Вязьма. Монастырь Иоанна Предтечи.

Предтечев монастырь, 2 класса, в Вязьме. Основан в 1534 году старцем Герасимом (см. о Болдином монастыре).

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

В конце 1535 года преподобный Герасим со своим учеником Симеоном поставил келью в западной части города Вязьмы на высоком холме правого берега реки Бебри. Собрав вокруг себя благочестивых людей, готовых к иноческому подвигу, в 1542 г. преподобный Герасим получает благословение и грамоту у метрополита Макария и позволение у царя Иоанна IV для основания обители. Трудами братии и поселян был построен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи.
В 1566 году Предтечев монастырь посетил царь Иоанн IV Грозный. Проезжая в Смоленск для осмотра строящейся крепости, в 1598 году в обители останавливался царь Борис Федорович Годунов. При игумене Гурии в 1630-е годы был построен каменный корпус для братии. В 1654-1655 годах монастырь неоднократно посещал живший в городе царь Алексей Михайлович с семейством и Патриарх Никон. В начале XVIII века по указу императора Петра I обитель давала приют раненым и престарелым воинам. В Отечественную войну 1812 года монастырь разграблен и сожжен французами. После ухода неприятеля остались только обгорелые стены. С огромным трудом братия исправила Знаменский, а затем Вознесенский храмы.
Все постройки обители сильно пострадали в ходе боев за Вязьму в 1941-1943 годах. В 1989 году монастырь передан епархии. Решением Священного Синода в 1990 году здесь вновь открыт Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил монастырь 3 мая 1993 года. Монастырь неоднократно посещал митрополит Кирилл. В августе 1995 года решением Священного Синода Иоанно-Предтеченский монастырь преобразован в женский.
Набор открыток «Вязьма Православная»

Расположен в западной части города, на высоком холме над долиной р. Бебрь. Основан в 1535 г. иноком Герасимом, положившим начало Болдину монастырю под Дорогобужем. Уже в сер. 16 в. здесь существовали две деревянные церкви — Иоанна Предтечи и Вознесения, с деревянной же оградой вокруг них. После Смутного времени (монастырь был сожжен и разграблен отрядами Жолкевского и Ходкевича) на вклады царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича строятся каменные Одигитриевская церковь с приделом Иоанна Предтечи (1630-е гг.) и надвратная церковь Вознесения (сер. 17 в.). Видимо, к концу 17 в. облик Вознесенской церкви сильно изменился. К сер. 18 в. монастырь имеет также каменные настоятельские и братские палаты, палаты для обучения школьников, разделенные воротами, корпус неизвестного назначения и каменную ограду. Около 1770 г. построили Никольский (Знаменский) храм. После пожара 1812 г. монастырь оставался невосстановленным до строительных работ 1832-36 гг.
Снова в запустение монастырь пришел в советское время. Уже в 1918 г. Губчека Западной обл. расстреляла проживавшего в этой обители епископа Орловского и Севского Макария (М.В. Гнеушева). В 1930 г. храмы закрыли; с них сняли не только кресты, но и главы, а церковное имущество разграбили либо уничтожили. Колокола сдали в металлолом на переплавку. Все монастырские сооружения передали спичечной фабрике. В восточной части монастыря, за несохранившейся высокой каменной оградой с огромными прямоугольными филенками между лопаток, до сталинских пятилеток поднимался Никольский (?) храм, обновленный в нач. 19 в.: четверик под пологой сфероидной кровлей с мелкой шаровидной главкой на круглом глухом барабане. Стену завершал полуфронтон, опиравшийся на тосканские пилястры. Уничтожение архитектурного наследия продолжили военные действия 1943-45 гг. Почти сразу после освобождения Вязьмы от оккупантов, в 1943 г., исполком вселил сюда пивоваренный завод. В 1946 г. трапезную церкви Одигитрии занял архив, зимний Никольский (Знаменский) храм в формах классицизма разобрали якобы из-за отсутствия художественной ценности. Настойчивые требования органов государственной охраны памятников восстановить кровлю над храмом Одигитрии не воспринимались всерьез целых 15 лет.
Первые шаги к восстановлению историко-архитектурного комплекса были сделаны в 1962 г., когда его здания использовались под склады горторга и производственные помещения общества слепых. Лишь в нач. 1990-х гг. удалось отреставрировать фасады двух монастырских храмов и палат казначея, воссоздать часть ограды и нижний этаж гостиницы, а также провести раскопки фундаментов под настоятельским и поварским корпусами. Сохранившиеся храмы параллельны друг другу, причем высокая Одигитриевская церковь поставлена ближе к скату холма и определяет силуэт ансамбля при взгляде с севера, от реки и от центра города. С восточной стороны к Вознесенской церкви примыкают палаты «для обучения школьников» с воротами между ними и двухэтажный небольшой корпус неизвестного назначения, кон. 17 и 1-й пол. 18 в. (?) Все постройки кирпичные. Это самый живописный ансамбль города, сложившийся в допетровское время. Палаты «для обучения школьников» — два одноэтажных кирпичных одинаковых здания, в плане почти квадратных, с проездом между ними, образующие симметричную группу, с востока примкнувшую в линию к Вознесенской церкви. Они сильно перестроены в 19 в. и при последующих ремонтах, проем ворот с южной стороны заложен, окна растесаны, наличники сбиты. Существующие перекрытия деревянные, плоские. Корпус неизвестного назначения -двухэтажное, квадратное в плане кирпичное здание, замыкающее с востока линию: Вознесенская церковь — школьные палаты. Оно было угловым в ограде монастыря. Сохранились лопатки на уг лах и завершающий карниз, окна новые. Внутри палата первого этажа перекрыта сомкнутым сводом, во втором — перекрытия плоские.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, «Наука», 2001 г.

