Церковь освящена в честь Николая Чудотворца. Действовала с 1615 по 1930 годы. Сначала здание церкви было деревянным. Каменное здание построено в 1826 г. Колокольня – в 1893 году. С 1930 года в здании располагались сельский клуб (Народный дом им. К. Либкнехта и Р. Люксембург), кинотеатр «Прогресс», гараж, архив. В конце 1930-х годов колокольня использовалась в качестве вышки для прыжков с парашютом. 25 декабря 1987 года здание церкви без окон, дверей, решёток, пола, купола, колокольни было возвращено незадолго до этого зарегистрированной общине Православной церкви. Настоятелем православной общины стал протоиерей Алексий Сухих, бывший до этого настоятелем Богоявленского собора г. Малмыжа. Благодаря долгой и кропотливой работе многих горожан, помощи различных предприятий и учреждений, храм возрождён практически заново. С 20 января 1988 года Никольский храм получил статус собора.
По материалам http://vpkraeved.narod.ru
Николаевская церковь каменная, построена в 1826 г. расстоянием от г. Вятки в 333 версты, от уездного города в 45 верстах, от благочиния в 35 верстах. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика, квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 2148 сажень, пахотной 70 десятин 1200 сажень, сенокосной 17 десятин 1008 сажень. Братский денежный доход: священника 494 руб. 19 коп., диакона 529 руб. 46 коп., псаломщика 164 руб. 73 коп.; руги собирается на весь причт до 200 пуд. ржи. Прихожан: православных русских 1995 муж. пола, 2098 жен. пола, приход состоит из 9 селений расстоянием до 10 верст.
Село расположено на правом берегу реки Вятки у подошвы горы; местность холмистая, почва удобная для хлебопашества. В приходе три школы, из коих одна двухклассная земская в селе, другая земская же в дер. Собинино (Собакино) и третья церковно-приходская в дер. Спасской. Главное занятие прихожан земледелие, побочное – ремесла: плотническое, скорняжное и катание валяной обуви.
В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.»
Город Вятские Поляны, третий по величине в Кировской области, раскинулся вдоль правобережья реки Вятки. Православные поселенцы пришли сюда на исходе ХVI века вместе с основателем Вятского Успенского монастыря Трифоном Вятским. Сам же прп. Трифон пришёл на землю нынешних Вятских Полян по цареву велению. В 1595 году тогдашний государь Фёдор Иоаннович по просьбе игумена Трифона прислал через казанского воеводу Ивана Воротынского грамоту, дающую Вятскому Успенскому монастырю право владения местными, ещё не обжитыми пустошами — «вятскими полянками». Это фактически первое официальное упоминание Вятских Полян в отечественной истории. После переселения монахов на правый берег реки Вятки и обустройства деревянной Христорождественской святой обители, 1595 год стал считаться официальной датой возникновения Вятских Полян. От образной фразы в царской грамоте пошло и название этих мест. Значение нового монастыря в округе было таково, что даже соседнее село Полянки стали всё чаще именовать Рождественским. К тому же в него впоследствии влилось несколько соседних населённых пунктов, так что село называли и Верхними Полянками, и Рождественским, и Троицкими Усадами, покуда окончательно не закрепилось его нынешнее имя — Вятские Поляны, с которым оно получило и городской статус. Следующий, ХVII век стал порой бурного развития Вятских Полян: село находилось возле большой пристани, благодаря чему очень скоро превратилось в центр местной торговли хлебом и лесом, а монастырь подпитывал его духовно, обеспечивая постоянный рост числа паломников.
