В 1836 году монастырю передали Спасскую башню Вяземской крепости, которая использовалась под монастырские житницы и погреба. От построек Аркадьевского монастыря осталось здание богадельни, построенное в 1783 году. Здание включает в себя элементы барокко и классицизма. На первом этаже сохранились коробовые своды. Сохранились Святые ворота (выходят на улицу Ленина — прежде Московскую). В настоящее время Аркадьевский монастырь занимает городская библиотека, в здании богадельни — литературный салон.
http://www.ortodox.vyazma.com/rrr.shtml
Почитание вязьмичами преподобного Аркадия легко объяснимо. Он жил в этом городе задолго до того, как Вязьма попала на страницы старых летописей. Более девяти веков назад вяземский угодник молился на том самом камне, который, по словам старожилов, лежал за алтарем Спасского храма. Над этим камнем еще в далеком XVI веке поставили деревянную часовню. Перед образами Аркадия Вяземского и его духовного отца Ефрема Новоторжского не одно столетие теплилась неугасимая лампада». Монастырь во имя преподобного Аркадия был основан сравнительно поздно. В конце XVIII века возникла женская община. Руководила сестрами монахиня Севастиана (Рыдванская). Как богадельня, женская община просуществовала 52 года. Во время нашествия французов в 1812 году церковь Всемилостивейшего Спаса и богадельня были разорены. Сожгли и все деревянные постройки. На следующий год старица общины Наталия Кирилловна Павлова послала сестер в различные губернии России для сбора средств на ее восстановление. На собранные по всей России пожертвования Спасский храм удалось восстановить. Во главе общины поставили старицу Наталию, жившую здесь с 1797 года. При ней был восстановлен придел преподобного Аркадия, закуплены утварь, книги, поставлены иконостасы. Во время пребывания в Вязьме на маневрах в 1827 году императора Николая I настоятельница богадельни добилась разрешения обратить Аркадьевскую женскую общину в монастырь. В те годы в богадельне жили, молились и трудились 34 сестры. Особое участие в делах обители принял городской голова Юдин. Всячески способствовали пожертвованиями и вяземские жители. Преподобный Аркадий родился в Вязьме в бедной семье Сырейщиковых. Свою высокую подвижническую жизнь прикрывал он трудным подвигом юродства Христа ради. Укрепившись духом, Аркадий удалился из Вязьмы к своему духовному наставнику преп. Ефрему, основателю монастыря в Торжке. Здесь он и взошел на высоту молитвенного подвига, творя чудеса. Скончался Аркадий Вяземский в 1077 году. Причислен юродивый к лику святых 11 июля 1677 года в царствование Федора Алексеевича и погребен в Борисоглебском монастыре в Торжке.
В 1832 году Аркадьевский монастырь, вторая по счету женская обитель в Смоленской епархии, был торжественно открыт. Устроительница монастыря Наталия Павлова приняла постриг под именем Нимфодоры. Она управляла обителью до 1833 года и, уйдя на покой, прожила до 109 лет. Следующей настоятельницей назначили монахиню Августу, в миру княгиню Ширинскую-Шихматову. Она пожертвовала монастырю все свое состояние. На эти средства перестраивались некоторые здания, была переделана колокольня и расширен сам храм. Тогда же поставили двухэтажный каменный дом с трапезной и кухней, житницу с погребом, скотный двор. В 1836 году Аркадьевскому монастырю была передана Спасская башня вяземской крепости. При игумении* Августе в монастыре открылась школа для девиц духовного звания, позднее преобразованная в церковно-приходскую школу. Преемницей Августы в 1857 году стала игумения Аркадия, урожденная Шаховская. Она управляла Аркадьевским монастырем тридцать лет, до 1887 года. Монашествующих с послушницами насчитывалось в ту пору до ста человек. Далее во главе обители с 1887 по 1909 год стояла игумения Сергия, в миру мещанка Ефросиния Петровна Пузенькина, получившая образование в Смоленском женском епархиальном училище. Она отдала монастырю сорок пять лет жизни. Следующей и, вероятно, последней настоятельницей Аркадьевской обители была игумения Агния, в миру — дочь мещовского мещанина Анна Семеновна Костина, жившая в Аркадьевском монастыре с 1887 года. Монастырь закрылся сразу после революции, но богослужения в его главном храме совершались до 1929 года. После этого в нем разместилась библиотека. При возведении пристройки к школе и прокладке теплотрассы каменная монастырская ограда, за исключением небольшой круглой башни, была уничтожена. В электронной версии (http://pravenc.ru/) «Православной Энциклопедии» (под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II) об игумении Агнии и судьбе обители находим примерно ту же информацию: «С августа 1909 года монастырем управляла игум. Агния (Костина). К 1917 году в Аркадиевском Вяземском монастыре подвизались 43 монахини и 152 послушницы. Обитель владела 190 десятин земли.
