Историческим центром города вязьмичи считают высокий левый берег реки — соборный холм, украшенный на протяжении жизни многих поколений центральным храмом города — Троицким собором. На территории древнего городища (XI-XIII вв.) во второй половине XVII века был возведен каменный храм. В 1565 году царь Иоанн IV Васильевич оставил в храме синодик с именами казненных при его правлении людей. По распоряжению Бориса Федоровича Годунова в 1597-1598 годах обветшавший Никольский собор разобран и на его месте поставлен новый, к которому пристроены Сергиевский, Трехсвятский и Рождественский приделы. В 1610 году соборный храм разорен польскими отрядами.
По повелению царя Михаила Федоровича в 1635 году собор отстроен заново и в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира, в день Святой Троицы, переименован из Никольского в Троицкий. Во время пребывания царского семейства в 1654 году в Вязьме царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон неоднократно посещали собор. В память об этом знаменательном событии на средства царя Алексея Михайловича и поставлен каменный собор в 1674-1676 годах.
Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм сожжен и частично разрушен. В 1922 году на колокольне висели 9 колоколов. Собор закрыт в 1929 году. Вся богатая утварь, дары российских государей, древние книги и иконы экспроприированы новой властью и в основном исчезли бесследно. Богослужение в соборе возобновлено в конце 1941 года и с тех пор не прерывалось. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил собор 3 мая 1993 года. Ежегодно собор посещает митрополит Кирилл. В Иверском приделе хранится древний резной образ святителя Николая Можайского, отреставрированный в начале 1990-х годов тверскими мастерами.
Набор открыток «Вязьма Православная»
Стоит в центре города на высоком холме южного берега р. Вязьма, на территории древнего городища. Играет определяющую роль в панораме города при подъезде с заречной стороны, от шоссе Москва-Минск. Выстроен по заказу царя Алексея Михайловича в 1674-76 гг. на месте более древнего деревянного храма. В 1847-49 гг. сооружены трапезная и колокольня. В 1887 г. к северо-западу от собора устроена терраса, в 1890-е гг. северный придел расширен, а его своды разобраны. Кирпичные стены оштукатурены.
Ядро храма с двумя приделами — интересный памятник архитектуры 2-й пол. 17 в. Бесстолпный храм, завершенный горкой кокошников и световой главой, с двумя симметричными приделами, чьи апсиды выстраиваются в ряд с тремя апсидами основного объема, во многом напоминает постройки кон. 16 — 1-й трети 17 в. Над закомарами четверика возвышается квадратное основание второго яруса. По его периметру с каждой стороны поставлены три кокошника. В отличие от московских прообразов, здесь во втором ряду средний кокошник имеет килевидное подвышение, а боковые стоят перед диагональным кокошником. Малые полукруглые кокошники идут по основанию барабана. Под штукатуркой венчающего барабана просматриваются поребрик и консоли. Широкая трапезная и грузная трехъярусная колокольня на подклете выстроены в формах классицизма с использованием элементов русского стиля сер. 19 в. Северный и южный приделы имеют двухчастную разбивку фасадов, что также роднит их с памятниками рубежа 16-17 вв., каждый фасад завершается парой полукруглых либо килевидных кокошников, примкнувших к ядру храма и его алтарю. Окна с лучковой перемычкой заключены в более крупные арочные обрамления с профилировкой. На трапезной круглые окна второго света ложные, в кольцевых на личинках с рельефным замковым камнем.
Громоздкая колокольня из трех ярусов завершена главой над резонатором — квадратным, как и основные ярусы. Второй ярус и резонатор увенчаны ложными закомарами. Луковичные главы над колокольней и трапезной составлены из узких вертикальных долек. Четверик храма перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом в шелыге. Трапезная с крещатыми столбами расчленена арками на три нефа с полулотковыми сводами по бокам и коробовым посредине. В сводах уцелели голосники. В трапезной находится часть классицистического иконостаса из Екатерининской церкви. Его средняя часть вогнута и завершена высоким антаблементом с рельефными волнами во фризе, которые расходятся от лепного херувима в центре. Над антаблементом поднимаются крупные одиночные иконы в круглых, овальных, треугольных и фигурных (с выпукло-вогнутой бровкой) барочно-рокайльных обрамлениях. Между царскими вратами и изображением Тайной вечери — круглый просвет с летящим вниз объемным голубем в условном сиянии из разреженных лучиков по радиусам. Среди икон надо отметить икону Иверской Богоматери (1765 г.) и икону Одигитрии (17 в.).