1596 год считается официальной датой постройки и первой из Никольских церквей, и нового монастыря на территории Вятских Полян. Пламя пожара уничтожит храм в 1783-м, после чего будет возведена ещё одна деревянная предтеча нынешнего каменного храма, холодная и в один престол. Она простоит до 1818 года, пока её не разберут, а на этом месте воздвигнут каменное здание, имеющее два придела, Никольский и Ильинский. Окончательно архитектурный ансамбль храма оформится в 1894 году: добавятся представительная колокольня и неотапливаемый придел, освящённый в честь Богоявления Господня. Между тем Трифон Вятский, игумен Успенского монастыря города Хлынова (Вятки), с нетерпением ожидал из Казани грамоту уже от нового царя, Михаила Фёдоровича Романова, на строительство Никольского храма в Христорождественском монастыре. (Казань в этой истории фигурирует не случайно: Вятские Поляны поначалу входили в состав Казанской епархии. Только в 1791 году село вошло в состав Вятской епархии). Преподобный Трифон лично благословил возведение Никольской церкви и, скорее всего, присутствовал на её закладке, вторично посетив Вятские Поляны. К 1615 году в монастыре было два деревянных храма — Христорождественский для монашеской братии и Никольский — для местных мирян. В 1780-е году монастырь упразднили по секуляризационному указу Екатерины Великой от 1764 года, а в 1783-м здание Никольской церкви сгорело при пожаре. Храм восстановили, и уже 21 июля 1784 года заново освятили во имя Николая Чудотворца. В 1818 году, 14 мая, благочинный округа, священник Иоанн Минеев получил храмозданную грамоту от епископа Вятского и Слободского Амвросия (Рождественского-Вещезерова). Это было разрешение на строительство вместо старой и ветхой деревянной церкви нового каменного храма с двумя престолами — Ильинским и Богоявленским.
Примечательно, что каменный Никольский храм собирались строить ещё в 1812 году. Епископ тогда разрешил церковному старосте села Вятские Поляны Григорию Яковлеву перекрыть ветхую крышу деревянной Никольской церкви с условием выстроить вместо неё каменный храм, но тогда у прихожан не нашлось для этого средств. Однако к 1818 году деревянная церковь «пришла к такому разрушению, что во всякое дождливое время во многих местах имеет течь». Сельчане решили «построить каменную церковь: холодную во имя святителя Николая, а тёплую с двумя приделами — по правую сторону Богоявления Господня, по левую во имя пророка Илии», с условием установить кирпичные сараи и бесплатно возить песок на стройку. Ход строительных работ и расходы курировал зажиточный селянин Андрей Гаврилов. Относительно проекта Вятскополянского храма существует предположение, что его автором мог быть Иван Денисович Дюссар де Невиль, занимавший должность вятского губернского архитектора с 1821 по 1830 год. Работы требовали немалых расходов. Все средства, имеющиеся при храме, в размере 3798 рублей были отданы на строительство, а селяне решили пожертвовать «в пособие церковной казны от всего прихода ежегодно по одному рублю от каждой ревизской души и по одному бревну на строение кирпичных сараев». В итоге каменный храм был построен в 1826 году, а его Николаевский и Ильинский престолы освятили в 1839 и 1842 годах, соответственно.
История сохранила один из документов 1887 года, включающий в себя выписку «из ведомости о церкви Николаевской» села Вятские Поляны Малмыжского уезда Вятской Епархии: «Церковь построена в 1826 году тщанием прихожан. Зданием каменная с таковою же колокольницей, прочна, покрыта железом и внутри оштукатурена. Престолов в ней три: в правом тёплом приделе во имя святителя и чудотворца Николая, в левом во имя святого пророка Божия Ильи и в настоящем холодном храме в честь Богоявления Господня, все освящены. Утвари церковной во время бывшего пожара 9 июля 1862 года много утрачено. Причта при оной церкви находится два священника, дьячок и два псаломщика. Земли усадебной при сей церкви 2148 сажен, пахотной 70 1/2 десятин и сенокосной 17 десятин 1008 сажен, но большим количеством пахотной земли пользуются крестьяне села Поляны».
В Никольском храме исправно велись все бумаги, а начиная с 1800 года служители тщательно снимали копии с метрических книг. К сожалению, немалая часть документов была безвозвратно утеряна во время сильного пожара, который в течение двух часов нанёс большой ущерб селу в начале июля 1862 года, а другие бумаги оказались сильно повреждены. В здании Никольской церкви сгорели деревянные стропила с опорной балкой, на колокольне погибли все деревянные детали, от шпиля и потолков до полов и деревянных лестниц, а купол с восьмериком холодной церкви лишились семи оконных рам. Из более поздних документов можно узнать, к примеру, что 18 августа 1887 года был утверждён в своей должности новый церковный староста Никольского прихода, крестьянин Матвей Васильевич Нагорных. Никольский храм периодически благоустраивался. Наиболее знаменательным для села и округи в этом отношении стал 1894 год: за счёт пристройки холодной церкви в честь Богоявления Господня значительно расширили помещение тёплого храма, возвели новую колокольню. Спустя пять лет вся церковная территория была обнесена надёжной каменной оградой.
