Вязники. Благовещенский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней.

Достаточно только взглянуть на Благовещенский храм и сразу понимаешь — смотришь не на рядовую церковь, а на событие в архитектуре. Событие с большой буквы. Это сейчас кажется, что Вязники — «провинция». В далёком прошлом именно «провинциальные» зодческие школы делали русское искусство столь многогранным, ярким и самобытным! Вот что писал Алексей Алексеевич Тиц в своей книге из серии «дороги к прекрасному» — «По окраинным землям Владимирским» (1969 год): «Этот комплекс, оконченный в 1683 году, очень любопытен. В нём отразилась борьба двух художественных концепций — середины ХVII века, с её безудержным стремлением к узорочью, и конца века, с тенденциями к геометрически строгой регулярности. Живописность и симметрия сосуществуют в этом памятнике, они уживаются и придают ему особое своеобразие. Ассиметричная композиция всего комплекса с колокольней на северной стороне, галереей на западной и сильно выдвинутыми на восток апсидами уравновешивается спокойным объёмом храма. Зодчий, уподобляясь скульптору, как бы лепит своё произведение из отдельных объёмов… Испокон веку каменодельцы, подражая природе, делали нижние части сооружения массивнее, крепче. Идея роста организма, его развитие по вертикали используется и в Благовещенском соборе…
Группа дополняющих друг друга объёмов храма объединена общим основанием — подклетом, где размещалась тёплая церковь». «Общее основание» многокомпонентного сооружения позволило зодчим применить очень интересный, нечасто встречающийся приём — сделать «двухуровневые» апсиды, когда алтарные части нижнего и верхнего храма располагаются не сплошной стеной, а ступенчато, причём нижние апсиды сильно вытянуты на восток! Этот приём был весьма популярен у каменных дел мастеров из соседнего Гороховца (Никольский собор). Особой функциональной подоплёки это решение не имеет, оно играет чисто на эстетическое восприятие — делает силуэт храма более сложным, облик — более живописным, позволяет при минимуме декора создать выразительный рисунок фасада… Ну и, конечно, это бросающаяяся в глаза, запоминающаяяся «визитная карточка» местной архитектурной школы. По храмам эпохи узорочья впору писать «энциклопедию русского наличника»: что ни храм — то глава. На северном фасаде Благовещенского собора насчитываем аж целых пять типов! Однако стоит обратить внимание — расположение окон подчинено строгим законам симметрии. А это уже — примета новой архитектурной эпохи…
Неожиданный элемент фасадного декора — изразцы. Их не сразу то и заметишь, они не «струятся» по фасаду целыми поясами, которые можно видеть, например, в памятниках московского узорочья; тем интересней подметить такую малозначимую, на первый взгляд, деталь и попытаться понять: а что хотел сказать этим приёмом зодчий? Изразцы, кстати, по оценкам специалистов, характерны для зодчества Нижегородской земли. С севера к паперти собора пристроена шатровая колокольня. Традиционный восьмигранный столп, характерный для Владимирского региона, здесь представлен с нетрадиционными элементами. Во-первых, четверик необычно высок (конструктивно это решение оправдывается требованием «вписать» в него высокое крыльцо-паперть). Во-вторых, сама колокольня пристроена не к западному фасаду — «кораблём», а к северному. Ассиметрия характерна для русского узорочья и также любима гороховецкими мастерами. Внутренняя композиция Благовещенского храма чётко структурирована, она подчёркнуто расчленена на три неравнозначные части, строго подчинённые каждая своей функции. Первая — нижний храм, где проводятся основные богослужения. Второй — верхний храм, недавно освящённый, — в нём ещё продолжаются отделочные работы. Наконец, третья — это западный «блок», объединяющий в себя притвор, крыльцо-галерею, паперть верхнего храма, колокольню и ещё ряд подсобных помещений, одно из которых приспособлено под монастырскую трапезную. В верхнем храме, справа от входа, находится специальный киот, в котором хранится главная монастырская святыня — мироточивая Казанская икона Божией Матери с нерукотворным образом…
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №242, 2017 г.

В 1643 г. по велению вел. кн. Михаила Феодоровича была сооружена в монастыре деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами святых: Михаила Малеина и Алексия человека Божия.