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. — Москва, «Наука», 2001 г.
Свято-Троицкий собор — главный собор города Вязьмы Смоленской области. Расположен на Соборном холме, на левом берегу реки Вязьмы, на территории Вяземской крепости.
По композиции и декору собор близок к московским памятникам конца XVI — начала XVII в.: небольшой, бесстолпный, с тремя апсидами, увенчан пирамидой кокошников и стройной главой. Первое упоминание о стоявшем на Соборном холме деревянном храме во имя Святителя Николая относится к 1015 году и связано с «Житием Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского». Весь период существования Вяземского удельного княжества с 1239 по 1403 годы он был соборным. В 1674-1676 годах на средства царя Алексея Михайловича был поставлен каменный собор. В панораме города при подъезде с северной стороны собор играет доминирующую роль. 3 мая 1993 года собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Первое упоминание о стоявшем на Соборном холме деревянном храме во имя Святителя Николая относится к 1015 году и связано с «Житием Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского». Весь период существования Вяземского удельного княжества с 1239 по 1403 годы он был соборным. В 1406 году в храме погребён князь Симеон Вяземский, убитый в Торжке вместе со своей супругой княгиней Юлианией смоленским князем Юрием. В 1495 году в соборном храме молилась дочь Московского князя Ивана III и невеста литовского князя Александра Ягеллона Елена. После взятия Смоленска в 1514 году князь Василий III слушал в храме благодарственный молебен. В 1565 году царь Иван Грозный оставил в храме синодик с именами людей, казнённых за время его правления. В 1597-1598 годах по повелению Бориса Годунова обветшавший Никольский собор был разобран, а на его месте поставлен новый, к которому пристроены Сергиевский, Трёхсвятский и Рождественский приделы.
В 1610 году храм был разрушен польскими отрядами под предводительством гетмана Станислава Жолкевского. В 1612 году в соборе зачитано воззвание Троице-Сергиевой лавры и направлено ополчение в Москву. В 1635 году по распоряжению царя Михаила Фёдоровича собор был восстановлен и переосвящён из Никольского в Троицкий в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира в день Святой Троицы. В 1654 году собор посетили царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. В 1674-1676 годах на средства царя Алексея Михайловича был поставлен каменный собор. С 1681 года по указу царя Фёдора Алексеевича при соборном храме учреждена кафедра епископов Вяземских. В XVII-XVIII веках около собора стоял дом митрополита Крутицкого (Сарского и Подонского).
В 1765 году купцами братьями Калашниковыми в собор перенесён из Москвы список Иверской иконы Божией Матери. В 1771 году в России свирепствовала чума, проникнув из Москвы почти во все города России, она чудесным образом не коснулась Вязьмы. Спасение города от смертоносной болезни подвигло жителей города в память этого события устроить при соборном храме придел во имя Иверской иконы Божией матери. В 1773 году он был построен на средства купца Авксентия Космича Фатова. С этого времени для Вяземского собора начался новый период расцвета.
Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм сожжен и частично разрушен. Французы устроили в уцелевшей части соляной склад. Однако большинство икон, а также колокол весом девять половиной пудов серебром (подарок Карамазовых приходу) были вывезены жителями в окрестности города Луга и до 1990-х годов находились в часовне деревни Выбор (в 1991 году колокол и иконы были похищены). Когда неприятель был изгнан, соборный храм стоял без Богослужения еще несколько лет. На средства выделенные Священным Синодом собор был восстановлен в 1813-1815 годах. В это время настоятелем Троицкого собора был протоиерей Стефан Горанский. В 1833 году из за удара молнии обрушилась шатровая колокольня. В 1836 году из кирпича обвалившейся колокольни поставлена каменная часовня у Смоленского моста, уничтоженная большевиками в 1930-е годы. В 1847-1849 годах, на средства купца Петра Гавриловича Сабельникова, Иверский придел был перестроен, а с северной стороны был устроен небольшой придел в честь благоверных князей Бориса и Глеба (не сохранился). Каменная четырёхъярусная колокольня построена в 1850 году. Собору принадлежала также каменная Фроловская часовня, стоявшая около моста через реку Вязьму.