Жители Вятских Полян любили свой собор и заботились о его благоустройстве. В сентябре 1903 года наиболее уважаемые вятскополянские прихожане ходатайствовали перед епархиальным начальством об открытии при храме церковно-приходского попечительства. Год спустя их просьба была удовлетворена. Одной из наиболее щедрых и авторитетных меценатов и благотворителей храма была семья предпринимателей-лесопромышленников Зайцевых. Согласно дошедшим до нас церковным документам, Алексей Иванович Зайцев пять раз избирался на трёхлетний срок церковным старостой Никольского собора и окончил свои дни на шестом. Продолжателем этой должности становится Михаил Алексеевич, заняв эту почётную миссию 5 декабря 1912 года. Исполняя прежде всего отцовскую волю и по собственному желанию, предприниматель помогал приходу благоустраивать Никольский собор, при этом пожертвовал 1060 рублей на различные нужды храма.
Во многих городах и весях дореволюционной России на площадях перед храмами устраивались ярмарки или рынки, где всегда была самая оживлённая торговля. Так и в Вятских Полянах, пока их главный храм оставался действующим, рядом существовала Базарная площадь. В 1920-е годы тут торговали всяческой мелочёвкой, а также керамикой и скобяным товаром, свеже рыбой, выловлённой в вятских водах, конопляным и льняным маслом, изделиями домашнего обихода. Только на тринадцатый год торжества своей власти большевики сумели «дожать» приход и закрыть расскадник «опиума для народа»: в 1930 году двери Никольского собора однажды оказались запертыми и более полувека не открывались для богослужений и прихожан. Зато очень скоро началась переделка здания церкви: здесь планировалось разместить клуб, а впоследствии и кинотеатр. В связи с этим требовалось срочно снести все атрибуты, напоминающие о церковном прошлом. Вандалы, облечённые властью, варварски разрушили купол основного объёма храма, а затем пристроили помещение клуба и кинобудку. В здании храма с 1931 года обустроили клуб — так называемый Народный дом имени Карла Либкнехта. Там были немедленно оборудована сцена, зрительный зал, а для артистов отвели помещения, где расположились костюмерная и гримёрка. Дальше — больше!
В 1935 году в здании храма появился кинотеатр «Прогресс», и теперь вместо икон и молитв жители Вятских Полян смотрели здесь только что вышедшие звуковые советские фильмы «Чапаев», «Петербургская ночь», «Гроза», «Юность Максима». В довершие ко всему на бывшем церковном дворе была устроена танцевальная площадка. И бывший храм окончательно превратился в очаг пролетарской культуры. На фасадах церкви сразу же повесили «иконы» победившего пролетариата — портреты коммунистических вождей. Всё меньше это место напоминало о Боге, став территорией развлечений и веселья воинствующих безбожников. А колокольню, прежде чем разрушить, приспособили под специальную вышку для тренировочных прыжков с парашютом. Когда же настал 1938 год, село получило поселковый статус, а в мае 1942-го Вятские Поляны впервые в своей истории стали городом. Повышение статуса было во многом связано с переездом сюда важного оружейного завода: с апреля 1940 года головным предприятием по производству автоматов Шпагина ППШ был назначен завод №367 в Загорске, и уже осенью 1941-го его эвакуировали в Вятские Поляны. Большая часть бывших прихожан Никольской церкви трудилась с другими горожанами на местном машиностроительном заводе, быстро ставшим градообразующим предприятием Вятских Полян. В храме же периодически размещали то гараж, то архив, поскольку кинотеатр «Прогресс» в 1973 году был закрыт. Причиной тому стало весьма печальное обстоятельство — аварийное состояние, до которого довели Божий дом. В итоге к началу 1980-х годов здание было окончательно заброшено, никто в городе за ним не присматривал, оно густо заросло бурьяном и стремительно разрушалось.