В 1922 году монастырь был закрыт, многие насельницы приняли мученическую кончину в местности Русятка близ Вязьмы, остальных выслали в Казахстан. В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда решением исполкома он был закрыт. В 1976-1980 гг. Спасский храм был отреставрирован, в настоящее время в нем находится Вяземская городская библиотека. В здании богадельни размещается литературный салон, хозяйственный корпус с просфорной и погребами принадлежит частным лицам, ограда монастыря уничтожена. Сохранилась часть Спасской башни кремля, поврежденная в марте 1943 года и отреставрированная в 1974-1980 гг. На территории бывшего монастырского кладбища построен кинотеатр.
Расположен на высоком левом берегу р. Вязьма и отделен небольшим понижением от соседнего холма, где стоит Троицкий собор. Сейчас корпус монастырской богадельни (ул. Ленина, 11), ограничивающий монастырскую территорию с юга, стоит по красной линии улицы, не выделяясь среди ее гражданской застройки. Монастырь на этом месте существовал уже в 16 в. Около 1661 г., когда здесь заложили каменную церковь, монастырь был упразднен, и храм стал приходским. Древнейшее ядро Спасского собора датируется концом 17 в. После закрытия в 1779 г. вяземского Ильинского монастыря сюда переселились 19 его монахинь. В 1783 г. к югу от собора строится здание богадельни. Возможно, тогда же была построена трехъярусная колокольня, стоявшая с запада отдельно от храма, но по его оси. До 1832 г. обитель числилась как богадельня. Все здания пострадали в 1812 г. При восстановлении в 1833—34 гг. храм и трапезная были сделаны двухэтажными, с севера к храму примкнул двухэтажный объем с Покровским (внизу) и Ахтырским (вверху) приделами. Тогда же колокольня получила завершающий ярус и была соединена с трапезной переходом. Вероятно, в эти же годы возведена ограда с круглыми башенками, в которую включены монументальные ворота рядом с богадельней. В 1863-70 гг. симметрично северной пристройке к храму с юга возвели двухэтажный объем с приделами Нила Сорского (внизу) и Владимирским (наверху). Колокольню с севера и юга окружили помещения лестниц, и все фасады были оштукатурены. Центральный храм завершили сомкнутым сводом с полукруглыми люкарнами.
В настоящее время от монастыря сохранились Спасский собор, богадельня, фрагмент северо-западной стены с башней и часть главных ворот. К северу от собора уцелела одноэтажная хозяйственная постройка с очень глубоким сводчатым подвалом. Комплекс ценен как произведение классицизма, органично включенное в уличную сеть города. Ворота выходят на красную линию улицы, примыкая к богадельне. Состоят из четырех парных тосканских портиков, которые равномерно поставлены вдоль стены, образуя небольшие ризалиты. Проезд в центре фланкирован средними портиками. Между колоннами каждого портика — прямоугольные ниши с филенками над ними. Антаблемент портиков и стен между ними не имеет архитрава, фриз портиков украшают прямоугольные филенки. В карнизах оригинален рисунок дентикул. Квадратный проезд с улицы завершался высоким аттиком с крутыми скатами щипца; ступенчатое основание скатов отделяло их от полукруглой ниши с написанными фигурами святых. Богадельня — двухэтажное прямоугольное здание с оштукатуренными кирпичными стенами, поставленное по красной линии улицы (длинные фасады — в 8 осей, торцовые — в 4). Оставленные гладкими плоскости оштукатуренных кирпичных стен и невысокий рельеф членений говорят о влиянии классицизма, хотя все мотивы декора заимствованы еще у барокко: лопатки по краям фасадов с выпущенными между ними углами, ленточные обрамления окон. Наличники бокового фасада образуют вертикальные группы: верхний наличник с ушами отделен от нижнего прямоугольной рельефной рамкой, а у нижнего наличника ушей нет, но сделаны уширения в нижних углах, отчего образуется зеркальное соответствие обрамлений. Окна на главном фасаде сгруппированы парами. Между ними, сохраняя регулярность ритма, во втором этаже помещены глухие окна. Капитальные стены (две поперечные за глухими окнами основного фасада и одна продольная) разбивают каждый этаж на шесть комнат. Помещения с окнами на улицу шире обращенных во двор. Средние помещения меньше боковых, что напоминает традиционную планировку с сенями в центре. Наряду с этой архаичной компоновкой проемы располагались анфиладно. Во всех комнатах нижнего этажа коробовые своды с распалубками. Часть ограды с башней. К северо-западу от церкви, на краю холма, стоит круглая башня. Примыкающие к ней стены снаружи разделены сдвоенными лопатками. Между ними большие прямоугольные филенки, края филенок рустованы. Башня немного сужается кверху. В нижнем ярусе со стороны монастыря сделан вход с окнами по сторонам. Верхняя зона декорирована глухим трехчастным окном.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, «Наука», 2001 г.
