По архивным документам консистории, основание церкви относится к 1725 году. Согласно клировым ведомостям, каменное здание храма построено в 1805 году на средства И.И. Барышникова. Имеет приделы Всех Святых и Святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови. Среди вязьмичей церковь сохраняет название Георгиевской (Егоровской). Храм производит возвышенное впечатление своей торжественной, благородной архитектурой. На западной стене была вделана доска со следующей надписью: «На месте покоящейся бабки Акулины Ивановны и матери Софии Савичны Барышниковых построен храм сей во славу Божию из уважения праху родительницы в лето от Р.Х. 1806-е». Стоявшая на месте каменного храма дубовая церковь была тогда же продана в село Собакино-Кобылино Сычёвского уезда. По рассказам, в 1812 году в Петропавловской церкви французы держали лошадей, а алтари служили помещением французским генералам.
Набор открыток «Вязьма Православная»
На улице III Интернационала рядом с домом Барышникова находится одна из красивейших церквей города Петропавловская (Георгиевская). Восточной стороной храм обращен к улице, западной — к реке Бебре. Выстроен из кирпича по заказу майора артиллерии Ивана Ивановича Барышникова его крепостными зодчими Д. Поляковым и В. Ждановым в память бабушки и матери. Храм имел три придела: в честь апостолов Петра и Павла и боковые — в честь великомученика Георгия и Святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любви. В архитектуре преобладают приемы классицизма. Отзвуки барокко видны в пятигранной форме алтаря, в обработке углов, выступающих из пилястр северного и южного портиков. В 1929 году храм был закрыт, его занимали разные организации. В 1992 году храм передан епархии.
http://www.ortodox.vyazma.com/eee.shtml
Находится на открытом участке в южной части города. Восточной стороной обращена к улице, а западной — к пойме р.Бебря. Выстроена из кирпича в 1805 г. по заказу местного помещика И.И. Барышникова его крепостными зодчими Д. Поляковым и Я. Ждановым. Западный притвор сооружен, судя по стрельчатой форме его арок, в середине 19 в. Здание прежде окружала кирпичная ограда. По сторонам ворот на ее восточной части стояли одноэтажные сторожки.
В архитектуре преобладают приемы классицизма. Широкая и низкая трапезная противопоставлена высокому объему основного ядра храма. Его двусветный четверик с широким барабаном увенчан яйцеобразным куполом с круглым световым фонарем. Отзвуки барокко видны и в пятигранной форме алтаря, и в обработке углов, выступающих из-за пилястр северного и южного портиков. По основным осям барабана прорезаны полукруглые окна. Между ними в стену заглублены квадратные ниши. В духе классицизма декорированы стены трапезной (руст, замковые камни перемычек). Прежде ее завершали пять широко расставленных крупных и низких глав. Внутри широкая четырехстолпная трапезная с приделами в восточных углах контрастирует с цельным пространством храма. Алтарное помещение внутри скруглено (без соответствия внешней гранености).
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, «Наука», 2001 г.
Кирпичная церковь в стиле классицизма. Выстроена в 1805 г. на средства майора артиллерии Ивана Ивановича Барышникова его крепостными зодчими Д. Поляковым и Я. Ждановым. Приделы Георгиевский (Всехсвятский) и Софии, Веры, Надежды и Любови. Здание прежде окружала кирпичная ограда. По сторонам ворот на ее восточной части стояли одноэтажные сторожки.
На западной стене была вделана доска со следующей надписью: «На месте покоящейся бабки Акулины Ивановны и матери Софии Савичны Барышниковых построен храм сей во славу Божию из уважения праху родительницы в лето от Р.Х. 1806-е». Стоявшая на месте каменного храма дубовая церковь была тогда же продана в село Собакино-Кобылино Сычёвского уезда.
По рассказам, в 1812 году в Петропавловской церкви французы держали лошадей, а алтари служили помещением французским генералам. Закрыта в 1929 году, сломана колокольня. В 1980-х годах частично отремонтирована. Возвращена епархии в 1992 году, но богослужения не возобновлены, пустует.
