Вятский Успенский Трифонов монастырь, 2 класса, в городе Вятке. Основан в 1580 году бывшим в нем первым архимандритом преподобным Трифоном (см 8 октября), мощи которого почивают под спудом в здешнем Успенском храме. Здесь же покоятся под спудом мощи преподобного Прокопия Христа ради юродивого (см. 21 декабря). В монастыре сохраняется деревянный посох преподобного Трифона и железные вериги. В 1896 году освящен обновленный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Мужской монастырь во имя Успения Богородицы был основан в XVI столетии. По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений за речкою Сорою в 1580 году под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами. Строителем монастыря и первым его настоятелем является инок Пыскорского монастыря — известный просветитель малых народов прикамских и вятских земель Преподобный Трифон.
Первые постройки — «клетскую с трапезою» церковь Благовещения и «малые клетицы» Трифон соорудил на средства горожан. Также благодаря пожертвованиям местных жителей в 1588 году новую обитель украсил шестишатровый деревянный собор, заменивший ветхую Успенскую церковь. Человек недюжинного ума и огромной энергии, Трифон не только расположил к новому делу непритязательных хлыновцев, но сумел завоевать покровительство царей и знатных вельмож. Ростом своего благосостояния монастырь обязан неустанным заботам отца Трифона, который нередко навещал Москву, где проводил время в хлопотах о царских милостях, патриаршеских, вельможеских и других благотворительных деяниях «для монастырских потреб».
Труды настоятеля не прошли даром — сберегательные грамоты, земли, денежные подаяния и богатые вклады в дар вятской обители вносили представители древнейших боярских родов. Крупные земельные владения и привилегии, которыми монастырь обладал уже к концу XVI века, его активная хозяйственная и просветительская деятельность способствовали росту престижа монастыря, постепенно набиравшего силу и власть. Большой доход, приносимый с вотчинных земель, позволял активно вести на его территории строительные работы. Из маленькой обители вырос живописный деревянный ансамбль. Четыре храма, часовня над источником, которую по легенде строил сам Трифон, шатровая звонница на столбах с восемью колоколами, кельи и многочисленные хозяйственные постройки, окружённые деревянным заплотом со святыми вратами, составляли эффектную композицию.
Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля — Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 году. В 1690-е годы к северо-западу от него был возведён Никольский надвратный храм. При архимандрите Александре, с разрешения Петра I, были выстроены в камне колокольня (1714), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711 -1717). Несколько позже в монастыре «выросли» каменные настоятельские палаты (1719), Благовещенский храм (1728) и братский корпус (1742).
Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 года. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 году новым пожаром, были окончены только к 1799 году. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 года, монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50-е -60-е годы XVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла, переименованный в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы. Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1823 году и переделка настоятельских палат в начале XIX столетия завершили формирование монастырского комплекса.
Значительная часть доходов, которые приносила казне сдача монастырских построек и угодий в аренду светским властям и частным лицам, вошедшая в практику хозяйственной жизни монастыря середины XIX столетия, использовалась на ремонт и реконструкцию монастырских зданий, благоустройство территории. В начале XX века Трифонов монастырь удивлял паломников своей чистотой и порядком. Чугунный тротуар, асфальтовые дорожки, старинный сад с беседками, липами, малиной, смородиной, цветочные клумбы, пруды, мостики, ухоженное кладбище с белокаменными надгробиями, рыбные садки, бассейн, деревянная часовенка над источником вносили в ансамбль культовых сооружений черты интимности и уюта.
Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 года в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа.
В 1612 году в своей келье почил старый Трифон, мощи которого впоследствии были захоронены в Успенском соборе.После 1917 года храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 году общине было отказано в пользовании храмами: Успенский собор стал использоваться как книгохранилище губернского архивного бюро, остальные здания отвели под жильё. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена. Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 году. Силами Кировских специальных научно-реставрационных производственных мастерских был разработан проект реставрации монастырского комплекса, восстановлен внешний облик Трёхсвятительской церкви, юго-восточной башни, воссоздан южный участок ограды с воротами, затем производство работ повели фирма «Арсо» и Кировская епархия.