Аркадьевский монастырь, заштатный, общежительный, в городе Вязьме. Основан в 1832 году из существовавшей в 1780 году женской общины. По преданию, на сем месте в XI веке подвизался преподобный Аркадий (см. 14 августа). При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Аркадиевский монастырь основан и получил название в память преподобного Аркадия. Любимое место преподобного в Вязьме, где он совершал свои уединенные молитвы – камень вблизи собора; жители по смерти его огородили и всегда почитали его с благоговением.
В 1594 г. устроили на нем церковь всемилостивого Спаса с приделом преподобного Аркадия. Вскоре, усердием Бориса Годунова, эта церковь была улучшена, обогащена и переименована в церковь Происхождения честных древ, а на пожертвование граждан устроена близ нее другая отдельная церковь в честь Владимирской Божией Матери. В 1611 гг. обе эти церкви подверглись разорению и «стояли без пения» до 1660 г., потом приписаны были к собору.
Под державою Алексея Михайловича устроена новая церковь во имя всемилостивого Спаса на старом церковном месте и вместо бывшего в Вязьме до литовского разорения Спасского, потом закрытого мужского монастыря. Как долго существовал этот монастырь неизвестно, только в начале XVIII века, как видно из дел архива духовного Вяземского правления, здесь уже тогда не было монастыря. В 1760-х гг., когда по высочайшему повелению требовались справки о церквах, священник этой церкви показал, что церковь милостивого Спаса нижнего монастыря с приделом преподобного Аркадия – каменная, построена коштом вяземских обывателей, но в каком году – не знает.
По закрытии в 1779 г. женского Ильинского монастыря в Вязьме, старицы этого монастыря числом 19, не желая вступить в мирскую жизнь, испросив в 1780 г. позволения у генерал – губернатора Репнина, поселились при церкви Спаса нижнего монастыря, именуемой Аркадиевскою, устроили при ней своими трудами каменную богадельню и обнесли ее, церковь и огород каменною стеною. Таким образом, вместо мужского монастыря при церкви всемилостивого Спаса образовалась женская община. Старицы перенесли сюда устав богожительных монастырей и общим приговором избрали из среды своей начальницу Наталию, но общий надзор за общиною предоставили старшему соборному священнику, потому что церковь всемилостивого Спаса находилась в ведении собора. Содержание богадельни зависело единственно от добровольных жертвователей; все, что было собрано, поступало в общую кассу и употреблялось на пропитание сестер и на поддержание церкви. Кроме того, им поручено было, с согласия местного духовенства, печение просфор и приготовление свечей для всех городских церквей. По ходатайству монахини упраздненного Ильинского монастыря Севастианы Рыдванской дан был этой общине в 1788 г. Смоленским наместничьим правлением «отверстый лист» для свободного жительства в богадельне.
В 1812 г. церковь была разорена и богадельня сожжена, но после изгнания французов, сестры, возвратившись на прежнее место жительства, не хотели оставить его в запустении. Старица общины Наталия Павлова, поступившая в богадельню с 1797 г., собрав на совет всех сестер, высказала им мысль о восстановлении церкви и богадельни и, получив согласие, просила у них единодушного содействия.
В июне 1813 г., составив письменное воззвание от общины за подписью местного протоиерея Горанского, она отправила сестер в разные губернии для сбора подаяний. Отправленные сестры в начале 1814 г. выслали до 300 руб. серебром в общину, и на эту сумму старанием старицы Наталии в том же году церковь исправлена была и освящена. В следующих годах, на постепенно-высылаемые пожертвования и собственные сборы по городу, та же старица восстановила придел преподобного Аркадия при церкви милостивого Спаса, украсила тот и другой храм богатыми иконостасами, ризницею и утварью, окончила богадельню и выстроила отдельные необходимые службы, на сумму около 5000 руб. серебром.