По материалам сайта http://www.vyazmablago.ru/inactive/4
В архивных документах консистории за 1774 г. значится: «Церковь св. первоверх. апостол. Петра и Павла трехпрестольная, из коих настоящий храм оных апостолов, да два придела, которые еще не освящены. Вторая — Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого каменного здания. Оная церковь построена приходскими людьми в 1725 г. и приделы той церкви прихожанином и вкладчиком, коллежским асессором Иваном Исидоровичем Барышниковым в 1770 г. Вторая построена прихожанином, купцом Агеем Филипповичем Бубковым в 1711 г. По клировым же ведомостям значится, что оная церковь построена в 1805 г. майором артиллерии Иваном Ивановичем Барышниковым.
Престолов три: в настоящей холодной — в честь св. апост. Петра и Павла и в приделах теплых: в честь Всех Святых и св. муч. Софии, Веры, Надежды и Любови. Прихожан 144 души муж. пола и 158 жен. пола. Земли церковной более десятины. Церковных сумм 700 руб., капитала причтового 2540 руб. Священник Сергей Иоаннович Велихов, на настоящем месте с l882 г., награжден орденом св. Владимира 4 степени в 1896 г.; псаломщик Стефан Петрович Людоговский, на настоящем месте с 1885 г., в стихарь посвящен в 1893 г.
«Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г.
Кирпичная церковь, построенная в 1805 г. И. И. Барышниковым в стиле классицизма. Четверик, завершенный ротондой, с четырёхстолпной трапезной, увенчанной пятью декоративными куполами, и отдельно стоящей колокольней. Приделы Георгиевский (Всехсвятский) и Софии, Веры, Надежды и Любови. Закрыта в 1929 г., сломана колокольня. В 1980-х г.г. частично отремонтирована. Возвращена епархии в 1992 г., но богослужения не возобновлены, пустует.
https://svyatsy.org/churches/smolenskaya_oblast/vyazemskiy_rayon/vyazma/cerkov_petra_i_pavla-6/
На левом берегу реки Бебри (притока Вязьмы), напротив Иоанно-Предтечева монастыря, возвышается монументальное здание храма, возведенное в честь святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Первое документальное упоминание о храме находим в «Описании храмов Божиих в городе Вязьме» в «Вяземских писцовых книгах князя И. Ф. Волконского за 1627 год». Читаем в них: «Церковь Святых Апостол Петра и Павла древяна клецки, а в ней Икон: Икона местная Святых Апостол Петра и Павла на краске, Икона местная Святаго Великомученика Георгия на золоте, Икона местная Пречистыя Богородицы Одигитрии на празелени, Икона местная Николая Чудотворца Можайскаго на золоте; двери Царские и сень и столпцы на золоте, де Иисус и праздники на празелени; Евангелие напрестольное печать Литовская, Апостол, Октай первага гласу ветх, шесть Миней месячных, два Пролога ветхие во весь год, две Триоди постная и цветная, — письменные, — Полууставье печать Литовская. Колокольница рублена, а на ней четыре колокола, а церковь и в церкви всякое церковное строенье мирских людей приходских, а у той церкви служит Поп Алексей Яковлев, да на церковной земле живет Поп Алексей, вдоль двора его и огорода 24 сажени, поперег 21 1/4 сажен, да по другую сторону к церкве к реке Бебреи евож Попов огород, вдоль 9, поперег 5 сажен, — место дворовое проскурницино вдоль 20, поперег 14 сажен, да тут же подле церкви к посадскому лугу место дворовое тяглое пусто посадскаго человека Юрья Шпилькина вдоль 37, поперег 8 сажен, а ныне тем пустым местом владеет соборной Никольской Поп Никифор Иванов, по данной воеводской Федора Волынскаго, да Ивана Урусова, да дьяка Гавриила Богданова, а данная за ево Гавриловою рукою писана в 1631 году».
В архивных документах консистории за 1774 год сказано: «Церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла трехпрестольная… Оная церковь построена приходскими людьми в 1725 году и приделы тоя церкви прихожанином и вкладчиком, коллежским асессором Иваном Исидоровичем Барышниковым в 1770 году». Второй храм в честь Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого построен прихожанином, купцом Аггеем Филипповичем Бубковым в 1711 году.
В примечании к плану города Вязьмы, составленном в 1798 году, среди других храмов, приведена: «Каменная церковь во имя апостолов Петра и Павла с двумя приделами Тихвинския Пресвятые Богородицы и Святаго Великомученика Георгия и особо устроенная каменная церковь во имя 3-х Святителей». Существующий ныне каменный храм, по клировым ведомостям 1857 года, построен в 1805 году помещиком, бывшим майором артиллерии Иваном Ивановичем Барышниковым. Храм имел три престола: главный, холодный — в честь святых апостолов Петра и Павла и теплые приделы: во имя Всех Святых и святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Храм имел каменную колокольню. С 1841 года в храме служил священник Григорий Иаковлевич Тредиаковский.
