Николо-Вяжищский монастырь. Начало этой мужской обители было положено в 1411 и 1419 годах постройкой деревянных храмов во имя святителя Николая и преподобного Антония Великого. Монастырские хроники называют основателями и строителями обители иноков Евфросина, Игнатия и Галактиона, а первым настоятелем – пришедшего к ним иеромонаха Пимена. В обители положил начало иноческих подвигов будущий свт. Евфимий, архиепископ Новгородский. В 1438 г. он заменил деревянную Никольскую церковь на каменную, в 1457 г. построил и расписал каменную церковь во имя св. ап. и ев. Иоанна Богослова с теплой трапезной и многими монастырскими службами.
Архитектурный ансамбль монастыря продолжал создаваться и в следующем столетии. Его уникальной особенностью является убранство фасадов и интерьеров полихромными изразцами, выполненное в 1-й четверти XVIII века. Наибольшим богатством изразцового декора отличается трапезная церковь во имя апостола Иоанна Богослова. Широкие изразцовые фризы, опоясывающие фасады, фигурные оконные наличники и порталы составлены из «ценинных образцов», имеющих разнообразную форму. Для рельефных рисунков характерны укрупненные размеры. Апсиды украшены тремя поясами и имеют шесть изразцовых наличников. В наличниках используются изображения львов, единорогов, коней, двуглавых орлов, крестов, что довольно редкое явление в архитектурном убранстве храмов XVII столетия. По мнению историка искусства М.И. Полянского, изразцы изготавливались в мастерской Валдайского Иверского монастыря, искусствовед В.П. Выголов полагает, что эти керамические детали декора доставлялись их Москвы и Ярославля, но не исключал существование местного новгородского производства.
В 1920 г. монастырь был закрыт, храмы и постройки использовались местным колхозом для хозяйственных нужд. На втором этаже трапезной палаты располагалась школа. Здания монастыря сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны.
До наших дней постройки конца XVII века сохранились: Никольский собор, 1681-1683 гг., освящен в 1685 г. митрополитом Новгородским Корнилием; трапезная с церквями святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Вознесения Господня (1694-1698); галерея, соединяющая их и имеющая два парадных крыльца. Храмы во имя Иоанна Богослова с редчайшим по красоте интерьером и Вознесения Господня представляют единое целое с трапезной. Их навершие должно было венчаться пятиглавием, но в конце 17 века было уничтожено стихией, а в 20 столетии — войной. Так что восстановление происходило уже по описаниям в наши дни. Интересна и сама трапезная, возведенная на высоком подклете. Также сохранились строения позапрошлого века: хозяйственные постройки, кельи, ограды и ворота.