Сейчас монастырём вновь ведает русская православная церковь, и работы по его реконструкции продолжаются с учётом потребностей современного владельца.Источник информации — Архитектура, дизайн и строительство. История архитектуры Кирова и области
Успенский Троифонов монастырь создавался в местах, где обосновались так называемые северные «запорожцы» — русские «бывальцы», «хлыны» и «изгои» разного рода, окружённые инородцами — вотяками, черемисами и татарами. И нравы здесь в ХV-ХVI веках, как свидетельствуют летописи, царили самые жёсткие и распущенные. На протяжении веков обитель выступала духовным и культурным центром, миссионером и колонизатором новых земель, защитником обездоленных и немощных. Вятский Успенский мужской монастырь основал преподобный Трифон (ок. 1546-1612) — монах Пыскорской обители, выходец из архангельских крестьян. Жители пяти вятских городов, по инициативе монаха, обратились к Ивану Грозному с челобитной о создании монастыря. В июне 1580 года самодержец дал прп. Трифону грамоту на строительство обители на месте старого городского кладбища с двумя ветхими церквами. Вятскому монастырю царь пожаловал «безданно и безоброчно» окрестные сёла и деревни с людьми, пашнями, лугами и озёрами. Царь фёдор Иоаннович, сын Ивана Грозного, даровал монастырю, кроме того, ещё Вобловицкую волость и незаселённые земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли обитель заселяла крестьянами из Вобловицкой области, способствуя освоению обширного края. В знак особого благоволения, Фёдор Иоаннович отправил в дар вятскому монастырю двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить четыре храма — Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Среди них выделялся Успенский собор, имевший шесть шатров. О нём сообщает дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601): «На Вятке в Хлынове городе монастырь стал… деревян, круглой, о шти приделах и шти верхах, сооружение мирское всех вятских пяти городов». Современник писал, что церковь та «велия и пречудна» и по своей архитектуре подобных храмов «нигде не обретается». Историки предполагают, что его архитектурная идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.
К началу ХVII века в обители появились 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки (погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня). По периметру монастырь обнесли деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа. С восточной стороны Успенского собора стояла надкладезная деревянная часовня. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы. Прп. Трифон ввёл в монастыре строгий общежительный устав, по которому у всех монахов были общая трапеза и имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В обители ежедневно совершались службы. В молитве, посте и трудах прп. Трифон являлся примером для монахов и приходивших в монастырь вятчан. Часть братии, состоявшая из знати, возроптала на строгость устава. В результате святого изгнали из основанной им обители, а на его место поставили его ученика отца Иону (Мамина), происходившего из дворян. Лишь в 1612 году, после долгих лет скитаний, преподобный Трифон Вятский смог вернуться в родной монастырь, где вскоре скончался. По кончине он почитался жителями Хлынова, а после обретения его мощей в 1684 году Церковь прославила архимандрита Трифона в лике преподобных. В ХVII веке значение первого монастыря Вятской земли возрастало. Он быстро осваивал новые территории. Для управления вотчинами посылались старцы, привлекавшие в них крестьян из соседних земель. Обитель вела активную миссионерскую и просветительскую деятельность. Этому способствовали храмы и часовни, возводимые в вотчинах. Монахи Трифонова монастыря становились основателями и строителями новых вятских обителей. Трифонова же обитель быстро превратилась в культурный и книжный центр Вятской земли. Послушники и монахи обучались здесь чтению и письму. Уже в начале ХVII столетия в монастыре складывается богатая библиотека (более 140 книг), содержавшая богослужебные, святоотеческие книги, поучения, жития святых и пр. В монастырских стенах велась работа по переписыванию книг и созданию оригинальных произведений. За счёт обширного монастырского хозяйства и частных вкладов были накоплены значительные средства, позволившие начать каменное строительство. В 1684 году на месте деревянного соборного храма заложили каменный — спустя пять лет новый собор освятили. В 1690 году в него были торжественно перенесены мощи святого основателя обители. Над могилой установили раку, где хранились рукописное Евангелие, посох и вериги преподобного.