Историк и археолог Е. Н. Клетнова писала: «На западной стене главнаго храма вделана доска со следующей надписью: «На месте покоющихся бабки Акилины Ивановны и матери Софии Савичны Барышниковых построен храм сей во славу Божию из уважения к праху родительницы в лето от Р.Х. 1806-ое». Прежняя дубовая церковь была тогда же продана в село Собакино-Успенское тож…». Храм Петра и Павла указан в «Описании города Вязьмы», разделе «Приходские церкви» в Экономических примечаниях Смоленской губернии Вяземского уезда, начала XIX века. События 1812 года, связанные с храмом Петра и Павла, описаны у Е. Н. Клетновой: «…Мало изменили свой внешний вид так называемые «Гайдуковские казармы» — бывшие Барышниковские дома, за Зуевым мостом, занятые французским гарнизоном во все время движения Наполеона к Москве и обратно, т.е. с 16-го Августа по 22-е Октября. Непосредственно подле них высится церковь, официально именуемая теперь «Петропавловской», но среди вязьмичей сохраняющая свое стародавнее название «Георгиевской». Она поражает особо красивой, соборообразной архитектурой, построения знаменитаго в Смоленской губернии рода Барышниковых. …В приходно-расходных книгах этого храма, выданных из Смоленской Епархии в 1808 г. значится под 1812-м годом: «В Августе месяце неприятелем унесено кошельковых денег 1182 р. 67 к.». По преданием, в самой церкви были поставлены лошади, а алтари служили помещением французским генералам».
В мае-июне 1866 года преосвященный Антоний (Амфитеатров), епископ Смоленский и Дорогобужский несколько дней посещал храмы и монастыри епархии, в том числе 27 мая, после Божественной литургии в Аркадиевском монастыре, осмотрел несколько церквей Вязьмы, и среди них «Георгиевскую или Петро-Павловскую». Трофимовский Н. В. в «Историко-статистическом описании Смоленской епархии» писал, что «…церковь апостолов Петра и Павла с незапамятных времен известна у жителей под именем Егорьевской. Вероятно, на этом месте прежде был храм во имя Георгия Победоносца, но в настоящее время (в 1864 г.) уцелел только один памятник этого храма, весьма древней работы образ великомученика Георгия. Самый храм в честь великомученика если существовал здесь, то разве до XVII века…».
В 1890 году преподаватель Александровской Вяземской гимназии И. П. Виноградов среди других храмов Вязьмы, приведенных в Писцовых книгах князя Волконского за 1627 год, указывал и храм Петра и Павла. А в 1646 году «эта церковь называлась уже Георгиевскою. Приходских домов было 20». В 1896 году храм Петра и Павла приведен в отчете Комитета попечения о бедных в городе Вязьме. В 1896 году в храме служил священник Сергий Иоаннович Велихов, 76 лет, окончил семинарию в 1845 году, священник с 1846 года, на настоящем месте с 1882 года, награжден орденом святого Владимира 4-й степени в 1896 году.
Храм Петра и Павла находился на Георгиевской улице. В 1904 году, староста храма Петра и Павла, вяземский купец Владимир Стефанович Сырейщиков с прихожанами пожертвовал на ремонт храма, большую по тем временам сумму — 600 рублей. В 1907 году, он же, пожертвовал на ремонт храма еще 600 рублей и прихожане 266 рублей 55 копеек. В 1908 году храм Петра и Павла: «каменный, теплый, прихожан мужского пола 150». В «Памятных книжках Смоленской губернии», издававшихся в губернии ежегодно, храм Петра и Павла указывался в разделе «Город Вязьма и его уезд. Духовное ведомство».