Когда в стране подули ветры перемен и началась политика государственной перестройки, двадцать активистов Вятскополянской религиозной общины обратились в исполком, а затем и в Верховный Совет страны с заявлением о регистрации их общины. После долгих проволочек и приезда из Москвы специального представителя Совета по делам религий при Совмине СССР власти постановили зарегистрировать религиозное общество РПЦ в городе Вятские Поляны Кировской области, а исполкому Кировского областного Совета народных депутатов поручили в два месяца решить вопрос с молитвенным помещением для общины. 27 октября 1987 года она была официально зарегистрирована. Поначалу верующим предложили здание старой сберкассы либо покупку дома, но прихожане были твёрдо настроены на реставрацию Никольского храма, и уже 25 декабря 1987 года провели прямо на улице первое богослужение. В следующем году они уже самоотверженно ремонтировали его на собственные средства под руководством настоятеля протоиерея Алексея Сухих. Впоследствии был сделан капитальный ремонт здания, и 20 января 1988 года указом архиепископа Хрисанфа (Чепиля) Никольский храм получил статус собора.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №386, ООО «Де Агостини», 2020
Сегодня, глядя на эту большую, красивую и представительную церковь, трудно представить, что когда-то она была лишена большей части атрибутов здания православного храма и более всего походила на обычное типовое строение сугубо мирского предназначения. Соборный храм Святителя Николая Чудотворца был выстроен в селе Вятские Поляны из кирпича в период 1818-1826 годов. Уже спустя столетие, в годы советской власти, от него оставался практически один обветшавший остов: у здания отсутствовали колокольня, купола, решётки, двери и даже окна. Храм был восстановлен прихожанами и меценатами только после возвращения его в лоно Церкви в 1987 году. На сегодняшний день Никольский собор отреставрирован практически в первозданном виде. Современники его восстановления отмечали: каждый кирпичик и каждый грамм раствора были уложены в это здание бережно и с любовью. Основной объём храма выполнен в виде традиционного четверика, на который установлен весьма массивный барабан восьмерика. Завершает строение гранёный сферический купол, осеняемый кованным крестом. Здание трапезной, довольно сильно вытянутое в длину, оканчивается трёхъярусной колокольней. Она полностью повторяет первоначальный облик колокольни, выстроенной в 1893 году.
Архитектурная стилистика Никольского храма наследует черты московского, или, как его ещё называют, нарышкинского, барокко. Его важнейшая особенность — мажорный характер общего облика, преобладание светлых тонов фасадов, как в пастельном колере Вятскополянской церкви, и весьма чёткое деление всего архитектурного ансамбля храма на составные части. В полном соответствии с нарышкинским стилем зданию Никольского собора присуща масштабность, хотя и выраженная не в стремлении вверх, а по горизонтали — храм буквально раскинулся вдоль речной набережной. При этом и колокольня, и главный купол этой церкви хорошо видны из самых разных точек города. Всё это способствует тому, что Никольский собор выглядит ярким и торжественным акцентом на фоне окружающей городской архитектуры Вятских Полян. Трёхъярусная колокольня Никольского собора благодаря своей высоте в 1930-е годы использовалась городскими властями для организации тренировочных прыжков с парашютами. Существует версия, что был совершён только один прыжок, запечатлённый фотохроникой тех лет, и тот неудачный, после чего звонница была разрушена. По рассказам старожилов, прежде колокольня использовалась в качестве сигнальной башни: если в Вятских Полянах с утра был сильный мороз, на ней вывешивали красный флаг, означавший отмену уроков в местных школах.
В годы советской власти Никольский собор был погружён в безмолвие более полувека, и только в 1989 году вновь зазвучали его колокола. Они были приобретены в воронежском литейном кооперативе «Русь» на пожертвования горожан Вятских Полян. Никольская церковь стала первой из храмов Кировской области, закупившей звоны в этом городе. Решено было запечатлеть на колоколах имена самых щедрых жертвователей. В итоге летом храм обрёл голос, и первым с восстановленной звонницы зазвучал самый большой из нынешних колоколов, весящих почти потонны. Восстановительные работы над куполами Никольского собора начались в 1990 году. Первым был смонтирован многотонный купол колокольни храма, увенчанный острым шпилеи и крестом. Высота от окончания креста до основания купола составляет 11 метров. Работы завершились накануне светлого праздника Пасхи, и купол был поднят и водружён на звонницу за одну ночь вручную, при помощи строительных талей. Более крупный и массивный купол основного объёма храма, увенчанный главкой под крестом, смонтировали летом следующего года. Он был тщательно отреставрирован усилиями целой бригады инженеров и мастеров местного машиностроительного завода. Несмотря на общую барочную стилистику здания Никольского собора, декор его основного объёма выполнен преимущественно в духе классицизма. Поэтому наружная отделка храмового здания весьма сдержана и лаконична. Декор применён минимально и представлен по большей части в оформлении конька и обрамлениях многочисленных оконных проёмов храма.
