; четвертый – Герман. Причт собора состоял из 3-х священников с протоиереем во главе, 2-х диаконов, 2-х или более причетников.
Еще долгое время были при колокольне слепые звонари: сначала «семиносый» Ваня Оскалин с уродливым носом, а последнее время Яша – добродушный человек, всегда в хорошем расположении духа, ходит с двумя палками, без провожатого, поет духовные песнопения.
Впереди соборов, вместо ограды, был ряд низеньких каменных лавок, фасадом на полуденную сторону, в которых торговали разной мелочью.
В конце 1920-х г.г. во Владимирском крае шло массовое закрытие церковных приходов. В местной прессе публиковались резолюции собраний трудовых коллективов о закрытии храмов, сносе церквей или приспособлении их под жильё, столовые, клубы. За лето 1928 г. в бывшей Владимирской губернии было закрыто 20 церквей. Не избежал этой участи и Вязниковский Казанско-Никольский комплекс, который был закрыт по решению Губернского исполкома в феврале 1929 г. «Присоединимся к голосу рабочих хлебозавода. Закроем собор. Рабочие Вязниковского хлебозавода единогласно постановили на своем собрании Казанский собор закрыть. Рабочие городских фабрик сейчас же должны подхватить это решение и присоединиться к мнению рабочих хлебозавода еще и потому, что закрытие ярцевской церкви дало возможность рабочим получить помещение под столовую, а старое использовать под детский очаг и консультацию. Мы просим и обращаемся к рабочим вязниковских фабрик и общественных организаций города вопрос о закрытии собора поставить сейчас же на всю широту, помещение его надо использовать под общегородской объединенный клуб» (газета «Фабричный гудок», 2 декабря 1928 г., № 5).
В состав комиссии по изъятию ценностей в Казанском соборе входили: Сай, Карпухин (не участвовали, симулировав болезнь или др. уважительную причину), непосредственно проводили изъятие В.Г. Евдокимов, А.И. Гусев, С.П. Колесов, А.Н. Горелов и А.Ф. Маслов. Художник Н.Н. Харламов, как представитель Музейного отдела, был приглашён в роли эксперта. Из личных воспоминаний Евдокимова: «Когда мы с Гусевым приступили к снятию ризы с чудотворной иконы «Казанская», церковный староста Кошутин стал просить нас оставить все как было, обещая, что верующие внесут стоимость украшений золотом и серебром. Мы ответили, что это можно будет сделать после того, как будет оценено снятое с иконы. Впоследствии в обмен на собранные среди верующих золотые, серебряные вещи и золотую монету, ценности, снятые с иконы, были возвращены». Это подтверждается и описью церковного имущества Казанского собора 1925 г., подписанной составом президиума Приходского совета: И. Соколовым, священником-ключарем собора И. Орфановым, старостой Кошутиным, священником Казанским.
Соборы были закрыты в марте 1929 г. Начало поступлений в музей предметов из главного городского храмового комплекса относится к 1929 г. и сопровождается надписями в главной инвентарной книге: «изъято при закрытии Казанского собора в Вязниках», «изъято при ликвидации Казанского собора в Вязниках», а в 1932 г. — «изъят при ликвидации имущества закрытого Казанского собора».
Весь комплекс поступлений в музей насчитывает 116 предметов и дополнен 7 фотонегативами на стекле, выполненными в 1928–1931 г.г. сотрудником, бывшим директором музея К.М. Большаковым. Из Казанского собора поступили рукописи и старопечатные книги, памятники христианской иконографии, церковная утварь, священные облачения, древние документы. Уже в 1931 г. в музее был открыт «Антирелигиозный отдел», где многовековая художественная традиция была представлена как образ «тёмного прошлого» — демонстрировались иконы, предметы церковной утвари, образцы чеканки и литья, рукописи и переплеты старопечатных книг. В течение последующих десятилетий главной задачей музея было физическое сохранение коллекции.
Полное разрушение и разборка Казанского собора была закончена в апреле 1936 г. На месте Казанского собора стоит камень с надписью: «Здесь будет стоять Казанский Собор, разрушенный в 1929 году». В последние годы в городе идёт работа по восстановлению Казанского собора. Строится его колокольня.
http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/istorija/vjazniki/kazanskij_sobor_goroda_vjazniki/89-1-0-1734
Кубический пятиглавый трехапсидный храм с отдельно стоящей массивной шатровой колокольней, хороший образец гороховецкой школы. Был выстроен в 1670-1674 г.г. специально для чудотворного списка с иконы Казанской Богоматери, явленого в 1622 г. Своды переложены в 1744 г., реставрировался в конце XIX в. В алтаре был устроен Космодамианский придел. Закрыт в 1929 г., снесен в 1935 г. Существуют планы восстановления храма.
https://svyatsy.org/churches/vladimirskaya_oblast/vyaznikovskiy_rayon/vyazniki/sobor_ikony_bozhiey_materi_kazanskaya_v_vyaznikah/