В ХХ веке храм Петра и Павла разделил участь других вяземских храмов. В документах Вяземского управления милиции за 1921 год сохранились списки действующих церквей города и района, составленных для образованной при УбЮсте Комиссии по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства. Среди других храмов указана и «Егорьевская церковь в Егорьевском переулке». Храм Петра и Павла указан в таких же списках, находящихся в документах Административного отдела Вяземского уездного исполнительного комитета за 1922 год. В Актах осмотров церковных ценностей и сведений об изъятии за 1922-1923 г.г., хранящихся в документах Отдела управления Вяземского уездного исполнительного комитета, сохранился документ по храму Петра и Павла. Храм Петра и Павла есть в списке религиозных обществ, представивших в октябре 1924 года документы для регистрации управление Вяземское управление Уездно-городской милиции, во исполнение приказа Смоленского губернского административного отдела. В уездные отделы приходы сдавали: заявление о регистрации; устав; списки: членов общины, приходского совета и служителей культа (так в документе). В 1925 году в храме служил священник Симеон Яковлевич Горанский. Он указан в «Списке служителей культа и приходских советов религиозных общин г. Вязьмы Смоленской губ.», составленном в Вяземском управлении милиции. Впоследствии все эти документы были использованы властями при закрытии приходов и аресте священно-церковно-служителей.
Петропавловская церковь значится под № 458 в списках «О количестве церквей и монастырей по Смоленской губернии» и в «Списке религиозных обществ, находящихся в городе Вязьме, подавших заявления о зарегистрировании их в Отделе Управления Смолгубисполкома» (заявление подано от общины Петропавловской церкви 25.07.1923 г.), представленных в Отдел Управления в 1925 г.
3 апреля 1929 года принято решение президиума Вяземского горисполкома об изъятии у общины верующих церквей Петропавловской, Богородицкой, быв. Мужского монастыря и Никитской, т.к. «общины состоят из незначительного количества верующих, главным образом, лишенных избирательных прав. …Петропавловская — осталось 46 чел.» 19 августа того же года принято решение о ликвидации приходов Предтеченской и Петропавловской церквей. «Организовать комиссию по ликвидации и изъятию церковного имущества, …комиссии немедленно приступить к работе. … Помещение Петропавловской церкви передать Военведу под клуб Красной Армии… Обязать Военвед немедленно приступить к переоборудованию помещения, не позднее 1 октября сего года. Отчисления в размере 50% в местный бюджет от реализации имущества передать на переоборудование… Петропавловской церкви — Военведу».
В марте 1950 года инспектор по охране памятников архитектуры М. Чулановская в «Справке о работе управления главного архитектора г. Вязьмы» отмечала «неудовлетворительное состояние и эксплуатацию памятников архитектуры города Вознесенской надвратной, Ямской и Георгиевской церквей… организациями Заготзерна и Горторготдела». Храм Петра и Павла указан в справочнике «Список памятников истории и культуры Смоленской области», составленном в 1974 году на основании решения Исполкома Областного Совета депутатов трудящихся «О мерах по дальнейшему улучшению охраны, содержания и реставрации памятников истории и культуры», в разделе «Памятники архитектуры» читаем: «Вяземский район. Церковь Петра и Павла. 1805 г. ул. III Интернационала. В конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века в храме проведены частичные восстановительные работы, однако их не удалось завершить, и он долгое время стоял в запустении. Постановлением № 151 от 24 февраля 1992 года Главы Администрации Вяземского района Смоленской области В. Е. Рудницкого определено: «Передать православной общине Свято-Троицкого собора г. Вязьмы Спасо-Преображенскую церковь, Свято-Введенскую церковь, церковь Петра и Павла и Екатерининскую. С марта 1992 г.».
Богослужение в храме возобновлено 12 июля 2017 года при преосвященном Сергии, епископе Вяземском и Гагаринском. В этот день в храме владыка Сергий совершил молебен, в сослужении духовенства Вяземского благочиния.
«Ведомость города Вязьмы Петропавловской церкви о состоянии ея и при ней о числе причта, приходских дворов и в них жителей за 1857 год
1. Построена 1805-го года тщанием помещика Артиллерии Маиора Ивана Ивановича Г. Барышникова.
2. Зданием каменная крепка, колокольня каменная крепка, но когда и кем построена неизвестно.
3. Престолов в ней три. В настоящей холодной во имя Петра и Павла, в приделах теплых, в одном Св. Мученицы Софии и трех дщерей ея, — а в другом Всех Святых.
4. Утварью достаточна.
5. Причта положено по штату 1796-го года Священник, Диакон, дьячек и пономарь.
6. Земли при сей церкви усадебной более десятины, плана на сию землю и межевой книги нет.
