Вязники. Благовещенский женский монастырь.

Благовещенский монастырь — жемчужина города Вязники, ядро его истории. Поражает мастерством и талантом зодчих, радует красотой построек и веками выверенными традициями русского зодчества. Действующий монастырь Русской Православной церкви.

Благовещенский монастырь, заштатный, в городе Вязниках. Основан в 1643 году. В этом году построены были, по челобитью Вязниковских посадских людей, деревянная церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы с приделами преподобных Михаила Малеина и Алексия человека Божия в деревянные же настоятельские и братские кельи. Земля, на которой построен монастырь, в древности принадлежала «Ярополчью убогому дому». Через 40 лет после того, вместо деревянных церквей, построен был каменный двухэтажный храм также в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы вверху и в честь Трех Святителей внизу. Тогда же построен был и братский каменный корпус. В 1795 году сооружен был над воротами еще каменный храм во имя Всех Святых. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Протокол заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, состоявшегося 20 мая 1930 года. § 50.
СЛУШАЛИ: О расторжении договора с группой верующих на пользование молитвенными зданиями б. Благовещенского монастыря в городе Вязниках.
ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание, что группа верующих не выполнила принятых ею на себя по договору обязанностей по исправному содержанию и своевременному ремонту переданных ей в использование молитвенных зданий, вследствие чего эти здания, являющиеся ценными архитектурными памятниками, пришли в ветхость и разрушаются – договор с группой верующих на пользование этими зданиями расторгнуть.
Предложить Владимирскому Окрисполкому принять меры к объявлению настоящего постановления группе верующих и к изъятию у нее молитвенных зданий с соблюдением ст. 44 постановления ВЦИК и СНК от 8/IV – 1929 г. «О религиозных объединениях», после чего определить дальнейшее назначение этих зданий в соответствии со ст. ст. 34 и 35 того же постановления ВЦИК и СНК.
Протокол заседания Малого Президиума утвержден на заседании Президиума № 38 от 25 мая 1930 г. § 10.
ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 25. Л. 31 об.

Почти четыре столетия назад в вязниковских землях, как рассказывают церковные записи, была явлена чудотворная икона Божией Матери «Казанская». Вскоре в предместье древнего города Ярополча — в Вязниковской слободе — появился мужской монастырь, основанный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Казанскую икону Божией Матери заказала «изрядному художнику исконного письма» преподобному Иоакиму из Шартомской обители вдова князя Мстиславского за упокой своего супруга. В книге об истории Вязниковского монастыря «У подножия горы Венец» (издание Свято-Благовещенского женского монастыря, 2009 год) приводится такая история: «Сему затворнику явилась Пресвятая Богородица в видении и повелевала ему пречистыми Своими устами новоявленный Свой образ, иже явися во граде Казани, переписати…» Затворник повиновался, а потом написал ещё одну такую же икону и уехал с ней в Суздаль. Там он передал её в Воскресенский храм, а сам поселился неподалёку. После смерти мощи изографа остались нетленными. Вязниковская же икона уже через несколько лет после написания проявила себя чудотворной: по молитве, обращённой к Богородице, верующие стали излечиваться от всевозможных болезней. Узнав об этом образе, поклониться ему приезжал сам царь Михаил Фёдорович. Во время той паломнической поездки к царю обратился слободской староста Иван Мухин. Он нижайше просил разрешения устроить монастырь. Под впечатлением от иконы Михаил Фёдорович не только дал добро на богоугодное дело, но даже лично выбрал место для будущей обители — у подножия горы Венец.
