Вятка (Киров). Церковь Феодоровской иконы Божией Матери.

Иван Чарушин воплотил на Вятской земле немало своих оригинальных проектов, в том числе — церковь Феодоровской иконы Божией Матери, появившийся на Вятке в 1918 году. В ту тяжелую революционную пору храм был достроен, а начали его возведение еще в 1915 году – в честь 300-летия дома Романовых. Феодоровская икона Божией Матери считалась покровительницей царской династии: именно ей в 1616 г. был благословлен на царство Михаил Романов.
14 июня 1915 года храм был освящен: нижний этаж – в честь Феодоровской иконы, а верхний – в честь святителя Николая. Газета «Вятские епархиальные ведомости» за 18 июня 1915 г. так описывала освящение: «Редкое для Вятки торжество и участие в нем многочисленного духовенства собрало к месту закладки множество народа. Место для [храма] выбрано весьма удачно. Расположенный на весьма высоком берегу р. Вятки (близ арестантских рот), он будет виден на десяток вёрст кругом. В то же время он удовлетворит давно назревшую потребность в храме на северной окраине г. Вятки, доселе храма лишённой». Совершил торжественную литургию епископ Вятский и Слободской Преосвященный Никандр. Материалом для строительства храма был выбран красный кирпич, Иван Чарушин запроектировал здание в необычном для Вятки неорусском стиле: храм увенчали 13 куполов.
По своему прямому назначению великолепно выстроенный храм прослужил недолго. В 1930 году его закрыли. Конечно же, причиной послужила атеистическая политика советской власти. Целых 15 лет – до 1945 года двери храма были на замке. Во время Великой Отечественной войны храм работал, в нем располагался сборный пункт. После окончания войны храм вновь открыли, освятили, и в нем начались богослужения.
До 1962 года Феодоровская церковь, спроектированная И. Чарушиным, принимала прихожан, но в 1962 году решением городских властей храм был закрыт, а в 1963 году его здание взорвали и разломали с помощью танков, замостив обломками красного кирпича проезжую часть.
http://perestroyka43.ru/statii/149-21-2012-16-noyabrya/feodorovskaya-tserkov-rekonstruktsiya-ili-novostroika

Романовская (Феодоровская) церковь, построенная в Вятке, служила людям и Богу до 1929 г. Приход насчитывал в то время 30 человек в возрасте от 40 до 60 лет. Первый раз церковь закрыли в связи с гонениями в 1929 г. Было решено переоборудовать её под клуб Союза текстильщиков. Но в 1930 г. был разработан план переоборудования церкви под общежитие «Стройуча». Данный проект тоже возглавлял И.А. Чарушин, делая всё возможное для того, чтобы спасти здание церкви. На нижнем этаже было спроектировано 6 жилых помещений, 2 кладовые, умывальная комната и т. д.; на верхнем этаже – 5 жилых помещений, «красный уголок», две кладовые, кубовая, умывальная и сторожевая комнаты. Так на долгие годы церковь была вынуждена забыть о своём предназначении.
В годы Великой Отечественной войны церковь была передана для нужд армии. Бывший следователь военной прокуратуры Тамара Сергеевна Наумова, так вспоминает это время: «В Кирове формировались полки из команд, которые прибывали из Борового, Вишкиля, Слободского и т. д. Зимой из них формировали знаменитые лыжные батальоны. Команды прибывали в церковь, где их обмундировывали, снаряжали, и рота готовилась к отправке. Маршевые роты следовали на Киров-Котласский, строились на плацу и отправлялись на фронт». В это время внутреннее пространство церкви вновь претерпело изменения. Т.С. Наумова рассказывала: «Мне, как следователю военной прокуратуры, не раз приходилось бывать в данной церкви (были случаи членовредительства). Так как она была военным объектом, её обнесли колючей проволокой, поставили часовых. На первом этаже церкви было высокое жилое помещение, по периметру которого в 4 яруса располагались нары. Был глубокий подвал, где размещались военные склады (обмундирование, снаряжение, продовольствие). Церковь – это распределительная рота 34-й стрелковой дивизии, через которую прошли 252353 человека. Именно поэтому церковь заслуживала своего восстановления, она является своего рода памятником всем тем, кого она благословила на жизнь и на смерть». Этот рассказ дополняют воспоминания Николая Андреевича Сапожникова, 1912 г. рождения: «В 1943 году в церкви, действительно, находился продовольственный склад, где военные могли отоварить свои аттестаты. Выдавали муку, крупу, печенье, тушёнку. Пайки выдавали у входа, на первом этаже».
С сайта: http://www.herzenlib.ru/

История Феодоровской церкви начинается весной 1914 года, когда епископом Вятским и Слободским был избран Никандр (Феноменов). Газета «Вятская речь» в день закладки нового храма 15 июня 1915 года сообщала о том, что «преосвященный Никандр по приезде на Вятскую кафедру обратил серьезное внимание на отсутствие приходских храмов в северной и южной частях города Вятки. Городская дума по ходатайству вятского архиерея уступила места в северной и южной частях города под постройку храмов, и первой началась постройка в южной части города. Преосв. Никандр внес первую лепту на это святое дело, выделив из своих личных средств тысячу рублей». Предполагаемый же храм в северном районе города так и не был воздвигнут.