В 1922 году из собора были изъяты серебряные ризы с икон, утварь, жемчуг с митры епископа Вяземского. В 1922 году на колокольне оставалось 9 колоколов. В 1929 году храм был закрыт. Вся богатая утварь, дары Российских государей, древние книги и иконы «экспроприированы» советской властью; большинство из них исчезло бесследно. Богослужение в соборе было возобновлено в конце 1941 года и с тех пор не прерывалось. В 1974-1977 и 1982-2000 годах проводились реставрационные работы по фундаментам, на фасадах и в интерьере храма. 3 мая 1993 года собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ежегодно собор посещает митрополит Кирилл. Среди икон особенно выделяются икона Иверской Богоматери (1765 г.) и икона Одигитрии (XVII в.). В Иверском приделе хранится древний резной образ святителя Николая Можайского, отреставрированный в начале 1990-х годов тверскими мастерами.Собор Троицы Живоначальной в Вязьме постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. является объектом исторического и культурного наследия федерального значения (код памятника 6710051000).
По материалам сайта rustemple.narod.ru
Недалеко от Аркадиевского монастыря стоит городской собор во имя Живоначальной Троицы с приделами св. Сергия Радонежского и Николая чудотв.; он занимает видное место в городе, над рекою Вязьмою. О существовании собора в Вязьме упоминается еще во время жизни преп. Аркадия: камень, на котором молился преподобный, как сказано в житии его, находился близ собора. Под каким именем он существовал и когда был выстроен – неизвестно.
В 1300 г. в этом соборе вел. князь Андрей Владимирович испрашивал помощи у Бога, идя на Дорогобуж, осажденный смолянами; в нем было погребено в 1407 г. тело убитого в Торжке князя вяземского Симеона Мстиславича. Здесь вел. княжна Елена, невеста князя литовского Александра в 1495 г. слушала напутственный молебен; в нем царь Василий Иоаннович в 1515 г. благодарил Бога за взятие Смоленска. Потом царь Иоанн Грозный, перед войною с Польшей в 1565 г., посетив Вяземский собор, оставил в нем синодик с именами убитых им мужей, жен и детей, приказав молиться о них, как о невинных страдальцах. В 1596 г. Борис Годунов снабдил собор, как редкостью в тогдашнее время, печатными богослужебными книгами, и на счет государственных сумм обновил его, пристроив к главному Николаевскому престолу два придела: во имя Сергия Радонежского и новоустановленных тогда трех святителей московских Петра, Алексия и Ионы. Старанием того же Годунова построен при нем теплый придел во имя Рождества Господня. Эти сведения основаны на указаниях писцовых книг князя Волконского.
В первый раз собор получил название Троицкого в 1635 г., когда по повелению царя Михаила Федоровича он был вновь переделан. Дальнейшее улучшение собора зависело от пребывания царского семейства в Вязьме. В 1655 г. открылась зараза в Москве; тогда патриарх Никон, прибыв в Вязьму с царским семейством, устроил в ней помещение для него и прожил здесь с августейшими особами больше года, с октября 1654 по 16 декабря 1655 гг. В это время он несколько раз служил в соборе и оставил собственноручное расписание крестных ходов, в котором соборная церковь названа Всеградскою, вероятно, по той причине, что ей, как бесприходной, дозволено было пользоваться доходами всего города.
В 1674 г. по повелению царя Алексея Михайловича положено основание каменному собору на возвышенном месте, в главной крепости, между существовавшими тогда двумя башнями и надзор за работами возложен был на вяземского наместника. Постройка его окончена в 1676 г. В нем устроены были три престола: главный – во имя Живоначальной Троицы с приделами во имя трех святителей московских и преп. Сергия.
Когда назначено было викариатство в Вязьме для Смоленского митрополита, Троицкий собор возведен был на степень кафедрального и при нем определен штат священно-церковно-служителей, который оставался и по закрытии кафедры до 1765 г. Служащим при соборе определено было жалование и руга. В царствование Петра I в 1696 г., по случаю войны со Швецией, состоявшим на жаловании церквам уменьшена руга, отпуск хлеба прекращен.