С воцарением Петра I для монастыря (как, впрочем, для большинства русских обителей) наступили трудные времена. Царь, стремившийся к увеличению налоговых поступлений в казну, запретил постригать в монахи трудоспособных мужчин. Численность братии стала быстро сокращаться. Если в 1711 году в обители подвизались 128 монахов, то в 1764-м — только 32 инока. Тем не менее, в первой половине ХVIII века начинает формироваться каменный архитектурный ансамбль монастыря. Были построены Святые ворота с надвратной Никольской церковью, служившие парадным въездом в монастырь, возведены Трёхсвятительская и Благовещенская церкви. Завершилось оформление монастырского комплекса постройкой колокольни, Братского и Настоятельского корпусов и ограды с башнями. В 1744 году в Трифоновом монастыре была открыта и почти полвека действовала славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию. Но даже после переезда семинарии на Архирейскую дачу учащиеся продолжали обитать в монастырских стенах — здесь находилось их общежитие. Большой урон обители нанесли реформы Екатерины II. В 1764 году большая часть монастырских вотчин отошла в государственную собственность. В довершение всего монастырь сильно пострадал от частых пожаров. В 1790-е годы, при императоре Павле I, монастырю были возвращены лучшие земли и дарованы новые льготы. Особенно способствовал возрождению и процветанию обители деятельный архимандрит Амвросий (Красовский), управлявший братией в середине ХIХ века. В 1856 году он построил пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. При монастыре была организована школа для городских детей, где они учились письму, чтению, арифметике и закону Божьему. В 1880-х годах в Трифоновом монастыре подвизался известный подвижник Вятской земли — прп. Стефан Филейский. В 1894-1896 годах под руководством губернского архитектора И. А. Чарушина проводились работы по реконструкции и капитальному ремонту Успенского собора. Артель иконописцев из Палеха во главе с Л. И. Париловым выполнила в нём росписи. В начале ХХ века также были отремонтированы Никольский надвратный, Трёхсвятительский и Благовещенский храмы. В то время монастырь представлял собой благоустроенную обитель с немногочисленной братией (15-20 человек) и небольшими земельными угодьями.
Как писал в 1912 году в своей «Истории Вятского Успенского Трифонова монастыря от его основания до настоящего времени» К. Селивановский, «кто бывал в Успенском монастыре при предшественниках преосвященного Павла, тот ныне приятно будет поражён теми благоустройством и порядком, какие ныне царствуют в обители прп. Трифона. Здания монастырские ремонтированы, перекрыты, а то и вновь покрыты железом, выстроены вновь два дома под квартиры… По всему монастырю и квартирам проведен водопровод… Для богомольцев устроена под братским корпусом «странноприимница». Более чем 300-летнию историю монастыря прервал в 1917 году большевистский переворот. В сентябре 1918 года по распоряжению советской власти Трифонова Успенская обитель была упразднена, её насельников выслали в Пермскую губернию. В монастырских стенах разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советская партийная школа. Впрочем, уже в декабре 1918 года благодаря подвижническим трудам Юлии Александровны Лавровской была зарегистрирована Трифоновская религиозная община, в ведение которой перешло оставшееся имущество монастыря. Спустя пять лет эту общину разгромили (Ю. Лавровская по приговору суда отправилась в ссылку в Сибирь), и Успенский собор при поддержке официальных властей захватили обновленцы, изгнав оттуда сторонников Патриарха Тихона. Другие монастырские храмы были переданы различным организациям. В 1929 году Успенский собор окончательно перестал быть домом молитвы. Монастырские колокола пошли на переплавку, вещи и богослужебные предметы из храмов продали или передали губернскому музею и архиву. В качестве «лома драгметаллов» безбожное государство нашло «применение» и серебряной раке прп. Трифона Вятского. Церкви лишились иконостасов (сохранился только в Успенском соборе). Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В 1935 году богоборцы разобрали колокольню Трифонова монастыря и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В 1942 году исчезли угловые башни и южная стена Успенского монастыря. В храмах и монастырских постройках размещались архив, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха электромеханического завода.
