Вятское. Церковь Воскресения Христова.

В 1750 году в селе Вятское на крестьянской земле и на крестьянские средства была построена каменная Воскресенская церковь, с таковою же колокольнею и оградою, крепкая и прочная. В ней три престола: в летней церкви — Воскресения Христова, на южной стороне — Архистратига Михаила, на северной же стороне — во имя святителя Григория Богослова. Это интересное произведение ярославского сельского культового зодчества с элементами местных традиций. Церковь доминирует в окружающей застройке, а колокольня ее прекрасно видна задолго до приближения к селу. Она отличается исключительной стройностью и живописностью силуэта.
В интерьере церкви сохранились настенные росписи, выполненные темперой в академической манере XIX века, резной иконостас XIX века с различными иконами XVII — XIX веков, пол из чугунных плит и всевозможная чугунная утварь. В храме имеется своя святыня — чудотворная икона Святителя Пантелеймона с частицей мощей. Образ, написанный в начале XIX века, подарен монахами Афонского монастыря в знак благодарности за помощь вятских купцов обители Св. Пантелеймона.
Буклет «Вятское. Культура, история, традиции», стр. 24-25.

Храм Воскресения Христова был построен в 1750 году на средства прихожан. Храм представляет собой высокий бесстолпный четверик, увенчанный пятиглавием, с поясом кокошников под карнизом. Колокольня храма, одна из самых высоких в  Ярославской области (33 метра), представляет собой высокое восьмигранное столпообразное сооружение, увенчанное шатром, со звонницей. Вокруг храма каменная ограда с воротами и старинное кладбище. Внутреннее убранство храма выполнено в стиле нарышкинского барокко и второго рококо. Резные иконостасы, в летнем храме пятиярусный, в зимнем – трехъярусный.
В храме есть чудотворная икона с мощами Пантелеимона целителя, которая была принесена в дар боголюбивым жителям Вятской волости монахами Пантелеимонова монастыря. Икона мироточила.
В 1929 году в ходе кампании по уничтожению церквей и снятию колоколов было решено снести храм. Но местные жители пудовыми замками храм закрыли, отправились с ходатайствами в различные инстанции и отстояли храм.
http://вятское-село.рф/otdih-v-vyatskom/dostoprimechatelnosti/

Старинное село Вятское, первое упоминание о котором относится к самому началу ХVI века, что в 38 километрах от Ярославля, сейчас входит в число самых красивых деревень России. Своё название село получило согласно одной из версий, потому что рядом проходила дорога на Вятку. На его территории в настоящее время действует огромный историко-культурный комплекс — с разнообразными музеями в старинных отреставрированных домах, гостиницей и действующим уникальным храмом Воскресения Христова.
В Вятском было два храма. На высоком берегу Ухтомки стояла большая Успенская церковь, возведённая в 1780-х годах на средства купца Григория Кубанина. Воскресенская же церковь на противоположном берегу была построена на 30 лет раньше на средства прихожан. Кстати, в будущем, именно это её и спасло. В советское время она уцелела в отличие от Успенского храма. Более того, его вообще было решено не закрывать! Воскресенский храм возвели достаточно быстро, рядом поставили 33-метровую колокольню. Она до сих пор является одной из самых высоких в Ярославской области. Церковь обнесли каменной оградой с воротами. А у церковных стен устроили кладбище. Прихожанам удалось сохранить убранство храма. Уцелели росписи, резные иконостасы и старинные образа. Так, задолго до революции, одной из главных святынь Воскресенской церкви стала икона Святого Пантелеймона Целителя, подаренная вятским жителям афонскими монахами. Известно, что раньше образ мироточил.
В справочнике «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии, вышедшем в Ярославле в 1908 году, сообщается: «Воскресенская церковь — каменная, с таковою же колокольнею и оградою; крепка и прочна. В ней три престола: в настоящей холодной Воскресения Христова, а в трапезе, на южной стороне — во имя Архистратига Михаила, на северной же — во имя святителя Григория Богослова. Построена в 1750 году тщанием прихожан. Церковной земли 18 десятинъ. Церковных домов два для жительства священника, диакона и псаломщика. Церковного капитала 3325 руб. Прихожан в селе 75 мужчин, 186 женщин: (в приписных деревнях) — 753 мужчин, 987 женщин. В приходе: одна земская и одна церковно-приходская школа. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик. Причтового капитала в проц. бум. 2350 руб.».
После революции для храмов села Вятского началось непростое время. Над обеими церквями нависла угроза закрытия… Воскресенскому храму повезло. В начале 30-х годов, когда местные власти заговорили о его сносе, все прихожане дружно встали на защиту своей церкви. Собралась многочисленная делегация и отправилась в далёкую Москву. Вместе со взрослыми решили идти даже дети и подростки. Известно, что делегация добралась до самого «всесоюзного старосты» — Михаила Ивановича Калинина. Как раз в то время было принято обращаться к нему с различными просьбами и жалобами на несправедливое отношение властей к местным жителям. Главным аргументом вятских просителей был такой: Воскресенская церковь строилась на пожертвования простых людей, это поистине народный храм, и поэтому сносить его никак нельзя. Чиновники выслушали верующих и пообещали, что постараются не дать церковь в обиду. Делегация отправилась домой. И ещё издалека услышала звон родных колоколов. Люди поняли, что власти на сей раз сдержали слово. Так что Воскресенский храм никогда не закрывался, и службы в нём не прекращались. Поскольку он никогда не закрывался, там сохранилось большое количество святынь, туда также свозили иконы и утварь из закрывшихся храмов окрестных сёл. Все иконы в Воскресенской церкви старинные, намоленные.
Сейчас в Вятском полным ходом идёт строительство воскресной школы, хотя сетует батюшка, прихожан не так много, как хотелось. Люди зачастую забывают ходить в церковь… или не успевают. Вот летом — другое дело: время отпусков, много туристов. Здесь, в церкви находится достижение прогресса — электронный звонарь. Это система позволяет управлять колокольным звоном дистанционно. Она оснащена SIM-картой, и священнику достаточно нажать несколько клавиш на смартфоне, послать СМС-сообщение с номером мелодии, и механизм при помощи электромагнитов и приводов, похожих на те, благодаря которым двигаются автомобильные дворники, приведёт в действие всю систему. Ощущение, что смотришь фантастическое кино — колокольные тросы ходят сами по себе, колокола бьют. А ведь в Воскресенском храме их теперь девять — помимо четырёх старых, с колокольного завода Тутаева не так давно привезли ещё пять новых.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №322, 2018 г.