В 1777 г. определено всем священно-церковно-служителям собора 64 – 40.5 руб., а на церковные потребы 3 – 90 руб. Несмотря на эту прибавку, средства собора были так скудны, что недели по две не было богослужения и только случайные благотворения поддерживали его. Так князь Сергей Салтыков покупал воск и просфоры по средам для службы в приделе преп. Сергия; купец Гайдуков, чтобы привлечь молящихся к собору, посылал туда по воскресеньям и праздничным дням певчих из своих крепостных людей. По старанию того же благотворителя в 1798 г. собрана сумма по подписке для исправления собора; в 1803 г. собор был расписан и обновлен. Расписание было неудачно: митрополит Платон, проезжая через Вязьму в 1804 г., нашел его совсем без вкуса, а помещение 3-х святителей между главным престолом и приделом преп. Сергия — «тесным и непорядочным». Преосвящ. Серафим в 1805 г., осмотрев собор, нашел в нем крайнюю скудность и велел закрыть придел трех святителей.
В 1812 г. французы выжгли все внутренние украшения собора и обратили его в магазин для складки соли. В таком положении он находился целый год, с 12 августа 1812 г. по август 1813 г. В это время получено было предписание губернатора Смоленска – непременно очистить собор, а св. Синоду для исправления его выслать до 15 000 руб. К концу 1814 г. собор был исправлен и в следующем году освящен.
При всем том бедность его была так велика, что из св. Синода получено было предписание: нельзя ли какую-нибудь из приходских церквей обратить в соборную, а к ней приписать настоящую соборную. Тогда соборные священнослужители обратились к епархиальному начальству, прося его поддержать своим ходатайством этот древний памятник церковного зодчества, в котором сохранилось для жителей столько воспоминаний. Представление было уважено и для поправки собора назначено было по 1000 руб. ежегодно, потом собрано значительное вспомоществование по подписке, на эту сумму и приступили к переделкам в 1830 г. Сначала работы шли неудачно, то от недостатка распорядительности, то от «неискусства рабочих». Наконец, в 1847 г. по общему желанию, купец Сабельников избран и строителем, и попечителем храма: его старанием «перекладен» теплый храм во имя Иверской Божией Матери с приделом св. Бориса и Глеба, снабжен новою утварью, ризницею и в 1848 г. освящен. Потом исправлен и совершенно обновлен летний собор: сделан новый, искусною резьбой и позолотой украшенный иконостас, расписаны стены, приобретены дорогие ризы на иконы и утварь.
Лучшее украшение собора – икона Иверской Божией Матери. Приобретение этой иконы замечательно в том отношении, что «свидетельствует о живой и теплой вере вязьмичей в заступление Божий Матери». Рассказы о чудесах Иверской Божией Матери издавна внушили им желание приобрести верную копию с иконы. В 1765 г. граждане, посоветовавшись между собою, избрали двух братьев, купцов Калашниковых; помолясь Богу в соборном храме и испросив благословение, они отправились пешком в Москву, сделали снимок с Иверской иконы Божией Матери, пригласили митрополита освятить его 25 июля и с этим дорогим для них сокровищем пошли в обратный путь. Духовенство и граждане вяземские встретили ожидаемую ими Заступницу за 10 верст от города и с торжеством проводили ее до самого собора. Икона Иверской Божией Матери имеет надпись: «ипортантисса – привратница» (Портаитисса — Вратарница) и с давних пор чествуется, как покровительница города. Ей приписывают многие случаи избавления от бед: так, в 1771 г. она избавила город от моровой язвы, а в 1830 г. — от холеры.
Из древностей в этом соборе сохранилось св. Евангелие, подаренное собору в 1641 г. царем Михаилом Федоровичем. Евангелие обложено золотою тканью с серебряною вызолоченною надписью на образе Воскресения Христова.
«Историко-статистическое описание Смоленской епархии». Санкт-Петербург, 1864 г. В типографии духовного журнала «Странник».
Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм был сожжен, местами от него остались только стены. Стены колокольни треснули во время пожара. Французы устроили в уцелевшей части соляной склад. По изгнании французов соборная церковь находилась в разрушенном состоянии целый год. По личному распоряжению Калужской губернии начальника сенатора Павла Петровича Каверина и по благословению Калужского Епископа Евлампия вместо соборного храма был назначен Косьмодамианский придел Николаевской церкви (эта церковь находилась на углу современных улиц Смоленской и Докучаева).В 1813 году Синод выделяет на ремонт Вяземского собора 15000 рублей. На протяжении двух лет проводились восстановительные работы в соборе. В марте 1815 года был установлен новый иконостас, а в мае мастер Герасим Гайдаров начал золотить иконостас. К концу 1815 года собор был окончательно восстановлен и освящен настоятелем Вяземского Иоанно-Предтечева монастыря архимандритом Иоанном. Несмотря на проведенный ремонт, собор долгие годы имел крайне скудное состояние, в 1814 году его даже хотели «по бедности» приписать к одной из приходских церквей. В 20-е годы XIX века благотворительствовали собору действительная тайная советница Лобанова, майор Гавриил Петрович Посников, дочь премьер-майора Пелагея Григорьевна Волжинская, вяземские купцы Диомид Алексеев Горбачев и Петр Семенов Суслеников.
