Вятка (Киров). Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор, 1689 г.
Первое каменное сооружение ансамбля — Успенский собор, строительство которого велось с 1684 по 1689 годы, является самым древним из дошедших до нас каменных сооружений вятского края. Назначение храма быть главным монастырским зданием и определило его тип: пятиглавый, четырёх-столпный, с тремя полукружиями апсид тип, освящённый традицией. Первоначальное деревянное позакомарное покрытие в 40-е годы XVIII столетия было заменено на четырёхскатную железную кровлю, а в 1810 году деревянные крыльца уступили место каменным колонным портикам, возведённым по проекту губернского архитектора М. Кисельникова. Работы по перестройке рундуков возглавлял мастер каменных дел Фёдор Тюрин. Тогда же с запада пристроили крытую паперть с двумя палатками. Трёхчастный пониженный алтарь с востока и полукружия западных помещений подчёркивают центричность объёмной композиции собора, придают памятнику скульптурную пластичность. Последующие перестройки не повлияли на архитектурно-художественные качества храма. В 1805 году каменный пол был заменён на чугунные плиты, слюдяные окна уступили место стекольчатым. В 1825 году каменщик Иван Смирнов пробивает четыре окна в цокольной части храма, где под южным крыльцом размещалась кузница, а кладовая заняла небольшое помещение под алтарём.
Внешний облик собора отличается простотой и скромностью архитектурного образа. Гладкие и широкие лопатки, соответствующие конструктивной структуре собора, членят фасады на три прясла, оставляя большие поля ничем не украшенных стен. Горизонтальные линии архитектурной орнаментики составляют лёгкий междуярусный поясок и нарядный карниз, состоящий из тяг, ширинок, сухариков, поребрика. Крутые дуги закомар подчёркивают трёхчастную структуру декоративной композиции. В традициях зодчества середины XVII столетия выдержано оформление наличников: характерное завершение трёхлопастными кокошниками с килевидным повышением в центре, тонкие колонки, перехваченные «дынькой» и пояса «бусинок» по контуру боковых окон верхнего яруса света. Богато профилированные карнизы, изящные аркатурно-колончатые пояса украшают барабаны глав.
В интерьере собора сохранилась роспись. Первые живописные композиции на стенах храма появились ещё в XVIII столетии. В 1811 году местные иконописцы Яков Чарушин, Иван Мамаев и Демид Меньшиков расписали интерьеры на темы, связанные с посвящением храма Богородице.Внушительная фигура Вседержителя в центральном куполе, полные величия евангелисты на сводах боковых глав и сейчас украшают собор. Росписи алтарной части собора, выполненные губернским секретарем Иваном Пинаевым «по предъявленным рисункам и подлинникам», относятся к 1873 году. Остальная живопись во время ремонта 1894 года была записана приглашёнными епископом Варсонофием иконописцами из Палеха под руководством Л. И. Парилова. Новые композиции иллюстрирующие деяния Трифона Вятского представляют целый музей палехской живописи конца XIX века.
Главным же украшением собора служит резной пятиярусный иконостас. По своим художественным качествам он представляет блестящий образец высокого профессионального мастерства местных резчиков.
Источник информации — Архитектура, дизайн и строительство. История архитектуры Кирова и области

Трифонов монастырь находится на берегу реки Вятки в историческом центре города. Его кафедральный собор — старейшее здание города и древнейший сложенный из камня вятский православный храм, которому посчастливилось уцелеть до сегодняшнего дня. Судьбы Свято-Успенского собора и Трифонова монастыря связаны неразрывно ещё с тех давних времён, как в округе объявился удивительный человек. Студёным январским днём 1580 года в город Хлынов, как прежде звалась Вятка, из архангельских земель пришёл Трифон, монах Пыскорского монастыря и пустынножитель, работавший прежде в строгановских вотчинах и водивший знакомство с их знатными хозяевами. В миру он звался Трофимом Дмитриевичем Подвизаевым (1546-1612), а в Хлынове он вознамерился организовать мужской монастырь. Идею Божиего человека вятчане поддержали: уже несколько недель спустя Трифон отправился в Москву с челобитной от жителей нескольких городов округи к самому государю Ивану Васильевичу, известному своим грозным нравом. Миссия подвижника в столице увенчалась успехом. Царская грамота даровала Трифону право на земли, отведённые им под монастырь и прежде принадлежавшие старому городскому погосту, а также «безданно и безоброчно» ряд населённых деревень, озёр, лугов и участки наделов под пашню.