Начиная с 1940-х годов верующие неоднократно обращались к властям с просьбой вернуть им Успенский собор. Предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы бывшей обители, а для архива приобрести другое здание. Но на все прошения инициативная группа получала один ответ: «Собор занят, и о его передаче не может быть и речи». Уникальный архитектурный ансамбль погибал на глазах. Восстановительные работы в монастыре начались только в 1950-е годы, но велись они «фрагментарно». Здание Успенского собора не отапливалось, стекла были выбиты, стены покрывались слоем влаги и плесени. Только в 1980-е годы силами Кировских реставрационных мастерских была отреставрирована Трёхсвятительская церковь, восстановлена юго-восточная и северо-западная башни, воссозданы южный участок ограды с воротами, поварня. В 1988 году, на волне перестроечных преобразований, вновь приступили к обсуждению вопроса о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. Мнений при этом рассматривалось лишь два: передать монастырь краеведческому музею или Кировской епархии. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 года Успенский собор вернули епархии. В августе 1991 года Кировский облисполком принял историческое постановление о передаче всего ансамбля Успенского Трифонова монастыря Кировскому епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящён Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. А 25 сентября 1991 года Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря в городе Кирове. Настоятелем обители стал правящий архирей — архиепископ (ныне митрополит) Хрисанф (Чепиль). С этого времени начались активные восстановительные работы в Трифоновом монастыре. Были отреставрированы палаты настоятеля и Братский корпус (в нём находятся епархиальное управление и Вятское духовное усилище), заново построена колокольня, срублена надкладезная часовня, завершена реставрация Никольской церкви, на глазах преобразился и Успенский собор, благоустроена прилегающая к храму территория.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №105, ООО «Де Агостини», 2011
Главная святыня Трифонова Успенского монастыря — мощи преподобного Трифона Вятского. К ним стекается множество паломников, ищущих у святого помощи и защиты. Мощи святого Трифона в 1690 году торжественно перенесли в храм из часовни, где они пребывали во время возведения каменного собора, и поместили около левого придела. Деревянная, в металлическом посеребрённом окладе, гробница с чеканным позолоченным изображением святого на лицевой стороне первоначально была обнесена «решёткой из зелёной меди». В 1830 году над гробницей устроили сень, созданную по рисунку губернского чиновника Василия Николаевича Мосолова: «столярную и резьбенную работу сени» изготовил штатный служитель архиерейского дома Егор Холуев, а крашение и позолоту «с написанием с трёх сторон в клеймах икон и вверху… Господа Саваофа» подрядился выполнить вятский мещанин Иван Шмелёв. Стараниями епископа Варсонофия (Курганова) в 1894 году сень была обновлена на средства купца В. С. Поскребышева, тогда же гробницу приподняли на две ступени. Краевед начала ХХ столетия И. М. Осокин сообщал, что вес надгробия преподобного Трифона составлял 4,5 пуда, а общая его стоимость достигала 5000 рублей (очень большие по тем временам деньги). Богатый, художественно вычеканенный навес над ракой покоится на четырёх посеребренных колоннах. Пять ажурных крестов над небольшими иконами, заключёнными в круглый рельеф, венчают всю композицию. Красочная эмаль и драгоценные каменья вплетаются в чеканку по серебру. О деяниях преподобного Трифона Вятского повествуют развёрнутые циклы, расположенные в два яруса на стенах собора.