С постепенным обновлением общины увеличивалось и число сестер, которые приняли название монастырок, так как по жизни они не разнились от инокинь. Богослужение с тех пор, как церковь приписана была к собору в 1783 г., хотя и совершалось в ней, но весьма редко, особенно после 1812 г., когда к собору причислена была еще Сретенская церковь.
Начальница общины вместе с сестрами в 1823 г. просила преосвященного Иосифа рукоположить им особого священника, назначая ему с согласия граждан по 300 руб., но эта просьба не имела успеха. Тогда начальница общины решилась ждать благоприятного случая. В 1827 г., пользуясь личным пребыванием императора в Вязьме, она подала прошение о возведении их общины в монастырь, ей приказано было обратиться к духовному начальству, и старица снова обратилась с просьбою к преосвященному Иосифу. На этот раз просьба имела успех, преосвященный представил Св. Синоду о необходимости иметь другой женский монастырь в епархии и объяснил при этом, что удобнее для него нет места, как в Вязьме, где все уже подготовлено к этому общиной сестер: отстроен дом, собрано в обеспечение будущего монастыря свыше 3000 руб., оправлена церковь бесприходная и снабжена ризницею. По получении этого донесения, Св. Синод в 1832 г. постановил: разрешить основание нового монастыря из Аркадиевского женского общежития на следующих положениях:
— церковь Аркадиевскую, соединив с общиною и богадельнею, именовать отныне Аркадиевским монастырем;
— судя по тому, что сестры сего общежития от трудов своих имели всегда способы к содержанию, Синод не усматривает довольной причины назначить сему монастырю какое-либо штатное содержание, но почитает справедливым определить оному из казны по 300 руб. в год, в виде милостинного подаяния;
— богослужения и все требы велено совершать через соборных священнослужителей;
Главная труженица Наталия избрана была по общему согласию сестер и утверждению епархиального начальства, игуменью, но по слабости здоровья и преклонности лет она в 1833 г. отказалась от этой должности (она умерла в 1847 г. на 109 г. жизни).
Вместо нее заступила инокиня Смоленского Вознесенского монастыря, известная уже по многим благотворениям Августа, из фамилии князей Ширинских-Шихматовых. В продолжение 20-летнего управления эта игуменья перестроила и распространила: теплый придел, украсила главный храм, переделала колокольню, построила новый двухэтажный корпус, приделала верхний этаж к прежнему, прикупила к монастырю каменный двухэтажный дом и обнесла всю обитель каменною в 5,5 сажень вышины стеною, на пространстве 240 сажень. Желая обеспечить и в будущем состояние монастыря и содержание священнослужителей, она завещала капитал свыше 20 000 руб. серебром.
В 40-х годах текущего столетия в распоряжение монастыря отдана мельница о трех поставах с сукновальнею на реке Яузе в Гжатском уезде и сенокосная пустошь из 150 десятин в Юхновском уезде.
В настоящее время монастырь имеет следующие здания: главную каменную двухэтажную церковь, в нижнем этаже – теплый храм во имя препод. Аркадия и Покрова Пресвятой Богородицы, в верхнем всемилостивого Спаса с приделом во имя Ахтырской Божией Матери, и 3 дома для помещения инокинь и для общей трапезы.
Монашествующие в обители: игуменья, ныне Аркадия из рода Шихматовых, и до 100 человек инокинь и послушниц.
Из древностей замечательны:
— Камень, на котором молился препод. Аркадий, над ним устроена часовня, внутри которой перед иконою препод. Ефрема и Аркадия горит неугасимая лампада.
— Башня, примыкающая к зданиям, уцелевшая от старинной земляной крепости. Она построена на скате горы и имеет неправильную форму четырехугольника с остроконечною крышею. В 4-х стенах ее устроены бойницы разной формы и величины. Игуменья монастыря в 1836 г. испрашивала позволение срыть эту башню, но покойный государь император на журнале комитета министров собственною рукою отметил: «отнюдь не трогать, но можно, исправив, отдать монастырю». В следствие высочайшей воли, башня была исправлена и ныне служит монастырю кладовою для разных хозяйственных запасов.
«Историко-статистическое описание Смоленской епархии», стр. 311. Санкт Петербург 1864 г. Типография духовного журнала «Странник».