С архитектурной точки зрения храм Воскресения Христова — «классика» посадского храма ярославской зодческой школы, яркий представитель архитектурных традиций, сложившихся ещё в ХVII веке в двуречье Волги и Оки. К ХVIII столетию эти формы были уже в значительной мере архаичны — о своих правах вовсю заявило барокко, набирал обороты классицизм… Однако в центрально-русских «купеческих» губерниях — Ярославской, Костромской, Нижегородской, где жизнь по-прежнему текла по старинному патриархальному укладу (и, стоит отметить, было много старообрядцев), традиционный архитектурный стиль «куб, пятиглавие и шатровая колокольня карандашом» был востребован до самой середины ХIХ века, а после плавно и незаметно переродился в «псевдорусский» стиль.
Глядя на Воскресенскую церковь, замечаем её высокий бесстолпный четверик с одиночным поясом кокошников над карнизом, завершённый пятиглавием. Типологический предшественник на ярославской земле — храм Николы Рубленого (1695), шедевральное воплощение маленького посадского храма в губернском центре. Воскресенскую церковь, разумеется, маленькой не назовёшь, но и время было другое, и запросы купцов села Вятского диктовали «крупную форму». Вместе с тем нельзя не отметить некоторое влияние северных традиций — для ярославской школы всё же были более характерны большие окна и купола и в целом большая декоративность храмов. Этому тоже есть объяснение — как известно, вятские крестьяне активно занимались отхожим промыслом, в том числе и в Санкт-Петербурге, в столицу ездили и купцы. Вот и долетели до Ярославского Заволжья «северные ветры» архитектурных веяний… Ну и главное — впитывая, как губка, новые для себя веяния, талантливые зодчие из народа предлагали свои собственные интерпретации опробованных до них форм. Так возникла целая плеяда по сути «типовых», но по исполнению ярких и уникальных храмов, составивших «серебряный архитектурный фонд» Ярославской и Костромской губерний, являющих собой достойный бэкграунд для знаменитых памятников этих земель. Чем не локальные шедевры — Никольский храм в Приволжске, или Спасо-Преображенский собор в Судиславле, или Казанская церковь в Осеневе? Складывается ощущение, что зодчие Ярославской и Костромской губерний соревновались, кто краше колокольню выстроит! Одного взгляда на фотографии перечисленных храмов достаточно, чтобы понять — это предположение недалеко от истины…
Типовая, по сути, схема «восьмерик на приземистом четверике с шатром» предоставляла на самом деле огромный простор для фантизии и вариаций. Колокольня вятского храма — грандиозное 33-метровое восьмигранное столпообразное сооружение с восьмипролётной звонницей — одна из самых высоких сохранившихся колоколен Ярославской области. Декор Воскресенской церкви подчёркнуто скуп для Ярославского региона, что и даёт повод говорить о влиянии северных традиций. Вятские мастера словно сознательно пропустили для себя эпоху узорочья — её наследие совершенно не прослеживается в храмовом декоре: наличники строго геометричны и архаичны по исполнению, столь же просты карнизы и кокошники, отсутствуют традиционные ярославские изразцовые пояса: фасады не расчленены лопатками, окна пропорционально уменьшены относительно объёма здания, что тоже характерно скорее для северной архитектуры. Традиционное для русской архитектуры пятиглавие, аппелирующее к старинному символическому образу Христа и четырёх Евангелистов, трактовано в традициях ХVIII века — измельчённые, широко расставленные главки на изящных глухих шейках-барабанах. Ярославская школа ХVII века, как мы помним, тяготела к крупным главам — иногда вместе с барабанами на них приходилось до половины «роста» всего храма! Но те уникальные сооружения так и остались «штучным товаром», а «в серию» в ХVIII столетии шагнул именно такой иконографический тип пятиглавого храма. Основной объём храма перекрыт сомкнутым сводом, барабаны глухие, декоративные, поэтому естественное освещение внутреннего пространства ограничено двумя рядами небольших окон четверика и маленькими циркульными оконцами над ними. В трапезной и её приделах окон больше, поэтому освещение здесь ярче.
Воскресенская церковь сохранила прекрасные интерьеры, выполненные главным образом в стиле нарышкинского барокко с элементами рококо. Очень хорош резной пятиярусный иконостас летнего храма. Созданный в характерной манере ХIХ столетия, он содержит куда более древние иконы — в том числе написанные в ХVII веке! В резьбе активно используется растительный орнамент, сам иконостас золочёный. Иконостас был изготовлен в самом начале ХIХ века мастером Яковом Ивановичем Трубниковым из села Большие Соли. В подтверждение этому в архивах был обнаружен документ, который цитирует в «Словаре мастеров художественных ремёсел ХVIII и ХIХ веков» его составитель А. И. Шемякин. В источнике говорится, что Трубников Яков Иванов дал «письменное обязательство» священно и церковнослужителям и «приходским первейшим людям» села Вятское Даниловской округи «в том, что подрядился… в означенное село в церковь Воскресения Христова вырезать иконостас по выбранному и подписанному ими плану и фасаду… к будущему 1806 году марта к первому числу».
С 1795 года в приделе Архистратига Михаила и Небесных сил Бесплотных (южный) установлен большой, обрамлённый серебром крест, символизирующий страдания Христовы на Голгофе. Северный придел освящён во имя святителя Григория Богослова. Придельные иконостасы двухъярусные — в зимней, отапливаемой части храма потолки ниже. Стены обширной трапезной и приделов украшают многочисленные иконы в старинных киотах. Оклады относятся преимущественно к началу ХIХ века и отличаются мастерством техники, сложными многофигурными композициями. Полы выложены чугунными плитами. Трапезную и холодный храм соединяет резная арка с растительным орнаментом (аналогичным тому, что украшает иконостасы) и фигурами ангелов. Прямо перед ней установлена одна из почитаемых икон — мироточивая икона Святого Пантелеймона Целителя с частицей мощей. Над фронтоном арки, в золочёной оправе — «Воскресение Христово». В стенописи также широко используются растительные мотивы, они создают своего рода «рамы» для традиционных сюжетов на библейские темы. Росписи сплошь покрывают не только стены, но и потолки храма. Они выполнены темперой и стилистически тяготеют к академической манере ХIХ века, хотя расписывалась церковь уже в следующем столетии — в 1902 году. Стенопись неоднократно поновляли в советское время — в самом храме в 1942 и 1954 годах, в трапезной — в 1976 году.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №322, 2018 г.