В 1643 году братия вместе с жителями слободы возвели первую деревянную церковь с престолами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а также небесных покровителей царской семьи: Михаила Малеина и Алексия, человека Божия. «Из этого можно заключить об особом расположении Царя и его наследника к учреждению монастыря в Дворцовой Вязниковской слободе, — подчёркивается в уже упомянутой книге. — Первым строителем монастыря по историческим актам был «чёрный священник» Корнилий». Никаких иных сведений о тех, кто стоял у истоков обители, не сохранилось. Однако известно, что после Корнилия все заботы по возведению монастыря взял на себя его брат Антоний. В 1649 году, через восемь лет после открытия, в монастыре было 20 человек братии: строитель, два «чёрных священника», дьякон и 17 монахов. До 1649 года питались за общей трапезой мирским подаянием. Своих источников существования ещё не было. Монастырь всегда был безвотчинным, то есть не имел в собственности крепостных деревень. Его достаток поначалу состоял только из вкладов. В монастырь жертвовали и из царского дворца и простые посадские люди. Среди вкладчиков были Царь Алексей Михайлович, Царица Мария Ильинична (Милославская), сёстры Царя Ирина и Татьяна, боярин Милославский и др. В числе вкладчиков упоминается и архимандрит Никон, будущий Патриарх. Первое пожалование от царской семьи было в 1649 году. Этим пожалованием были два озера. Уже в конце ХVII века при игумене Моисее и его помощнике иноке Авраамии братия возвела и освятила каменный двухэтажный храм: с престолом Благовещения на втором этаже и престолами в честь Трёх Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а также во имя священномученика Антипы — на первом. Возвели и колокольню на столбах. Колоколов было шесть, самый тяжёлый из них весил 10 пудов. Собственно, этот собор и шатровая колокольня практически без особых внешних изменений сохранились до нашего времени. Сама же обитель постепенно обзаводилась хозяйственными постройками, садом, огородом и пасекой. Когда на престол взошёл Пётр I, для страны в целом и для Церкви в частности наступила эпоха перемен. Реформы и воины, которые вела тогда Россия, требовали больших капиталовложений. Средства изыскивали где только возможно. Вот и монастырское имущество, как правило, описывалось и частично изымалось.
В архивах Благовещенской обители сохранилась запись о том, как в монастырь приезжала специальная комиссия. Для высоких гостей готовили обеды: «Было куплено калачей, икры, вина и прочего на 16 алтын». Кроме того, монахи должны были предъявить все свои описные книги, а для письма предоставить не только бумагу и чернила, но и своих подъячих. Помимо перечисленного, требовалось 10 алтын в день на содержание комиссии, а также корм для лошадей… По итогам переписи, у Благовещенского монастыря забрали несколько колоколов, обязав к тому же доставить их в Москву за свой счёт! Также обители запретили тратить оброчные деньги. Правда, потом этот запрет был частично снят, при условии, что монастырь будет предоставлять все расходные книги в монастырский приказ. В 1703 году город постигло страшное бедствие — пожар, в котором «оный град Ярополь с Вязниковской слободой выгорел без остатку». Устояли только два собора — Казанский (находился на нынешней центральной площади Вязников) да Благовещенский. Однако все монастырские постройки сгорели дотла. На следующий год положение ещё больше ухудшилось — подаренные некогда царём Алексеем Михайловичем мельницы и озёра отбрали в казну. В 1786 году, когда Вязниковская слобода обрела городской статус, монастырь обязали отдать новому городу 66 десятин земли. Но желающих использовать землю не нашлось, и участок вскоре превратился в пустырь… А потом… потом были тихие годы: скудное финансовое содержание, частая смена игуменов да непрестанная молитва. Выжил монастырь, главным образом, благодаря помощи местных жителей. Они, кстати, собрали средства на Святые врата и монастырскую ограду, её возвели в 1810 году.
Некоторое улучшение в жизни Благовещенского монастыря наметилось во время царствования Павла I, однако в итоге мужская обитель всё равно катилась к упадку. Буквально накануне революции она стала женской… В 1853 году Свято-Благовещенский монастырь возглавил иеромонах Сергий. При нём Благовещенский храм украсили росписями. Причём выполнять их пригласили известного по тем временам палехского иконописца Софонова. После революции фрески замазали штукатуркой, и сейчас, когда обитель стараниями и молитвами игуменьи Серафимы возрождается, восстановление росписей в ближайших планах по реставрации Благовещенского храма. Возвратясь назад, стоит упомянуть, что в 1916 году при архимандрите Никандре мужской монастырь прекратил своё существование, вместо него в этих стенах открылась женская обитель. Игуменьей стала матушка Серафима. Но и женский Свято-Благовещенский монастырь просуществовал недолго. В 1932 году матушку вместе со всеми насельницами выселили из монастыря. Монастырский храм стал обыкновенным городским, а в 1935 году и вовсе был закрыт. На территории монастыря строится льнотехникум вдоль восточной стены, а саму стену разбирают. Местные жители говорят, что для постройки техникума использовались кирпичи из разобранной стены. Напротив здания техникума возводится общежитие для студентов. На церковном погосте устраивают футбольное поле. В 1932 году вдоль шоссейной дороги на территории монастыря строят бревенчатый дом под общежитие для рабочих льнофабрики. Келейный корпус передаётся в жилой фонд города. Богатейшая библиотека старых книг, старинные грамоты, письма, бесследно исчезли. Огромное количество икон, по-видимому, повторили судьбу церковных святынь из других бесчисленно разрушенных церквей России. После закрытия собора его используют под склады, по воспоминаниям, там стояли мешки с солью, пиломатериалы и многое другое. В нижнем храме Трёх Святителей находилась мастерская ритуальной конторы.