Для нового храма было избрано очень красивое место — на крутом берегу реки Вятки, в начале улицы Морозовской (ныне — улица Розы Люксембург). Новый храм должен был дополнить ансамбль городских церквей. В 1913 году состоялось торжественное всенародное празднование 300-летия царствующего дома Романовых. В память об этом событии нижний престол начатого в 1915 году постройкой храма решено было освятить в честь Феодоровской иконы Божией Матери — святыни рода Романовых. Так церковь получила в народе наименование Феодоровской или Романовской. Феодоровский храм, как и единоверческий Серафимовский, строился по проекту И.А. Чарушина. Если в проекте Серафимовской церкви архитектор черпал вдохновение в облике храмов Москвы ХVII века, то во внешнем виде Феодоровской церкви заметно влияние новгородской и псковской храмовой архитектуры. Перечислю лишь некоторые характерные детали: строгий облик здания — скупость в декоре; щипцовые фронтоны; псковская звонница — вместо колокольни. Интересно, что Чарушин и на этот раз не отказался от многоглавия, только декоративные маковки получили иную форму — не луковиц (как в облике Серафимовской церкви), а «языков пламени». Небольшой по объему храм смотрится высоким, устремлённым в небо.
По проекту Чарушина церковь должна была быть двухэтажной. К осени 1915 года строительство и отделка нижнего храма были окончены, 15 ноября состоялось его освящение. А еще через год, в октябре 1916 года был открыт самостоятельный приход. Интересно, что строительство верхнего храма продолжалось и после октября 1917 года и завершилось (предположительно) в конце 1918 года. В 1930 году Феодоровская церковь была закрыта, в здании размещены воинские склады. Бывший храм стал объектом строгой охраны. В годы Великой Отечественной войны в здании храма располагался сборный пункт. С этим временем связана еще одна легенда из истории Феодоровской церкви. В июле 1941 года тело Ленина из мавзолея в Москве было эвакуировано в Тюмень. Секретный состав следовал через Киров. Несколько дней и ночей мумия вождя мирового пролетариата хранилась в здании бывшей Феодоровской церкви.
После войны здание церкви оказалось свободно. И вот весной 1946 года после неоднократных ходатайств верующих Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР разрешил открыть храм для богослужений. Вятская епархия медленно восстанавливалась. Если к осени 1941 года оставались действующими всего 6(!) храмов по всей области (в городе Кирове — ни одного), то к концу 1950-х годов были открыты уже почти 70 храмов. В начале 1960-х годов кампания по борьбе с религией в СССР обрела «второе дыхание». В Кировской области стали сниматься с регистрации церковные общины; а затем храмы, закрепленные за ними, закрывались и передавались местным властям под различные нужды или подвергались сносу. Не избежала этой участи и одна из действующих в городе Кирове церквей — Феодоровская.
Со второй попытки осенью 1962 года Совет по делам религий при Совмине СССР разрешил Кировскому облисполкому снять общину церкви с регистрации, что и было сделано. Здание же церкви было решено снести. Его взорвали, а затем доломали с помощью танков и тракторов.
http://arch-heritage.livejournal.com/1155710.html

Феодоровская церковь занимает особое место в истории Вятки. Это был последний храм, построенный в дореволюционном городе. Его строительство было тесно с масштабными торжествами, которые происходили в 1913 г. по всей России в честь 300-летия семьи Романовых, поэтому церковь также называли «Романовской».
История храма началась с анонимного письма, в котором неустановленное лицо сообщало епископу Вятскому и Слободскому Никандру о желании жителей северной части Вятки построить храм. Газета «Вятская речь» в день закладки нового храма сообщала о том, что «преосвященный Никандр по приезде на Вятскую кафедру обратил серьезное внимание на отсутствие приходских храмов в северной и южной частях города Вятки. Городская дума по ходатайству вятского архиерея уступила места в северной и южной частях города под постройку храмов, и первой началась постройка в южной части города. Преосв. Никандр внес первую лепту на это святое дело, выделив из своих личных средств тысячу рублей».
После этого в 1914 г. был создан комитет по постройке храма, в него вошли П.Н. Шкляев (председатель), О.А. Танаевский (товарищ председателя), члены комитета И.А. Чарушин, А.А. Истомин, А.В. Румянцев, П.А. Шильников, Ф.А. Ездаков, В.М. Хлебников и др. «Вятские епархиальные ведомости» 18 июня 1915 г. писали, что «новый храм строится в память 300-летия дома Романовых. Место для него выбрано весьма удачно. Расположенный на весьма высоком берегу р. Вятки (близ арестантских рот), он будет виден на десяток вёрст кругом. В то же время он удовлетворит давно назревшую потребность в храме на северной окраине г. Вятки, доселе храма лишённой». В 1915 г. нижний храм был освящен в честь всероссийской святыни – Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы Российского государства и Царского Дома Романовых. Верхний этаж – во имя Святителя Николая. Приход церкви насчитывал в то время 30 человек в возрасте от 40 до 60 лет.