В самом начале весны столичный митрополит Антоний также пожаловал Трифону храмозданную грамоту на возведение храма и икону Божией Матери «Одигитрия». В Москве удачливый посланец из Хлынова был рукоположен в сан иеромонаха и назначен руководить строительством храма. В середине июля Трифон возвратился в Хлынов уже в статусе настоятеля будущего монастыря. Горожане, по свидетельству современников, этому «зело возрадовашася и прославиша Бога и вси течаху к преподобному с радостною душею и приимаху от него благословение». По воде в Хлынов из Слободского доставили разобранную по брёвнышку тамошнюю Благовещенскую церковь — обычная практика на то время. Ей предстояло быть временным храмом для отправления служб на период строительства будущего Успенского собора, который должен был соответствовать и размерами, и обликом своему московскому предтече. Новый воевода Вятки Василий Овцын проникся благой идеей Трифона и всячески содействовал ему в сборе пожертвований на новую церковь в честь Успения Божией Матери. На пасху 1587 года он первым делом привлёк к этому знатных и состоятельных горожан. Древесину для строительства по-прежнему сплавляли из города Слободского по течению реки Вятки. На собранные деньги к следующему году в монастыре было построено деревянное здание новой церкви. Была она «о шести верхов шатровых со главами» и с пятью приделами которые символически означали вятские города, что в своё время стали учредителями Успенского монастыря и дали немало денег на его собор.
По сведениям «Книги письма и дозору Успенского монастыря хлыновского городового приказчика Федора Рязанцева 7109 (1601) году», это были города Хлынов, Котельнич, Орлов, Слободской и Шестаков. После завершения строительных работ пришло время отделывать здание внутри и наполнять его церковной утварью. Вновь самоотверженный подвижник отправился в Первопрестольную, просить помощи у власть предержащих. Новый государь Феодор Иванович приветил Трифона, а владыка Иов, поставленный в ту пору московским Собором первым Патриархом на Руси, дал разрешение освятить новый вятский храм. В Хлынов Трифон привёз богатые московские дары — целую дюжину возов, нагруженных иконами, ризами, христианскими книгами и церковной утварью. Это и позволило обустроить церковь, освящённую в 1589 году и ставшую соборной для монастыря, названного по её имени Успенским. «Велика и пречудна…» — именно так говорили о новой монастырской церкви вятчане, отдавая при этом должное как её размерам — «яко и доныне всеми видами есть», так и оригинальности строения, какого в округе уж точно «нигде не обретается». Действительно, храмов в целых шесть шатров в ту пору в России было днём с огнём поискать. Большинство известных русских северных православных церквей с подобной структурой датируется в лучшем случае концом ХVII столетия. Храм упоминается в «Переписных книгах» с 1646 года; он запечатлён и на различных изводах иконы «Трифон Вятский перед Богоматерью». Это подлинная архитектурная доминанта всего ансамбля монастыря, сердце его и центр композиции, окружённой бревенчатой стеной с восьмигранной надвратной Никольской церковью. В начале ХVII века сюда добавилась высокая колокольня, жилые кельи и хозяйственные помещения. Неподалёку от алтарей Успенского собора ещё в минувшем столетии появилась деревянная часовня: она обозначила святой источник, который, согласно монастырскому преданию, обустроил сам преподобный Трифон, именем которого всё чаще стали именовать эту святую обитель. Однако спустя всего три четверти века Успенская церковь совершенно обветшала, вследствие чего была разобрана в 1664 году.