В 1833 году вечером 4 июля ударом молнии была разбита шатровая колокольня. Губернским архитектором было предписано разобрать колокольню, как «к падению склонную». В 1835 году колокольня обрушилась. Из кирпича, оставшегося по разрушении колокольн,и в 1836 году у Смоленского моста была устроена каменная соборная часовня. Только лишь в 1847-1849 годах он приобретает подобающий вид благодаря ремонту, осуществленному на пожертвования и под руководством вяземского купца Петра Гаврилова Сабельникова. В ремонтных работах своими пожертвованиями участвовали также вяземские купцы Нероновы, Зотовы, Фатовы и Гайдуковы. С западной стороны к собору пристраивается трапезный Иверский теплый храм с приделом во имя Бориса и Глеба.
В 1850 году строится четырехъярусная колокольня по проекту К. Тона.Тогда же в главном приделе во имя Живоначальной Троицы был установлен прекрасный иконостас, осуществлено иконописное украшение стен, сохранившееся еще до 90-х годов XX века. В конце XIX века расширен Никольский придел и к северо-западу от центрального храма устроена терраса. Обследовав в 1896 году основание и фундамент собора, архитектор А. Гунст и инженеры Морозов и Ястребов сделали заключение, что собор оседает. Из за большой колокольни 61 метр и не небольшого фудамента до 2 аршин, что бы ослабить давление, был разобран барабан купола над пилоном и сделан деревянный сохранившийся до наших дней. В начале 20 века был приглашен архитекторП.П. Покрышкин для продолжения обследования. Основные работы, по укреплению фундамента были произведены в 1914 году, несмотря на начавшуюся войну.
После революции 1917 года в соборе были прекращены богослужения, он использовался под разные хозяйственные нужды. Вся богатая утварь была «экспроприирована» новой властью, иконы, колокола, книги в основном уничтожены. Богослужение в соборе было возобновлено в ноябре 1941 года, однако 13 мая 1948 года решением горисполкома N197 часть помещений собора передана для использования под склад Заготзерна. В конце семидесятых и в восьмидесятые годы XX века в соборе были проведены большие ремонтно-реставрационные работы: в 1974-1977 гг. в реставрационных работах принимала участие семья Осипенко из г. Покрова Владимирской области; в 1978 г. был проведен ремонт колокольни и кокошников собора; в 1979 г. — закончено золочение крестов собора и колокольни; в 1982 г. проведены работы по укреплению фундамента Никольского придела. В эти же годы собраны духовные святыни, исторические и художественные ценности. Чудотворная икона Иверской Божией Матери, иконы Божией Матери «Одигитрии», Казанской Божией Матери, Входа Господня в Иерусалим, вырезанный из дерева образ Святителя Николая Можайского, перенесенный в собор из храма села Леонтьеве, печатные книги XVII-XIX веков. В Иверском приделе был установлен иконостас конца XVIII века из Екатерининской церкви, к сожалению утраченный.
http://www.nasledie-smolensk.ru/pkns/index.php?option=com_content&task=view&id=3040&Itemid=163&limit=1&limitstart=2
Собору принадлежала каменная Фроловская часовня, стоявшая у моста через реку Вязьму. 28 августа 1879 года произошел пожар, от которого выгорела 1/3 города. Кроме частных владений сгорели: гостиница “Московское подворье”, бани, кожевенный завод Чухниных, тюрьма, флигель земской больницы, воско-свечной завод. В 1886 году у Фроловского моста воздвигли часовню в память пожара 1879 года, в 1887 году часовня была готова. В строительство было вложены крупные пожертвования М.Д. Ечеистова, С.А. Колесникова. Часовня была построена в греческом стиле, ее завершал купол на низком шатровом основании и четыре главки по бокам на тумбах.
vyazmablago.ru