Вязники. Церковь Троицы Живоначальной.

Протокол № 32 Заседания Президиума Областного Исполнительного Комитета Ивановской Промышленной области от 28 ноября 1935 года.
§ 123.
ПОСТАНОВИЛИ: Ввиду того, что религиозная община, в пользовании которой находится Троицкая церковь в г. Вязниках, от выполнения капитального ремонта молитвенного здания отказалась, чем нарушила заключенный ею договор, что эта религиозная община имеет в своем пользовании другое молитвенное здание — Крестовоздвиженскую церковь, в котором она вполне может удовлетворять свои религиозные нужды, заявлений от других религиозных общин о желании взять в свое пользование Троицкую церковь не поступало, и что здание этой церкви необходимо для использования под ремонтную мастерскую МТС, — Президиум Облисполкома постановляет: договор с религиозной общиной на пользование Троицкой церковью в г. Вязниках расторгнуть, церковь эту, как молитвенное здание, ликвидировать и передать его Вязниковскому Райисполкому для использования под мастерскую МТС с переоборудованием за счет последней.
Предложить Вязниковскому Райисполкому провести настоящее постановление с соблюдением ст. ст. 40, 43 и 44 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях».
ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 587. Л. 10.

Троицкая церковь находится в Ярополченской слободе, примыкающей к г. Вязникам. На месте этой слободы в начале XVII ст. существовало село Минино, бывшее в вотчине боярина князя Ф.И. Мстиславского. В этом селе, по свидетельству патриарших окладных книг 1628 г., была церковь во имя Архангела Михаила, писцовые же книги 1637-47 гг. пополняют, что при церкви Арх. Михаила был придел во имя благов. князей Бориса и Глеба и церковь во имя Пресвятой Троицы; при этих церквах было 2 священника, пономарь и просвирница, на церковной земле 9 келий нищих, которые питались от церкви Божией.
В 1657 г. на Мининской горе был построен город Ярополч, и церковь, бывшая в селе Минине, стала писаться в патриарших окладных книгах: «внутри гор. Ярополча», но это уже была новая церковь во имя св. Троицы с приделом Архангела Михаила. Существовала эта деревянная церковь около 100 лет и обветшала. В 1756-61 гг. вместо нее построен был существующий в настоящее время каменный храм. Престолов в этом храме четыре: в холодном – во имя Живоначальной Троицы и св. апост. Петра и Павла, в трапезе теплой – во имя Рождества Христова и Архистратига Михаила. Внутри храм весьма благолепно украшен и достаточно снабжен утварью и ризницей.
К Троицкой церкви приписана кладбищенская Воздвиженская церковь. Причт при этих церквах состоит из 2 священников, диакона и 2 псаломщиков. На содержание их получается: от земли, от хлебных сборов с прихожан, процентного капитала и от служб и требоисправлений до 1650 руб. в год. Церковных домов для членов причта нет. Приход состоит из жителей Вязников и 12 деревень, расстоянием до 7 верст от церкви; всего в приходе по клировым ведомостям числится 1350 душ муж. пола и жен. пола 1557 душ. При Троицкой церкви старанием местного протоиерея К.А. Веселовского устроены в особых зданиях: двухклассная Кирилло-Мефодиевская церковно-приходская школа, второклассная женская школа с 1898 г. и школа для глухонемых; при школах имеется сад и огород.
В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.

Троицкий храм с высоченной «свечкой»-колокольней всюду виден из нижнего города. Храм на этом месте существовал издревле, с пометкой в патиарших книгах — «внутри города Ярополча». К середине ХVIII века деревянная церковь изрядно обветшала, и в 1756-1761 годах было построено ныне существующее здание. Для его архитектуры характерно провинциальное «запаздывание» — в столицах уже на излёте барокко, а в Вязниках строят «как при дедах»! Хотя, конечно, опытному глазу хорошо видны подражательство, «вырождение стиля», проявленное в лапидарном и как бы «плоском» декоре, в новых, несвойственных древнерусскому зодчеству приёмах членения фасадов, в чисто символических главах, не очень соразмерных ни основному объёму, ни друг другу. Зато вот колокольня… Тут хочется предоставить слово известному искусствоведу Алексею Алексеевичу Тицу: «Значительно большее впечатление производит колокольня Троицкой церкви. Её формы ещё ближе к произведениям ХVII века. Композиция колокольни и пропорции очень напоминают гороховецкие звонницы… Трудно представить, что это сооружение начато почти на пятьдесят лет позднее Петропавловской колокольни» (собора Петра и Павла в Санкт-Петербурге).
Прямо рядом с церковью располагается один из «визиточных» памятников города Вязники — усадьба фабрикантов Сеньковых — грандиозная хоромина с десятками комнат, строившаяяся почти век, поражающая как размерами, так и внешним видом. До революции к Троицкой церкви была приписана Крестовоздвиженская кладбищенская церковь, ныне самостоятельный храм при въезде в исторический центр города.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №242, 2017 г.

Там, где в древности находился город Ярополч, предвестник современных Вязников, в начале ХVIII столетия вновь появились срубленные наспех одинокие избы. Немногочисленные строения со временем получили наименование Ярополчанской слободки, а в дальнейшем — просто Ярополь. Не восстановило прежней главенствующей роли города Ярополча и строительство в 1756-1761 годах каменной Троицкой церкви на месте древнего деревянного храма. Архаические формы церкви впервый момент вводят в заблуждение. Трудно представить, что в то время как блистательный Растрелли сооружал Зимний дворец (1755-1762), когда русское барокко начинало уже вступать в полосу заката, возникает такое традиционное по исходным принципам сооружение. Бесстолпный храм с извечными тремя апсидами и пятиглавием, с обычной трапезной, грузный и малорасчленённый, напоминает по структуре Богоявленскую церковь в Мстёре (1687). Он сохраняет местные особенности культовых зданий. В Троицкой церкви, как и мстёрской, все пять барабанов глухие, выполняющие только символическую роль. В закомарах имеются также следы былой росписи. Красочные пятна примитивной живописи украшали в своё время закомары и Богоявленской церкви в Мстёре и Благовещенского собора в Гороховце. Изменения, которые произошли в русской архитектуре в ХVIII столетии, чувствуются только в деталях, в забвении декоративных принципов древнерусского зодчества, в потере мастерства виртуозной обработки кирпича. Значительно большее впечатление оставляет колокольня Троицкой церкви. Её формы ещё ближе к произведениям ХVII века. Композиция колокольни и пропорции очень напоминают гороховецкие звонницы. Поднявшись по крутым ступеням тесного внутреннего хода и любуясь сквозь арочные проёмы каменного шатра замечательным видом, трудно представить, что это сооружение начато почти на пятьдесят лет позднее Петропавловской колокольни в Санкт-Петербурге. Троицкая колокольня замечательно поставлена с градостроительной точки зрения. Она занимает самый высокий пункт Ярополчанской слободки. Очень стройная и динамичная вязниковская кампанилла прекрасно завершает силуэт Мининской горы древнего Ярополча.
Из книги: А. А. Тиц. «По окраинным землям Владимирским» (Вязники, Мстера, Гороховец). — Москва, «Искусство», 1969

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?