В 1683 г., по данной от великого Святейшего патриарха Иоакима благословенной грамоте, по челобитию игумена Моисея и строителя Авраамия с братией, была упразднена деревянная и построена каменная двухэтажная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с прилегающей к ней каменной колокольней. Благовещенский престол устроен в верхнем этаже холодной церкви, а в нижней теплой — престол во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Что было поводом к упразднению приделов: Михаила Маленина и Алексия человека Божия, об этом монастырь положительных сведений не имеет.Вероятно та же артель мастеров строила храмы Гороховца и Соликамска — по крайней мере, повторялся тот же самый довольно редкий рисунок фриза, а возведены они в то же время.
Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была освящена в 1689 г. Благовещенский престол устроен в верхнем этаже холодной церкви, а в нижней теплой устроен престол во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с приделом священномученика Антипы. Во всех приделах иконостасы были прежде старинные, а во времена иеромонаха Макария, бывшего здесь настоятелем с 1805 по 1823 год, сделаны вновь в современном вкусе и позолочены при пособии доброхотных дателей, из числа коих более всех жертвовал на это дело Вязниковский купец Григорий Семенович Елизаров.
Благовещенский храм, построенный в виде корабля, в византийском стиле, был крыт железом, окрашен медянкой, с пятью главами, обшитыми белой жестью в черепицу. На главах железные, вызолоченные сусальным золотом на мардан, решетчатые кресты с железными цепями. Наружные стены храма гладкие. По местам сделаны из кирпича украшения, а именно: под кровлей в два кирпича на ребро карниз, затем со всех четырех сторон клейма, в коих написаны образа, обведены из кирпича полуваликами и глателью, кои внизу опираются на капители в сухарь на ус. В четыре ряда с трех сторон из тисненного кирпича решетка, а с северной стороны она сделана только под капителями; от верхнего карниза до кровли паперти и алтаря сделаны по три полуколонны. Посередине церковного здания проведен широкий в семь рядов пояс, выделанный из кирпича на ребро и угол, а внизу сделан цоколь из кирпича такого же размера и такой же формы, как пояс.
Верхний этаж, в коем храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в длину и ширину по семи сажен; окна размещены пропорцинально с трех сторон посредине церкви: на южной и северной сторонах в два света по шести окон, а на западной стороне так же в два света пять окон вверху три одинаковые с прежде сказанными, внизу же по сторонам двери два окна малых, без всяких украшений, выдающиеся на паперть. С внешней стороны окна сделаны с висячими арками, с кокошниками в три стрелки и в одну и наличниками из кирпича, полуколонками, переймами с кувшинчиками. Решетки в окнах железные, яйцовой формы с перевязками. Двери в верхнем храме на западной стороне железные двустворчатые. При церкви алтарь в три полукружия, отделанный от храма каменной стеной, с тремя пролетами; длиной он три сажени, а шириной 7 сажен; в нем пять окон: два из них в помещении монастырской кладовой палатки, отделенной от алтаря каменной стеной, вход в которую из алтаря против южной алтарной двери. С западной стороны пристроена паперть, длиной 9 сажен и 2 ½ аршина, а шириной 3 сажени, крытая железом, окрашенным медянкой, на один скат, внизу которой помещается церковно-приходская школа.
С внешней стороны паперти, между фризами в углублениях вставлены 25 штук муравленых разноцветных кафелей, с изображением птиц и цветов; на той же стороне паперти имеются 9 окон, сведенных в арку, украшенных снаружи полуваликами, внизу коих тянется в 7 рядов пояс из кирпича в штаб полувалик и шахму. Вход в паперти с северной стороны, крыт железом, окрашенным медянкой, ширина ее 3 сажени, а длина 4 сажени, лестница каменная с тремя площадками, по сторонам ее точеный раскрашенный балясник; во входе три окна на запад без украшений. Дверей во входе три: с севера створчатые дубовые с разноцветными стеклами, а с востока и запада простые, окрашенные под дуб, все филенчатые, с южной же стороны из коридора братского корпуса обыкновенная дверь. Над входом в паперть устроена палатка с четырьмя малыми окнами, в которой помещается братская монастырская библиотека. На каждой стороне храма малые окна под кровлей для света шатра и одно с правой части алтаря над помещением ризницы. Стенопись внутри Благовещенского храма на масле; росписана в 1860 г. села Палеха, Вязниковского уезда, крестьянином Софоновым.