В центре Вязьмы, неподалёку от Свято-Троицкого собора, находятся разрозненные остатки строений Аркадиевского монастыря, основанного, по преданию, на месте молитвенных подвигов прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского. В 1594 году здесь построили деревянный храм во имя Спаса Всемилостивого с приделом прп. Аркадия, а рядом с ним — церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В Смутное время оба храма были разорены и до 1640 года «стояли без пения». Затем в руинах затеплилась жизнь. Здания благоустроили после того, как здесь собралась монашеская община. Однако что-то не задалось: в начале ХVIII века монастыря уже не существовало, а в середине ХVIII века Аркадьевский храм (так в обиходе называли вязьмичи церковь Всемилостивого Спаса) показан вовсе «бесприходным». В 1780 году вокруг храма снова сложилось женское иноческое общежитие. На новое место пришлось перейти сёстрам упразднённой Ильинской обители. Они устроили здесь каменную богадельню, обнесли территорию оградой и занялись печением просфор и заготовлением свечей для всех городских церквей.
В 1783 году был выстроен в камне храм Всемилостивого Спаса с приделом прп. Аркадия. После разорения Вязьмы в 1812 году сёстры вынуждены были собирать подаяние на восстановление зданий. Дело шло довольно успешно, но положение общины оставалось шатким. Спасский храм был приписан к Троицкому собору, своего священника не имел. В 1823 году начальница общины просила епископа Смоленского Иосифа (Величковского) рукоположить к ним особого священника. Владыка отказал. Только в 1832 году дело о преобразовании общины в женский монастырь получило благополучное разрешение. Примерно в это же время монастырю для хозяйственных нужд была передана единственная сохранившаяся башня вяземской крепости, ныне известная как Спасская башня (башня сильно пострадала в 1943 году. Реставрация производилась в 1974-1980 годах). Игуменья предлагала эту башню срыть, но Николай I приказал её «отнюдь не трогать». С тех пор в ней находилась монастырская кладовая. В лучшую пору своей истории Аркадиевский монастырь отличался многолюдством, число его насельников доходило до 150 человек.
Вскоре после революции, в 1922 году, обитель закрыли, причём известно, что многие инокини были расстреляны, а другие высланы в Казахстан. Богослужения в Спасском храме продолжались до 1929 года. В 1976-1980 он был отреставрирован. Сейчас в нём находится городская библиотека.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №50, 2013 г.
В собственность Вяземской епархии передан земельный участок Аркадиевского монастыря г. Вязьмы. Передача участка общей площадью 2514 кв.м для размещения религиозных объектов ансамбля Аркадиевского монастыря XVII–XIX вв. состоялась 23 июля 2018 года. Акт приема-передачи имущества подписали руководитель МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях Виталий Бухтеев и епископ Вяземский и Гагаринский Сергий. Передача участка завершает процесс оформления права собственности Вяземской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на ранее переданные объекты ансамбля Аркадиевского монастыря в г. Вязьме.
В 2017–2018 гг. в собственность епархии были переданы все объекты ансамбля монастыря: собор Спасский (1661–1831 гг.), здание богадельни (1780–1783 гг.), главные ворота (1830-е гг.) и башня (ХIX в.). 28 ноября 2018 года распоряжением правящего архиерея Вяземской епархии, епископа Вяземского и Гагаринского Сергия, основана женская монашеская община при бывшем Аркадиевском монастыре города Вязьмы Вяземской епархии.
http://monasterium.ru/novosti/novosti-eparkhialnykh-monastyrej/; https://turcluster67.ru/novosti/v-arkadievskom-monastyre-goroda-viazma-mozhno-nauchitsia-ikonopisnomu-i-zolotoshveinomu-delu/
Спасская башня в скором времени перейдёт в ведение Вяземской епархии. Об этом сообщается на сайте АУИПИК (Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры). Решение стало результатом встречи руководителя Агентства Алексея Меньшова с представителями смоленского региона. Спасская башня – единственное, что осталось от крепости в Вязьме — перешла в оперативное управление АУИПИК в 2018 году. Почти три года она пустовала. Представители федерального ведомства рассматривали вариант вернуть башню краеведческому музею. Главное условие – безвозмездное пользование. То есть музей не платит никакой аренды, водит экскурсии, готовит мероприятия и оплачивает коммуналку. Однако, весной прошлого года эту ситуацию заморозили. Осенью нынешнего лёд тронулся: передать башню, объект фортификационного зодчества в ведение РПЦ. По мнению представителей федерального учреждения, передача башни в РПЦ – наиболее короткий путь к реставрации.
https://gtrksmolensk.ru/news/v-smolenskom-rajtsentre-ne-utihayut-sporyi-o-dalne/