Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Каменный двухэтажный храм в честь Богоявления Господня с приделом на первом этаже во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы построен в 1748-1749 годах на средства купцов и прихожан. В 1762-1763 годах к нему пристроена трехъярусная колокольня. Храм сильно пострадал во время боев с французами в 1812 году. После восстановительных работ богослужение возобновлено в начале 1820-х годов.
В 1922 году комиссией по изъятию церковных ценностей из храма взяты все серебряные ризы с икон и утварь. На колокольне висели 5 колоколов. Храм закрыт в конце 1930-х. В марте 1992 года Введенский храм передан Епархии, возобновлено богослужение.
Набор открыток «Вязьма Православная»
О построенном здесь деревянном храме упоминается в 1627 году. В 1748-49 годах купцами и прихожанами был построен двухэтажный, двухпрестольный каменный храм. На первом этаже престол освящен во имя Введения в храм Богородицы, во втором — во имя Богоявления Господня. В 1762-63 годах с запада была пристроена трехъярусная колокольня. Сохранились элементы отделки окон и карнизов керамическими формами. Храм пострадал в 1812 году. В 1862 году к храму с севера был пристроен каменный придел с престолам в честь Преподобного Тихона Калужского. После революции храм был закрыт одним из последних — в конце тридцатых годов. Перед войной в здании размещался краеведческий музей. В 1992 году храм передан Смоленской епархии. Через дорогу от Введенской церкви находится дом, ей принадлежавший. Дом построен в конце XVIII века. Известно, что в годы оккупации здесь размещалось гестапо.
http://www.ortodox.vyazma.com/uuu.shtml
Богоявленский храм с трапезной и колокольней возведен в 1748-49 гг., в 1763 г. вдоль северной стороны трапезной и храма пристроен двухэтажный Введенский придел, измененный в 1862 г. и закрывший асимметричной параболической апсидой изначальный уступ на стыке храма с основным алтарем. Традиции зодчества кон. 17 в. соединились здесь с формами европейского барокко, преобладающими в облике колокольни.
До возведения придела здание имело традиционную композицию: четырехъярусная колокольня, двухэтажные квадратная трапезная и храм с широким восьмериком на четверике, чуть вытянутый по оси запад-восток, с пятигранным алтарем. Вертикализм в группировке объемов усилен фасадным декором. Завершенный полуглавиями четверик звона увенчан глухим четвериком с луковичной главкой. Лопатки разбивают стены храма на четыре узких вертикальных прясла: два средних заполнены окнами. Аналогично расчленены фасады трапезной. Нарышкинское барокко, определившее ярусную композицию здания, сказывается и в изогнутых бровках над окнами верхних ярусов, в наборных обрамлениях окон, в характере междуэтажных поясов и карниза. Над бровками наличников во втором этаже храма включены декоративные раковины. Посреди почти квадратных граней колокольни (в третьем ярусе их завершает небольшое полуглавие с круглым проемом в центре) помещено крупное окно в барочном наличнике, а по бокам — тонкие сдвоенные полуколонны на постаментах. Основание главки — высокий квадратный фонарь со срезанными ребрами. Внутри основное пространство храма эффектно освещено двумя парами расположенных друг над другом окон четверика, пятью окнами восьмерика (три восточные грани глухие) и окнами верхнего восьмеричка (световое кольцо лоткового свода над основным восьмериком не имеет изломов).
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, Наука, 2001 г.
В восточной части города на холме высится двухэтажная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1748-1749 гг.) с четырехъярусной колокольней (1763 г.) Ее возвели на средства прихожан на месте стоявших здесь двух деревянных церквей — Введения и Богоявления, поэтому на первом этаже был освящен престол Введения во храм Пресвятой Богородицы, а на втором этаже — престол во имя Богоявления Господня. Церковь построена в формах «нарышкинского барокко». Нарышкинское барокко определило ярусную композицию храма и нарядный декор, сохранившийся до настоящего времени.
В 1792 году в семье настоятеля храма о. Иакова Глухарева родился преп. Макарий, будущий миссионер Алтайский. В 30-е годы XX века здесь служил вяземский епископ Павел (Троицкий), расстрелянный в 1937 году. В 1922-1935 годах при храме находилась кафедра епископа Вяземского.
Введенская церковь сильно пострадала во время боев с французами в 1812 году, но через два года была восстановлена и богослужение в храме возобновилось. К середине XIX века храм, находящийся в наиболее богатой части города, стал тесным и в большие праздники не вмещал всех прихожан. Поэтому в 1862 году к храму с северной стороны был пристроен двухэтажный каменный придел с престолами в честь святителя Тихона Задонского и преподобного Тихона Калужского. Эта пристройка скромнее в оформлении, чем главный храм, однако привлекают внимание декоративные кованые решетки.
В 30-е годы XX века храм был закрыт, улица переименована в Парижскую Коммуну. В годы Великой Отечественной войны храм почти не пострадал. Но после войны местные власти устроили в нем столярную мастерскую, на втором этаже открыли клуб строителей. Сильно пострадала территория вокруг храма. На месте могил древнего церковного кладбища построена подстанция.
В конце 1970-х годов церковь ремонтируется и передается молодежному центру при горкоме комсомола. В храме стали проводиться дискотеки, молодежные вечера, показывались видеофильмы.
В марте 1992 года Введенский храм в числе первых был возвращен Смоленской епархии. Служба в храме началась в 1994 году. Горожане вновь принесли сюда чудом сбереженные иконы и церковную утварь.
http://www.vyazmablago.ru/temples/1
Введенская церковь в Вязьме – это одна из старинных церквей, которые сохранились до наших времен. Расположилась она в восточной части города, а построили ее в 1748-1749 гг. на месте двух деревянных церквей. Имеются сведения, что на холме, где расположилась Введенская церковь, размещалась пригородная деревня, в этой самой деревне и были построены деревянные церкви, одна из которых была построена в честь Введения, а вторая – в честь Богоявления. О данном факте существования церквей говорится в писцовой книге за 1627 года.
В 1748 году было принято решение вместо двух деревянных возвести одну каменную церковь. Возводили храм за счет прихожан, а также на благотворительные средства от купцов. В итоге мир увидел храм в два этажа, где на нижнем этаже разместился престол Введения во храм Пресвятой Богородицы, а на верхнем этаже расположился престол на честь Богоявления Господня. В 1762 году к храму пристраивают колокольню, данная дата имеется на ее стене. На стенах указан год 1862-ой не просто так. В связи с развитием города, с расширением его границ, Вязьма увеличивалась и церковь оказалась в одной из зажиточных частей города. В итоге существующий храм оказался тесным, поэтому принимается решение достроить каменный придел в два этажа, где разместились два престола: во имя Тихона Калужского и во имя Тихона Задонского. Придел пристроили в 1862 году. Храм значительно пострадал в 1812 году. Спустя два года Введенский храм восстановили и возобновились службы.В 1922 году из церкви выносятся все церковные ценности, а с конца 1930-х годов ее вовсе закрывают. В стенах храма открывается краеведческий музей, на втором этаже расположилась колхозная школа.В годы Великой Отечественной церковь устояла, и после войны в ее стенах начала свою работу столярная мастерская, был открыт клуб столяров.
http://www.vyazmanews.net/best/3214-vvedenskaya-cerkov-vyazma.html