7. Домы у Священно-церковно-служителей собственные, деревянные, у Священника, Диакона и бывшего дьячка Полченинова построены на церковной земле, со изключением, что у Священника под строением есть купленная земля, в ширину по улице два саженя, а длину девять саженей и 2 аршина, а дьячка Белявскаго на купленной земле.
8. На содержание Священно-церковно-служителей жалованья неоткуда не получается, пропитываются доходами от прихода, а имеются банковые билеты Московской (Л. 55) Сохранной казны в восемьсот семьдесят один рубль и 42 копейки серебром выданные: первый 1838-го года Октября 7-го дня на поминовение рода Вяземскаго купца Диомида Горбачева, вторый 1852-го года на поминовение рода Вяземскаго купца Тарасия Крупеникова и третий 1852-го года Ноября 5-го дня на поминовение рода Вяземскаго купца Артемия Сырельщикова с коих получается ежегодно по четыре рубля со ста, содержание их посредственно.
9. Зданий принадлежащих сей церкви нет, кроме двух караулен каменных на 6-ть человек находящихся по обеим сторонам колокольни, в одной живет церковный сторож, а в другой две престарелыя и бедныя женщины.
10. Разстоянием сия церковь от Консистории в 164-х верстах, от Духовнаго Правления и местнаго Благочиннаго около двух верст.
11. Ближайшие к сей церкви: Благовещенская, около 1/4 версты, Входоиерусалимская, в полверсты.
12. Приписной к сей церкви нет.
13. Домовой церкви в сем приходе нет.
14. Опись церковному имуществу есть, зделана 1854-го года скреплена Присутствующим священником Александром Макаревским, утверждена печатью Духовнаго Правления.
15. Приходо-расходныя книги о суммах свечной и церковной зашнурованы печатью Духовнаго Правления, даны 1822-го года, ведутся исправно и хранятся в целости.
16. Копии с Метричных книг с 1780-го года хранятся в целости.
17. Исповедныя росписи с 1813-го года хранятся в целости.
18. В обыскной книге выданной за шнуром и печатью Духовнаго Правления 1821-го года и скрепленной Присутствующим Протоиереем, Стефаном Горанским, писанных листов — 61. Неписанных — 21.
О причте означенной церкви. Священник Григорий Иаковлев Тредиаковский (38 лет). Диаконский сын, по окончании курса в Смоленской семинарии был уволен с аттестатом 1-го разряда. На основании устава Комиссии Духовных училищ и с утверждения Преосвященнейшаго Тимофея Епископа Смоленскаго и Дорогобужскаго и Кавалера Семинарским правлением произведен на степень студента, 1841-го года Октября 1-го дня Преосвященным Тимофеем посвящен к настоящей церкви во Священника, грамоту имеет; а Ноября 3 дня этаго ж года определен в Вяземское городовое приходское училище Законоучителем; указом Смоленской Духовной Консистории с утверждения Его Преосвященства на 1845-й, 1846-й, 1847-й и 1848-й годы определен преподавать катехизаторския поучения в Вяземском Троицком соборе; в 1847-м году был членом временнаго ревизионнаго училищнаго, по отчетам за 1846-й год Вяземских (Об. Л. 56). Духовных училищ комитета, за поверку коих, и свовременнаго доставления оных, указом Духовной Консистории, 14-го июля объявлено благословение Его Преосвященства, со внесением онаго в послужной список, онаго ж года на основании Высочайше утвержденнаго в 30-й день Октября 1847-го года положением Комитета Г. Г. Министров награжден 73-мя рублями серебра; в 1848-м году Марта 26-го дня награжден от епархиальнаго начальства за ревностное прохождение Священнической и законоучительской должностей набедренником; в 1855-м году в следствие представления за № 1209-м объявлена ему искренняя благодарность от Его Высокопревосходительства, попечителя Московскаго Округа за оказанное усердие к службе. В семействе у него: жена – Александра Петрова, 33 г.; Сын Леонид обучается в Вяземском Духовном уездном училище в Среднем отделении на собственном содержании, 12 л.». Иеромонах Даниил (Сычёв) (Об. Л. 55).
(ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Св. 75. Д. 863. Л. 54 об./ Смоленская духовная консистория. Клировые ведомости церквей г. Вязьмы и Вяземского уезда за 1857 г.)
http://stroimmonastir.ru/event/xram-svyatyx-apostolov-petra-i-pavla-v-vyazme/