Архитектором храма был выбран И. А. Чарушин. Если в проекте Серафимовской церкви архитектор черпал вдохновение в облике храмов Москвы ХVII в., то во внешнем виде Феодоровской церкви заметно влияние новгородской и псковской храмовой архитектуры. Можно перечислить лишь некоторые характерные детали: строгий облик здания – скупость в декоре, щипцовые фронтоны, псковская звонница – вместо колокольни. Интересно, что Чарушин и на этот раз не отказался от многоглавия, только декоративные маковки получили иную форму – не луковиц (как в облике Серафимовской церкви), а «языков пламени». Небольшой по объему храм смотрится высоким, устремлённым в небо.
В 1929 г. храм был закрыт, было принято решение переоборудовать его под клуб текстильщиков, а в 1930 г. и вовсе под общежитие «Стройуча». Последним проектом занимался все тот же архитектор И.А. Чарушин. Существует версия, что таким образом он хотел спасти храм от разрушения. На нижнем этаже было спроектировано 6 жилых помещений, 2 кладовые, умывальная комната и т. д.; на верхнем этаже – 5 жилых помещений, «красный уголок», две кладовые, кубовая, умывальная и сторожевая комнаты. Так на долгие годы церковь была вынуждена забыть о своём предназначении.
В годы Великой Отечественной войны в здании церкви располагался сборный пункт, она стала военным объектом и была обнесена колючей проволокой. Фактически в этот период из бывшей Феодоровской церкви кировские солдаты уходили прямо на фронт. Бывший следователь военной прокуратуры Тамара Сергеевна Наумова в интервью историку М.С. Соловьевой так вспоминала это время: «В Кирове формировались полки из команд, которые прибывали из Борового, Вишкиля, Слободского и т. д. Зимой из них формировали знаменитые лыжные батальоны. Команды прибывали в церковь, где их обмундировывали, снаряжали, и рота готовилась к отправке. Маршевые роты следовали на Киров-Котласский, строились на плацу и отправлялись на фронт… Мне, как следователю военной прокуратуры, не раз приходилось бывать в данной церкви (были случаи членовредительства). Так как она была военным объектом, её обнесли колючей проволокой, поставили часовых. На первом этаже церкви было высокое жилое помещение, по периметру которого в 4 яруса располагались нары. Был глубокий подвал, где размещались военные склады (обмундирование, снаряжение, продовольствие). Церковь – это распределительная рота 34-й стрелковой дивизии, через которую прошли 252353 человека. Сплошным потоком шло на фронт новое пополнение, которое как кровь вливалось в ослабленные части действующей армии».
В 1946 г. здание было вновь возвращено Русской православной церкви, в нем возобновились богослужения. Послевоенный год был очень голодным, очевидцы вспоминали огромное количество гробов, умерших ежечасно привозили отпевать в церковь. В начале 1960-х гг. в городе ожидали приезд Н. С. Хрущева, одновременно в СССР шел новый виток антирелигиозной кампании. В 1958-1961 гг. в Кировской области были закрыты 20 церквей. Хрущев в итоге в Киров так и не приехал, но в результате излишнего «рвения» городских властей в октябре 1962 г. храм снова закрыли и обрекли на гибель. Проживавшие в соседних домах кировчане вспоминали, что ни первым, ни вторым взрывом разрушить церковь не удалось. Позднее всё-таки смогли взорвать колокольню, далее за дело принялись танки: они тянули за тросы, привязанные к выступающим частям здания, и в итоге развалили храм. В таком полуразрушенном виде здание церкви простояло некоторое время, пока его постепенно не разобрали. Обломками камней храма замостили проезжую часть улицы Розы Люксембург.
В 1974 г. городские власти попытались возвести на этом святом месте памятник в честь 600-летия г. Кирова, в основании храма была заложена т.н. «капсула времени». В нее положили около 30 экспонатов, в основном, продукты предприятий Кировской области: куклы, гармошки, шины, шубы и т.д. Также в капсуле оказались бюсты Ленина и Кирова, первым же номером шло послание будущему поколению от пионеров прошлого. Что пожелали эти дети 1970-х гг. своим потомкам, по сей день остается загадкой. После закладки капсулы в этом месте набережной более 30 лет был пустырь.
В 2002 г. администрация города разрешила Вятской епархии начать работы по восстановлению Феодоровской церкви. На стадии проектирования выяснилось, что набережная не выдержит тяжелое каменное здание – начнутся оползни. Было решено отказаться от первоначального замысла восстановить церковь по проекту Чарушина. В 2006 г. Вятская епархия предложила возвести на этом месте небольшой деревянный храм – копию Владимирской церкви в резиденции президента РФ на Валдае, что и было сделано. 25 августа 2007 г. новый Феодоровский храм был освящен.
http://vyatkawalks.ru/wiki/feodorovskaya-tserkov/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?