Преображенский монастырь, 3 класса, в городе Вятке. Построен в 1624 году. Здесь находятся особо чтимые иконы святых исповедников Гурия, Самона и Авива и великомученика Пантелеймона. При монастыре в 1891 году открыто женское отделение миссионерской школы Вятского братства Николая чудотворца. Монастырь имеет больницу и мастерские: живописную, позолотную и рукодельную.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
К числу ранних комплексов города следует отнести Преображенский девичий монастырь, который был основан по грамоте Михаила Фёдоровича при поддержке патриарха Филарета в начале XVII столетия. Деревянные монастырские строения располагались за кремлёвскими укреплениями на высоком холме над Вяткой. Небольшой монастырь, отделённый от кремля рвом, стоял уединенно, «прилежа» только с северо-запада к Пятницкой слободе. Позднее территория монастыря вошла в черту города и уже с XVIII века являлась частью его исторически сложившегося центра.
Преображенский монастырь был значительно беднее другого действовавшего в Вятке монастыря — Трифоновского. С самого основания он содержался за счёт государственной казны и «мирским подаянием». Приходов монастырь не имел, а первые угодья были пожалованы ему только в конце XVIII столетия после указа императора Павла об увеличении монастырских денежных средств.
Значительные доходы приносили пожертвования благотворителей «на поминовение усопших родственников», продажа различных изделий, изготовленных сестрами обители, и крестные ходы. Однако средств явно не хватало, монастырское строительство велось медленно. Многие жилые, хозяйственные и подсобные постройки, располагавшиеся на территории монастыря, и в XX веке оставались деревянными.
Комплекс каменных зданий складывался в течение длительного времени — с конца XVII до начала XX века, что определило его стилистическую неоднородность. Первоначально планировочная композиция ансамбля со свободно застроенной культовыми строениями серединой и службами по периметру ограды представляла традиционный пример организации древнерусского монастырского комплекса. Позднейшие переделки, особенно строения конца XIX века, сильно исказили старый облик ансамбля. Вдоль продольной оси территории, намеченной постройкой Преображенской каменной церкви в 1696 году, последовательно были возведены: храм Тихвинской иконы Божией Матери (1838) в одной связи с домом настоятельницы и северное крыло северо-западного корпуса келий с ремесленными мастерскими (1877). Плацпарадную площадь украсило западное крыло келий северо-западного корпуса с церковью Божией Матери «Утоли скорбь и печали» (1883). Новые постройки заслонили древнюю Преображенскую церковь, лишив город одной из интереснейших видовых точек, и замкнули цепочку основных строений, формирующих парадный двор монастыря.
Небольшие деревянные и полукаменные дома послушниц в окружении зелени деревьев и решетчатых палисадников первоначально примыкали к южной стене ограды. После 1834 года, когда монастырскую территорию по ходатайству игуменьи Павлы расширили до архиерейской усадьбы, группа жилых строений стала играть в ансамбле более важную роль. Она отделяла официальную парадную часть монастыря от внутреннего хозяйственного двора, который застроили теплицами и службами разного назначения. Другая часть двора с пекарней, прачечной, банями, скотным двором и каретником заняла северную зону ансамбля, ограниченную каменной стеной с двумя воротами. Северную и восточную ограды закрепила невысокая двухъярусная башенка, акцентируя общую конфигурацию комплекса, получившего форму неправильного многоугольника. Строительство каменной ограды, начавшееся в конце XVIII века, было закончено только в 30-е годы XIX столетия.
Монастырь функционировал до 1920-х годов. С 1924 года здания стали использоваться под жильё и для размещения различных учреждений. В 1930-е годы были разобраны верхние ярусы колокольни, глава над храмом Преображения, сняты кресты. В настоящее время, несмотря на все утраты, памятник архитектуры, в котором слились воедино стили XVII, XVIII и XIX столетий, сохранил свой индивидуальный и неповторимый характер.
Источник информации — Архитектура, дизайн и строительство. История архитектуры Кирова и области
Храмы Преображенского монастыря г.Вятки.
1856 г.