Ровно сто лет прошло со времени освящения деревянной Успенской церкви, когда её сменил величавый каменный собор. Он стал первым в деревянном монастыре зданием такого рода и третьим каменным строением в Хлынове, где уже были возведены Архирейские палаты и кафедральный собор. Ныне, после их утраты, Успенский собор остаётся в городе наиболее древним каменным зданием. Нынешний храм строили с 1684 по 1689 год по велению архиепископа Вятского и Великопермского Ионы. Возможно, основные работы, требовавшие высокой квалификации, могла вести опытная московская артель, год назад завершившая в Хлынове возведение кафедрального собора. При этом, по сведениям первого историка Вятского края Александра Ивановича Вештомова, весьма обширный фронт работ осваивали «большей частью сами монахи… их было тогда до 200 человек… Исайя Злыгостев особенно пред прочими подвизался в трудах». Представителю местного состоятельного купечества Исайе Злыгостеву был доверен ответсвенный пост монастырского казначея, он ведал материально-финансовыми вопросами стройки. При закладке фундамента был обнаружен гроб почившего Трифона Вятского. Он был бережно выкопан и помещён в специально воздвигнутую на южной стороне стройки часовню, а по окончании работ мощи преподобного со всеми подобающими почестями перенесли в только что отстроенный собор вместе с его личными вещами. 31 мая 1689 года Успенский собо торжественно освятили. Все следующие перестройки и реконструкции здания существенно не изменили его облика. Полвека спустя храму сделали новую кровлю, к 1809 году переделали паперть и южный с северным входные порталы, установив вместо деревянных крылец каменные портики с колоннами.
Закрытие 21 сентября 1918 года по распоряжению властей монастыря, плодотворно развивавшегося три столетия, автоматически должно было повлечь за собой и прекращение деятельности всех его храмов. На защиту Успенского собора встала местная подвижница Юлия Лавровская. Образовалась приходская община Успенской церкви, благодаря самоотверженности и энергии Лавровской в декабре 1918 года. Представители общины при Успенской церкви заключили в декабре 1918 года соглашение с Вятским Советом депутатов о принятии в «бессрочное, бесплатное пользование богослужебные здания с богослужебными предметами». Согласно этому договору, храмы Трифонова монастыря были переданы его новоиспечённой религиозной общине, которая обязалась использовать все храмы исключительно для богослужений, не проводить политические собрания и не вести с амвонов агитацию против новой власти. В противном случае членам общины угрожала кара «по всей строгости революционных законов», которые в ту пору не знали милосердия. Подвижники сразу включились в работу. Успенский собор несколько месяцев стоял без отопления, внутри было много грязи и старого личного имущества монахов, превратившегося в полную рухлядь. Ключи от Успенской церкви членам общины приходилось всякий раз выпрашивать для проведения богослужений у приставленного властями заведующего зданием. Несмотря на имеющиеся в монастыре дровяные запася, верующим пришлось закупать топливо на собственные средства, чтобы хоть как-то обогревать огромный собор, а изыскивать их становилось всё труднее. Однако постепенно удалось отремонтировать в храме печи, а на службы стал приходить священник, в помощь которому был придан хор, состоявший из монахинь городского женского монастыря. Между тем власти вовсе не собирались оставлять монастырь в полном распоряжении верующих. Палаты настоятеля и братский корпус стали местом расквартирования губсовпартшколы — подобные уродливые аббревиатуры тогда были в моде. Помимо будущих партийцев в стенах обители также разместили склад изъятых церковных ценностей и госпитальные палаты. По ряду сведений, в 1921 году православная община ещё продолжала существовать в Трифоновом монастыре; ею руководил отец Виктор, в миру Островидов. Однако уже в 1923-м году представителями раскольничьей обновленческой церкви, пользуясь поддержкой властей, изгнали сторонников Патриарха Тихона и захватили Успенский собор, а в других храмах святой обители обосновались различные сторонние организации.