В 1974 году Вязники вошли в состав Государственного Владимиро-Суздальского заповедника. Специалисты взялись за реставрацию Благовещенского собора, который находился в удручающем состоянии. Там было сломано всё, что можно, стены покрыты копотью и грязью, везде лежали груды мусора. За десять лет храм удалось привести в порядок, но как памятник культуры, а не религиозный объект. Туда въехал местный музей. Лишь в середине 1990-х годов началась поэтапная передача территории бывшего монастыря верующим. Первым вернули надвратный храм. А в 1999 году в этих стенах снова учредили женский монкастырь. Его настоятельницей, по чудесному совпадению, как и в 1916 году, стала игуменья по имени Серафима.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №242, 2017 г.

В декабре 1640 года в Вязниковскую слободу прибыл на поклонение незадолго до этого обретённой чудотворной иконе Казанской Божией Матери царь Михаил Фёдорович. Тогда-то к нему и обратился староста Иван Мухин с челобитной, в коей испрашивал дозволения на устройство в слободе монастыря. Государь с решением долго тянуть не стал и повелел устроить обитель у подножия горы Венец, на берегу речушки Выдерки у «убогих домов». В 1641 году монастырь был основан.
В 1643 году построены были деревянная церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы с приделами преподобных Михаила Малеина и Алексия человека Божия в деревянные же настоятельские и братские кельи. Земля, на которой построен монастырь, в древности принадлежала «Ярополчью убогому дому». В 1649 году по просьбе монахом царь пожаловал монастырю земли. Обители было отдано озеро Юхро и исток Юхорец с богатыми рыбными ловлями. Следующим вкладом государя в 1650 году стали огороды вдоль речки Выдерки. Члены царской семьи и ближайшее окружение стали вкладчиками монастыря, почти каждый год отписывая земли во владение вязниковским монахам. В 1683 году вместо деревянных церквей был построен каменный двухэтажный храм также в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы вверху и в честь Трех Святителей внизу. Тогда же построен был и братский каменный корпус.
Монастырь не был закрыт во время секуляризационной реформы 1764 года, когда мелкие обители ликвидировались. Однако, лишившись государевых вкладов, он был отнесён к заштатным. Оставшиеся во владении монастыря земли продолжали содержать его немногочисленную братию.
В 1794 году над Святыми вратами освящена церковь в честь Всех Святых, заложенная двумя годами ранее. Приблизительно тогда же монастырские постройки замкнуло в себе кольцо каменной стены с четырьмя башенками. Были при монастыре и южные ворота. В 1912 году каменные кельи были перестроены и расширены. В монастырском хозяйстве были каменные сараи, погреб, конюшня, скотный двор, баня. При монастыре действовала школа.
В 1916 году Благовещенский монастырь особым указом Священного Синода был преобразован в женскую обитель. Настоятельницей была назначена игуменья Серафима из Серапионово-Алексеевской общины, что за Клязьмой всего в нескольких верстах от Вязников.Монастырь закрыли в 1920-е годы. Монахини удалились в Серапионовскую пустынь, где впоследствии были арестованы. Игуменью Серафиму сослали в лагерь.
В 1930-е годы на территории закрытого монастыря было выстроено здание техникума, при этом монастырская ограда с южными воротами разобраны до основания, а келейные корпуса отобраны в жилой фонд Вязников. Оба храма (чудом уцелела и Всехсвятская надвратная церковь) переданы музею. Только благодаря музею и присвоению собору статуса памятника архитектуры мы сейчас видим церковь практически в неизменённом виде.