В 1912 году в монастыре проводил исследования архитектор-реставратор П.Д. Барановский, материалы которых легли в основу реставрационных работ 1970-1980 гг. При советской власти в 1930 году был закрыт Вознесенский собор, в 1946 году разрушена Знаменская церковь. На территории монастыря размещалась спичечная фабрика, пивоваренный завод, мастерские общества слепых, склады городского торга и аптечного управления. В 1980-е годы на территории монастыря начались реставрационные работы. В 1990 году вновь был открыт Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, а в 1995 году монастырь был преобразован в женский.

Свято-Предтечев второклассный мужской монастырь находится в юго-западном предместье города, близ реки Бебри. Место это до основания монастыря было за посадом, покрытое ольхою, и служило удобным притоном для праздных гуляк, открыто производивших разбои. Вероятно, это были сообщники развлечений знатного боярина Телепнева-Оболенского, который недалеко отсюда имел поместье (село Спас-Телепнево) и ездил сюда для развлечения.
Преп. Герасим, силою благодати Божией и неутомимой деятельности, успел очистить это место от грабителей и злодеев, и, по благословению митрополита Макария, основал монастырь в 1534 г. Трудами собственными и братии преп. отстроил в 1542 г. церковь во имя Иоанна Предтечи, от которой обитель названа Предтечевскою. Церковь эта была деревянною, как сказано в писцовой книге князя Волконского. Положив твердое основание монастырю, преп. оставил в нем, с благословения митрополита, игуменом Симеона, ученика своего.
Игумен Симеон в продолжение 34-летнего управления поддержал славу обители и прибавил новые постройки: теплую деревянную церковь в память Вознесения Господня, и кругом монастыря ограду. Между лицами, благотворившими этому монастырю в XVI – XVII ст. особенное усердие показал Борис Годунов, имевший в самой Вязьме дом и разные угодья. В 1602 г., в тяжкую годину, когда город и окрестности страдали от голода, монастырь отплатил взаимною благотворительностью мирянам: он открыл приют и житницы свои для бедствующих и многих спас от голодной смерти.
Междоусобия в эпоху самозванцев и вторжение польских полчищ в Смоленскую область причинили монастырю страшное разорение. Сначала гетман Жолкевский, потом Ходкевич, на пути к Москве жгли и разоряли все, что еще оставалось после передовой вольницы Плюшки. Тогда обе церкви монастырские, братские кельи и ограда были преданы пламени. Долго стояла обитель в совершенном запустении.
После Поляновского перемирия, когда царь Михаил Федорович, удержав за собою Вязьму, пожертвовал для восстановления монастыря несколько вотчин, он начал приходить в порядок. В это время настоятель монастыря игумен Гурий особенно приобрел известность трудами при восстановлении монастыря. По писцовой книге князя Волконского, возобновлены были им монастырские кельи и деревянная шатровая церковь Иоанна Предтечи с двумя приделами: Андрея Первозванного и архидиакона Стефана. Впоследствии, когда средства монастыря увеличились новыми благотворениями царя Михаила Федоровича, тот же игумен выстроил, вместо деревянной, каменную церковь Одигитрии Божией Матери с приделом Иоанна Предтечи, каменный двухэтажный корпус для братии и все прочие деревянные здания заменил каменными.
Один из преемников Гурия, архимандрит Пахомий, в 1656 г. построил над монастырскими воротами теплую церковь в память Вознесения Господня и при ней – общую трапезу для братии. Благосостояние монастыря еще более увеличилось с 1681 г., когда в Вязьме назначена была кафедра викариев Смоленских митрополитов, и Свято-Предтечев монастырь сделался местопребыванием их.