К 1929 году Успенский собор был окончательно выведен властями из лона Церкви. Православной общине запретили пользоваться другими храмами монастыря, а собор передали губернскому архивному бюро под хранилище книг и документации. Началось буквальное разорение обители. Были уничтожены монастырское кладбище и деревянная часовня, воздвигнутая над целебным источником. Колокола сняли с колокольни и пустили в переплавку, а большая часть церковной утвари была продана в качестве простого лома драгоценных металлов. Государство конфисковало даже великую святыню монастыря — раку святого Трифона, сделанную из серебра. Уцелело лишь то, что было передано в архивное бюро и Губернский музей, а также главный иконостас Успенского собора. В 1935 году разрушили и разобрали монастырскую колокольню, а также уничтожили часть каменной ограды. Суровые годы Великой Отечественной войны стали для зданий Успенского собора и всего монастырского комплекса временем очередной кардинальной переделки, в ходе которой часть построек была утрачена. В 1942 году пришёл черёд непосредственно Успенского собора: его угловые башни и часть стены южного фасада вандалы при полном попустительстве властей попросту разобрали на кирпич. Вслед за тем стали активно «заселяться» во многие добротные монастырские постройки. Ещё в предвоенные годы в святой обители успели «прописаться» общежитие, обслуживающие его столовая с прачечной, а потом здесь стали обустраивать и коммунальные квартиры жилого фонда. К ним быстро добавились пекарня, мастерская обувщиков, филиалы различных учебных заведений. Когда же закончилась война, территорию монастыря облюбовал местный электромеханический завод, разместивший в храмах чугунный и сталелитейный цеха.
Ещё в 1940-е годы представители православной общины стали просить местные власти возвратить им если и не весь монастырь, то хотя бы его жемчужину — Успенский собор. Наиболее деятельные прихожане готовы были вкладывать собственные скромные сбережения в реставрацию храма и даже купить в городе здание, чтобы перевести туда хранилище архивных документов. Однако ни одно из многочисленных обращений православных кировчан не возымело действия: власти всякий раз отвечали отказом, ссылаясь на то, что собор «уже занят». Как ни странно, в 1950-х годах в бывшей обители развернулись ремонтные и восстановительные работы, имеющие вялотекущий характер. В здании Успенского собора так и не восстановили отопительную и вентиляционные системы, поэтому зимой стены храма покрывались льдом даже внутри, а в тёплое время года постоянно сырели и плесневели.
Подлинное восстановление Успенского храма началось только в 1980-е годы, когда судьба монастыря стала заботой городской общественности. В 1980 году специалисты Кировских специальных научно-реставрационных производственных мастерских разработали проектную документацию по реставрации всего монастырского комплекса как единого архитектурного ансамбля. В дальнейшем работы на территории обители шли в тесном сотрудничестве строителей и реставраторов с Кировской епархией. В 1988 году представителями православной общины было собрано более 12 000 подписей под петицией о возвращении храма верующим. В итоге многочисленные усилия общины верующих принесли результат. В апреле 1989 года Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, два года спустя Кировский облисполком постановил передать весь архитектурный монастырский ансамбль епархиальному управлению, а 25 сентября того же года Священный Синод благословил открытие всего Свято-Трифонова мужского монастыря. Тогда же, в 1991-м году, была реконструирована и восстановлена гордость обители — Успенская церковь. После передачи Трифонова монастыря Кировской епархии этот замечательный храм приобрёл статус кафедрального собора. Значение кафедрального собора в городе очень велико: именно сюда, к примеру, специально доставляется Благодатный огонь из храма Гроба Господня в Иерусалиме для пасхальной службы. В 2004 году на деньги, пожертвованные собору благотворителями, для его звонницы был отлит на тот момент крупнейший в епархии колокол — весом 3,5 тонны.
В 2007 году Банк России выпустил памятную монету достоинством в 25 рублей, на реверсе которой изображен Трифонов монастырь с соответствующей подписью и жемчужина его архитектуры, её своеобразная визитная карточка — Свято-Успенский кафедральный собор.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №309, 2018 г.