В 1990-х годах Благовещенский собор был передан Русской Православной Церкви, став приходским храмом. 21 июля 1999 года началось возрождение монастыря.
http://meparhia.ru/eparh/31/42

Благовещенский семибратский монастырь был основан в 1641 году. Об открытии монастыря посадские люди во главе со старостой Вязниковской слободы Иваном Мухиным «били челом» самому государю. Выслушав челобитную, Михаил Федорович милостиво указал отвести под обитель место на окраине слободы у «убогих домов». Получив монаршее согласие, монахи с помощью своей паствы наскоро срубили небольшую церковь, поставили по соседству с ней кельи и оградили крепким тыном свои владения. Участок находился на берегу речки Выдерки, у подножия горы Венец, там, где сейчас спина к спине стоят обветшавший Благовещенский храм и построенный в годы советской власти техникум льняной промышленности. В те далекие времена поблизости от монастыря приютились покосившиеся срубы убогих домов, в которые клали тела умерших бездомных людей и самоубийц.
После окончания первоочередных работ последовали слезные прошения братии Благовещенского монастыря «государю-батюшке» о пожаловании им угодий. В результате в 1649 году богатое рыбой озеро Юхры с истоком Юхорцем отписывается монастырю, а на следующий год приходит долгожданная царская грамота об отдаче монахам огородов при речке Выдерке. К концу века монастырская братия обладает уже достаточными материальными средствами, чтобы начать в 1682 году строительство двухэтажного каменного храма с колокольней и галереей. Этот комплекс, оконченный в 1683 году, очень любопытен. В нем отразилась борьба двух художественных концепций — середины XVII века, с ее безудержным стремлением к узорочью, и конца века, с тенденциями к геометрически строгой регулярности. Живописность и симметрия сосуществуют в этом памятнике, они уживаются и придают ему особое своеобразие. Асимметричная композиция всего комплекса с колокольней на северной стороне, галереей на западной и сильно выдвинутыми на восток апсидами уравновешивается спокойным объемом храма.
Зодчий, уподобляясь скульптору, как бы лепит свое произведение из отдельных объемов. В центре он ставит величественную довлеющую над всем массу храма. Его грузная, противопоставленная внешней среде форма увенчивается шапкой пятиглавия. Статичность, замкнутость кирпичного куба усиливается расположением на углах лопаток, очерчивающих его грани. В этой архитектурной рамке каменных дел мастер размещает красочное пятно наличников. Словно умелая рука, вооруженная резцом, прошлась по стене и оживила ее плоскость орнаментальным узорочьем. Подобно ниткам бус повисли рядом с гранями проемов кувшинообразные элементы обрамления, а верх наличников, словно голова красавицы, украсился каменным кружевом кокошников.
Но время «обмирщения» культуры с его ростками рационализма невольно оказывало воздействие на мастеров. Каменное узорочье подчиняется сухой геометрической схеме. Декоративные формы наличников как бы нанизываются на ось симметрии, закрепленную полукружиями закомар и утвержденную пятиглавием. Внимательное рассмотрение храма приводит к мысли, что его создатели пытались вырваться из сковывавшего их плена геометрически строгой формы. Ее безжизненность, отвлеченность они стараются смягчить живописностью оконных обрамлений широким поясом орнаментального фриза, красочностью росписей, заполнявших в былые годы полукружия закомар.
Испокон веку каменодельцы, подражая природе, делали нижние части сооружений массивнее, крепче. Идея роста организма, его развитие по вертикали используется и в Благовещенском храме. Очень тонко, путем увеличения снизу вверх дробности деталей, перехода от грузноватых лопаток к более стройным колонкам, путём зрительного облегчения стены красочными пятнами узорочья создается впечатление устойчивости сооружения, его незыблемости.
К этому композиционному центру зодчий пристраивает мягкие криволинейные плоскости апсид, более пластичные, приближенные по масштабу к человеку, объем паперти и крыльца, которые контрастируют с неподвижным, плоскостным ядром храма. Противопоставлены ему и динамичные формы колокольни. Группа дополняющих друг друга объемов храма объединена общим основанием — подклетом, где размещалась теплая церковь. Она художественно связана междуэтажным поясом и прерывистыми штрихами своеобразного фриза. Южная стена, обращенная к дороге, лишена пристроек и наиболее открыта для обозрения. За зелеными кулисами вековых деревьев, скрытая от любопытных взоров, стоит во всей своей красе Древняя Русь.