Сегодняшний Никольский собор Вятских Полян — это большой и красивый храм, имеющий три придела. Главный престол освящён во имя святителя Николая Чудотворца, северный — во имя Илии Пророка, а южный наследует память о преподобном Трифоне Вятском, одном из основателей города. О величине внутреннего пространства церковного здания свидетельствует тот факт, что в годы советской власти здесь размещался зрительный зал кинотеатра. Тем не менее местный селянин Андрей Гаврилов ещё в 1823 году подавая ходатайство на составление плана каменного Никольского храма, особо оговаривал: «Только отнюдь не обширного, а такого, чтоб вся церковь с колокольнею была воздвигнута на 13 саж. длинника с соответствующим оному поперечнику». На протяжении всей истории этого храма его церковная и богослужебная утварь приобреталась на пожертвования простых прихожан либо на средства частных благотворителей. Исключение составил лишь 1764 год, когда по указу императрицы Екатерины II была произведена секуляризация церковно-монастырских земель, по сути — отчуждение их в пользу государства. Во исполнение этого указа был закрыт и Христорождественский монастырь в Вятских Полянах, а всё его имущество тогда передали в Никольскую церковь. Немалая его часть была использована для обновления богослужебного убранства и оформления внутренних интерьеров. Большой вклад в обустройство и украшение Никольского храма изнутри внёс его постоянный прихожанин-меценат и потомственный церковный староста Михаил Алексеевич Зайцев. Незадолго до 1917 года он практически полностью отремонтировал и обновил внутреннее убранство Вятскополянской церкви, оплатил золочение иконостаса и изготовление новых серебряных окладов для икон.
До революции внутри храма существовала настенная роспись. Благодаря Зайцеву, она обновлялась и реставрировалась, равно как и церковные иконы, большая часть которых была помещена в дорогие серебряные оклады, искусно инкрустированные камнями-самоцветами. Полностью была обновлена ризница; ярким украшением богослужебной утвари служили несколько комплектов серебряно-позолоченных сосудов и напрестольных крестов. Гордостью Никольского храма изначально было древнее рукописное Евангелие, предположительно дарованное собору самим преподобным Трифоном Вятским. Оно весило больше пуда и было также, подобно многим иконам храма, «обложено серебром с золотым середником и каменьями». За столь щедрую помощь в оформлении внутреннего убранства здания причт Никольского храма ходатайствовал перед своим благочинным о представлении Михаила Зайцева к награде. В планах мецената было и устройство в храме плиточного пола, на что он выделил тысячу рублей. Известны имена и других благотворителей, внесших свой вклад в украшение интерьеров собора. К примеру, братья Григорий и Михаил Фалеевы приобрели для Никольского храма иконы афонского письма — образ Божией Матери «Скоропослушница» и постамент к ней. Нынешняя церковная утварь Никольского собора также приобретена на деньги горожан Вятских Полян. По рассказам прихожан-старожилов, процесс восстановления внутреннего пространства храма в годы перестройки начинался с двух железных печек и окон, забитых фанерными листами. К сожалению, не удалось сохранить настенные фрески, и сегодня стены храма оштукатурены и окрашены в спокойные тона.
В числе достопримечательностей нынешнего храма — ковчег с частичками мощей бывавшего на Вятке святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, привезённые из церкви в Симферополе, а также уникальное Евангелие, хоть и не былое, трифоновское, но тоже имеющее долгую историю длиной в три столетия. В пору восстановления интерьеров собора его передала в храм одна из прихожанок. В течение двух лет в Софринских церковных мастерских реставрировали это уникальный раритет весом в 25 килограммов. «Господи, спаси град сей и людей, живущих в нём» — эта надпись запечатлена на одном из образов Никольского собора, своеобразной иконе-охранительнице города. Она представляет собой триптих. В его центральной части изображён образ Спасителя с предстоящими ему святителем Николаем Чудотворцем и преподобным Трифоном Вятским. Оба чудотворца имеют самое прямое отношение к Вятским Полянам: первый считается ангелом-хранителем этого города, второй — одним из его основателей. Над фигурой Спасителя находится изображение Святой Живоначальной Троицы, а внизу — силуэты городской застройки Вятских Полян. Примечательно, что на этой иконе Никольский храм изображён ещё в своей прежней, голубой расцветке. Возле иконы размещён текст молитвы о городе и нашей стране.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №386, ООО «Де Агостини», 2020