В начале XVII ст., когда по указу Петра Великого всем монастырям приказано было дать убежище и пропитание для раненых воинов и для всех бедных и неспособных к работе мирян, в монастыре выстроены были общие больницы с особым помещением для высших чинов. Иноки услуживали больным, приготовляли им пищу, создавали удобства для тихой жизни. Понятно, что при таком сближении лиц разного звания, образования и склонностей выходили нередко беспорядки и неприятности, но во внешнем виде обитель обогатилась. Правительство наделило ее новыми вотчинами, с другой стороны – сами пришельцы, особенно бездетные, духовными завещаниями отказывали монастырю многие движимые и недвижимые имения.
В 1750 г. архимандрит Венедикт Коптев взамен теплой Вознесенской церкви, отведенной для прихожан, поселившихся около монастыря, выстроил собственным иждивением новую церковь во имя Знамения Божией Матери, с приделом во имя Николая чудотв., а весь монастырь обнес каменною стеною.
В 1812 г. монастырь потерпел снова тяжкое опустошение. Серебряные оклады на иконах, утварь с ризницею и хранящимися в ней царскими грамотами, библиотека со всеми книгами и документами, касающимися монастыря, преданы пламени. Многие драгоценности, значительное количество серебра и золота, тщательно спрятанные, были отысканы и похищены. Убыток монастыря на это время насчитывают до 40 000 руб. По недостатку наличных средств монастырь долго не в состоянии был оправиться.
На первый раз, по удалению неприятелей, собравшаяся братия едва могла исправить меньше пострадавшие здания: Николаевский придел в церкви Знамения Божией Матери и Вознесенскую церковь. Но соборный храм Божией Матери Одигитрии оставался в развалинах до 1832 г. С этого времени назначенный сюда архимандрит Вениамин приступил к возобновлению всех повреждений и в течение 6 лет, с помощью доброхотных жертвователей, возобновил соборный храм, церковь Знамения Божией Матери с приделом переложил, начиная с самого фундамента, и исправил настоятельские и братские кельи.
В настоящее время монастырь имеет следующие здания: соборную церковь во имя Одигитрии с приделом Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи, теплую церковь Знамения Божией Матери с приделом Николая чудотв., надвратную Вознесенскую церковь и каменные монастырские кельи. Настоятели в нем сначала были игумены, потом с 1650 г. архимандриты.
До отчисления церковных имений в гос. коллегию экономии, монастырь владел многими угодьями. При царе Михаиле Федоровиче даны были ему, взамен отнятых во время польского владычества, новые вотчины, грамотою того царя 1624 г. велено было ежегодно отпускать в помощь монастырю от казны 23 руб., да «хлеба 103 с четвертью четв. и столько же овса». В 1730 г. за ним числились богатые села: Федоровское, Воскресенское, Зиново и Андреево в Звенигородском уезде. Кроме того, для постоянных служб и работ монастырских в непосредственном ведении монастыря состояла вся подмонастырская слобода и две мельницы. Всех крестьян, после завещания архимандрита Вениамина Коптева, за ним числилось до 3000 человек. На жалование настоятелю с братией и штатными служителями получается от казны 758 руб. 51 коп. в год. Монашествующей братии на лицо: 1 архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 2 монаха и 16 послушников, всего 32 человека, а было время, когда в этом монастыре считалось до 100 человек братии.
«Историко-статистическое описание Смоленской епархии». Санкт-Петербург, 1864 г. В типографии духовного журнала «Странник».