В нижней церкви алтарь пристроен полуциркульный, шириной 4 сажени, а длиной 2 сажени и 1 аршин, крыт железом, оакрашенным медянкой; в нем три окна, в храме два и в трапезе с приделом шесть окон, на внешних сторонах коих сделано по одному кокошнику вверху. Дверей в нижнем храме две на север и запад без всяких украшений. К северной двери пристроена малая паперть, в роде тамбура, каменная, крытая железом, у западной же двери две колонны, сведенные вверху аркой с висячей гирькой.
На северо-западном углу Благовещенского храма устроена шатровая колокольня, первая часть коей четырехугольник, вторая восьмиугольная, а третья шатер, крытый белым железом в шахмат с восьмью окнами, перекрытыми в арку, карнизами, капителями и пилястрами по углам. В средней части ее пять окон, без всяких украшений. На шатре колокольни на каждой грани по два фальшивых окна, украшенных колонами, пилястрами и кокошничками.
1867 г. «Внутренность описываемой церкви следующая: в правой стороне верхнего алтаря есть отдельная маленькая комнатка для хранения церковного имущества и документов, а за южной дверью алтаря сделан внутренний ход стеною на церковный купол. Во всех окнах, кажется повременно переделанных, железные решетки. Внутренность как верхней холодной, так и нижней теплой церкви – квадратная; верхняя без столбов, а нижняя с одним столбом посреди церкви; алтари в той и другой отделены каменной стеной с тремя пролетами для дверей царских, северных и южных. Своды верхней холодной церкви крестообразные, идущие от четырех стен, а в нижнем основаны тоже на стенах и в добавок поддерживаются одним, поставленным среди церкви, столбом. Алтари вверху и внизу троечастные, разделенные двумя поперечными стенами с арками.
Из древней деревянной церкви, на месте которой с давнего времени стояли два каменные столбика, ничего не сохранилось кроме иконы святого Алексия человека Божия, поставленной на левой руке от бокового входа в теплую церковь, но и это одно только предпололожение, основанное на видимой древности иконы. Ни мощей святых угодников Божиих, ни гробниц княжеских в монастыре нет.
Из святыни достоин замечания большой животворящий крест, пользующийся благоговейным чествованием всех окрестных жителей; а из вещей составляют собственность монастыря следующие древности: 1. Серебропозолоченный сосуд, самой обыкновенной работы; на нем надпись: «лета 7178 генваря въ 11 день сиi церковные сосуды построiлъ Никитинъ ввезники в благовещенской монастырь».2. Такой же сосуд с надписью: «181 г. марта въ 1 день сиi церковные сосуды приложилъ Смосквы задворъной конюхъ Андреи Никитинъ в Вязники в Благовещенской монастырь, служить в нихъ по вся дни».3. Евангелие, печатанное 7171 (1663) года с следующей по листам надписью: «186 года февраля во 2-й день по указу великаго государя сия книга дана въ приказъ большаго дворца благовещенскiй что въ Вязникахъ». Если давать полную вероятность устному преданию, Евангелие это приложено Государем Феодором Алексиевичем лично в проезд в 1681 году во Флорищеву пустынь.4. Книга о Священстве, надписанная по листам: 186 года апреля въ 13-й день Великiй Государь Царь и Великiй Князь Феодоръ Алексiевич всеа великiя и малыя и белыя Россiи Самодержецъ пожаловалъ книгу о священстве безденежно на Вязники в Благовещенскiй монастырь».5. Книга Жезл Правления, по листам же надписанная: «186 г. апреля въ 13-й день Великiй Царь и Великiй Князь Феодоръ Алексеевичъ и всеа великiя и малыя Россiи Самодержецъ пожаловалъ книгу Жезлъ Правленiя безденежно на Вязники в Благовещенской монастырь».6. Требник митрополита Петра Могилы, надписанный по листам: «7166 (1652) г. Великiй Господинъ Святейшiй Корнилiй митрополитъ Казанскiй и Свiяжскiй далъ сiю книгу въ Государеву дворцовую въ Ераполческую волость въ володимерскомъ уезде въ вязниковскую слободу въ домъ Пречистыя Богородицы честнаго славнаго Ея Благовещенiя въ новой монастырь всвое обещанiе к прежнему своему вкладу по своихъ родителехъ».7. Минея на Октябрь месяц с такой же надписью и им же Корнилием приложенная.
https://sv-blag-33.ucoz.net/index/letopis/0-81

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?