Православные храмы часто сравнивают с кораблями, и этот образ вполне применим к Свято-Успенскому собору Трифонова монастыря. Подобно могучему судну, его белокаменная громада словно плывёт над низиной речных берегов, и если смотреть от реки, возникает ощущение, что он величаво движется по небу как по волнам. Этот шедевр храмового ходчества датируется 80-ми годами ХVII столетия. Ощущение гордого величия и мощи исходит от его фасадов. Впечатление усиливает положение здания покоящегося на высоком подклете, словно на добавочном постаменте. При этом специалисты отмечают скульптурную «пластичность» такого своеобразного храма-монумента, которую обеспечивают трёхчастная апсида на востоке и полукруглые конструкции западных деталей всего здания. Большая трёхчастная апсида храма существенно понижена относительно его основного объёма, что придаёт традиционному четверику здания массивный вид, делающий его центральной и геометрически правильной частью всей композиции. Это поистине «правильный» русский храм: строгость и чёткость фасадных линий в соответствии с традицией сочетается с такой же лаконичностью и даже нарочитой скромностью как декора, так и всего архитектурного образа, что и придаёт всему зданию неповторимое очарование и безусловную историчность. Не случайно уже с первых лет постройки храма в камне современники отмечали его первенствующие красоту и величие в ряду четырёх храмов Трифонова монастыря.
Однако существует мнение, что Успенский собор проектировался и возводился под впечатлением от известного московского собора Василия Блаженного, который понравился преподобному Трифону Вятскому. К примеру, над храмом Трифонова монастыря высятся столь же массивные главы с ажурными крестами из кованой стали. Структурно здание собора разделяется по фасадам широкими лопатками на три прясла. Этот термин пришёл в русскую церковную архитектуру из зодчества оборонительных сооружений и означает свободный участок между двумя башнями. В Европе прясло называется «куртиной». В храмах, подобных Успенскому, эти вертикальные части фасада иногда разделяются ещё и пилястрами. Как следствие, фасады кировского собора имеют относительно большие площади, не украшенные декоративными элементами. В свой верхней области четверик окаймлён красивым сложносоставным карнизом, детали которого — поребрик, «ширинки», «сухарики», «тяги» — вкупе образуют нарядный декоративный пояс. К 1896 году губернский архитектор Иван Аполлонович Чарушин реконструировал и отремонтировал здание собора, и с тех пор оно имеет привычное нам обличье. Белоснежные стены собора покоятся под сенью его чёрных куполов на четырёхскатном покрытии. Первоначально здесь было установлено деревянное позакомарное покрытие. В ходе работ 40-х годов ХVIII столетия решено было заменить его на железную кровлю в четыре ската. Трёхчастную структуру фасадов основного объёма здания ещё более подчёркивают полуциркульные кокошники. Их дуги на Успенском храме высокие и крутые, а внутри полукружий располагаются настенные росписи.
В начале ХIХ столетия к западному фасаду здания пристроили крытую паперть с двумя палатками, ставшие своеобразной «изюминкой» архитектуры собора. Сверху их очертания кажутся почти завершёнными окружностями. Большие и величественные, каждая размером с часовню, они подчёркивают центричность объёмной композиции храма, придают памятнику скульптурную пластичность и формируют парадный облик Успенского собора. С севера и юга к храму примыкают входные порталы. Первоначально каждое из крылец храма было деревянным. В 1810 году решено было заменить их портики с колоннами. Проект для новых каменных крылец собора разработал известный губернский архитектор Михаил Петрович Кисельников.