Иоанно-Предтеченский женский монастырь
Монастырь Вязьмы был основан Герасимом Болдинским в 1542 г. Духовным отцом Герасима был прп. Даниил Переяславский. В одной келье Герасим и Даниил прожили в Переславле-Залесском 26 лет – сначала в Горицком монастыре, потом – в Троицком (Даниловом). В 1530 г. Герасим основал под Дорогобужем Смоленской губернии Свято-Троицкий Болдин монастырь, в 1535 г. переселился с учеником в лес возле Вязьмы, где теперь и стоит Иоанно-Предтечева обитель. Позднее святой основал еще два монастыря.
Здесь в 1665 г. был пострижен в монахи будущий свт. Питирим, епископ Тамбовский. Он прожил в вяземском монастыре почти 20 лет, стал его настоятелем. В училище при монастыре получил начальное образование будущий архимандрит Макарий (Глухарёв), который перевёл с еврейского языка на русский все книги Ветхого Завета, нёс миссионерское служение на Алтае. Отсюда был в 1918 г. взят чекистами и расстрелян епископ Макарий (Гневушев), прославленный в 2000 г. вместе с другими новомучениками.
Монастырь многократно подвергался разорению литовцами и поляками. В 1812 г. французы распяли настоятеля и сожгли монастырь. «…Майор Трехштатный, шедший во главе своего батальона, гоня французов по Духовской улице, бросился в горевший Предтечев монастырь и спас там многих пленных, запертых французами и обреченных в жертву пламени…»
Сейчас монастырь Вязьмы – женский. После его возобновления неизвестный мужчина принёс древний крест с мощами св. Иоанна Предтечи, сказал, что крест из этого монастыря. Ещё одна святыня монастыря – икона свт. Питирима Тамбовского, которой около двух веков.
Дивной красоты собор Божией Матери Одигитрии (1638 г.) после долгого восстановления по плану должен быть освящён в 2009 г. Похожих, трёхшатровых храмов в России, видимо, только три. Большинство таких храмов было разрушено при патриархе Никоне.
В обители около 20 сестер. Служат пока в храме Вознесения.
Несмотря на малочисленность насельниц монастыря, в нём ведётся обычная монастырская жизнь с его повседневными маленькими чудесами, свидетельствами близости Бога. В июле 2002 г. по молитве блаженной Анастасии Вяземской была исцелена настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря Лаврентия: блаженная явилась больной во сне, подвела её к святому углу, вслух помолилась перед иконами, и наутро болезни как не бывало.
По материалам сайта http://azbyka.ru/palomnik/%D0%92%D1%8F%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B0

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?