Длинными лентами тянутся по стенам храма сцены, иллюстрирующие основные события из жизни чудотворца Вятского. Верхний регистр посвящён жизни святого до его прихода в Вятскую землю: на южной стене — «Благословение преподобного Трифона священником» и «Преподобный Трифон у настоятеля Пыскорской обители», на западной — «Труды и послушания преподобного Трифона» и «Преподобный Трифон подаёт исцеление больным», на северной — Преподобный Трифон приемлет пострижение в ангельский чин» и «Явление Богоматери жителям Вятки». Нижний ярус — «Видение преподобного Трифона в болезни» и «Возвращение преподобного Трифона в Вятку» (южная стена), «Перенесение в Успенский храм мощей преподобного Трифона» и «Явление преподобному Трифону Божией Матери» (северная стена). На столбах представлены изображения святых, облачённых в богатые одеяния. Западную стену занимают: многофигурная монументальная композиция «Преставление преподобного Трифона» и «Благодарение Бога за помощь в устроении монастыря», где основатель обители написан на фоне монастырских построек в виде благообразного старца с широко открытыми глазами и ниспадающими волнами седых волос. Христос с небес посылает чудотворцу свое благословение. Торжественно восседает Божия Матерь в окружении ангелов. Перед ней почтительно склонился святой. Его тёмное одеяние контрастирует с ярким хитоном Пресвятой Богородицы и светлыми фигурами херувимов, выразительных в своей безыскусности. Сохранились иконы — как древние, так и относительно новые, — запечатлевшие особые моменты в жизни этого знаменитого вятского святого. На иконе «Богоматерь Боголюбская с прп. Трифоном Вятским» изображён святой со свитком на фоне Трифонова монастыря, преклонивший колени перед Пресвятой Богородицей. На свитке читается: «О Пресвятая Госпоже Владычица Богородица Всемилостивая Царица». Правая ладонь Её раскрыта в жесте обращения, в левой руке — свиток с надписью: «Владыко Вседержителю Господи Иисусе Христе Сыне и Боже Мой приклони ухо Твое услыши молитву Матери». Завершает композицию изображение Спасителя в облаках.
Другая святыня, связанная с прп. Трифоном, обретена чудесным образом весной 1993 года. Вот как это было. Начальник лодочной станции попросил водолаза Константина Ушакова выкопать на берегу реки Вятки углубление шириной и длиной в один метр и метр глубиной, чтобы сложить в него накопившийся на берегу мусор. На глубине 70-80 сантиметров водолаз обнарул деревянную доску, скреплённую с торца шпонками, как это делают на иконах. Очистив её от речного песка, он увидел, что перед ним старинный образ. Икона была тёмной, краска в нескольких местах отошла от доски, но сам рисунок хорошо сохранился. Константин показал находку товарищам, а после работы забрал икону домой. С иконы смотрел старец в монашеском одеянии, его правая рука была сложена в благословляющем жесте, а левая держала свиток. Над головой старца прочитали: «С. Пр. ТРИФОНЪ ВЯТС. ЧУДЪ» — и тут же припомнили, что совсем недавно, в 1991 году, был возрождён Троифонов-Успенский монастырь. Более года святая икона находилась в доме Ушаковых. Жена Константина Лидия Ивановна, давно страдавшая гипертонией, неожиданно сильно расхворалась. Однажды во сне неведомый голос повелел ей отнести икону в церковь. В начале лета 1994 года Лидия Ивановна рассказала об этом сотруднику архива Михаилу Сергеевичу Судовикову. Тот поведал историю обретения иконы редактору «Вятского епархиального вестника» Владимиру Семибратову, который пообещал помощь в передаче иконы в Вятскую епархию. Вятский художник Александр Набиуллин восстановил живописное изображение облачения и рук преподобного Трифона Вятского. Лика он почти не касался, лишь затонировал небольшую щербину в области левого лобного бугра, образовавшуюся, по всей видимости, от удара каким-то острым предметом. Других повреждений этот образ не имел. С 1996 года, когда широко отмечалось 450-летие прп. Трифона Вятского, по благословению архиепископа (ныне митрополита) Вятского и Слободского Хрисанфа, этот образ ежегодно освящает своим присутствием Свято-Трифоновские чтения. Осенью 1998 года с молебна перед этой иконой началась жизнь Вятской православной гимназии. Наконец, ещё одна великая святыня хранится до сих пор в Кировском краеведческом музее. Это вериги в виде массивного металлического креста, который, по преданию, носил преподобный Трифон.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №105, ООО «Де Агостини», 2011