В середине 1990-х годов Свято-Успенский собор кардинально преобразился. Накануне знаменательного визита в Киров Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1994 году, было решено обновить как его внешний вид, так и внутренние интерьеры. Во многих местах они были заново покрыты красочной росписью в стилистике прежних утрачеченных фресок. Также был восстановлен главный пятиярусный храмовый иконостас. В годы торжества воинствующего атеизма многие иконы местного ряда, как наиболее доступные, были утрачены, прочие же пали жертвами вандализма и нуждались в реставрации, которую и осуществили в 1990-х годах специально приглашённые столичные художники-реставраторы и мастера из Ярославля. Большинство икон написано в стилистике так называемой Строгановской школы конца ХVI века, основанной на северной, новгородской традиции. Об Успенском соборе всегда говорили, что он похож на художественный музей. Ведь стены его ещё на пороге ХIХ и ХХ веков оформляли приглашённые епископом Варсонофием мастера из Палеха, и прежде всего артель знаменитого Льва Премудрого — так земляки именовали могучего Льва Ивановича Парилова, и впрямь внешне отчасти походившего на царя зверей. Стенопись храма осуществлял его сын, талантливый Павел Парилов, который уже в 15 лет организовал собственную иконописную артель художников и реставраторов. Ныне в соборе бережно сохраняются уцелевшие фрагменты росписи работы вятских художников-иконописцев Димида Меньшикова, Ивана Мамаева, Якова Чарушина. Они датируются 1811 годом и по-прежнему впечатляют посетителей собора, в особенности изображение огромной фигуры Господа Вседержителя, находящегося в центральном куполе храма, а также символические изображения евангелистов, которыми украшены внутренние своды боковых глав Успенского собора. Алтарную же часть в 1873 году заново расписывал «по предъявленным рисункам и подлинникам» местный губернский секретарь Иван Пинаев, проявивший недюжинный талант иконописца. Впоследствии с теми же «тщанием и бережением» соборные росписи восстанавливали в 1990 году вятские художники, иконописцы и реставраторы.
По рисунку губернского чиновника Мосолова в 1830 году была выполнена сень над величайшей святыней обители — ракой с мощами Трифона Вятского. 2 июня 1684 года нетленные мощи святого были обретены в ходе строительства каменного здания. В соборе была установлена рака преподобного, позднейший, дореволюционный вариант которого, изготовленный из серебра, был кощунственно изъят из храма и безжалостно переплавлен. Нынешняя рака святого восстанолена по её подобию. Тут же хранились и личные вещи первого вятского архимандрита: посох, кипарисовый крест, «вериги железные с таковым же крестом и тремя железными штуками от пояса, кои носил на себе прп. Трифон, весом 8 3/4 фунта «, а также Евангелие преподобного в серебряном окладе, в своё время переписанное им от руки. Среди многих почитаемых святынь собора — старинный образ Спаса Нерукотворного, в 2013 году похищенный из сельской церкви и возвращённый в Успенский собор Трифонова монастыря.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №309, 2018 г.

Успенская соборная церковь — первое каменное здание на монастырской территории — была заложена в 1684 году. Инициатором каменного строительства стал назначенный в 1674 году на Вятскую кафедру архиепископ Иона (Баранов). По его тогдашнему понятию, оригинальные формы деревянного Успенского собора не отвечали тогдашним канонам церковной архитектуры, которые, в частности, предписывали «шатровых церквей не строить». Летописцы свидетельствуют, что собор возводился под руководством московских зодчих. Строительство Успенского собора продолжалось пять лет — освятили в 1689 году. Весь внешний облик собора с пышным пятиглавием создаёт впечатление покоя и величия. Боковые главы группируются вокруг массивного центрального купола на широком барабане, венчая монументальный четверик. Храм стал первым в Вятке зданием, получившим железное покрытие. В 1810 году к Успенскому собору пристроили северный и южный портики, а с запада устроили крытую паперть с двумя палатками. Однако и после этого черты, свидетельствующие о принадлежности храма к ХVII столетию, не исчезли. Это: характерное завершение наличников кокошниками изящного профиля и мелкий декор, набранный из лекального кирпича. Не перегружая фасады, с удивительным чутьём и тактом одели зодчие в орнамент здание Успенского собора. Особую выразительность ему сообщает тонкий контраст между гладью стен и изысканными декоративными элементами, а узорная тень профилей на фасадах усиливает живописность архитектурного наряда.