Воскресенская церковь — каменная, съ таковою же колокольнею и оградою; крѢпка и прочна. Въ ней три престола: въ настоящей холодной Воскресенiя Христова, а въ трапезѢ, на южной сторонѢ — во имя Архистратига Михаила, на северной же — во имя Святителя Григорiя Богослова. По строена въ 1750 году тщанiемъ прихожанъ. Церковной земли 18 десятинъ. Церковныхъ домовъ два для жительства священника, дiакона и псаломщика. Церковнаго капитала 3325 руб. Прихожанъ въ селѢ 75 м., 186 ж.; въ деревняхъ: КрасулинѢ 10 м., 10 ж., въ 1 вер. отъ церкви, ГридинѢ 55 м., 76 ж., 2 в., КувардинѢ 48 м., 59 ж., 3 в., ТокаревѢ 17 м., 34 ж., 2 в., ЧушковѢ 4 м., 4 ж., 1 в., ДегтяревѢ 24 м., 31 ж., 3 в., СѢнинѢ 9 м., 14 ж., 1 в., ПершинѢ 41 м., 55 ж., 1 в., ЧуровѢ 13 м., 17 ж., 3 в., СинцовѢ 11 м., 12 ж., 1 в., ВысоковѢ 4 м., 5 ж., 4 в., Середкахъ 10 м., 7 ж., 4 в., ОкатовѢ 2 м., 1 ж., 1 в., НасоновѢ 1 м., 4 ж., 1 в., КадниковѢ 7 м.,10 ж., 1 в., ПотяшнѢ 98 м., 127 ж., 5 в., ВоропинѢ 35 м., 42 ж., 2 в., ОрединѢ 33 м., 40 ж., 2 в., МарининѢ 28 м., 48 ж., 2 в., Клинахъ 5 м., 5 ж., 4 в., ПочинкѢ 3 м., 1 ж., 1 в., временно проживающихъ 14 м., 15 ж., итого 753 м., 987 ж. Въ приходѢ: одна земская и одна церковно-приходская школа. Штатный составъ причта: священникъ, дiаконъ и цсаломщикъ. Причтового капитала въ проц. бум. 2350 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии». — Ярославль, 1908 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?