Тонкий рисунок деталей и гармоничность пропорций говорят о мастерстве зодчего. Целый ряд приемов выдает работу местной строительной артели. Здесь и изразцы, характерные для Горьковской области, и особенности орнаментального декора, встречающегося в культовых постройках соседних городов, и специфика типологической схемы. Изумрудные пятна изразцов разместились в ширинках галереи красной лестницы, карниза колокольни. Изображения сказочных птиц, рожденных народной фантазией, особенно полюбились мастерам. Образы райской птицы Сирин, огненного Феникса, прекрасной Жар-птицы проступают в лаконичных символических рисунках желто-синих изразцов. Обращает на себя внимание необычный кирпичный фриз, охватывающий храм с трех сторон. Этот фриз, в виде букв «Ж», поставленных в одну строку, опоясывает поверху и апсиды, как бы привязывая их к основному объему. С северной стороны храма фриз не сделан. Такое на первый взгляд странное решение, так как главный вход был с этой стороны, имеет свое объяснение. Богомольцы попадали в холодную, расположенную над теплой, церковь несколько необычно. Сильно выдвинутая вперед лестница непосредственно примыкала к колокольне. Молящиеся, отбивая поклоны и истово крестясь, поднимались по всходам, проходили через нижний объем колокольни и по переходу попадали на западную паперть, откуда через узорный портал проникали в «Божий дом».
Видимо, зодчие, желая привлечь больше внимания к находящемуся в достаточном отдалении от Благовещенской церкви входу, и лишают верх храма узорочья. Лаконичная плоскость стены, без фриза, лучше контрастирует с более дробными и объемными формами крыльца, ярусов колокольни и переходов, усиливая художественную выразительность всего ансамбля. Стена храма в определенной мере служит фоном для пространственных, с резкими контрастами света и тени, деталей красного крыльца.
Малораспространенный рисунок фриза, о котором шла речь выше, достаточно сложный в выполнении, повторяется и в двух гороховецких храмах, построенных тоже в конце XVII века — церкви Сретения (1689) и Благовещенском соборе (освящен в 1700 г.). Надо полагать, что в их строительстве принимали участие те же каменщики, которые не торопясь, степенно высекали в Вязниках из кирпича но шаблону криволинейные элементы облюбованного ими и, возможно, являющегося их гордостью узорного фриза. Любопытно, что в эти же годы за тысячу верст от Вязников в холодном Соликамске выполняется такой же фриз в Зимнем соборе (1684) и Благовещенском (1687). Что это — совпадение или неизвестные миграции строительных артелей? Сколько интересных фактов скрыто еще от нас! Сколько документов, которые могли бы пролить свет на далекое прошлое нашей Родины, пропало без следа и сколько еще лежит на неизвестных полках!
Под каменными сводами Благовещенского монастыря в Вязниках тоже хранились свитки, грамоты, расходные записи, акты, челобитные. В железных сундуках, строго по описи, береглись сгустки человеческой мысли. Богословские трактаты лежали вперемежку с мирскими книгами. Там были Патерик Печерский (1661) и Требник (1680), Жезл Правления (1667) и Часослов (1688), а также многие другие книги. Представление об этих рукописных богатствах можно составить на основании Синодика Благовещенского монастыря 1679 года, выставленного в витрине Вязниковского краеведческого музея. Без малого триста лет прошло от того дня, как безвестный изограф закончил последнюю миниатюру Синодика, но и сегодня безыскусный, наивный рисунок и яркие, свежие краски радуют взор. Тонкий рисунок орнамента поражает своим изысканным мастерством, замечательным чувством гармонии цвета и линий. Кто создатель этого графического шедевра? Что заставило этого так жизнерадостно, так красочно воспринимавшего мир человека стать иноком, уйти из мирской жизни? История сохранила нам его художественный подчерк, его особое эстетическое видение, но скрыла от нас его переживания, его страдания и радости.
Источник: А.А. Тиц. По окраинным землям Владимирским (Вязники, Мстёра, Гороховец).http://book33.ru/vyaznikovskii-rajon-istorija/blagoveshhenskij-semibratskij-monastyr-v-vyaznikax.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?