Реконструкцией 1810 года дело не обошлось. За пять лет до этого архимандрит Михаил провёл замену обветшавшего пола из камня сердовика на чугунные плиты. Крестьянин Иван Смирнов в 1825 году пробил четыре окна в цокольной части храма, где под южным крыльцом разместилась кузница, а кладовая заняла небольшое помещение под алтарём. Очередное поновление храма датируется 1894-1896 годами. Собор тогда заново выкрасили, печи переложили, заменили оконные рамы. Были устроены новые престолы. Капитальный ремонт проходил под руководством губернского архитектора И. А. Чарушина. Главным украшением интерьера служит резной пятиярусный иконостас, занимающий всю восточную стену. Его деревянные конструкции покрыты декоративной накладной резьбой, исключительной по богатству своего рисунка. Основной мотив — растительный мир: виноградные лозы, тонкие ветви, цветы, которые, переплетаясь с различными завитками, тянутся по колонкам, заполняют фризы междуярусных карнизов, создавая подобие деревянного кружева, наброшенного на конструктивный остов. Карнизы делят иконостас на пять ярусов, между иконами расположены колонны. Композиция иконостаса разбита на три части. Центральной частью иконостаса являются царские врата с пышной навесной сенью. Иконы в центральной вертикали почти в два раза больше остальных, здесь помещены, согласно канонам, высшие представители священной иерархии на иконах «Отечество», «Богоматерь на престоле», «Спас в силах». В нижний ряд вошли иконы, посвящённые преподобному Трифону Вятскому и Божией Матери. Иконы следующего, праздничного, ряда значительно меньше остальных и вместе с местными играют роль своеобразного постамента, несущего каркас трёх верхних ярусов, заполненных изображениями деисусного чина, пророков и праотцев. Иконостас сохраняет строгость и статику форм ХVII века. По своим художественным качествам он представляет собой блестящий образец искусства древних резчиков. Библиографические источники утверждают, что иконы — «старинной живописи и по большей части те самые, что получены были как дар Москвы ещё преподобным основателем монастыря». К росписям интерьеров собора приступили лишь в начале ХIХ века.
В 1811 году вятский мещанин Демид Меньшиков подписал в конторе Успенского Трифонова монастыря контракт на роспись центральной главы храма. В живописных работах участвовали иконописцы Яков Чарушин и Иван Мамаев. Система размещения традиционных сюжетов была определена заказчиком. В центральном куполе помещено изображение Саваофа в окружении херувимов. На сводах боковых глав располагаются евангелисты. В клеймах над иконостасом: в центре — «Распятие», с правой стороны — «Снятие с креста», с левой — «Положение во гроб». Стены расписывались в два регистра. Десять священных исторических сцен нижнего пояса выполнил Иван Мамаев, получивший живописное образование частным образом у учителя рисования Вятской духовной семинарии Фёдора Черепанова. Алтарная часть была украшена росписями позднее, в 1825 году. Здесь иллюстрировались сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Живопись свободных участков стен и столбов имитировала мрамор. Богатая лепнина и «сие расписание… в прочности, доброте и искусстве», не должны были уступать «росписанию здешнего кафедрального собора». Во время капитального ремонта собора, проведённого в 1894-1896 годах, первоначальная живопись была записана — за исключением изображений в верхних частях храма. Для исполнения новых росписей был приглашён известный художник и реставратор из Палеха — Лев Иванович Парилов, обладавший большим опытом по реставрации древней стенописи. Богатая фантазия мастера «рисует» на стенах соборного храма мир, в котором всё красиво и радостно. Дух народного искусства лежит в основе цветового строя росписей Успенского собора. Подчёркнутая простота форм, идущая от традиций новгородской школы, и пристрастие к богатейшей орнаментике, характерной для строгановского письма, демонстрируют особый строй образного языка живописи главного храма Трифоновой обители. Архаичный для конца ХIХ века стиль росписей Успенского собора, отличающийся иллюстративным, повествовательным характером, по-своему оригинален и выразителен.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №105, ООО «Де Агостини», 2011

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?