Построена в 1696 г. от доброхотных дателей при игумении Евфимии с 75 сестрами-старицами, колокольня 1821 г. снова перестроена тщанием того монастыря игумении Серафимы. Зданием каменная, с таковой же колокольней, крепка. Настоящая холодная церковь во имя Преображения Господня. Церковь больничная построена от доброхотных дателей и окончена постройкой 1839 г. при бывшей игумении Афанасии, зданием каменная. Престолов в ней 3: настоящая во имя пресвятой Богородицы Тихвинской, правый придел во имя прп. Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев; а левый во имя св. Митрофания Воронежского Чудотворца. Утварью достаточна. Причта положено по штату 2 священника, дьячок и пономарь. Священники домов своих не имеют, проживают в казенном монастырском доме.
На содержание священно-церковнослужителей получается жалование: священника по 11 рублей по 40 по 2 с тремя четями копеек, а дьячку и пономарю по 5 р. 71 с половиной копеек серебра в год. Прихожан нет. Священно-церковнослужители за вечное поминовение Графини Анны Алексеевны Орловской Чесменской по духовному ее завещанию из 500 р. серебром, внесенных ею в государственный заемный банк, получают процентов денег 2 р. серебром чрез настоятельницу монастыря, которая имеет на сии документы.
ГАКО ф.237 оп.70 д.143 лл. 3об.-4
1905 г.
Построена в 1796 г. доброхотных дателей при игумении Евфимии с сестрами-старицами и колокольня 1821 г., наружи церковь перестроена тщанием игумении монахини Серафимы. Зданием каменная, с таковой же колокольнею, крепка. Настоящий храм холодная церковь в честь Преображения Господня. Теплая церковь каменная, построена тщанием игумении Емеринтианы 1877 г., а в 1901 г. перестроена тщанием игумении Евгении. Престолов в ней 3, из которых в среднем приделе освящен в честь иконы Афонской Божией матери, именуемой «Утоли моя печали». Церковь больничная построена от доброхотных дателей 1839 г. при игумении Афанасии, зданием каменная. Престола в ней 3 : средний – нижний в честь иконы Тихвинской Божией матери, правый – верхний во имя прп Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. Утварью достаточна.
Причта положено по штату 2 священника и 2 псаломщика, а с 1 ноября 1895 г. на штатной диаконской вакансии состоит 3-й священник. На содержание священнослужителей положено жалование: священнику по 11 р. 42 коп, на диаконскую вакансию 8 р.
Сайт «Вятка – православное прошлое» http://urzhum-uezd.ortox.ru/vjatskie_monastyri_nachala_20_veka/view/id/1191074
История основания монастыря до сих пор точно не известна. Большинство историков опираются на книгу протоиерея Дмитрия Рязанцева « Вятский Преображенский девичий монастырь», изданную в 1887 году. Вот что написано в этом исследовании Д.Рязанцева о месте и основании монастыря: «Вятский Преображенский женский монастырь находится в г.Вятке на высоком берегу р.Вятки, не в дальнем от него расстоянии к северу приходская Сретенская церковь и губернские присутственные места, с юга кафедральный Троицкий собор с принадлежащими казенными домами; восточная сторона монастыря обращена на р.Вятку, а западная на городскую площадь. … Когда был основан монастырь и какое было побуждение основать оный, по неимению документов, определить трудно. Впрочем, с вероятностью можно положить, что он получил начало в 1624 г., и в то же время построена каменная церковь во имя Благовещения Божией Матери, с приделом преп. Михаила Малеина на таможенные вятские доходы. Монастырь занимает 85 квадратных сажен в длину и 50 поперечника, обнесен со всех сторон каменной стеной с башней на севере-востоке. Стена вышиной 1 ½ сажени и толщиной 1 ¼ аршина. В монастырь ведут трое ворот, на полотнах которых написаны священные изображения. Северная часть стены и башня довольно древней постройки, а остальные новые, пространство между новым зданием церковным и домом Кафедрального собора обнесено железной решеткой. Стена, башня и ворота покрыты железом и отбелены.
Из издания протоиерея Д.Рязанцева «Вятский Преображенский девичий монастырь. История и современное его состояние» Типография Куклина. Вятка, 1887, переиздание Альфа-М Москва-2005 г.
Вятский девичий Спасо-Преображенский 3-классный штатный монастырь построен 1624 г.
Церквей в монастыре три: 1) летняя каменная; престол в ней один в честь Преображения Господня, 2) теплая каменная, домашняя, находится в связи с настоятельским корпусом, в ней 3 престола: главный в честь иконы Божией Матери Тихвинской и 2 придела на хорах; с правой стороны во имя всех Киево-Печерских угодников и на левом во имя святителя Митрофания Воронежского и 2-й теплый каменный дом, построенный над воротами и соединяющий северный и южный корпуса. В ней 3 престола: средний в честь Божией матери «Утоли моя печали», с правой стороны – во имя святого пророка Илии и с левой во имя исповедников Христова Гурия, Симона и Авива. Последние 2 престола еще не освящены.
Колокольня каменная, 3-х ярусная, устроена над алтарем Тихвинской церкви, она соединяет Тихвинский храм с Преображенский.
В монастыре 10 отдельных корпусов: 4 больших корпуса каменных, 3 полукаменных и 3 деревянных. Ограда каменная со всех 4 сторон монастыря.
Вне монастыря здания:
а) дом каменный 2этажный с мезонином для помещения причта в 1 части г.Вятки на Воскресенской площади. Куплен монастырем в 1831 г.;
б) Дом полукаменный в 1 части г. Вятки на Пятницкой улице, тоже для помещения причта, пожертвованный г-жей Рябининой;
в) Дом полукаменный 2этажный в 2части г. Вятки на Кукарской улице, пожертвованный Вятской мещанкою Татьяною Алексеевой Мамаевой. Рядом с ним находится на углу Владимирской улицы пусторожнее место, пожертвованное слободским купцом Петром Исааковичем Сапожниковым ; на последнем устроен скотный двор монастыря;
г) Делигиль с большим огородом в 1й части г. Вятки на Спенчинской улице, пожертвованный чиновницей Анной Алексеевной Поповой;
д) усадебное место с избой в 1 части г. Вятки на Гласисной улице;
е) Деревянный флигиль с огородом в 1 части г.Вятки на Никитской улице. Оба эти места пожертвованы купеческою девицею Марией Климентьевой Князевой;
ж) Дом полукаменный в 1 части г.Вятки на Казанской улице, пожертвованный Вятскою мещанкою Марией Александровной Поздняковой и женой действительного статского советника Раисой Александровной Троекуровой. Участок земли мерою 2042 ½ кв саж, находящийся в Петроградской губернии и уезде Московской волости, расположенный по правую сторону линии Царско-Сельской железной дороги в гнезде под № 3, в границах Плевинской улицы и участков под № 5 того же гнезда и под № 1, пожертвованный крестьянином Костромской губернии Солигаличского уезда, Торионовской волости Авраамом Василевым Соболевским, ныне жительствующим в Петрограде. Пусторожнее место мерою 200 кв сажень находится в 1 ч. г.Вятки, на Всесвятской улице, пожертвованное вдовой унтер-офицера Софией Яковлевной Стяжкиной.
Сенные покосы: 1) всемилостивейшее пожалованная под названием Филимонихи, Медведихи и Сидориха в количестве 55 дес.; 2) пожертвованный Вятской мещанкою Татьяной Алексеевной Мамаевой в Вятском уезде Щербининской волости под названием коссинской, мерой 10 дес. и Копенских 6 дес. и в Дымковском лугу, мерою 6 дес. 2086 кв сажень, пожертвован который мещанкою Евгенией Андреевной Бариновой
Рыбные ловли всемилостивейшее пожалованы в озерах Тросном и Духовом.
Мукомольная водяная мельница Всемилостивейшее пожалованы, находятся в 60 верстах от г. Вятки при селе Вожгалах, на реке Быстрице, деревянная в 4 поставах. При мельнице полукаменный 2этажный дом, амбар, житница и помещение для мельника и помольцев. Неподалеку от мельницы находится каменная часовня во имя Смоленской Божией Матери.
Лесной участок в Дубровской даче в количестве 1333 дес., находится в Ракаловской волости, отведенный в 1871 г., на распоряжении прав…
Итого: а) усадебные земли 4 дес. 421 кв. сажень; б) сенокосные 77 дес. 1982 кв. саж.; в) лесной участок 133 дес.; г) под прудом, арендой и при мельнице – 17 дес. 1680 кв. саж. А всего 385 дес. 1683 кв. саж.
Монастырю по штату положено: игумен 1, казначея 1, монахинь 15, сверх штата 16, послушниц указных и неуказных 280.
На содержание свое монастырь получает из казны 337 р. 43 к. в год.
Описи монастыря имеются, они составлены в 1906 г.
ЦГАКО ф. 237 оп. 70 д. 232 лл. 1-3; http://urzhum-uezd.ortox.ru